Способ отделки натуральной кожи

Производство кожи

Операции отделки, как и подготовительные операции, можно разделить на механические и химические. Ниже дается перечень основных операций отделки и их последовательность.

11. Растягивание (тяжка).

15. Нанесение лицевого покрытия.

18. Измерение площади.

С развитием в нашей стране производства высокомолекулярных соединений (аминосмолы, полиуретаны, пропилен и т. п.) они начинают широко применяться в производстве кожи как наполнители и дубители, а также для пленочных поверхностных покрытий. Эти вещества вводят в полуфабрикат или в порядке самостоятельной операции до процесса сушки, или одновременно с операциями дубления, нейтрализации, жирования. Благодаря введению высокомолекулярных веществ можно значительно улучшить свойства кожи: выровнять ее толщину по площади и придать ряд положительных свойств, не ухудшая гигиенических, в частности, повысить износостойкость.

Приведенный выше перечень основных операций отделки отражает операции, применяемые при выработке юфти и хромовых кож (III класс). Для кож I и II классов ряд указанных в перечне операций отсутствует, о чем будет сказано ниже.

1. Пролежка. Эта операция преследует цель упрочнения связи дубящих веществ с макромолекулами коллагена и восстановление структуры голья, которая несколько изменилась от механического воздействия барабана.

Операцию пролежки проводят в процессе отделки несколько раз после операций, в которых полуфабрикат подвергался механическим воздействиям, или обрабатывался веществами, которые должны равномерно распределиться в толще полуфабриката.

2. Промывка. При этой операции удаляют вещества, отложившиеся в лицевом слое; для кожи, из которой изготовляются детали, подвергающиеся в эксплуатации значительным изгибам, операция имеет большое значение. Вещества, отложившиеся в лицевом слое, делают слой мало тягучим, и вследствие малой тягучести при изгибе могут возникнуть трещины в лицевом слое. Возникновение трещин является пороком, носящим название «садка лица».

3. Отжим. Операция преследует цель придать некоторую твердость полуфабрикату, необходимую для успешного проведения последующих операций. Выполняется на специальных отжимных или разводных машинах (см. разводка).

4. Строгание. Операция является очень важной для экономичного использования кожи III класса в производстве изделий из кожи, так как выравнивается толщина по площади полуфабриката. Операция выполняется на строгальных машинах, принцип работы которых состоит в обработке бахтармы полуфабриката закрепленными на валу острыми ножами. Вал вращается со скоростью 2000 об/мин.

5. Нейтрализация. Эта операция применяется в производстве хромовых кож III класса. В полуфабрикате со временем происходят изменения, приводящие к появлению в его толще кислоты. Излишняя кислота может вызвать неправильное течение последующих операций (крашение, жирование), избыток же ее в коже приведет к ее быстрому разрушению. В операцию входит: а) промывка водой, б) промывка в содовом растворе до получения определенной кислотности в толще полуфабриката, в) промывка водой для удаления образовавшихся солей.

6. Крашение. В кожевенном производстве в настоящее время крашение осуществляется двумя способами: окуночным крашением и крашением покрывным. Крашение окуночное состоит в обработке полуфабриката водным раствором синтетических красителей; покрывное крашение состоит в образовании на лице кожи цветной пленки. Окуночное крашение хромовых кож производится после процесса нейтрализации. Три типа синтетических красителей применяются в кожевенном производстве: основные, кислотные и прямые. Основные красители дают окраску глубокую, но слабо устойчивую к действию света. Реакционными группами в них являются аминогруппы, и поэтому они связываются с кислотными группами белка или танидов. Поскольку в хромовой коже карбоксильные группы связаны с хромом, полуфабрикат не может быть окрашен основными красителями, тогда как полуфабрикат растительного дубления и хромрастительного прочно окрашивается красителями этого вида.

В кислотных красителях реакционной группой является сульфогруппа, и они хорошо окрашивают полуфабрикат любого вида дубления. Однако окраска, даваемая ими, неглубокая.

Читайте также:  Способы что бы муж не пил

Прямые красители представляют собой те же кислотные красители, но частица их имеет больший молекулярный вес, и они не проникают глубоко в структурные элементы полуфабриката.

Окуночное крашение осуществляется в барабанах при повышенной температуре раствора красителя (45-60° С).

7. Жирование. Операция преследует отложение жира на поверхности структурных элементов. Такое отложение препятствует склеиванию структурных элементов и обеспечивает мягкость готовой кожи. Кроме того, намокаемость кожи зависит от количества введенного жира.

Для хромовой кожи и юфти жирование проводится в барабане эмульсиями, в состав которых входит смесь синтетических жиров с животными или растительными жирами.

