Форма правления — это способ организации и формирования верховной государственной власти
Форма государственного правления
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.
На основе изложенного видно, что три указанных блока формы государства привязываются к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Вывод: Таким образом, форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений межу людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).Но это пока только общий подход к пониманию формы государства. Для более глубокого ее рассмотрения необходимо подробно рассмотреть три ее элемента, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
— как создаются высшие органы государства и какова их структура;
— как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
— в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики
Монархия (от греч. Monarchia – власть одного) — это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования.
Монархическая форма правления отличается следующими признаками:
1) существование единоличного носителя верховной власти — монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
3) представительство государства монархом по собственному усмотрению, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
Исторически монархия была самой ранней формой правления, однако в ходе развития государственности она существенно видоизменялась.
Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная монархия и представительная монархия.
В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789 г.), русские императоры (до формирования Государственной Думы в начале ХХ века) и т.д.
Для абсолютистской монархии характерно:
— полное бесправие народа
— отсутствие каких-либо представительных учреждений
— сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, устанавливает и расходует налоги, причем делает это единолично, без контроля со стороны кого-либо.
Абсолютистская форма монархии, как правило, сопровождается произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.
Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, при которой глава государства одновременно представляет и светскую, и религиозную власть.
В представительной монархии власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями.
Двумя основными историческими формами представительной монархии являются сословно-представительная монархия и конституционная монархия.
При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрание представителей различных слоев – духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительные собрания, созыв и объем полномочий которых зависели от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютной монархии.
В период становления буржуазного общества, как форма правления возникает конституционная монархия, представляющая собой такую форму, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.
Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха — парламентарная и дуалистическая. Последняя, как форма правления практически изживает себя, хотя еще и существует в некоторых странах арабского мира.
Для дуалистической монархии характерно следующее:
— монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство ответственное перед ним, а не перед парламентом;
— законодательная власть юридически принадлежит парламенту, но монарх имеет сильное влияние на парламент, т.к. может наложить вето на его законы, имеет право назначения депутатов в верхнюю палату, обладает правом распустить парламент.
Однако представительное учреждение приобретает некоторые контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Т.е. государственная власть носит как бы двойственный характер.
Парламентарной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности:
— исполнительная власть осуществляется правительством, ответственным перед парламентом; хотя монарх формально назначает главу правительства и министров, фактически его формирует лидер партии парламентского большинства, победившей на выборах;
— монарх играет главным образом представительную роль, является, своего рода, символом. Он царствует, но не правит.
Вместе с тем, в современной теории государства основательно снизилось критическое отношение к монархической форме правления, произошло то, что получило обозначение как «ренессанс монархии».
К этому подтолкнули исторический опыт государств, потерпевших поражение в использовании новых форм правления — военно-диктаторских, республиканских. В таких кризисных ситуациях в конце XX века призывы вернуться к монархической форме правления звучат во многих государствах.
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (1V-III тыс. до н.э.) власть имела сложную структуру, где верховенство оставалось за демократическим органом власти — собранием и советом.Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.
Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общие признаки республики:
— источником власти является народ;
— законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти;
— обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти;
— законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
Основными разновидностями республик на современном этапе являются президентская и парламентская республики. Главное различие между ними состоит в особенностях порядка формирования и политической ответственности правительства.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, при которой в руках президента соединены полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Наиболее характерными признаками президентской республики являются:
— внепарламентский способ избрания главы государства (президент, как и парламент, избирается всенародным голосованием)
— формирование правительства осуществляется главой государства, который одновременно является главой исполнительной власти;
— президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс правительства;
— правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом;
— парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).
— президент лишен права роспуска парламента.
Президентская республика создает благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий.
В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. Отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
Т.о., в президентской республике, при условии соблюдения конституционной законности, правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.
Президентская республика является весьма гибкой формой управления, поэтому она получила довольно широкое распространение.
Парламентская республика – это форма правления, при которой главная функция парламента – законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент (как высшая представительная и законодательная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью. Парламентские республики: Италия, Индия, Германия.
Парламентская республика характеризуется ещё рядом признаков:
— верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту;
— глава государства (президент) избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Он обладает правом роспуска парламента, наделен определенными полномочиями в вопросах формирования правительства (участие в процессе назначения главы правительства) и законодательной деятельности (подписывает законы, издает декреты и указы), является верховным главнокомандующим ВС и т.д.
— правительство (совет, кабинет министров) формируется парламентом и несет перед парламентом политическую ответственность за свою деятельность, оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства;
— правительство формируется из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.
Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности находить компромиссы в рамках парламентской борьбы за власть.
В последнее время получают распространение смешанные формы республиканского правления, сочетающие черты президентской и парламентской республик. Основными чертами такой республики являются:
— выборность президента, как и при президентской республике (в парламентской республике президент избирается парламентом);
— существует пост главы правительства, как и в парламентской республике (в президентской республике исполнительную власть возглавляет президент);
— исполнительная власть осуществляется президентом (как в президентской республике) и правительством (как в парламентской) совместно;
— правительство несет двойную ответственность: как перед президентом, так и перед парламентом.
Вывод:
Таким образом, под формой государственного правления понимают элемент формы государства, характеризующий порядок формирования, структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
Однако вопрос о форме государства — это не только вопрос о форме правления. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.
Источник
Форма государственного правления
- Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
* Форма правления в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Форма правления показывает:
* как создаются высшие органы власти в государстве,
* какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
* как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Источник