Способы организации занятий гимнастикой
В теории физической культуры, в том числе и в гимнастике, вращается много терминов. Одни объединяют большую группу терминов, в другом случае разные термины обозначают, казалось бы, одно явление. или действие. Например, термины “метод” и ”способ” означают путь достижения цели. Однако, в сочетании с различными процессами, используются по разному. Термин “метод” в теории физического воспитания используют в сочетании с процессами обучения, тренировки, развития физических или волевых и нравственных качеств. В организации занятии гимнастикой лучше подходит термин “Способ”.
В гимнастике на уроках используются пять основных способов:
Фронтальный – способ, при котором все занимающиеся одновременно выполняют одно задание. К этим упражнениям относятся: строевые, общеразвивающие, вольные, простейшие акробатические упражнения, некоторые виды прикладных упражнений, такие как: ползания, лазания по гимнастической стенке и скамейке, упражнения с гимнастической скамейкой. Данный способ используется как в подготовительной части урока, так и в основой. В основной части используются все перечисленные упражнения, за исключением строевых и общеразвивающих упражнений.
Круговой – способ, когда занимающиеся выполняют разные задания на станциях, расположенных по кругу (По Гуревичу И.А. “Метод круговой тренировки”).
Организация занятий гимнастикой круговым способом позволяет решать следующие задачи: — развитие физических качеств;
— совершенствование техники отдельных упражнений;
— повышение функционального состояния организма и совершенствования спортивной формы (тренированности)
В круговом способе могут использоваться гимнастический инвентарь и снаряды.
1. Количество станций рекомендуется от 8 до 15. Меньшее количество станций уменьшает пропускную способность на каждой станции. Например при количестве в классе или группе в 30 человек и количестве станций семь, количество человек на одних станциях будет достигать четырех человек, что затрудняет подбор инвентаря для каждого и распределении их на станции. Например прыжки со скакалкой выполняемые четырьмя участниками занимают больше места, чем один. Кроме тог при меньшем количестве станций труднее охватить все части и системы организма. Большее количество станций затрудняет их размещение в зале.
2. Станции должны располагаться по кругу или овалу, чтобы переходы от станции к станции не пересекались.
3. Расстояние между станциями должно быть равным, чтобы переход от станции к станции и начало выполнения задания на следующей станции начинался всеми участниками одновременно.
4. Упражнения на станциях должны чередоваться по направленности на различные части тела. Не должно быть на трех станциях подряд упражнений для мышц ног или рук или туловища.
5. Характер упражнений на станциях так же должен чередоваться. Например: на силу на следующей станции на гибкость далее на прыгучесть и т.д.
6. Не рекомендуется включать упражнения требующие специального разучивания или сложные элементы требующие страховки или помощи.
7. Выполнение заданий на станциях и переход от станции к станции осуществляется за установленное время по командам: “Стоп“, ”Переход” и распоряжениям: “Можно” или ”Начали”; звуковыми сигналами, отличающимся друг от друга длительностью звучания или высотой звука или характером звучания (свисток, трель, дробь, писк, визг и т.д.).
8. Проводящему следует стоять в месте, где упражнения вызывают наибольшее затруднение, но при этом видны все остальные станции.
9. Время выполнения заданий на станциях зависит от их количества. Чем меньше станций, тем больше времени на выполнение и на оборот. Практика показывает, что выполнение заданий на каждой станции оптимально равно от 20 до 40 секунд.
10. Количество повторений задания на станциях определяется как близкое к максимальному количеству выполняемое одним из участников данного класса или группы.
11. Создание представления о заданиях на станциях может осуществляться несколькими способами:
— проводящий перед строем сам показывается все задания;
— проводящий разделив группу или класс по количеству станций и расставив их по станциям сам показывает все задания;
— проводящий готовит для каждой станции карточку с перечнем всех станций и раздав их участникам предлагает всем выполнить свое задание и переходить на каждую следующую станцию и выполнять следующее задание. И так до тех пор, пока каждый участник не пройдет последовательно все станции, Выполняется это в произвольном темпе;
— перечень станций в каждой следующей карточке должен начинаться со следующей станции. Например:
первая карточка: перечень включает:
1-я станция — подскоки на месте,
2-я станция — сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
3-я из седа руки за голову лечь на спину и вернуться в исходное положение
Перечень станций во второй карточке должен начинаться со сгибания и разгибания рук в упоре лежа, а в третьей карточке – с задания на третьей станции в первой карточке (то есть на одну станцию ниже).
