Способ отражения внутреннего мира человека

Литература. Термины и понятия. Психологизм в литературе. Понятие примеры.

Психологизм.

Психологизм – это один из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения.

Психологизм (oт гpeч. psyche — дyшa и logos — пoнятиe, cлoвo) – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений.

Способы и методы психологизма в литературе.

Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком. Эта форма повествования позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Он может проследить детально внутренние процессы, прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться.

Пример.

«Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» («Отцы и дети». И.С. Тургенев).

Внутренний монолог — передача мыслей и эмоций героев, их переживаний, как бы подслушанных автором (мысли Анны Карениной по пути на вокзал до самоубийства; монолог Катерине в «Грозе» : Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться. Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит»).

Персонажи-двойники ; так герой-двойник Ивана Карамазова — чёрт, который появляется при обострении душевной болезни героя и исчезает при появлении Алеши. Черт – воплощение какой-то стороны сознания Ивана, их внутренний диалог – это его внутренний спор с самим собой.

Рассказ от первого лица – то есть от лица автора или героя произведения, что позволяет ярче передавать внутреннее состояние, переживания, мысли.

Например, повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья»: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».

Письма, дневники. Они позволяют наиболее естественно сообщать о внутреннем состоянии героев, достаточно полно и глубоко раскрыть внутренний мира (герой сам говорит о своих мыслях и переживаниях).

Примеры: письма Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Обломова к Ольге в романе И. Гончарова).

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.(Письмо Татьяны Онегину).

Записки путешественника – позволяют передавать мысли, наблюдения размышления автора.(«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: «В созидании городов видел я одно расточение государственныя казны, нередко омытой кровию и слезами моих подданных. В воздвижении великолепных зданий к расточению нередко присовокуплялося и непонятие о истинном искусстве. Я зрел расположение их внутренное и внешное без малейшего вкуса»).

Сны героев ; они влияют на ход событий, предвосхищают их, предают внутреннее состояние героя. Так Дмитрий Карамазов видит во сне плачущее дитя, потому что он постоянно ищет свою нравственную «правду», мучительно пытается сформулировать «идею мира», и она является ему во сне. (Ф.М. Достоевский).

Из сна Обломова: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут».

Мечты, планы героев (пустые мечтания Манилова : «Далее он снова стал мечтать: «…как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»).

Внешние приёмы (жесты, мимика); например, отрывок из повести И.С. Тургенева «Первая любовь: после такой невероятной для Владимира встречи он «убежал к себе в комнату, бросился на постель и закрыл лицо руками». Эти жесты являются знаком того, что герой был в необыкновенном восторге от пережитого, который не мог словесно выразить, и поэтому все эмоции вылились в слезы, слезы радости.

Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей).

Примеры.

Мир вещей.

«Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем» (А.П. Чехов. «Три года»).

Пейзаж. Один из ярких примеров – старый дуб, о котором думает Андрей Болконский в разные периоды календарного времени и своей жизни. Изменения, произошедшие в душе князя после второй встречи с дубом: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Читайте также:  Угломестный способ определения дальности

Портрет Печорина (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»). «…я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера»; глаза его не смеялись, когда он смеялся: «это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» и т.д.

Подтекст. Внутренний мир героев иногда скрыт в подтексте, читатель лишь догадывается, что творится в их душе. (Например, чёрное платье Анны Карениной: «Это было редкой красоты черное платье. Оно было абсолютно черное, но поскольку оно было сшито из бархата, кожи и шелка, то шелк был прозрачно-черным, а бархат совершенно-сумасшедше-черным».)

Прием умолчания , при котором писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания. На письме умолчание обычно обозначается многоточием.

«С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец». Достоевский не договаривает, умалчивает о самом главном – что «произошло между ними»: то, что внезапно Разумихин понял, что Раскольников убийца, и Раскольников понял, что Разумихин это понял. («Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).

Таким образом, существует много приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Способ отражения внутреннего мира человека

Как называется способ изображения внутреннего, душевного состояния героя через его внешнее поведение («Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку»)?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

– Ничего, ничего, – твердил, умилённо улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошёл торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку, которую тот не сразу ему подал.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь. позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.

– Так как же, Аркадий, – заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, – сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

– Дома отдохнём, папаша; вели закладывать.

– Сейчас, сейчас, – подхватил отец. – Эй, Пётр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.

Пётр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошёл к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

– Я здесь с коляской, но и для твоего тарантаса есть тройка, – хлопотливо говорил Николай Петрович, между тем как Аркадий пил воду из железного ковшика, принесённого хозяйкой постоялого двора, а Базаров закурил трубку и подошёл к ямщику, отпрягавшему лошадей, – только коляска двухместная, и вот я не знаю, как твой приятель.

– Он в тарантасе поедет, – перебил вполголоса Аркадий. – Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь.

Источник

Способ отражения внутреннего мира человека

Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими («Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи»; «схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом»)?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Читайте также:  Способ локализованных диаграмм сообщение

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

— Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась. — Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.

Источник

Способ отражения внутреннего мира человека

Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакций, внутренних движений («сконфузившись, ответил», «сказал, морщась» и т. п.). Каким термином обозначается способ отображения внутреннего мира человека?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

— Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. — Ведь балконные-то решётки на замках?

