Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека
Лилия Тимофеева
Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека
Общение -это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. В едином процессе общенияможно условно выделить три стороны: перцептивную (восприятие, коммуникативную (передача информации, интерактивную (взаимодействие).
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения — интерактивная: взаимодействие общающихся и обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Третья сторона общения — перцептивная — предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет, и ни в чем сообщенном ему, не разберется.
К средствам общения относятся:
— язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
— интонация — эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
— мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
-расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Общениеосуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному — от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
«Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур».
Эффект воздействия на человека зависит от того,какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).
Внушаемость — степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц с слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.
Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы, люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы. Выделяют три основные формы внушения: 1)гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);2)внушение в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности; 3)внушение при активном состоянии бодрствования человека. Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на — новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, — мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что. «) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия: 1)убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей; 2)она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры; 3)необходимо анализировать факты, известные слушателям; 4)убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие — могут резко снизить эффект убеждения.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации: 1)слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2)создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если оратор допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут; 3)сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным.В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомни о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение — метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации. Тезис — это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.
Подражание- Подражание (в социальной психологии) — способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить «личным примером», требует от другого индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное таким образом П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного подражания значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния
Совместная деятельность по экспериментированию «Как сделать искусственный снег» Совместная деятельность по экспериментированию в подготовительной группе «Как сделать искусственный снег» Цель: Опытным путем изготовить.
Организация сетевого взаимодействия как часть ООП ДОформируемая участниками образовательных отношений Муниципальное образовательное учреждение Кладовицкая основная общеобразовательная школа дошкольные группы выступление старшего воспитателя.
Познавательно-исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников «Познавательно – исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников» Воспитатель: Безрукова Наталья Васильевна.
Траектории взаимодействия с родителями как формы активизации образовательной деятельности семьи в воспитании дошкольников Педагогический совет на тему: «Взаимодействие семьи и ДОУ» Траектории взаимодействия с родителями, как формы активизации образовательной.
Формы и методы воспитания гуманных отношений детей младшего дошкольного возраста Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Именно в дошкольном возрасте складываются.
Проектная деятельность, как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи. Смирнова А. Ю. воспитатель МКДОУ детский сад общеразвивающего вида.
План социального взаимодействия c краеведческим музеем ПЛАН социального взаимодействия ЦРР-МБДОУ № 2 и Краеведческого музея Майкопского района им. супругов Жерноклевых Цель: Разработка активных.
Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?», но прикладными.
Проект «Социальная сеть «Одноклассники», как средство взаимодействия участников образовательных отношений» Социальная сеть «Одноклассники» — средство взаимодействия участников образовательных отношений «Только вместе с родителями, общими усилиями,.
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников Пояснительная записка. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.
Источник
Общение. Виды общения
Ольга Алимова
Общение. Виды общения
Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общениясовершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации. Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, детьми, родителями. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких — на его деятельности. В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.
Цель работы: рассмотреть основы общения: его структуру, понятие, сущность, виды.
1. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности. В отечественной психологии общение понимается в неразрывном единстве с деятельностью. Общение – это такая реальность человеческих отношений, которая предполагает любые виды общения как специфические формы совместной деятельности людей.
Вместе с тем в отечественной психологии существует и другой подход к пониманию категории общения. Согласно этому подходу общение понимается как субъект-субъектное взаимодействие. В целом признается, что любая деятельность всегда прямо или опосредованно включает субъект-субъектные отношения, а процесс общения детерминируется предметом, например, предметом разговора (Б. Ф. Ломов).
В процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнеров. В общении партнеры самоопределяются и самопредъявляются.
При исследовании структуры общения выделяется три уровня анализа.
На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень близок к социологическим исследованиям и является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений.
Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту или иную задачу. На данном уровне исследуются особенности динамики психических процессов и состояний человека.
Исследования на этом уровне предполагают выявление в периоде общения несколько фаз. Начальная фаза состоит в формировании общих координат (опорных образов, точек отсчета, которые определяют развитие дальнейшего процесса, относительно которых строится поведение каждого их участников общения. На второй фазе формируется совместная и обычно нежесткая программа процесса общения, включающая распределение функций между его участниками. Данная фаза задает общую стратегию их поведения. Третья фаза состоит в согласовании или синхронизации временных характеристик психических процессов и состояний. Также на данной фазе формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Общение включает в себя взаимное управление, контроль и коррекцию. В результате общения либо создается некоторая общность участников, либо обнаруживается их несовместимость и наличие противоречий.