Введение жира имеет большое значение для кожи, называемой лайкой. При выделке лайки разрыхление голья создается действием алюминиевых квасцов (возможно, что при этом имеет место очень слабое дубление). Жир применяется в виде яичного желтка, который очень тонко распределяется по поверхности структурных элементов. Кроме яичного желтка, в толщу голья вводится пшеничная мука. Отложение муки препятствует склеиванию волокон. Лайка обладает хорошей тягучестью и пластичностью, но после намокания делается жесткой; поэтому она применяется главным образом для легких перчаток.

8. Разводка. Эта операция имеет целью разглаживание морщин на лице кожи. Осуществляется на разводных машинах, принцип работы которых заключается в разглаживании лица полуфабриката гладким валом или валом с тупыми ножами.

9. Сушка. Эта операция является одной из важнейших в производстве кожи. Целью ее является удаление влаги, которая на данной стадии процесса может содержаться в зависимости от вида вырабатываемой кожи в количестве от 45 до 70%.

Удаление влаги сопровождается рядом процессов:

а) увеличением прочности связи между дубителем и макромолекулами коллагена;

б) закреплением структуры, сложившейся в полуфабрикате в результате предыдущих операций;

в) некоторым сближением структурных элементов вследствие удаления влаги и склеиванием этих элементов.

Осуществляется сушка в камерах, через которые проходит ток воздуха с температурой до 50° С.

Полуфабрикат в камерах находится: а) развешанным на шестах; б) натянутым на рамах; в) наклеенным на пластины (фанерные, стеклянные).

Каждый из этих способов сообщает коже определенные свойства. Важным для свойств кожи является и содержание влаги, с которой полуфабрикат выходит из сушилки.

10 и 11. Увлажнение и растягивание (тяжка). После сушки элементы структуры полуфабриката несколько склеены друг с другом. Для получения необходимых свойств кожи их необходимо разделить, что и выполняется путем механической операции, называемой растягиванием (тяжкой). Операция эта повторяется несколько раз и выполняется на тянульной машине. Для получения соответствующего эффекта необходимо полуфабрикат увлажнить до определенной степени (28-32%). Увлажнение выполняют в особых увлажнительных камерах или же складывая окунутый в воду полуфабрикат в кучу.

12. Пролежка необходима для восстановления структуры, получившей сильное изменение в полуфабрикате при растягивании.

13. Подсушка. Так как полуфабрикат имеет излишнее количество влаги, то для успешного проведения последующих операций его необходимо подсушить. Подсушку производят, закрепляя полуфабрикат на рамах. При этом окончательно фиксируется структура.

14. Шлифование полуфабриката. Операция преследует цель окончательного выравнивания толщины. Она выполняется на шлифовальных машинах. При шлифовании несколько повышается мягкость.

15. Нанесение лицевого покрытия — покрывное крашение. Оно состоит в нанесении на лицо кожи вязкой суспензии, состоящей из воды или органических растворителей, вещества, способного образовывать пленку и прилипать к поверхности полуфабриката — пленкообразующего вещества, пластификатора — вещества, придающего пленке тягучесть, и пигмента — цветного порошка. Цвет последнего должен соответствовать цвету полуфабриката, полученному в окуночном крашении.

В качестве пленкообразующих веществ можно применять синтетические полимеры, белки, нитроцеллюлозу, высыхающие масла (льняное масло).

Читайте также:  Классификация погрузчиков по способу захвата груза

В настоящее время чаще всего применяют казеиновые (белок молока) покрытия и акриловые (синтетический полимер). Ограниченно используют растворы нитроцеллюлозы в органических растворителях. Для лаковой кожи применяют масляные (льняное масло) и полиуретановые покрытия. Каждый вид покрытия придает специфические свойства коже. Особенно влияют покрытия на изменение паропроницаемости и воздухопроницаемости. В малой степени изменяют эти свойства белковые покрытия.

Нанесение покрытий производится на специальных агрегатах. По внешнему виду различают три типа лицевой поверхности: гладкое, нарезное с ворсом (бархатистое) и с выдавленным на лицевой поверхности рисунком (кожа с нарезным лицом ценится примерно на 9% дешевле).

Полуфабрикат, имеющий неглубокие лицевые пороки, может быть отделан путем: а) тонкой шлифовки лица и б) нанесения более толстого покрытия.

Бархатистую лицевую поверхность имеют: а) замша натуральная, б) замша хромовая (велюр), в) нубук. В натуральной замше ворс образуется на поверхности, прилегавшей к сосочковому слою, который удаляется; у велюра — со стороны бахтармы, у кожи нубук — со стороны лица, причем ворс у этой кожи очень низкий, так что нубук определяют как кожу с под- шлифованным лицом.