— Решётки-то на замках, — подтвердил «гость, — но Прасковья Федоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

— Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

— Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?

— Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

— Да. — тут гость встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный? &nbsp&nbspА то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

— Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт.

— Основание? — строго спросил гость.

— Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

— Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками. Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.

— Ох, как мне не везёт! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?

— Эх, эх. — сказал гость, морщась.

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.

— Ужасно не нравятся.

— А вы какие читали?

— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

— А как же вы говорите?

— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем. разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

— Обещаю и клянусь! — торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к жанру «роман». Дадим определение.

Роман — это жанр новой литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда — многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Роман позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Для героя романа характерно стремление противопоставить свое неповторимое «Я», свою духовную и нравственную свободу окружающей среде, «социальной необходимости». Отсюда разлад между «Я» и обществом.

Общение героев представляет собой обмен репликами. Укажите название такой формы организации текста.

Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц — одно из основных художественных средств для создания образа, характера.

Как называется выразительная подробность, важная для характеристики героя или действия (например, «сухой грозящий палец» незнакомца)?

Читайте также:  Способ как связать сеть

Такая подробность называется деталь или художественная деталь. Дадим определение.

Художественная деталь — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Глава, из которой взят фрагмент, называется «Явление героя». Какое прозвище носил этот герой?

Этот герой носил прозвище «Мастер». Мастер (М) — это герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. М. был историком по образованию и работал в музее. Как-то он приобретает лотерейный билет и выигрывает крупную сумму. М. бросает работу и начинает заниматься тем, о чем мечтал: он пишет роман о Понтии Пилате. Во время написания романа он встречает свою любовь — женщину по имени Маргарита. Она становится верной спутницей и помощницей М.

Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

В самом начале романа поэт Иван Бездомный — совершенно неприметный образ, больше похожий на шарж. Это последний ученик Берлиоза, внимающий его «просвещенным» замечаниям.

По иронии судьбы прозрение Ивана происходит в психиатрической лечебнице — именно там он и познакомился с Мастером. Знакомство Ивана Бездомного с мастером полностью изменило его жизнь. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны», и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я». Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Герои в приведённом отрывке ведут между собой ______. Манера разговора неожиданно появившегося в палате Ивана Бездомного гостя привлекает своей необычностью, которая создаётся с помощью _______ фигур: инверсии, риторических вопросов, умолчания.

Герои в приведённом отрывке ведут между собой диалог|полилог. Манера разговора неожиданно появившегося в палате Ивана Бездомного гостя привлекает своей небычностью, которая создаётся с помощью стилистических фигур: инверсии, риторических вопросов, умолчания.

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором затронута тема творчества. Чем оно схоже (или чем различается) с произведением М. А. Булгакова?

Булгаков с самых первых страниц романа «Мастер и Маргарита» подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка.

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пытается сжечь свой уже ненавистный роман. Но «рукописи не горят»! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова, ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются.

Схожую с булгаковской позицию находим у Бориса Пастернака:

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех… —

Может меняться время, люди даже могут пытаться переписывать историю, но творец, мастер должен всегда быть правдив и служить людям, отдавая себя творчеству без остатка. Такое мироощущение лежит в основе всего творчества Пастернака, свою цель как поэта он видит в постоянном поиске истины.

Таким образом, оказывается, что поэт, писатель — посланник Бога, живущий по небесным законам. Предназначение его заключается в том, чтобы искоренять пороки людей и наставлять их на правильный путь.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

5.2. Литературовед В. Я. Лакшин о романе «Мастер и Маргарита» писал: «…то, что изображено в таком романе, как «Мастер и Маргарита», это вопросы художника к себе и к жизни, попытка понять нечто новое для себя, разобраться в целях и смысле бытия…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

5.1. В самом начале романа поэт Иван Бездомный — совершенно неприметный образ, больше похожий на шарж. Это последний ученик Берлиоза, внимающий его «просвещенным» замечаниям.

По иронии судьбы прозрение Ивана происходит в психиатрической лечебнице — именно там он и познакомился с Мастером. Знакомство Ивана Бездомного с мастером полностью изменило его жизнь. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны», и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я». Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл.

5.2. В приведённом фрагменте текста Мастер приходит в палату к Бездомному. Иван, поплатившийся за самонадеянное желание поймать самого Сатану, попадает в психиатрическую лечебницу. В описании Мастера мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами …» Обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол. В психиатрической клинике они не лечатся, а «сидят». Недвусмысленный намек на заточение неугодных людей. Разговор о поэзии — опять вопросы, которые решаются неоднозначно: сначала Иван Бездомный гордился своим поэтическим творчеством, но потом происходит переоценка и он уже почему-то «неохотно» сознается Мастеру, что он поэт. Таким образом, трудно не согласиться с мнением В. Я. Лакшина о том, что роман «Мастер и Маргарита» — это «попытка понять что-то новое», в нём столько вопросов и проблем, над которыми стоит задуматься, что после его прочтения возникает ощущение, что ты заново открываешь мир.

Источник

Оцените статью
Разные способы