Способ освоения личностью культуры

Инкультурация и социализация как формы освоения культуры

Личная идентичность

Каждый человек неосознанно является носителем той культуры, в которой он вырос. Специфические особенности своей культуры индивид воспринимает как данность. Личная идентичность человека связывается с представлением его о своем месте и роли как члена социальной или этнической группы, о своих способностях и деловых качествах. Человек обладает сразу несколькими идентичностями: по полу, этничности, религиозной принадлежности, национальности, расе возрасту. Взаимодействие идентичностей облегчает согласование отношений и коммуникации, определяет ее вид и механизм. В то же время идентичность может создавать препятствия для коммуникации, проявляясь в стиле речи, тематике общения, жестикуляции, которые могут быть уместными и неуместными. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, и в силу этого мы по-разному реагируем на внешний мир.

Таким образом культурное пространство нашего сознания связано с отражением и структурированием феноменов культуры как в индивидуальном, так и общественном человеческом сознании. При этом в нем можно условно выделить центральную область и периферийные компоненты. Центральная область связана с национальным культурным пространством, присущим практически всем членам культурного сообщества.

При этом каждый человек обладает собственной, конкретной структурой совокупности знаний и представлений, которую называем индивидуальным когнитивным пространство. Кроме того, существуют некие коллективные когнитивные пространства, которые соответствуют совокупности знаний определенной профессиональной, конфессиональной и т.п. направленности. Они соотносятся с когнитивной базой национального культурного пространства, выступая в качестве когнитивных аспектов личности, тем не менее, нередко вступающих в конфликтные отношения с самой когнитивной базой. Зона пересечения коммуникативных пространств создает неповторимое своеобразие восприятия окружающего мира конкретным индивидом.

Социальная интегрированность человека в общество, в котором ему предстоит жить, является чрезвычайно важным фактором его жизни. Любому необходимо приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на одиночество, изоляцию, мизантропию (ненависть к людям, отчужденность). Индивидуальное развитие человека начинается с его вхождения в мир, с самого раннего детства усваивая образчики поведения, мышления, язык, нормы нравственности, поведения, ценностные категории. Этот процесс обозначается как социализация и инкультурация. Во многом эти понятия сходны, при более строгом рассмотрении понимание термина социализация связано с процессом усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида.

Социализация — гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им языка, ценностей и норм культуры, формирование мировоззрения, что делает его способным быть членом. Но в разных обществах ценность личности определяется по различным критериям, по- своему происходит процесс воспитания личности (примеры Японии, России, Англии).

Инкультурация подразумевает обучение человека традициям, нормам поведения в конкретной культуре, это происходит в процессе взаимного воздействия культуры на человека и человека на культуру. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами общества и его отличие от представителей других культур. По характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации, т.к. усвоение социальных законов жизни происходит значительно быстрее, чем усвоение норм культуры, ценностей, традиций и обычаев. Инкультрация способствует приобретению следующих знаний и навыков:

— в области жизнеобеспечения, как профессиональная деятельность, домашний труд, потребление и приобретение товаров и услуг; соблюдение личной гигиены, потребление пищи пассивный отдых.

— личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования

— социальная коммуникация: формальное и неформальное общение;

Человек получает способность самостоятельного овладевать достаточно большим объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность, комбинировать эти знания и навыки для решения собственных проблем. Индивид приобретает возможность принимать или отвергать то, что ему предлагается культурой, он получает доступ к творчеству. Происходит его индивидуализация и персонификация. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, правила поведения, роли под влиянием социокультурного окружения (семья, возрастные группы, школа, СМИ, различные организации — от церкви до объединения по интересам) .

Наиболее распространенный способ приобретения познаний – наблюдение за поведением других людей. Иначе говоря, культура учит нас, что, где, когда, как следует делать.

В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли.

В результате инкультурации человек способен свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов, обмениваться результатами умственного и физического труда, находить взаимопонимание с другими членами сообщества. И тот и другой процесс, как правило, реализуется в ходе научения без специального обучения, но некоторые происходят в специальных институтах социализации (школы, вузы).

Читайте также:  Неостомазан способ применения для обработки квартиры от клопов

Среди психологических механизмов инкультурации следует выделить имитацию – осознанное стремление к какой-либо модели поведения; идентификация– способ усвоения ценностей, поведения норм как собственных; чувство стыда и вины.

