Способ организации жизненного пути носит название

Персоногенез личности. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии

Понятие персонологии ввел Генри Мюррей, объединив теоретическую базу и эмпирические исслед. в данной области. Это наука о личности, что обусловливает некоторую размытость границ предмета психологии личности и предмета персонологии. Персонология –междисциплинарная область знаний. Персонология – сист. знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание. Персоногенез–индивидуальный жизненный путь человека. Проблема жизненного пути чела была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исслед. структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные проц. Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного проц. личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием соц. отнош., культурных традиций и нравств. законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Обсужд. пробл. жизненного пути личности ведется с помощью ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная перспектива», «психологич. перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «простр. и время жизни», «инициатива» и «ответств.», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

Жизненный путь – проц. разв. человека в качестве субъекта собств. жизни, в ходе кот. осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса. Жизненная цель – представление о осн. результате или событии, кот. должны произойти, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование. Жизненная перспектива – совокуп. обстоят. и условий жизни, кот. обеспечивают эффективность личностного роста. Психологич. перспектива – когнитивная способность предвидеть будущее. Личностная перспектива– готовность к будущему в настоящем. Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях. Простр. и время жизни – психологич. характеристики организации жизн. процесса; простр. рассматривается как св-во протяженности жизн. процесса, время – как св-во его регуляции.

Инициатива– своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнен.

Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполн. Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитив. стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения. Современ. психологич. исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Различные подходы к изучению структуры личности в отечественной психологии

Понятие структуры личности является одной из сложных методологич. задач психологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение. Разработка понятия структуры личности и сист. способов познания в середине 20 века стало общим явлением в психологии. Однако, единства применения этого понятия в применении его к личности в настоящее время нет.

Структура личности имеет своим генетическим источником длит. и разнообр. метаморфозы психич. феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности — продукт индивидуально-психич. развития, кот. выступает в 3 планах:1) онтогенетической эволюции психофизиологич. ф-ций; 2) становления деят-ти;3) истории разв. чела как субъекта труда, познания и общения.

Учение о струк. личности в отечественной псих. берет своё начало в теор. разработк. Рубинштейна. Он отмечал, что в психич. облике личности выделяются различ. сферы, характ-щие различ. его стор., но при всем многообраз., различии и противоречивости осн. св-ва личности, взаимодейств. друг с др. в конкретной деят. чела и проникают друг в др., и смыкаются в реальном единстве личности. Тк что неправильна и та точка зрения, для кот. единство личности выражается в аморфной целостности (гештальтпсихология), и др., кот. видит в личности отдельные черты и утрачивает внутр. един. психич. образа личности. В отеч. псих. 1ым стал рассматр.структуру личности Мясищев. Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял 3 аспекта: 1. направленность;

2. уровень развития и динамика; 3. структурный аспект личности.

Структурная характ-ка — по Мясищеву — освещает человека со стор. его целостности или расщеплен., послед-ти или противоречив., устойч. или изменч., глубины или поверхности, преобладание или относ. недостаточности тех или иных ф-ций. нужно отметить, что в структуру Мясищева включается только харак-ка функционал. разв. чела. Далее Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в проц. деят-ти св-ва личности опред. образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры: 1. темперамент (сист. природных свойств),

2. направленность (сист. потребностей, идеалов, интересов), 3. способности (совокуп. интеллектуал., волевых и эмоц. св-в); 4. характер (сист. отношений и способов поведения).

Ананьев понимание структуры видел в «переходе от психич. процессов к психич. состояниям и от них к психич. св-вам». Это понимание структуры он дополнял еще психич. ф-циями (сенсорные, мнимические. ) и общей элементар. мотивацией поведения (потребности и установки). Он представлял это структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур.

Читайте также:  Способы борьбы с токсикозом при беременности

Мерлин хотел уточнить понимание структуры личности. Он исходил из двух подструктур или «групп индивидуальных особенностей».

1ая подстр. – св-ва индивида — это: 1 темперамент;2 индивид. качественные особенности психических процессов.

2ая подструктура – св-ва индивидуальности:1мотивы и отношения

2 характер; 3 способности.

С т. з. Мерлин связь подструктур определяет и социально-типическое, и индивидуально-личностное.

