- Манципация в Древнем Риме — это способ установления права собственности
- Светский характер обряда
- Понятие и признаки
- Вещи манципируемые и неманципируемые
- Мнимая продажа
- Манципация
- Деление вещей на манципируемые и неманципируемые
- Обряд манципации
- Вещи подлежащие манципации (манципируемые) и вещи не подлежащие манципации (неманципируемые)
- Способ отчуждения неманципируемых вещей носил название
Манципация в Древнем Риме — это способ установления права собственности
Манципация в Древнем Риме – это что такое? Слово «манципация» состоит из двух частей. Первая образована от manus, что значит «рука», а вторая от capio, означающего «беру». Таким образом, наблюдается связь с передачей вещей из рук в руки, то есть с переходом права собственности.
Но нужно понимать, что этот юридический институт касался не всех видов имущества. Имелись в виду строго определенные вещи, которые носили название манципируемых.
Светский характер обряда
Вам будет интересно: Стар Хаген-Эскерра — первый в мире бесполый человек
Некоторые интересуются, связано ли с религией понятие манципации в Древнем Риме? Это к религии имеет лишь косвенное отношение, так как при передаче вещей происходит процедура, сопровождающаяся клятвой, произносимой во время определенного обряда, что характерно для сакральных церемоний.
Однако во времена использования Законов 12 таблиц, несмотря на применение клятв и производство прочих ритуальных действий, право уже существовало самостоятельно, не будучи зависимым от религиозных норм, и имело светский характер.
Понятие и признаки
Манципация в Древнем Риме – это исполнение специального обряда, который использовался для того, чтобы зафиксировать право собственности на вещь. Именно в этом было главное юридическое назначение проводившихся манипуляций.
Иными словами, смысл манципации в Древнем Риме – это право собственности, которое в данный момент переходит от одного хозяина к другому. При этом происходит обнародование данного факта в присутствии как лица, отчуждающего имущество и приобретающего его, так и нескольких свидетелей. И тем самым оно фиксируется документально.
Характерными признаками манципации являются следующие:
Для уяснения того, что это – манципация в Древнем Риме, необходимо ознакомиться с тем, как подразделялись вещи, предназначенные для передачи от одного собственника к другому.
Вещи манципируемые и неманципируемые
Среди манципируемых находились вещи, имевшие наибольшую ценность и являющиеся хозяйственными объектами. К ним, в первую очередь, относили:
- рабов;
- скот, используемый в сельском хозяйстве;
- имения римских граждан, находящиеся в пределах Рима;
- земельные сервитуты (самые важные объекты прав на вещи, выступавшие в архаический период как коллективная семейная собственность).
Все прочие вещи, продажа которых носила неформальный характер, были неманципируемыми. К ним относились:
- земли за пределами Италии;
- животные, не характерные для этих мест, такие, как верблюды;
- все виды одежды;
- предметы быта, например, посуда;
- ювелирные изделия.
Для таких объектов достаточно было совершения акта традиции, суть которого заключалась в фактическом изменении владельца.
Для понимания того, что это – манципация в Древнем Риме, нельзя обойтись без того, чтобы не рассмотреть сам обряд.
Мнимая продажа
Именно в ней и заключалась суть внешней стороны обряда манципации, который был строгой формальной сделкой, совершавшейся с помощью «меди и весов». Для ее проведения, кроме продающей и принимающей имущество сторон, приглашались пять свидетелей, которые выбирались исключительно из числа римских граждан, бывших свободными. При этом они должны были быть совершеннолетними.
Другим действующим лицом этого обряда был держатель медных весов. Покупатель держал в руках кусок меди и проговаривал торжественную формулу. Если, например, покупался раб, то его приобретатель говорил: «Я утверждаю, что раб принадлежит мне по квиритскому праву, и что раб должен считаться купленным мной посредством этих медных весов за этот металл».
После этого он ударял о весы куском металла три раза. Металл применялся потому, что в те времена, к которым относится возникновение обряда, чеканной монеты еще не существовало. Эти символические деньги передавались тому, кто приобретал имущество с помощью манципации в качестве покупной суммы. Такие действия являлись символом законного пути передачи прав на имущество.
Этим способом продавались рабы, домашние животные, земля и имущественные права. При этом, те предметы продажи, которые можно было пощупать рукой – рабы и животные – должны были присутствовать в месте проведения сделки.
