Содержание
Абстракция (от лат. термина abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов («металл», «атом», «натуральное число»). В других случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с которым они в действительности неразрывно связаны («красота», «нравственность», «стоимость», «полезность»). В процессе абстракции приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Например, невозможно «пересчитать» весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается абстракция актуальной (т. е. «сосчитанной», «завершённой») бесконечности.
Процесс абстракции является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстракции. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в «чистом» виде — все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении абстракции для познания Ленин писал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… — от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьёзные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» [1].
Критерием того, насколько абстракции, вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса абстракции и его результатов даёт диалектический материализм.
Метод абстракции — это универсальный метод познания, логическая основа понимания природы и общественной жизни — и в субъективном смысле, т. к. посредством абстракции «…мы превращаем всякую вещь в логическую категорию…» [2], и в смысле объективном, поскольку абстракция (категории мышления) есть «…выражение закономерности и природы и человека…» [3]. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика, которая сама по существу является наукой об абстракциях: они составляют её предпосылку, метод и предмет. Все другие науки (в той мере, в какой они пользуются математикой) заимствуют её абстракции для собственных методов исследования, описания и объяснения, но каждая наука добавляет к заимствованным абстракциям свои, только ей свойственные абстракции. Существуют абстракции, характерные для всех естественных и общественных наук и практики. Таковы, в частности, простейшие абстракции свойств, классов и отношений, абстракции одинаковости, отождествления, неразличимости, индивидуации и др., необходимые как на первых шагах образования понятий, узнавания и классификации объектов познания, так и на всех уровнях формирования знаний о природной и общественной жизни.
Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной абстракции. Превращение продуктов абстракции — понятий, идей — в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Современный номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая её важнейших средств отражения действительности, её потенциальных эвристических возможностей.
В диалектической логике понятие абстракции употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (см. Абстрактное и конкретное).
Источник
ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Это отражение не является зеркальным.
По характеру отражения в процессе познания выделяют две ступени, которые тесно связаны между собой: чувственное познание (первая ступень) и абстрактное мышление, или логическое познание (вторая ступень).
Чувственное познание — это познание непосредственное. На этой ступени действительность отражается посредством органов чувств в форме ощущений, восприятии и представлений. С помощью этих форм отражения не удаётся познавать внутренние, существенные стороны вещей и явлений, законы их функционирования и развития. Сущность вещей и явлений познаётся на ступени абстрактного мышления.
По сравнению с чувственным познанием абстрактное мышление обладает рядом особенностей.
Абстрактное мышление является опосредствованным отражением мира. При помощи абстрактного мышления, т.е. путём логической переработки чувственных данных, мы можем познавать то, чего не наблюдаем непосредственно.
Абстрактное мышление представляет собой обобщённое отражение мира.
На второй ступени познания, исходя из чувственных данных, в предметах и явлениях выделяют общие свойства и на их основе обобщают и выделяют предметы некоторого типа. В результате такого обобщения и выделения предметов образуются понятия об этих предметах. Понятия, в свою очередь, служат методологическим инструментом познания. Обобщающий характер мышления проявляется также в возможности формировать законы, отражающие свойства классов предметов, явлений и т.д.
Особенностью мышления является его неразрывная связь с языком. «На “духе”, — писал К.Маркс, — с самого начала лежит проклятие — быть “отягощённым” материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка.»[4]. Язык — это средство формирования мыслей. В языке закрепляются результаты мышления, посредством языка происходит обмен мыслями между людьми.
Мышление является активной и целенаправленной деятельностью. В процессе мышления ставятся определённые цели и формируются задачи. Для достижения поставленных целей и решения задач осуществляются мыслительные действия.
Все перечисленные особенности мышления обусловлены применением определённых логических методов и приёмов познания, отражением мира в определённых логических формах.
Основными (логическими) формами, в которых выражаются мысли, являются: понятия, суждения, теории и др. Основными формами, в которых происходит развитие знания, являются: умозаключение, проблема, гипотеза и др.