Платонов выдвигает концепцию динамической функционал. структуры личности. Она рассматривает личность как динамич. сист, разв. во времени, изменяющую сост.входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении ф-ции. В концепции динамич. структуры личности выделяется 4 подструктуры личности:1 подстр. — содержательные черты личности — направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные качества. В эту подстр. входят эл-ты (черты) личности, не имеющие врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое обществ. сознание. Форм. воспитанием. Соц.обусловленная подстр., кот. м. б. названа направленностью личности, кот. включает в себя влечения, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения. Проявляют отношения, моральные кач-ва личности, различ. формы потребностей.

2 подстр. опыта – объед. знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но с заметным влиянием биологич., генетически обусловленных св-в личности. Пример: начитанность и умелость.

3 индивидуал. особ-ти отдельных психич. процессов — памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли. Пример: решительность, сообразительность. Формируется эта подструктура посредством упражнения.

4 биопсихическая подстр. — объединяет св-ва темперамента или по Теплову — типологические св-ва личности. Пример: истощаемость и возбудимость. Св-ва личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологич. особ. мозга, соц. влияния их субординируют и компенсируют.

Рассматривая концепции и подходы различ. авторов к структуре личности, Ананьев выделяет 4 осн. стороны личности, кот. представлены в различ. классификациях: 1. Биологич. обусловленные особенности; 2. особенности отдельных психич. процессов; 3.Ур-нь подготовленности или опыт личности; 4. Соц.-обусловленные кач-ва личн.

Ананьев указывает, что структура личности строится на двух принципах:

1) субординационному или иерархическом — суть кот. в том, что более сложные и более общие соц. св-ва личности подчиняют себе более элементарные и частные соц. и психофизиологические свойства;

2) координационному, кот. заключается в том, что взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относит. автономию каждого из них.

Начиная с Рубинштейна психологи пытаются понимание структуры и личности интегрировать, но единого однознач. представления в наст. время в психологии не существует. Однакр, понятие структуры в психологии личности происх. из объективно существующего взаимодей. реально существующ. психич. феномена, взятого за целое, и реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Есть 2 методологич. предпосылки, затрудняющие эвристическую постановку проблемы личности в совр. психологии.

1. Первая предпосылка закл. в отождествлении структуры личности со структ. к-л физического объекта, напр. с анатомической структ. организма. Это ведет на путь атомарного анализа психики, в ходе кот. предмет изучения разлагается на эл-ты, утрачивающие св-ва, присущие этому предмету как целому.

2.Вторая предпосылка закл.в убежд,что в к-л одном динамич.образовании личности(влечен, отнош,мотив), сконцентрир.все св-ва личности.=>неявно признается, что, хар-зуя эти образования,дают хар-тику личности.

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению Личности:

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологич. созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Он грит, все поведение Личности обуслов. биологич. влечениями, инстинктами и сексуальными влечениями. У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и соц. усваиваемыми нормами. => развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структ. Личности по Фрейду имеет след. уровни (компоненты):

1)ОНО – бессозн. часть психики, «бурлящий котел» биологич., инстинктив. влечений: агрессивных и сексуальных; 2)Я – сознание. На Я воздействуют три силы: «ОНО», «Сверх-Я» и общество предъяв. свои требов. челу. «Я» старается установить гармонию; 3)»Сверх-Я» – совесть, служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между «ОНО» и «Сверх-Я» «Я» применяет средства психологич. защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – чел, рождаясь биологич. особью, становится Личностью благодаря воздейств. соц. условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологич. взаимопониманию, а экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм). Другой концепцией этого ряда служит т. н. теория научения. Жизнь Личности, ее отношения –результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер). Популярна в зарубеж. псих-гии теория ролей. Она исходит из того, что кажд. чел в жизни играет к-т роль, одному ему предназначенную. В завис. от исполняемой роли определяется хар-ер поведения Личности, ее отнош. с другими (Э. Берн). В итоге, кажд. из этих теорий объясняет соц. поведение человека, не замкнутых в себе св-в среды, к кот. человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отриц.ни биологии,ни среды, но на 1ый план выдвигает разв.собственно психич. процессов. В нем можно выделить 3 течения: А)Концепции, отраж. предпочтение развитию познават. сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи). Когнитив. теории Личности исходят из понимания чела как «понимающего, анализирующего», т.к. чел находится в инфе, кот. надо понять, оценить, использовать. Б)Концепции, в центре внимания кот. стоит разв. Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект. Трактовка принципа целостности в жизнедеят. чела и животных; потребн. в самоактуализац.

