- Обществознание. 11 класс. Государство. Политический режим.
- Обществознание. 11 класс.
- Государство. Политический режим.
- Демократический режим.
- Авторитарный режим.
- Тоталитарный режим.
- Тема 5.5. Политический режим. Демократия
- Типы политических режимов
- Образец задания
- Контрольная работа по обществознанию тест по обществознанию (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Обществознание. 11 класс. Государство. Политический режим.
Обществознание. 11 класс.
Государство. Политический режим.
Политический режим (от лат. regimen — управление) — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Системы. (КАК осуществляется власть).
Признаки политического режима:
- способ осуществления государственной власти;
- реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
- характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное;
- состояние прав и свобод в обществе;
- способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
- наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством;
- существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
- политический и юридический статус и роль армии в обществе;
- политический и юридический статус средств массовой информации,
- наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Формы политического режима:
- демократический,
- недемократический:
— авторитарный,
— тоталитарный.
Демократический режим.
Демократический режим ( от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.
Признаки демократического режима.
- Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.
- Проведение свободных альтернативных выборов.
- Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.
- Отсутствие монополии на власть любой политической структуры, наличие легальной оппозиции. Решения принимаются большинством, но при условии уважения меньшинства и его права критиковать курс действующего правительства.
- Верховенство закона.
- Политический и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.
- Равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.
- Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Авторитарный режим.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей.
Признаки авторитарного режима.
- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
- Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам.
- Опора на силу. Авторитарный режим обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
- Монополизация власти и политики, отсутствие политической оппозиции. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
- Отказ от тотального контроля над обществом, прежде всего, экономики, духовной жизни, однако определённый контроль ведётся.
- В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии.
- Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.
- Экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.
Тоталитарный режим.
Тоталитаризм – политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти.
Признаки тоталитарного режима.
- Сосредоточение власти в руках одного человека или небольшой группы лиц.
- Отчуждение народа от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека.
- Наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти.
- Отсутствие оппозиции.
- Господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму.
- «Культ личности» в обществе, его государственное обеспечение.
- Функционирование административно-командной системы в государстве.
- Бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности.
- Система физического и психологического террора.
Отличие тоталитарного режима от авторитарного.
При тоталитаризме режиме власть стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.
Авторитарный режим — мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.
Источник
Тема 5.5. Политический режим. Демократия
Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.
Типы политических режимов
2 Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — принцип, содействующий существованию многообразных политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.
3 Идеология (от гр. idea — понятие, представление, logos — учение) — система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных взглядов и идей.
Образец задания
(Б) В государстве Д. в центре и на местах ведущую роль играют органы исполнительной власти при одновременном отстранении народа от реальных рычагов государственного управления. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Д. существует авторитарный политический режим?
1) определяет соотношение политических сил в стране
2) сужает сферу действия принципов выборности государственных органов
3) влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства
4) отражает методы осуществления политической власти
Источник
Контрольная работа по обществознанию
тест по обществознанию (9 класс)
контрольная работа по обществознанию по теме «Политика» 9 класс предназначена для проверки степени усвоения учебного материала за 1 полугодие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_teme_politika_9_kl.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «ПОЛИТИКА» 9 класс декабрь 2019
А1. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества
1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной
А2. Что отличает государство от других политических организаций?
1) наличие аппарата управления 2) разработка программ экономического развития
3) определение перспектив развития общества 4) исключительное право издавать законы
А3. Какой из приведённых фактов иллюстрирует развитие гражданского общества?
1) создание общественного попечительского совета при школе
2) принятие парламентом Закона о государственном бюджете
3) осуществление центральным банком антиинфляционных мер
4) выступление президента с ежегодным посланием к парламентариям
А4. Верны ли следующие суждения о государстве?
Государству принадлежит право осуществлять верховную власть на определённой территории.
Государству принадлежит абсолютное право принимать законы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. Какое право является политическим?
1) на неприкосновенность частной жизни 2) на равенство перед законом и судом
3) на участие в управлении делами государства 4) на свободу передвижения и выбор места жительства
А6. Способ осуществления политической власти, отражающий уровень политической свободы в обществе, учёные называют политическим
1) правлением 2) режимом 3) суверенитетом 4) устройством
А7. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика государства может стать объединяющей силой в обществе.
Б. К внешней политике государства относится обеспечение безопасности границ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?
1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.
2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.
3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.
4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу.
А9. В государстве Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Какой политический режим сложился в государстве Z?
1) федеративный 2) демократический 3) республиканский 4) тоталитарный
А10. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1) сложилась многопартийная система
2) парламент формируется на основе всеобщих выборов
3) отдельные территории имеют свои законодательные органы
4) народ является единственным источником власти
А11. В государстве Z все уважают закон и ему подчиняются. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Z является правовым
1) В государстве Z реализуется принцип разделения властей.
2) Государство Z — федеративное государство.
3) В государстве Z существует развитая система законодательства.
4) В Конституции государства Z есть раздел о правах человека.
А12. Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?
1) производитель 2) потребитель 3) исследователь 4) избиратель
А13. Представителем какой ветви государственной власти является председатель правительства?