Третий уровень анализа (микроуровень) включает в себя изучение элементарных единиц общения (сопряженных актов общения, включающих не только действия одного человека, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера). Анализ речевого общения позволяет выявить простые виды циклов,которые образуют сложные формы взаимодействия: сообщение – отношение к нему; вопрос — ответ; побуждение к действию – выполение.
Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения. Б. Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:
•содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;
•форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;
• способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.
Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:
• коммуникативную сторону общения — состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
• интерактивную сторону общения — заключается в организации взаимодействия между людьми, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
• перцептивную сторону общения — которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б. Ф.Ломовым выделены три функции: информационно – коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.
Первая функция состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.
Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение и убеждение.
Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности и интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.
Выделяются также такие функции, как познание людьми друг друга, организация совместной деятельности и управление ею, формирование и развитие межличностных отношений и пр. А. А. Брудным выделяется инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда, синдикативная (обеспечивает сплоченность групп, трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общениявыделяются следующие функции:
• контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
• информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
• побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
• координационная (взаимное ориентирование и согласование действий в рамках совместной деятельности);
• понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
• эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
• установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
• оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Все средства общенияделятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Вербальное и невербальное общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.
Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.
Невербальное общение – это общение без использования речевых и языковых средств, единственным инструментом которого становится тело человека. Передача и прием невербальной информации могут осуществляться как осознанно, так и на бессознательном уровне. Невербальное общение также называют невербальным поведением.
Основными средствами невербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд, характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способы общения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре. Некоторые теории происхождения языка рассматривают невербальное общение как древнюю основу возникновения речи.
Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общенияи характеризуются следующим:
• реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);
• эволюционно – исторической древностью (существовала задолго до появления речи);
• относительной независимостью от смысла слов;
• непроизвольностью и подсознательностью;
• независимостью от языковых барьеров;
• особенностями психофизиологических механизмов восприятия;
• особенностями акустических средств кодирования.
Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека, о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе и т. д.
Невербальное поведение дает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, его энергичности, склонности к доминантности, самооценке.
2. Виды общения
Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.
По характеру общения, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б. Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.
А. А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.
А. А. Леонтьев выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего,по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.
В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения:
1. По содержанию акта общения: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.
В процессе материального общения осуществляется обмен предметами и продуктами деятельности, в когнитивном — обмен знаниями, кондиционном — обмен психическими и физиологическими состояниями, мотивационном — обмен побуждениями, целями, действиями, интересами, мотивами, потребностями, деятельностном — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
2. По целям общения выделяют: биологическое, социальное, духовное.
Биологическое общение — это вид общения, в котором удовлетворяются необходимые для поддержания, сохранения и развития организма биологические потребности. Социальное общение– это вид общения, целью которого является расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностный рост индивида. Духовное общение — это вид общения, целью которого является удовлетворение высших, духовных потребностей человека. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов различных потребностей человека.
3. По средствам общения выделяют: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.
Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.
4.По видам социальной направленности человека выделяют: социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.
Социально-ролевое общение — вид общения, в котором его участники предстают друг перед другом как носители социальных ролей, представители определенных социальных групп.Например: медсестра — пациент. Их отношения регламентированы установившимися в обществе правилами поведения, которые отражают их права и обязанности.
Личностно-ориентированное — вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т. е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем,которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т. д.
Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение выступает как взаимодействие людей, фактор развития личности, процесс обмена информацией, средство понимания другого человека, средство удовлетворения потребностей.
Некоторые социальные и экономические трансформации современного общества негативно отражаются на психическом и личностном развитии современных детей. Общая тенденция современного детства заключается в том, что взрослые игнорируют специфику дошкольного возраста и его особое значение для полноценного развития личности.В связи с изменениями социально-культурных условий жизни в последние десятилетия происходят: разрыв между поколениями детей и взрослых, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями, распад разновозрастных детских сообществ, активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей, повышение ценности интеллекта и пр. Телевизор, компьютер, подменяют для маленького ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми, оказывая негативное влияние на становление психики и личности растущего человека.
Современная семья озабочена ранним развитием ребенка, формированием физического здоровья, получением престижного образования. Современные родители воспитывают ребенка «индивидуалиста», стремятся чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни сами». Однако родители не учитывают, что индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу, мешает ребенку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.
Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.
Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.
Консультация «Общение детей друг с другом» «Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.
Общение и дружба «Краснодар-Крым!» с помощью МAAM Хочу поделиться с вами радостью, вот сегодня ко мне в Крым прилетел привет и посылочка от самой чудесной,талантливой,творческой,доброй.
Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.
Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.
«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.
Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.
Источник