В)Концепции, объясняющие поведение Личности главн. обр. через влечения и др. внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон): =главной частью структуры Личности явл. сознательная часть Эго; =развитие идет через кризисы жизни; =процесс форм. Личности – это проц. форм. Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая теория — Личность выступает как уникальная, целостная сист, кот. предст. собой возможность самоактуализации. Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возм. достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории).

Читайте также:  Выпаривание это физический или химический способ разделения

Психоанализ. Бихевиоризм. Гуманистическая теория Личности. Гештальтпсихология. Персонология.

Психоанализ –З. Фрейд. Продолжателями этого направления были: Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д. Изучалась невротическая Личность, желания, поступки и слова кот. расходятся между собой. Т.е. противоречивую, не целостную Личность

Бихевиоризм возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон. Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая сист. навыков. Чел понимается как реагирующее, действ., обучающееся сущ-во, запрограммированное на те или иные реакции. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. Толмен, Бандура. Бихевиоризм слишком биологизировал человека. Гуманистическая психология Личности – изучает здоровые гармоничные Личности, самоактуализированные. Но такие Личности составляют 1 – 4 % от всего населения. Маслоу – иерархия потребностей. Роджерс – все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденций к актуализации (феноменологический подход..) Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин. Выдвинули прогр. изучения психики с т. з. целостных структур (гештальт). Разработали систем. подход к психич. явлениям. Левин: объяснить поведение Личности в ее физическом и соц. окружении можно, определяя ту кратковременно действующую целостную ситуацию при кажд. психич. явлении (эмоция, переживание, действие). Т.е. психика – целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого.

Источник

Глава 14 Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Глава 14 Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности ( С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев ). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, полный противоречий процесс персоногенеза , необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции – « личность как субъект выбора ».

Говоря о превращении личности на определенном этапе ее развития из «элемента», усваивающего в ходе его первоначального формирования нормы и ценности социальной культуры, то есть функционально-ролевые системные качества той или иной общности, в субъект социальной группы, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что на этом рубеже коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. Чем более зрелой становится личность, чем более разветвленной становится система ее связей, реализуемых потоком деятельности в обществе, чем чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными и порой весьма противоречивыми мотивами, тем менее действенной становится привычная для психолога формула о личности как продукте прошлого опыта, тем утопичнее выглядят попытки вывести все поступки и действия человека, апеллируя исключительно к его биографии.

Дело заключается в том, что вследствие изменения механизма формирования личности прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него «…как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности – сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии (курсив наш. – А.А .)» [128] .

Изучая человека как субъект выбора, исследуют то, как личность преобразует, творит действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. При анализе человека как индивидуальности исследователи сталкиваются с такими проблемами психологии, как проблемы воли, характера, способностей и одаренности, или, иными словами, проблемами анализа индивидуальности личности, которые, несмотря на обилие попыток их изучения в истории психологии, до сих пор остаются terra incognita и одновременно « синей птицей » для психологов самых разных школ и направлений.

Эпизодические всплески интереса ко всем этим проблемам сменяются долгими периодами разочарования, проявляющимися в признании отсутствия общих теоретических подходов и методических схем к их исследованию, а порой и в форме прямого отказа от их изучения методами традиционной «объяснительной» психологии, решительно высказанного представителями описательной «понимающей» психологии В. Дильтеем и Э. Шпрангером. Одним из главных препятствий, затрудняющих продвижение в области исследования указанного круга проблем, является то, что большинство из них ставились изолированно, выхватывались из контекста не только той или иной теории личности, но и, прежде всего, из общепсихологической теории в целом. Вследствие этого часть принималась за целое, характер растворялся в личности, способности отрывались от воли, воля коррелировалась с типом телосложения, а затем из всего этого, без заранее выбранного фасона, как бы «скраивалась» индивидуальность личности. При рассмотрении же проявления индивидуальности личности в особой проекции – проекции личности как субъекта выбора — открывается возможность корректно поставить некоторые вопросы изучения индивидуальности и наметить в ряде случаев методические пути их решения.

Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности как субъекта выбора

При изучении проявлений индивидуальности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный.

Под продуктивными проявлениями индивидуальности прежде всего имеются в виду те процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

К продуктивным проявлениям личности как субъекта выбора также относятся те преобразования, те «личностные вклады» ( В.А. Петровский ), которые личность своими действиями вводит в смысловую сферу других людей и культуру. Если продуктом первого обозначенного круга проявлений индивидуальности является прежде всего преобразование себя, то продуктом второго круга проявлений – преобразование других. Нет нужды специально оговаривать условность последнего разграничения, критерием которого является исключительно позиция исследователя, в зависимости от которой объектом анализа становятся либо те, либо другие продуктивные проявления индивидуальности. В реальности же оба этих аспекта нерасторжимы, и личность, как правило, изменяет себя через преобразования социальной реальности.

