Методы осуществления педагогического процесса
Под методами осуществленияпедагогического процесса понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. По этому поводу можно вспомнить известный афоризм А.С.Макаренко, который говорил, что человек формируется в целом,анепо частям. Существует противоречие между тем, что декларируется, описывается в учебниках по педагогике (педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов обучения и воспитания) и реальным педагогическим процессом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.
В определённом смысле педагогический процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию[7].
Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определённых знаний, формирования действий, но и как условие формирования определенных качеств личности. Исходя из этого, он может обеспечивать решение важных воспитательных задач.Знания, приобретённые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определённых критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как других людей, так и своих собственных, таким образом, они влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений.
Несмотря на выделенное противоречие в системе методов педагогики авторы выделяют методы обучения и методы воспитания. Основные классификации методов обучения приводятся во всех современных учебниках по педагогике [5,6,7].
В основе любой классификации педагогических методов лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются.Ю.К. Бабанский в основу классификации положил концепцию деятельности и выделил (таблица 7):
Таблица 7 — Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому
Общая схема учебно-позна-вательной деятельности | Классификация Ю. К. Бабанского | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности и поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание и т. д; ü методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций; ü методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы [5]. Ведущим компонентом учебно-познавательной деятельности является взаимодействие учащегося с учебным материалом, представленным в средствах обучения. На этом основана традиционная классификация или классификация Е. И. Перовского и Д.О. Лордкипанидзе Е. И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе выделяют по источнику получения знания, следующие методы: словесные, практические и наглядные методы.
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в зависимости от уровня включенности занимающегося в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося в виду этого характера познавательной деятельности выделяют методы:
· Объяснительно-иллюстративный.Метод состоит в том, что учитель сообщает знания, а учащийся воспринимает, осознаёт, запоминает. · Репродуктивный. Учитель организует формирование умений на основе знания, а учащийся воспроизводит, повторяет, обрабатывает умения. · Проблемное изложения. Учитель ставит проблему, показывает путь её решения, а учащийся усваивает логику решения. · Частично-поисковый.Метод включает учащихся в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах. · Исследовательский.Метод предполагает, что учащиеся под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска. Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов воспитания: ü Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения. ü Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения. ü Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки [13]. Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка: методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов: ü воспитание отношением; ü воспитание общением; ü воспитание словом; ü воспитание ситуацией; ü воспитание делом; ü воспитание игрой [2]. Даже небольшое перечисление методов обучения и воспитания показывает, что студенту и начинающему спортивному педагогу достаточно трудно разобраться в хитросплетениях теоретиков. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Такую систему каждый спортивный педагог может создать самостоятельно, исходя из цели и задач реального педагогического (учебно-воспитательного) процесса. В настоящем пособии сделана попытка преодолеть выше выделенное противоречие и рассмотреть комплексно методы педагогического воздействия. Таблица 8 — Особенности обучающего и воспитывающего воздействия
Мы склоны придерживаться точки зрения В.А. Караковского, так как возможно использование предложенных методов в качестве элементов «педагогического конструктора». В зависимости от цели и задач, стоящих перед спортивным педагогом, он составляет тот или иной комплекс методов. Но в тоже время есть смысл не ограничиваться методами, предложенными В.А. Караковским, а несколько дополнить их, используя теорию и практику деятельности спортивных педагогов. Источник Методы осуществления педагогического процесса.
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач, а также с целью передачи старшими поколениями младшим социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Метод (греч.- способ, путь к ч-л) – это способ реализации деятельности как системы. Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части), которые называются методическими приемами. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса: Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения. Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей. Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид: · методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера); · методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); · методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); · методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.). Источник |