Тестовые задания для проведения I этапа экзамена по специальности
Тестовые задания для проведения I этапа экзамена по специальности
Дисциплина ОПД. 01 Педагогика (40 вопросов)
1. Допишите понятие
Часть педагогического процесса, в котором обучение, формирование и развитие личности происходит в различных видах деятельности учащихся, под руководством воспитателя и в результате его педагогической деятельности это — воспитание
2. Установите соответствия между основными категориями дидактики и их характеристиками
а) сущность процесса обучения
б) принципы обучения
в) методы обучения
г) формы организации учебной деятельности
д) содержания образования и обучения
1. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений, навыков, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности учащихся.
2. Способы организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке.
3. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение заданной цели обучения.
4. Исходные, руководящие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников.
5. Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений, навыков; развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности.
3. Понятие «метод» в переводе с греческого языка означает …
б) направление движения
в) способ, путь к достижению цели
д) способ усвоения
4. Закончите предложение
Отражение противоречия между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнания путей, средств и методов их решения – это педагогическая проблема
5. Закончите предложение
Научно обоснованное предположение, нуждающееся в экспериментальной и теоретической проверке – это гипотеза.
6. Установите соответствия между функциями педагогической деятельности и их характеристиками
д) психологическая подготовка
1. Процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути.
2. Формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе.
3. Процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни.
4. Процесс организации и осуществления педагогической деятельности.
5. Процесс формирования у людей знаний и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности.
7. Установите соответствия между функциями классного руководителя и их характеристиками
1. Формирование позитивных взаимоотношений между детьми, оптимальных отношений «учитель-ученик» в обучении школьников, установлению положительных взаимоотношений с людьми.
2. Педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом.
3. Изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся, коллектива в его развитии, семейного воспитания.
4. Руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов.
5. Установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
8. Укажите стиль педагогического руководства, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний …
9. Установите соответствия между структурными элементами урока и их характеристиками.
а) организация начала урока
б) постановка целей и задач урока
д) домашнее задание
1. Проводится после объяснения учителем нового материала или как самостоятельный урок. Помогает сосредоточить внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теории с практикой, формирование умений и навыков.
2. Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения, четко, кратко, последовательно.
3. Занимает от одной до нескольких минут. Здесь имеет значение: как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умение предъявлять требований и искреннее уважение к ученикам, Проверка готовности к уроку.
4. Научное изложение содержания учебного материала.
5. Смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. Учитель сосредотачивает внимание на основных идеях, правилах домашнего задания, проверяет выполнение его.
10. Определите вид эксперимента, который направлен на создание новых психологических ситуаций с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону и который требует наличия для сравнения контрольных групп …
а) констатирующий эксперимент
б) созидательно-преобразующий эксперимент
в) формирующий эксперимент
г) контрольный эксперимент
11. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить блоки:
5) все ответы верны
12. Установите соответствие понятий
1. Система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.
2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии
с сознательно поставленными целями, идеалами, убеждениями.
3. Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и выбранных средств.
13. В образовательном стандарте выделяют три компонента. Какие…
а) федеральный компонент
б) учебный компонент
в) национально-региональный компонент
г) школьный компонент
14. Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основных компонентов. Каких…
б) способы изложения материала;
в) собственно содержание образования;
г) организация образовательного процесса;
15. Определите, к какому типу урока относится приведенная ниже структура …
— организация начала урока;
— подготовка к усвоению материала: проверка ранее усвоенного при помощи специальных вопросов, заданий или опроса;
— постановка задач урока;
— объяснение нового материала;
— вопросы, задания, упражнения на закрепление нового материала;
— подведение итогов урока и задания на дом.
а) урок закрепления и повторения учебного материала
б) урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
в) урок ознакомления с новым материалом
г) комбинированный урок.
16. Требования к результатам общего образования включает в себя результаты. Какие:
4) все ответы верны.
17. Выделите методы, которые относятся к традиционно-педагогическим …
в) изучение продуктов ученического творчества
18. Продолжи предложение —
Способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях это — Метапредметные результаты
19. В науке дидактика понимается как …
а) система корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений, зависимостей и закономерностей преподавания и учения.