Логика изучает эти формы мыслей и формы развития знания, особые приёмы и методы познания, применяемые на ступени абстрактного мышления, а также особые законы мышления.
Источник
Каковы основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
(специальность 030502.65 – юриспруденция)
Каковы основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности?
Конкретное – чувственное познание. ЧП дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.
Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса.
Восприятие – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. (зрит. Восприятие растущего под окном дерева)
Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Имеется только тогда, когда непосредственное воздействие отсутствует. П могут быть и образами предметов, существующих реально, а также могут образовываться на основе описания предметов, не существующих в действительности.
Абстрактное – рациональное
Мышление – отражает мышление в логических формах
Понятие
· отражает действительность в обобщенных образах (в отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное)
· мышление – процесс опосредованного отражения действительности (благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний – опосредованно. То есть мы получаем выводное знание – знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике)
· мышление неразрывно связано с языком (мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях)
· мышление – процесс активного отражения действительности
Какие семантические категории используются для логической характеристики форм мышления?
Логическая форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
Под содержанием мысли понимают отраженные в ней предметы, их свойства и отношения.
В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Понятие – определенная связь существенных признаков предмета.
Суждение – способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания
Умозаключение – способ связи суждений
Сформулируйте предмет формальной логики.
Формальная логика изучает формы мышления, выстраивая структуру, общую для различных по содержанию мыслей, а также изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя придти к результатам, соответствующим действительности.
Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика.
Охарактеризуйте основные этапы формирования и развития логики.
1 этап – 384-322 год Аристотель – основатель дедуктивной логики, учения о силлогизме, которое стало основанием для развития логики предикатов.
Учение Аристотеля дополнили античные стоики ЗЕНОН И ХРИСИПП описанием сложным высказыванием. Основание для развития логики высказываний. Также дополняли учение аристотеля античные мыслители – Гален, Порфирий, Боэций.
2 этап – теория индукции Ф.Бэкона. (1561-1626) разработал методы научной индукции, которые затем были дополнены Дж.Миллем (1806-1873). Дальнейшее развитие логики связано с именами французского философа Р.Декарта, внесшего существенное развитие в дедуктивную логику, немецкого философа Г.Лейбница(закон достаточного основания) и немецкогофилософа Канта.
3 этап – дедуктивная логика аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составили основу формальной логики, которую называют также традиционной аристотелевской логикой.
Формальная логика дала развитие символической логике ( многозначная логика, вероятностная, временная, деонтическая. Диалектическая логика.
Язык как знаковая информационная система.
Язык – знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.
Основным строительным материалом выступают используемые в нем знаки. Знак – любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета.
2 вида: знаки-образы – имеют сходство с обозначаемыми предметами (копии док-тов, дорожные знаки, фотоснимки)
Знаки-символы – не имеют сходства с обозначаемыми предметами (нотные знаки, знаки азбуки морзе)
Множество исходных знаков языка составляют его Алфавит.
Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой , которая анализирует язык в 3 аспектах – синтаксическом, семантическом, прагматическом.
Синтаксис – раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками.
Семантика – занимается проблемой интерепретации, анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами.
Прагматика – анализирует коммуникативную функцию языка- эмоциональные, психологические, эстетические и др.отношения носителя языка к самому языку.
По произхождению языки бывают естественные и искусственные.
Естественные языки – исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.
Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации.
Язык, выступающий средством построения для изучения другого языка называют метаязыком. Основной – языком-объектом.
Выделяют смешанные языки – базой в которых выступает естественный язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной области. (юридический язык)
Искусственные языки используются в логике.
Язык логики высказываний.(опирается на истинностные характеристики логических связок отвлекаясь от внутренней структуры суждений)
Язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений. (стр.24)
Таблицы истинности высказываний и правила их построения.
