Основные формы правления
О чем эта статья:
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
- В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
- В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Формы власти показывают:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Источник
Форма правления — это способ организации и формирования верховной государственной власти
Форма государственного правления
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.
На основе изложенного видно, что три указанных блока формы государства привязываются к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Вывод: Таким образом, форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений межу людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).Но это пока только общий подход к пониманию формы государства. Для более глубокого ее рассмотрения необходимо подробно рассмотреть три ее элемента, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
— как создаются высшие органы государства и какова их структура;
— как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
— в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики
Монархия (от греч. Monarchia – власть одного) — это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования.
Монархическая форма правления отличается следующими признаками:
1) существование единоличного носителя верховной власти — монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
3) представительство государства монархом по собственному усмотрению, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
Исторически монархия была самой ранней формой правления, однако в ходе развития государственности она существенно видоизменялась.
Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная монархия и представительная монархия.
В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789 г.), русские императоры (до формирования Государственной Думы в начале ХХ века) и т.д.
Для абсолютистской монархии характерно:
— полное бесправие народа
— отсутствие каких-либо представительных учреждений
— сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, устанавливает и расходует налоги, причем делает это единолично, без контроля со стороны кого-либо.
Абсолютистская форма монархии, как правило, сопровождается произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.
Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, при которой глава государства одновременно представляет и светскую, и религиозную власть.
В представительной монархии власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями.
Двумя основными историческими формами представительной монархии являются сословно-представительная монархия и конституционная монархия.
При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрание представителей различных слоев – духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительные собрания, созыв и объем полномочий которых зависели от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютной монархии.
В период становления буржуазного общества, как форма правления возникает конституционная монархия, представляющая собой такую форму, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.
Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха — парламентарная и дуалистическая. Последняя, как форма правления практически изживает себя, хотя еще и существует в некоторых странах арабского мира.
Для дуалистической монархии характерно следующее:
— монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство ответственное перед ним, а не перед парламентом;
— законодательная власть юридически принадлежит парламенту, но монарх имеет сильное влияние на парламент, т.к. может наложить вето на его законы, имеет право назначения депутатов в верхнюю палату, обладает правом распустить парламент.
Однако представительное учреждение приобретает некоторые контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Т.е. государственная власть носит как бы двойственный характер.
Парламентарной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности:
— исполнительная власть осуществляется правительством, ответственным перед парламентом; хотя монарх формально назначает главу правительства и министров, фактически его формирует лидер партии парламентского большинства, победившей на выборах;
— монарх играет главным образом представительную роль, является, своего рода, символом. Он царствует, но не правит.
Вместе с тем, в современной теории государства основательно снизилось критическое отношение к монархической форме правления, произошло то, что получило обозначение как «ренессанс монархии».
К этому подтолкнули исторический опыт государств, потерпевших поражение в использовании новых форм правления — военно-диктаторских, республиканских. В таких кризисных ситуациях в конце XX века призывы вернуться к монархической форме правления звучат во многих государствах.
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (1V-III тыс. до н.э.) власть имела сложную структуру, где верховенство оставалось за демократическим органом власти — собранием и советом.Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.
Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общие признаки республики:
— источником власти является народ;
— законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти;
— обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти;
— законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
Основными разновидностями республик на современном этапе являются президентская и парламентская республики. Главное различие между ними состоит в особенностях порядка формирования и политической ответственности правительства.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, при которой в руках президента соединены полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Наиболее характерными признаками президентской республики являются:
— внепарламентский способ избрания главы государства (президент, как и парламент, избирается всенародным голосованием)
— формирование правительства осуществляется главой государства, который одновременно является главой исполнительной власти;
— президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс правительства;
— правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом;
— парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).
— президент лишен права роспуска парламента.
Президентская республика создает благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий.
В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. Отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
Т.о., в президентской республике, при условии соблюдения конституционной законности, правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.
Президентская республика является весьма гибкой формой управления, поэтому она получила довольно широкое распространение.
Парламентская республика – это форма правления, при которой главная функция парламента – законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент (как высшая представительная и законодательная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью. Парламентские республики: Италия, Индия, Германия.
Парламентская республика характеризуется ещё рядом признаков:
— верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту;
— глава государства (президент) избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Он обладает правом роспуска парламента, наделен определенными полномочиями в вопросах формирования правительства (участие в процессе назначения главы правительства) и законодательной деятельности (подписывает законы, издает декреты и указы), является верховным главнокомандующим ВС и т.д.
— правительство (совет, кабинет министров) формируется парламентом и несет перед парламентом политическую ответственность за свою деятельность, оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства;
— правительство формируется из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.
Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности находить компромиссы в рамках парламентской борьбы за власть.
В последнее время получают распространение смешанные формы республиканского правления, сочетающие черты президентской и парламентской республик. Основными чертами такой республики являются:
— выборность президента, как и при президентской республике (в парламентской республике президент избирается парламентом);
— существует пост главы правительства, как и в парламентской республике (в президентской республике исполнительную власть возглавляет президент);
— исполнительная власть осуществляется президентом (как в президентской республике) и правительством (как в парламентской) совместно;
— правительство несет двойную ответственность: как перед президентом, так и перед парламентом.
Вывод:
Таким образом, под формой государственного правления понимают элемент формы государства, характеризующий порядок формирования, структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
Однако вопрос о форме государства — это не только вопрос о форме правления. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.
Источник