б) система взаимодействия, в результате которого формируется личность.
в) научная основа педагогической науки
г) верного ответа нет
20. Какую функцию выполняет дидактика …
а) теоретическую и практическую
б) правовую и экономическую
в) профориентационную и функцию семейного воспитания
г) верного ответа нет
21. Методология педагогики рассматривается как…
а) система знаний о психике человека
б) система знаний о подходах к исследованию педагогических явлений, способов, процессов
в) техника обучения
г) верного ответа нет
22. Первые педагогические обобщения были сделаны в…
23. В науке определены такие виды эксперимента как …
г) верного ответа нет
24. Образование как основная категория педагогики есть…
б) собственная деятельность ученика
в) процесс и результат обучения
г) верного ответа нет
25. Педагогический процесс это …
а) художественный процесс
б) трудовой процесс
в) мотивированный процесс
г) верного ответа нет
26. Метод наблюдения это…
а) воздействие на сознание ребенка
б) метод интерпретации данных
в) целенаправленное планомерное наблюдение за объектом
г) целенаправленный, точно учитывающий условия опыт
27. Чем понятие нравственности отличается от понятия морали в педагогической науке …
а) тем, что нравственность есть русский вариант от латинского термина мораль
б) тем, что нравственность есть латинский вариант русского термина мораль
в) тем, что понятие нравственность шире. Чем понятие мораль
г) верного ответа нет
28. Установите соответствие
а) структура программы 2
б) способ построения программы 1
2. — объяснительная записка, введение
29. Укажите последовательность в развитии педагогического процесса
Основной (взаимодействие педагога и учащихся) Подготовительный (целеполагание, диагностика, прогнозирование) Заключительный (анализируя обучаемся) Образовательно-социальный этап.
30. Основным документом, определяющим содержание образования, является…
б) государственный образовательный стандарт
в) учебные планы
31. Какие стадии содержит подготовка учителя к уроку…
г) верного ответа нет
32. В какой стране зародилась педагогическая технология…
33. Кто является автором определений содержания образования…
1.Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека, его природных свойств, социальных, культурных, в контексте с общечеловеческими, национальными и региональными ценностями.
2. Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным развитием человека.
3. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
а) доброжелательного отношения воспитателя к воспитаннику
б) психологического климата в школе, классе
в) строгости со стороны учителя
г) уровня развития коллектива
35. Установите, какие педагогические идеи принадлежат В. Сухомлинскому…
а) школьный коллектив — это единство детей и взрослых
б) воспитывать личность необходимо через взаимопонимание в коллективе
в) первые упоминания о значении детских коллективов и создание организации «Детская общность»
г) разработка теории детского коллектива
36. Определите, что относится к дидактическим функциям учебника…
37. Особенностью комбинированного урока является то, что…
а) урок содержит все структурные компоненты урока
б) его цель – изучение нового материала
в) урок проводится только в начальных классах
г) верного ответа нет
38. Основным вкладом Д. Дьюи в теорию образования является…
а) разработка концепции «полного акта мышления»
б) разработка плана уроков
в) разработка системы дисциплинирования
г) верного ответа нет
39. И. Гербарт создал дидактическую систему, базирующуюся на …
а) теоретических достижениях этики
б) достижения практики
в) материальной философии
г) верного ответа нет
40. Предметом педагогической науки считается …
а) процесс воспитания
б) процесс формирования системы образования
Источник
Системы форм организации обучения
10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения
Форма организации обучения – это
- способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы;
- вариативная, и в то же время относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, характеризующаяся составом участников, временем, порядком, местом взаимодействия, оказывающая влияние на ход и результат учебного процесса;
- «ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения» (В.В. Краевский, А.В. Хуторской [2, С.250]).
В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):
В педагогической литературе наряду с термином «форма организации обучения» также широко употребляется термин «форма обучения». В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение ).
10.2. Подходы к классификации форм организации обучения
В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.
В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).
В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).
Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И.П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).
Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т.И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.
В основу классификации внешних форм организации обучения А. В. Хуторского, показанной на рис. 10.6 , положены различия в коммуникативном взаимодействии основных субъектов образовательного процесса.
На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.
Источник