В противном случае все участники придут на первую станцию.
— изготавливаются красочные большие изображения задания и по принципу дорожных знаков на стойках ставятся в месте станции.
— перед началом и в конце кругового способа снимается пульс для определения воздействия нагрузки;
12. Вариативность кругового способа организации велика. Можно проводить круговой способ по часовой стрелке или против. Можно проводить два раза подряд по или против часовой стрелке без отдых или с отдыхом после каждого круга. Все зависит от подготовленности учащихся и трудности заданий. В любом случае обязательно следует определять частоту пульса.
11 10 9
12
8
1 ст.
7
2 6
3
Вариант распределения станций в круговом способе.
Соревновательный – способ, при котором занимающиеся выполняют одинаковые упражнения, с чет определенными правилами, соревнуясь в определении победителя. В основном этим способом проводятся эстафеты. При этом, в зависимости от числа занимающихся может быть две, три и более команд. Основными задачами здесь являются: совершенствование ранее разученных упражнений, развитие скоростно-силовых качеств, воспитание коллективных действий и ответственности за свои действия перед командой
Игровой способ – в основном это подвижная игра с выполнением упражнений в произвольном варианте, но по определенным правилам. В зависимости от задач, могут развиваться различные физические качества, умение ориентироваться в пространстве. Носит так же состязательны характер между ведущим и игроками.
Сменно-групповой способ предусматривает деление группы или класса на два, три или четыре отделения и в процессе проведения занятия эти отделения меняются снарядами, проходя задания на каждом виде в течение всей основной части. Оптимальное количество отделений обычно составляет три. Как правило, подобный способ используется во всех уроках гимнастики. Еще одной особенностью сменно-группового способа является то, что внутри его, каждое отделение, в зависимости от задач и упражнения, может быть организовано одним из остальных способов. Например, одно отделение разучивает вольные упражнения фронтальным способом, другое развивает физические качества круговым способом, третье разучивает опорный прыжок.
«Планирование работы по гимнастике».
Источник
Методы организации учащихся на уроках гимнастики.
Место гимнастики в педагогической системе физического воспитания.
Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.
В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:
– использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;
– применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;
– освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.
Согласно гуманистической концепции культурологического подхода к образовательной сфере «Физическая культура» (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева и др.) и идее «человекотворческой сущности физической культуры» (Ю.М. Николаев) расширяется сфера применения гимнастических упражнений в направлении:
– развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения детей и молодежи к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;
– воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого ребенка, подростка, взрослого, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности различных формальных и неформальных сообществ, включая конкретную семью.
Разнообразие, многоструктурность и многофункциональность гимнастических упражнений позволяет многосторонне воздействовать на организм занимающихся и содействует решению целого круга задач, которые могут быть разделены на три группы.
Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений.
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.
Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время выполнения упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – координационно несложные движения, которые применяются для всестороннего развития организма, для развития функциональных возможностей, для воспитания «школы движений» и т.п. ОРУ можно выполнять без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах и тренажерах, на месте и в движении, одному или вдвоем.
Акробатические упражнения – весьма действенное средство развития двигательных способностей, координации, ловкости, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность их беспрерывного усложнения позволяет использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. К акробатическим упражнениям относят прыжки, балансирования, вольтижные элементы, выполняемые индивидуально, в парах, втроем, вчетвером, а также групповые пирамиды (фигурные построения с поддержками).
Прыжки в гимнастике делятся на простые (неопорные) и опорные и характеризуются выраженной фазой полета. Опорные прыжки представляют собой движения, целью которых является преодоление препятствия с промежуточной опорой руками. Прыжки служат прекрасным средством формирования прикладных умений и навыков (напрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание (преодоление) препятствий); развития ловкости, прыгучести, быстроты; воспитания волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли.
