- ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
- Признаки власти:
- Методы власти:
- Элементы власти:
- Функции власти:
- Основные признаки политической власти:
- Типы политической власти
- Принципы устойчивости власти:
- Типы легитимности:
- Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
- Разделение властей в РФ:
- 30. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
- Читайте также
- 7.2.2. Возможности для осуществления побега на ранней стадии
- 7.27 Технология осуществления власти типа «серый кардинал»
- 29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
- Субъекты РФ
- Глава 3. Новые способы выхватывания оружия и новые способы ведения дуэльных действий с перемещениями на 1–6 шагов, в которых выигрывает защищающийся…
- Порядок осуществления авторского надзора
- 1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица
- 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ
- 28. Власть как политическая категория
- 29. Ресурсы власти и средства осуществления власти
ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Признаки власти:
- Власть – общественное явление
- Власть – компонент общества на всех этапах его развития
- Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
- Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
- Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)
Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
- авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
- сила
- закон
- богатство
- харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)
Виды власти с точки зрения ее социального уровня
- власть в масштабе всего общества;
- власть внутри того или иного коллектива ;
- власть в отношении между двумя индивидами.
Виды власти по степени воздействия:
Виды власти по сферам общественной жизни:
- духовная
- социальная
- экономическая
- политическая
- информационная
- семейно-бытовая
- религиозная и другие
Методы власти:
- демократические и авторитарные
- честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)
Элементы власти:
Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта
Функции власти:
- господство
- координация
- руководство политическими процессами
- управление делами общества и государства
- организация политической жизни и политических отношений
- Контроль
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Основные признаки политической власти:
- Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
- Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
- Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
- Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
- Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
- Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
Типы политической власти
- Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления ипринуждения. Располагает монопольным правом издавать законыи иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
- Общественная власть — партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение
По широте распространения власти:
- международные организации (мегауровень),
- центральные органы государства (макроуровень),
- региональные организации (мезоуровень),
- власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
Принципы устойчивости власти:
- легитимность ( поддерживается основной частью населения)
- легальность ( законность)
- результативность
Типы легитимности:
- Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
- Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
- Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.
Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.
Суть разделения властей:
— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти
Разделение властей в РФ:
- законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
- исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
30. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
30. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
Пространство политической власти образуется тремя основными измерениями: первое вытекает из отношений между политическим субъектом и той социальной общностью, которую субъект представляет – ось представительства. Второе измерение представляет собой многообразие отношений политического субъекта с различными социальными институтами общества и политической элитой – это институциональная ось. На третьей оси откладываются различные техники и практические решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем. Каждое из этих измерений предполагает наличие политического субъекта, под которым понимается индивид, отвечающий следующим условиям:
• самостоятельность в принятии решений и выборе механизмов действия;
• наличие средств и возможностей для реализации задуманного;
• ответственность за свои мысли и за свои действия перед целым обществом.
В рамках каждого из приведенных выше измерений действуют свои механизмы реализации властных отношений.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью процесс ее осуществления, который характеризуется прежде всего способами и механизмом властвования. Выделяют два главных способа властвования:
• побуждение объекта к действию – побуждение к определенным выгодным субъекту действиям.
• обеспечение объекта бездействием – блокирование нежелательных для субъекта видов его поведения. Это ограничительное свойство власти проявляется в ее способности исключать из сферы дискуссий и политических решений определенные темы и тем самым предотвращать их адекватное отражение в массовом сознании. В странах командного социализма такими запретами прежде всего облагались темы права компартий на руководство всеми членами общества.
Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их носителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества объекта), деспотическими (произвол, беззаконие), либеральными (уважение прав и свобод) и т. д. Процесс властвования упорядочивается, регулируется и контролируется с помощью специального механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество, механизмом власти выступают государственные органы, право и другие политические институты.
Читайте также
7.2.2. Возможности для осуществления побега на ранней стадии
7.2.2. Возможности для осуществления побега на ранней стадии Возможности для побега во время следования появляются часто, осуществляется ли передвижение пешком, на автотранспорте или по железной дороге. Успех будет зависеть от быстрого расчета и решительных действий с
7.27 Технология осуществления власти типа «серый кардинал»
7.27 Технология осуществления власти типа «серый кардинал» – Мой муж всегда сердится, когда не знает, на что уходят деньги. – Так ты расскажи ему… – Тогда он просто взбесится! Анекдот Общее правило: Женщина, для которой отношения с мужчиной являются ее природной
29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или
Субъекты РФ
Субъекты РФ СУБЪЕКТЫ РФ — входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования — автономная область, автономный округ, территориальные образования — края, области, города федерального значения.РФ как
Глава 3. Новые способы выхватывания оружия и новые способы ведения дуэльных действий с перемещениями на 1–6 шагов, в которых выигрывает защищающийся…
Глава 3. Новые способы выхватывания оружия и новые способы ведения дуэльных действий с перемещениями на 1–6 шагов, в которых выигрывает защищающийся… … Новые способы обезоруживания выбиванием оружия из рукУрок 491. Разминка.2. Разучить прием выхватывания пистолета из
Порядок осуществления авторского надзора
Порядок осуществления авторского надзора В случаях, предусмотренных законодательством, разработчик проектной документации осуществляет авторский надзор за строительством. Порядок осуществления и функции авторского надзора устанавливаются соответствующими
1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица
1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица Также граждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.Но и здесь есть свои хоть и небольшие, но ограничения в отношении
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ 122 А ты записался добровольцем? Несколько измененный текст плаката (июнь 1919), худож. Д. Моор; точный текст: «Ты записался
Источник
28. Власть как политическая категория
Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяютосновные формы существования политической власти: тоталитарную авторитарную; демократическую.
Политическая власть делится на политико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).
В истории существовали три основные разновидности политической власти:анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.
Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.
Гоббс называл государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.
Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом. Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.
В толковании М. Вебера власть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.
Таким образом, политическая власть – это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.
29. Ресурсы власти и средства осуществления власти
Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.
Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или используются недостаточно масштабно. В широком смысле ресурсы власти – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Главными средствами осуществления власти являются политика, административные акты, правовые нормы.
Доминирующей властью в современном обществе является государственная. Являясь основным объектом в политической борьбе, она добивается своих целей различными средствами – идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Монополия на принуждение с помощью государственного аппарата принадлежит государственной власти. В основе системы власти – отношения субординации, т. е. многоуровневого подчинения иерархии. Средства осуществления власти различаются у центральных и региональных органов, у государственных и негосударственных структур.
В классификации ресурсов власти используется также принцип, основанный на человеческом факторе, который направлен на поиск мотивов поведения объекта и субъекта власти. Выделяют типы властвования на основе страха, убеждения, интереса. Каждый тип ресурсов власти имеет свои особенности реализации и предел эффективности.
В обществах с развивающейся экономикой и сильным индивидуализмом отчетливо прослеживается соревнование двух основных типов ресурсов власти: материального интереса и его символа – денег, с одной стороны, и принуждения и страха – с другой. Использование поощрения более распространено в условиях, где нет классовых противоречий и основой общества является средний класс. Принуждение наиболее распространено в странах со слабо развитыми демократическими традициями и институтами.
Более тщательный анализ феномена власти требует исследования ее механизмов. Чтобы понять сущность власти, надо раскрыть особенности ее функционирования на каждом из измерений политической власти, так как в рамках каждого социального института реализуется свой способ властвования.
Источник