Заимствование элементов культуры одного этноса другим чаще всего связано с переосмыслением его, коррекцией и приобретением нового, иного смысла, отличного от того, который был характерен для него в исходной культуре.

Универсальные понятия «пространство», «причина», «судьба», «время» принадлежат к определяющим категориям человеческого сознания, А,Я.Гуревич пишет, что в каждой культуре они связаны между собой, образуя своеобразную модель мира, с помощью которой «люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании», пространственные и временные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит.[106] Дюркгейм Э. подчеркивал, что время является социальной категорией мышления, творением общества, объектом коллективных представлений.[107]

Видение мира одним народом нельзя простым перекодированием перенести на язык другого народа.

Наглядный материал представлен в материалах Ассоциативных тезаурусов современного русского и английского языков. Например, у русских время ассоциируется с представлением его как особой ценности: время — деньги (фраза Бенджамина Франклина), как нельзя лучше отражают статус времени у нашего народа такие устойчивые словосочетания, как потерять, отнять, дать время, кончиться. Другой устойчивой ассоциацией является соотнесение времени с ценностью и редкостью его: у меня мало времени, у меня не хватает времени, я не располагаю временем.

У англичан time связывается не с с ценностными позициями, а с чаем (for tea, tea), джентльменом (gentlemen). В образе мира англичан времяассоциируется с часами — карманными или наручными (watch), настенными, башенными (clock)). Время — это час (hour), день (day), возраст (age). Воскресенье воспринимается нами как последний день недели, у англичан – это первый день, начало недели.

Источник

Тема 6. Освоение культуры.Инкультурация и социализация

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является очень важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов) какого-либо общества. Под последними понимаются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности.

При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.

В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.

В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, – человек сам влияет на свою культуру.Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (например, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.). Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации, так как усвоение социальных законов жизни происходит быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении ссебе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

Читайте также:  Неморфологические способы словообразования это какие

· жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

· личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

· социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

· восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Инкультурация, или обучение культуре происходит несколькими путями, однако, наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает за поведением других людей. При таком способе даже самая простая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах.

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла. Это – детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии инкультурации – начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственно опыте. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают возможность выбора и оценки ребенка. Дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

· физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

· стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению.

Значимое место в процессе первичнойинкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, выстраивается «культурный айсберг». В это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов.

Результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

– достижение необходимой степени физической зрелости организма;

– овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

–овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными навыками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

–принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Читайте также:  Самогон сахарный способы приготовления

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека или новые идей, заимствованные из других культур. Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия. Взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры, они могут идти на компромиссы. Вторая стадия инкультурации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.

Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация предается от родителей к детям;

горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

В процессе инкультурации задействовано большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами(учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. В зависимости от выполняемых функций они делятся на несколько групп:

– опекуны – осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.

– авторитеты – прививают ребенку культурные нормы и ценности на собственном примере.

– дисциплинаторы – распределяют наказания.

– воспитатели – обучают ребенка, целенаправленно передают ему социокультурные знания и навыки.

–компаньоны – занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.

– сожители – проживают в одном доме с ребенком.

Все эти функции реализуются следующими агентамиинкультурации: семья, группа друзей одного возраста, школа, СМИ, различные организации (церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям).

Выделяют 4 психологическихмеханизма инкультурации: имитация, идентификация, чувство вины, чувство стыда.

Имитация– осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей. Ребенок имитирует не только конкретные операции, но и то, чему обучают его родители. Спустя годы, он будет также обучать собственного ребенка.

Идентификация – это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, связанных с ними людей. Часто они выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Имитация и идентификация – позитивные механизмы инкультурации, они способствуют формированию определенного поведения.

Стыд и вина – негативные. Они запрещают или подавляют определенное поведение. Чувство стыда (подавленность и униженность) появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили.

Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для него не нужно разоблачения. Достаточно голоса совести, мучения от сознания совершения вами плохого поступка.

1) Что такое инкультурация и социализация?2) В чем их отличие друг от друга? 3) Дайте характеристику первичной и вторичной стадиям инкультурации. 4) Какова роль агентов инкультурации?5) Опишите психологические механизмы инкультурации 6) Подготовьте сообщение о системе воспитания в той или иной культуре.

Тема 7. Коммуникация.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Оцените статью
Разные способы