Упражнения на гимнастических снарядах (на перекладине, брусьях параллельных и разновысоких, коне с ручками, кольцах, бревне) характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм и доступны для применения в занятиях с лицами разного пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Прикладные упражнения включают разновидности ходьбы, бега, метаний, лазаний, переползаний, переноски грузов, упражнения в равновесии. Для данной группы упражнений характерны менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи, что способствует формированию умений и навыков активного взаимодействия с окружающей средой. Прикладные упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.
Вольные упражнения (ВУ) – это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции и выполняемых слитно, в соответствии с гимнастическим стилем. ВУ выполняются в более простых и естественных условиях, чем, например, упражнения на снарядах, в связи с чем их применяют для знакомства с характеристиками движений (направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность, выразительность) и овладения их школой; а также для воспитания силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Упражнения художественной гимнастики – это специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, прыжки, повороты и т.п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). Они носят динамический, танцевальный характер, тесно связаны с музыкой и служат для воспитания гибкости, пластичности, выразительности, координации, совершенствования чувства равновесия.
Методы организации учащихся на уроках гимнастики.
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы:
1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;
2) сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;
3) индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;
4) поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек;
5) поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;
Для фронтального метода характерно освоение упражнения всеми учащимися одновременно. Обычно он используется при проведении строевых, общеразвивающих, танцевальных упражнений, несложных акробатических упражнений и т.д. Однако можно использовать фронтальный метод организации учащихся и при выполнении упражнений на снарядах. Для этого в гимнастическом зале должны быть в достаточном количестве лестницы и шесты (установленные наклонно и горизонтально), канаты, гимнастические скамейки с крюками, гимнастическая стенка и многопропускные гимнастические снаряды (на которых одновременно мог бы заниматься весь класс).
При групповых методах организации учащихся распределяют на несколько групп (обычно от 3 до 5), каждая из которых выполняет свое задание в указанном месте. Например: 1 – на перекладине (под руководством учителя) изучается подъем переворотом; 2 – на бревне совершенствуются различные виды ходьбы; 3 – на матах у гимнастической стенки совершенствуется стойка на голове (мальчики) и «мостик» (девочки); 4 – упражнения с длинной скакалкой. Учитель находится у того снаряда, на котором решаются основные задачи урока, в других группах назначается старший. В предварительной инструкции учитель должен четко определить правила выполнения каждого упражнения, дозировку, типичные ошибки (можно использовать для этого карточки с записанными на них заданиями). При групповом способе учащимся часто предлагают дополнительные задания, направленные на развитие двигательных качеств, сообщение или проверку теоретических знаний.
При использовании поточного способа организации учащиеся выполняют задание друг за другом на установленной дистанции. Поточным способом можно проводить различные упражнения: лазанье по наклонно поставленным скамейкам, лестницам, гимнастической стенке, упражнения в равновесии, прыжках, акробатические упражнения, отдельные упражнения в висах и упорах и т.п. Следует помнить, что все эти упражнения должны быть знакомы или настолько просты, что могут быть выполнены без специального обучения. Следует, однако, отметить, что поточным способом можно выполнять упражнения не только однотипные и не только на одном снаряде. В зале можно устанавливать все имеющиеся снаряды так, чтобы учащиеся после выполнения одних упражнений переходили к другим (упражнения в лазанье – акробатические упражнения – упражнения в висах и упорах – опорные прыжки и т.д.).После объяснения и показа упражнений дается команда начать упражнения, и учащиеся всех отделений постепенно включаются в общий поток. На каждой станции должно стоять максимально возможное число снарядов во избежание заторов.
Игровой способ может быть использован для совершенствования практически всех упражнений основной гимнастики. Для этого используются подвижные игры, включающие различные упражнения: бег, равновесия, перелезания, прыжки, лазанье, метания и т.д., выполняющиеся последовательно.
Заключение.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.
2. Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.
3. В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В 5–6 классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.
4. Наиболее оптимальные формы проведения гимнастики в 5–6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др.
5. Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.
Источник