Разрешающие процедуры КЛВ (истинностные таблицы).Каждая логическая теория, в том числе и логика высказываний, решает две основные задачи: во-первых, выявляет класс формул, являющихся логическими законами; во-вторых, устанавливает отношение логического следования между формулами.
Каждая отдельная пропозициональная переменная, замещающая собой простое высказывание, может быть истинной или ложной. Это обозначается, соответственно, (1) и (0). Истинность или ложность сложных формул зависит от истинностных значений входящих в них переменных. Эта зависимость представлена в следующей таблице:
А | В | А ˄ В | А ˅ В | А ˅ В | А É В | А ↔ В | А | А |
Сформулируйте основные законы логики высказываний.
Охарактеризуйте простое и ступенчатое деление.
Простое деление – деление на 2 противоречивых понятия.
Ступенчатое деление – деление, когда получившиеся в результате отрицательное противоречивое понятие вновь делится на 2 понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении. (совершеннолетние-несовершеннолетние, достигшие 16-ти лет – недостигшие 16-ти, достигшие 14 – не достигшие)
Ошибка – скачок в делении.
Все S суть М
Применяем правило терминов: первое правило выполняется, т.к. у нас три термина. А второе не выполняется, т.к. средний термин не распределён ни в одной из посылок.
Опишите способы сведения модусов II и III фигур силлогизма к модусам I фигуры.
Я ошибка – потеря тезиса.
Сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к другому, прямо или косвенно связанным с первым. Затем ко 2, 3, 4 и в конце концов забывает исходную мысль.
Я ошибка – подмена тезиса.
Подмена тезиса бывает полной и частичной.
Полная подмена тезиса проявляется в том, что выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой. Возникает когда пропонент четко не формулирует свою основную мысль, а уточняет ее на протяжении дискуссии, а также когда вместо четкого ответа на поставленный вопрос выступающий ходит вокруг да около, прямо не отвечая на него.
Разновидностью подмены тезиса является ошибка «аргумент к личности» — когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению личных качеств этого человека.
Разновидностью подмены тезиса является ошибка «логическая диверсия» —чуствуя невозможность доказать выдвинутое положение, человек пытается переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не имеющего прямой связи с первоначальным суждением. Вопрос об истинности тезиса остается открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему.
Частичная подмена тезиса выражается в том,что в ходе выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис, сужая или расширяя первоначально слишком широкое либое узкое утверждение. (большинство из них — все из них)
2. правила и ошибки по отношению к аргументам
А) достоверность аргументов – то есть истинности и доказанности аргументов.
Доводы выполняют роль фундамента, на котором строится аргументация. Если в фундамент рассуждения кладут непроверенные или сомнительные факты, то ставится под угрозу весь ход аргументации.
Принятие за истину ложного аргумента – основное заблуждение – использование в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которое в действительности не имело места.(ложные показания – наказание невиновного)
Предвосхищение основания –в качестве аргументов используются недоказанные, произвольно взятые положения – ссылаются на слухи, на мнения высказанные кем-то. В действительности же доброкачественность этих доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.
Б) автономное обоснование аргументов – прежде чем доказать тезис, нужно доказать доводы, не обращаясь при этом находят обоснования не обращаясь к тезису. Если такое происходит, то возникает ошибка «круг в демонстрации» — недоказанным тезисом обосновывают недоказанные аргументы.
В) требование непротиворечивости аргументов – из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение. (к обоснованию приговора прибегают к противоречивым показаниям свидетелей и обвиняемых)
Г) требование достаточности аргументов – в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис. Достаточность аргументов следует расценивать не в смысле их количества, а в смысле их весомости. Должны использоваться доводы, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.
Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис – обобщение в этом случае будет «слишком широким или поспешным»
Увеличивая кол-во аргументов можно совершить логическую ошибку – «чрезмерного доказательства»(недостаточное док-во)
3. правила и ошибки в демонстрации
1) дедуктивный способ аргументации.
Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения. (статьи)
Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшой посылке. (точное описание события помогает отыскать среди теоретических положений нужное обобщение и правильно применить его к конкретному случаю. Несоблюдение этого правила нередко приводит к тому, что лишь приблизительно выбирают соответствующее общее положение) «наиболее опасной ошибкой является применение верного для сугубо конкретного случая положения как бузусловного и действующего при любых условиях»
Соблюдение структурных правил этой формы вывода. (термины, кол-во, качество, связки)
2) индуктивный способ аргументации – применяется как правило в случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные. Чем больше наблюдается число благоприятных случаев и чем разнообразнее условия их выбора, тем основательнее индуктивная аргументация. Приводит к проблематичным заключениям, так как свойственное отдельным предметам не всегда присуще группе явлений.
3) Аргументация в форме аналогии – применяется в случае уподобления единичных событий и явлений.
Аналогия состоятельна только тогда, когда 2 явления сходны между собой не в любых, а только в существенных признаках.
При уподоблении 2 явлений или событий следует учитывать различия между ними. (если 2 явления существенно различаются друг от друга, то несмотря на наличие сходных признаков их нельзя уподоблять)
Ошибки:
Отсутствие логической связи между аргументами и тезисом – ошибка мнимого следования.
· Логический переход от узкой области к более широкой. (в аргуметах говорится о свойствах некоторого вида явлений, а в тезисе говорится о свойствах всего рода явлений)
· Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.
· Переход от сказанного в определенном отношении ксказанному безотносительно( опираясь на проблематичные аргументы пытаются доказать достоверный тезис)
Логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы:
· Аргумент к силе – (физическое или иное другое воздействие)
· Аргумент к невежеству – использование неосведомленности оппонента и навязывание ему мнений, которые противоречат науке
· Арумент к выгоде – вместо логического обоснования тезиса прибегают к агитации за его принятии, потому что это будет выгодно в каком-либо отношении
· Аргумент к здравому смыслу – используется как призыв к обыденному сознанию, а не логическое обосновывание тезиса
· Аргумент к состраданию – вместо реальной оценки конкретного случая взывают к жалости, состраданию. (возможное осуждение)
· Аргумент к верности – склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения
· Аргумент к авторитету – ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет
Синтез фактов
Мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.
Выдвижение предположения
Исходный фактический материал анализируют, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в непротиворечивое множество. Которое служит предпосылкой для вероятностного заключения.
· Принцип объективности исследования (истолковывается в 2 планах)
1) психологический – объективность означает отсутствие предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истинности, а не субъективными склонностями.
2) Логико-методологический – всесторонность исследования с целью установления вины. – при построении гипотезы должен учитываться весь фактический материал, а также следует построить все возможные в конкретных условиях гипотезы.
· Условие состоятельности гипотезы
1. гипотезв должна быть непроиворечивой
2. гипотезв должна быть проверяемой – допускать проверку фактами.
3. гипотеза должна быть обоснована
4. гипотеза должна быть информативной (где и как отыскать новые еще не известные факты и дать им рациональные объяснения)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
(специальность 030502.65 – юриспруденция)
Каковы основные формы конкретного и абстрактного отражения действительности?
Конкретное – чувственное познание. ЧП дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.
Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса.
Восприятие – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. (зрит. Восприятие растущего под окном дерева)
Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Имеется только тогда, когда непосредственное воздействие отсутствует. П могут быть и образами предметов, существующих реально, а также могут образовываться на основе описания предметов, не существующих в действительности.
Абстрактное – рациональное
Мышление – отражает мышление в логических формах
Понятие
· отражает действительность в обобщенных образах (в отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное)
· мышление – процесс опосредованного отражения действительности (благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний – опосредованно. То есть мы получаем выводное знание – знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике)
· мышление неразрывно связано с языком (мысль может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях)
· мышление – процесс активного отражения действительности
Источник