1) законодательной 2) исполнительной 3) судебной 4) муниципальной
А14. Признаком любого государства является
1) многопартийность 2) разделение властей 3) суверенитет 4) парламентаризм
А15. К органам законодательной власти РФ относится
1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ 3) Федеральное Собрание 4) Президент РФ
А16. На уроке обществознания учитель рассказывал о государстве и политических партиях. Сравните деятельность государства и правящей политической партии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) исключительное право принимать общеобязательные нормы 2) разработка политических программ
3) представление интересов всего общества в целом 4) осуществление политической власти
А17. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Г) унитарное государство
1) форма государственно-территориального устройства
2) форма правления
3) политический режим
А18. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты — 2) выражают мнения-
Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 19, 20
Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
А19. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше доля девушек, чем доля юношей.
2) Доля тех, кто считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность мужа, больше среди юношей, чем среди девушек.
3) Равные доли девушек и юношей отмечают, что вести домашнее хозяйство — обязанность жены.
4) Среди юношей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства — обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.
5) Доля испытавших затруднение при ответе на
вопрос выше юношей, чем среди девушек.
А20. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие
из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никто из опрошенных не состоит в браке.
2) Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны как среди девушек, так и среди юношей страны Z.
3) Юноши, в отличие от девушек, предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.
4) Большинство юношей разделяют патриархальные взгляды на семью.
5) Юноши в большей мере, чем девушки, готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.
Контрольная работа по теме «ПОЛИТИКА» 9 класс
А 1. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании политической сферы?
1) искусство, образование 2) власть, партия 3) собственность, доход 4) семья, этнос
А2. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?
1) Парламент принял поправки к закону об общественных объединениях.
2) Жильцы дома провели митинг против строительства гаража на месте спортивного городка
3) Кандидаты в депутаты начали активную избирательную кампанию.
4) Глава государства провёл встречу с министрами.
А3. Верны ли следующие суждения о политической власти в демократическом обществе?
Задача политической власти – директивно контролировать производство и потребление товаров и услуг.
Задача политической власти – установить всеобъемлющий контроль над частной жизнью граждан.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Что характеризует политическую партию, в отличие от других объединений граждан?
1) стремление к получению власти 2) объединение единомышленников
3) общие интересы участников 4) удовлетворение потребностей людей
А5. В состав государства Z входят 12 территориальных единиц, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое законодательство, образующее общегосударственные высшие органы власти. Какова форма государственно-территориального устройства страны Z?
1) социальное государство 2) республика 3) унитарное государство 4) федерация
А6. Верны ли следующие суждения о выборах и референдуме?
А. В условиях демократии различные политические силы имеют возможность бороться на выборах за доверие избирателей.
Б. Решения, принятые на референдуме, должны быть утверждены Советом Федерации.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?
1) республика 2) монархия 3) федерация 4) демократия
А8. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем — бывшие рабы, а в 1920 г. — женщины. Это движение в направлении к избирательному праву
1) равному 2) формальному 3) прямому 4) всеобщему
А9. В государстве Н. президент формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом. Президент государства Н. избирается всем народом. В случае конфликта парламента и президента последний может обратиться напрямую к народу. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
1) конституционная монархия 2) парламентская республика
3) абсолютная монархия 4) президентская республика
А10. В государстве А единая Конституция, система законодательной, исполнительной и судебной власти. Территория страны поделена на дистрикты, не обладающие самостоятельностью. Какова форма территориального устройства государства А?
1) конфедерация 2) федерация 3) автономия 4) унитарное
А11. Что является признаком государства любого типа?
1) наличие двухпалатного парламента 2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства 4) многопартийность
А12. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?
1) Правительство 2) Совет безопасности 3) Федеральное Собрание 4) Общественная палата
А13. Что является формой непосредственного народовластия?
1) выборы 2) многопартийность 3) референдум 4) парламентаризм
А14. Отличительным признаком правового государства является
1) республиканская форма правления 2) наличие конституции
3) развитая система социального обеспечения 4) принцип разделения властей
А15. К органам исполнительной власти РФ относится
1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ 3) Федеральное Собрание 4) Государственная Дума РФ
А16. В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в государстве Y– тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) пресечение нарушений общественного порядка 2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на конкурентной основе 4) вынесение приговоров внесудебными органами
А17. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни, к которым относится данный факт: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А) открытие нового супермаркета
Б) выборы в парламент
В) оказание парикмахерских услуг
Г) биржевые торги акциями фирм
Д) вступление в партию
А18. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты- 2) выражают мнения-
Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 23, 24.
Учёные опросили одинаковое количество городских и сельских жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
А19. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше городских жителей, чем сельских жителей.
2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что вести домашнее хозяйство – обязанность жены.
3) Среди тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, больше сельских жителей, чем городских жителей.
4) Среди городских жителей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства — обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.
5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди сельских жителей, чем среди городских жителей.
А20. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие
из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите они цифры, под которыми указаны .
1) Среди опрошенных есть те, кто придерживаются патриархальных взглядов на семейные отношения.
2) Сельские жители в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации
3) Большинство опрошенных городских жителей не состоят в браке.
4) Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны среди городских жителей.
5 ) Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного договора
Источник