16. Лощение. Полуфабрикат с нанесенным покрытием (кроме акрилового) подвергается лощению. Лощение осуществляется поступательным движением валика (из стекла, агата, яшмы или кварцита) по лицу полуфабриката. В результате лицевая поверхность делается блестящей и пленка плотнее прилегает к нижележащим слоям.

17. Прессование. Операция преследует цель некоторого уплотнения полуфабриката. В производстве кож I и II классов оно осуществляется на катках, где валик, давящий на поверхность с усилием до 500 кгс/см 2 , совершает возвратно-поступательное движение по лицевой поверхности увлажненного до определенной степени полуфабриката.

В производстве кож III класса прессование осуществляется на прессах типа гидравлических, имеющих верхнюю плиту гладкую или с выгравированным рисунком (для получения нарезного лица). Давление при гладкой плите — до 8,5 кгс/см 2 , при нарезке — до 29 кгс/см 2 ; температура плиты 70-90° С.

18. Измерение площади осуществляется на машинах различного типа; точность его равна 1,5%.

19. Сортировка — операция, имеющая для обувного производства очень большое значение, поскольку от правильного определения сорта зависит выход деталей при раскрое кожи на обувной фабрике и себестоимость обуви, производится органолептически (на глаз).

Основой сортировки является наличие пороков, к которым, кроме упомянутых выше, еще присоединяются пороки, возникающие в процессе производства кожи. Описание их мы даем ниже.

Источник

Способы художественной обработки натуральной кожи.

История художественной обработки кожи отражает историю развития технических и технологических приемов в декоративно – прикладном искусстве.

С давних времен человек украшал изделия из кожи золочением, резьбой и гравировкой, печатью и штампами. Издавна известны такие приемы художественной обработки кожи, как серебрение, техника аппликации, интарсия, вышивка по коже, тиснение, плетение.

Давайте рассмотрим некоторые способы художественной обработки кожи:

Драпировка и клеевая обтяжка

Художественный прием драпировка — один из самых эффектных и простых способов обработки кожи, его используют для декорирования любых изделий. Кожу обрабатывают клеем, и наклеивают на основу, быстро формируя складки в произвольном направлении или по заданному рисунку.

Художественный прием – клеевая обтяжка.

Все украшения на основе обтягивают кожей с обеих сторон. Простейший способ — односторонняя обтяжка. Для изнанки выкраивайте детали без учета припуска, а припуски всегда сшерфовывают. Благодаря чему место соединения станет совсем незаметно. Иногда обтяжку начинают с изнанки.

Художественный прием – термообработка.

Существует два вида термообработки – на открытом огне (пламя свечи) и прожаривание.

Обработка кожи на свече — заготовленные детали из кожи обрабатываются на зажженной свече, быстрым движением едва касаясь пламени

Читайте также:  Митоз это способ деления характерный для

Прожаривание – на сковороде, и специальными инструментами для создания цветов. Под воздействием температуры кожа «вздувается» и изделие становится выпуклым, такой способ обработки кожи чаще всего используется при изготовлении листьев и цветов.

Художественный прием – аппликация.

Это наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. При аппликации возможно соединение «внахлест».

Художественный прием – плетение.

Этот прием заключается в соединении нескольких полосок кожи, при работе с этим приемом часто применяют элементы макраме. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Художественный прием – перфорация.

Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. При помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента.

Художественный прием – батик.

Рисунок наноситься готовым расплавленным парафином. Затем выполняется рисунок цветом. Места, закрытые воском, сохраняют свой первоначальный цвет, после росписи воск удаляется, чаще такой отделке подвергают кожу натурального цвета.

Эту технику используют в настенных панно, при изготовлении переплетов. Украшения, изготовленные в технике батика, пользуются большой популярностью.

Художественный прием – золочение.

Для этого применяют термофольгу. Термофольгу вместе с калькой прикрепите к коже, проводят выжигательным аппаратом, нагретой иглой или шилом, переводя рисунок на кожу.

Художественный прием – выжигание (пирография).

В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов, при помощи разогретых штампов и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Художественный прием – тиснение.

Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки — когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы.

Тиснение с наполнением — под слой предварительно увлажненной юфти подкладывают элементы будущего рельефа, вырезанные из картона или кусочков шоры. При высыхании кожа твердеет и «запоминает» рельефный декор.

Термо тиснение — выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

Художественный прием – гравировка (резьба).

Применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами. На лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской.

Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

Художественный прием – интарсия.

Этот процесс основан на инкрустации — фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». По предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции, по приготовленным лекалам из кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи клея или эмульсии ПВА.

Существует множество приёмов и способов обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях.

Источник

Оцените статью
Разные способы