Читайте также:  Назначение кабелей способы их прокладки

К инструментальным проявлениям индивидуальности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы индивидуальности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни человека, то характер определяет тактику поведения человека, действующего ради достижения своих мотивов.

Что же касается способностей, то они, как отмечают придерживающиеся самого разного понимания генезиса отечественные психологи ( А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплое ), определяют меру успешности и эффективности деятельности , а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

В целом индивидуальность понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

При анализе развития индивидуальности различают функциональную динамику ее развития , наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее « большой динамики » в ходе жизненного пути.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Приложение 1: Жизненный путь Рамсфелда

Приложение 1: Жизненный путь Рамсфелда 1932 год Родился в Чикаго, штат Иллинойс1946–1950 годы Учащийся старших классов школы в Новом Трире 1950–1954 годы Студент Принстонского университета (бакалавр)1954 год Женится на Марион Джойс Пирсон1954–1957 годы Служба в ВМС США в качестве

Творческая личность и ее жизненный путь

Творческая личность и ее жизненный путь Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если

Глава 11 Индивидуальность человека

Глава 11 Индивидуальность человека Изложенное в предыдущих главах показывает, насколько пестра картина индивидуально-типических различий между людьми. Это различия и в эмоциональной, и в волевой, и в интеллектуальной, и в мотивационной сферах, и в свойствах нервной

Раздел IV ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Раздел IV ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИКО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Всё умирает на земле и в море, Но человек суровей осужден: Он должен знать о смертном приговоре, Подписанном, когда он был рожден. Но, сознавая жизни

Глава 4. Техногенные катастрофы и жизненный путь личности

Глава 4. Техногенные катастрофы и жизненный путь личности Мы привыкли измерять тяжести потери тех, кто вместе с нами шел и трудился, мерой достигнутого ими, сделанного, завершенного. И это верно. Но верно и обратное: измерять тем, что осталось неосуществленным. Варшава Б.Е.,

Жизненный путь и кризисы

Жизненный путь и кризисы На протяжении жизненного пути нас всех ждет немало переломных моментов, меняющих ход событий и дальнейшую жизнь. Их называют «уроками жизни» (термин введен Б. М. Тепловым[8]). Подобным уроком может стать очевидное для других изменение –

Развитие личности и ее жизненный путь[52] . Н. А. Логинова

Развитие личности и ее жизненный путь[52]. Н. А. Логинова Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии

Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования[56] . И. С. Кон

Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования[56]. И. С. Кон С каких бы позиций мы ни описывали развитие человека, это описание молчаливо предполагает три автономные системы отсчета.Первая система – индивидуальное развитие, описываемое в таких терминах, как

Жизненный путь

Жизненный путь То, что делает человек, или стратегия его жизни. Часто можно сформулировать стратегию в виде лаконичной фразы: «упиться до смерти», «почти достигать успеха», «убить себя», «сойти с ума» или «никогда не отдыхать». Формулировать нужно в первом лице

Жизненный путь личности 221

Жизненный путь личности 221 Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личностинаходит

Глава 8 Жизненный путь

Глава 8 Жизненный путь Заключительная глава этой книги посвящена вопросам развития человека. Мы неоднократно возвращались к одному из главных вопросов психологии: что в человеческой личности запрограммировано генетически, а что приобретается с опытом?Как вы помните,

Индивидуальность личности

Индивидуальность личности Второй составляющей личности является индивидуальность. Трудность людей обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой, т.е. иными словами, не могут выразить свою

3.5. Профконсультация и профотбор как путь реализации возможностей личности

3.5. Профконсультация и профотбор как путь реализации возможностей личности В связи с изложенными выше данными встает вопрос о необходимости профконсультации, а в ряде профессий – и профессионального отбора с учетом способностей и особенностей личности человека[9], хотя

День 14. Жизненный путь

День 14. Жизненный путь Поговорим о формулировке жизненного пути, миссии. Начнем с примеров, хотя для каждого это будет своя фраза. «Моя миссия – создавать организации, в которых люди могли бы развиваться», «Заряжать энергией организацию и людей, которых люблю».

Источник

Оцените статью
Разные способы