Таким образом, манципация в Древнем Риме – это обряд, который придавал торговому обороту, в котором участвовали социально значимые объекты, публичность.
В таких условиях возможность продажи имущества сразу нескольким гражданам исключалась. А также нельзя было продать вещь, принадлежащую другому человеку. То есть обряд манципации удостоверял законность сделки.
Источник
Манципация
Манципа́ция (лат. mancipatio , от лат. manus — «рука» и лат. capio — «беру») — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком.
Деление вещей на манципируемые и неманципируемые
Важнейшие вещи, являвшиеся наиболее ценными для земледелия, носили наименование лат. res mancipi — манципируемые вещи. К ним относились италийские земли, рабы и скот, служивший для обработки земли, а также земельные (предиальные) сервитуты как разновидность бестелесных вещей. Все другие вещи назывались лат. res nec mancipi — неманципируемые вещи. Практическое отличие этих видов вещей состояло в том, что приобретение права собственности на вещь, входящую в число res mancipi, не могло происходить путём неформальной передачи (лат. traditio ) вещи собственником другому лицу — для этого либо проводилась манципация, либо лат. in iure cessio («уступка в суде»), то есть мнимый судебный спор. [1]
Форма манципации имела место во всех отраслях частного права Древнего Рима. В формальностях манципации ряд исследователей усматривает общественный контроль как пережиток эпохи общественной собственности на основе чего делают вывод, что право индивидуальной собственности на res mancipi возникло позднее, чем на остальные вещи. Тем не менее в имеющихся источниках изучения римского права нет достоверных данных о возникновении деления на res mancipi и res nec mancipi. [2]
Деление res mancipi и res nec mancipi отпало ко времени абсолютной монархии. Составители кодификации Юстиниана также произвели изменение классических текстов, где слово mancipatio было заменено на traditio, означавшее неформальную передачу вещи. [1]
Обряд манципации
Согласно Институциям Гая «Манципация состоит… в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна только римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель еще держал медь, говорит так: лат. HUNC EGO HOMINEM EX IURE QUIRITIUM MEUM ESSE AIO ISQUE MIHI EMPTUS ESTO HOC AERE AENEAQUE LIBRA („утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов“); затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь». [3]
Источник
Вещи подлежащие манципации (манципируемые) и вещи не подлежащие манципации (неманципируемые)
Манципация – это особый обряд, юридическое значение которого состояло в фиксации перехода права собственности от отчуждателя (например, продавца) к приобретателю (например, покупателю). Манципация была необходима для передачи права собственности не во всех случаях, а только в отношении некоторых видов вещей, которые и называются поэтому «манципируемые вещи». Такими вещами являлись: земельные участки на территории Италии, тягловый скот, рабы, а также земельные сервитуты как «бестелесные вещи». Следует отметить, что манципация требовалась для отчуждения только тех тягловых животных, которые традиционно использовались на территории Италии для обработки полей (быки). С другой стороны, например верблюды, которые появились в Риме лишь после завоевания Северной Африки, не считались манципируемыми вещами, также как земельные участки вне Италии. Для передачи права собственности на них, также как для любых других неманципируемых вещей (одежды, посуды, ювелирных украшений, иных предметов обихода) достаточно было просто совершать акт традиции – передачи фактического владения. Таким образом, древнее происхождение манципации наложило отпечаток на сферу ее применения. Однако, все же в основе деления вещей на манципируемые и неманципируемые лежит стремление придать публичный характер обороту наиболее важных в хозяйственном отношении видов вещей. Манципация появилась в период, когда Рим еще являлся не огромной Империей, включавшей в себя все страны на побережье Средиземного моря, а маленькой сельскохозяйственной общиной в центре Италии. В таких условиях совершение при свидетелях специального публичного акта передачи права собственности практически исключало как возможность отчуждения чужого имущества, так и возможность отчуждения одного и того же имущества разным лицам. В этом смысле римская манципация выполняла ту же роль, что и современная государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также прав и актов их передачи в отношении некоторых иных видов имущества.
Обряд манципации совершался собственником, который желает передать право собственности другому лицу, и этим лицом (приобретателем), в присутствии пяти свидетелей и особого лица, которое держало весы. Приобретатель брал передаваемую вещь (в случае с земельным участком – корзину земли с участка как символ всего участка) и произносил торжественную формулу: «Я утверждаю, что этот предмет мой по квиритскому праву, он куплен за эту медь, взвешенную на этих весах». Потом он ударял заранее принесенным куском меди по весам и передавал медь отчуждателю. Только с этого момента право собственности считалось перешедшим к приобретателю. В классическом римском праве манципация была пережитком архаического периода, когда вместо денег использовались медные слитки.
Однако римском праве в древнейший период его развития манципация на самом деле была одним из немногих видов меновых сделок, которые опосредовали (то есть оформляли собой) отношения обмена вещами. По сути дела в архаическом римском праве манципация представляла собой куплю-продажу за наличный расчет, причем суррогатом наличных денег являлись слитки меди. При манципации момент заключения договора совпадал с моментом его исполнения. По этой причине при совершении манципации не допускалось установление срока или условия. Не допускалось и представительство.
Поскольку в архаическом римском праве власть отца семейства над членами семьи и над семейным имуществом считалась имеющей одну и ту же правовую природу, посредством манципации можно было не только передать право собственности на вещи, но и установить или прекратить отцовскую власть. В частности, в римском праве освобождение сына из под власти отца (эманципация) оформлялось трократной манципацией как «символической продажей» сына какому-либо третьему лицу. В архаическом римском праве этот обряд имел свой смысл, поскольку троекратно проданный отцом в кабалу сын становился свободным. Однако в классическом римском праве этот пережиток прошлого уже являлся не более чем экзотической формой юридического акта, служившего для передачи права собственности на некоторые категории вещей, для усыновления, для освобождения из –под власти отца.
Манципация утратила свою прежнюю роль после того, как вместо слитков меди стали использоваться металлические деньги, и были выработаны различные типы договоров об отчуждении вещей. В частности, благодаря появлению договора купли-продажи появилась возможность развести момент заключения договора и момент его исполнения. В момент заключения договора появлялась лишь обязанность передать вещь приобретателю. Собственником он становился лишь в момент передачи (традиции) ему вещи отчуждателем во исполнение указанного обязательства.
Однако манципация осталась. Она стала играть роль дополнительного юридического акта, без совершения которого невозможно было передать право собственности на некоторые категории вещей.
Если вещь являлась манципируемой, то для того, чтобы передать право собственности на нее другому лицу, было недостаточно просто заключить договор, предполагающий переход права собственности (например, договор купли-продажи). Недостаточно было и просто совершить акт традиции – то есть передачи фактического владения вещью во исполнение обязательства, возникшего из договора купли-продажи или иной сделки. Даже если такой договор был заключен и исполнен, то есть владение покупателю (или приобретателю вещи по иному договору) передано, продавец (или отчуждатель вещи по иному договору) оставался собственником вещи до момента совершения манципации.
Источник
Способ отчуждения неманципируемых вещей носил название
Заметки о Древнем Риме запись закреплена
Деление вещей на манципируемые и неманципируемые.
Важнейшие вещи, являвшиеся наиболее ценными для земледелия, носили наименование лат. res mancipi — манципируемые вещи. К ним относились италийские земли, рабы и скот, служивший для обработки земли, а также земельные (предиальные) сервитуты как разновидность бестелесных вещей. Все другие вещи назывались лат. res nec mancipi — неманципируемые вещи. Практическое отличие этих видов вещей состояло в том, что приобретение права собственности на вещь, входящую в число res mancipi, не могло происходить путём неформальной передачи (лат. traditio) вещи собственником другому лицу — для этого либо проводилась манципация, либо лат. in iure cessio («уступка в суде»), то есть мнимый судебный спор.
Форма манципации имела место во всех отраслях частного права Древнего Рима. В формальностях манципации ряд исследователей усматривает общественный контроль как пережиток эпохи общественной собственности, на основе чего делают вывод, что право индивидуальной собственности на res mancipi возникло позднее, чем на остальные вещи. Тем не менее в имеющихся источниках изучения римского права нет достоверных данных о возникновении деления на res mancipi и res nec mancipi.
Деление res mancipi и res nec mancipi отпало ко времени абсолютной монархии. Составители Кодификации Юстиниана также произвели изменение классических текстов, где слово mancipatio было заменено на traditio, означавшее неформальную передачу вещи.
Источник