Способ организации свободного рынка

Свободный рынок: признаки, определение, примеры

Свободный рынок, признаки которого присутствуют в большей или меньшей степени в разных формах хозяйствования, должен изучаться экономическими исследователями. Ведь это позволяет сравнивать реальность с идеальной моделью, делать выводы о состоянии объекта. Для оценки и прогнозирования развития необходимо изучить признаки рынка свободной конкуренции.

Понятие рынка

Свободный рынок, признаки которого будут рассмотрены далее, следует рассматривать с позиции правильного понимания его сути.

Это не просто площадь, на которой проводят операции купли-продажи, а экономическая система. Она основывается на обмене товарами между независимыми покупателями и продавцами.

Это достаточно широкое понятие. Чтобы перечислить основные признаки свободной конкуренции, следует рассматривать рынок как механизм хозяйствования.

Причем взаимодействие субъектов торговых отношений настолько свободно, что это позволяет варьировать цены на одну и ту же продукцию.

Такая система развития рыночной экономики основывается на разделении труда, когда все продукты производятся не для своего потребления, а для обмена на рынке.

Участниками этой системы являются предприниматели, работники, продающие свой труд, и потребители. Субъектами рынка являются домохозяйства, производители, а также правительство.

Любой человек может относиться к каждой из этих групп. Объектами на рынке выступают товар и деньги.

Свободный рынок

Рынок свободной конкуренции представляет собой систему хозяйствования, которая свободна от любых внешних, посторонних вмешательств. Даже государство не регулирует процессы, протекающие на нем.

Единственной функцией, допускающейся экономикой свободного рынка со стороны правительства, является защита прав собственности субъектов этой системы. Иными методами государство не регулирует механизм взаимодействия всех элементов данной системы.

Условия свободного рынка предполагают установление цены исключительно при помощи соотношения спроса и предложения. Это довольно простой закон.

Принцип функционирования

Свободный рынок и его условия имеют определенный тип взаимодействия всех элементов системы.

Рынок свободной конкуренции состоит из участников, которые получили свою собственность без угроз, мошенничества и прочих нечестных действий. Модели свободного рынка присуща добросовестная конкуренция.

Ни один из участников не находится в более выгодном положении.

Также следует разделять понятие идеального и свободного рынка. В первом случае все участники обладают полной информацией о системе при наличии идеальной конкуренции. Для свободного рынка это не обязательно. Поэтому, если требуется определить, к какому типу относится сравниваемая модель, перечислите основные признаки свободного рынка, которые будут рассмотрены далее.

Признаки свободного рынка

К основным признакам рынка свободной конкуренции относятся следующие определения.

  1. Свобода выбора предпринимателей и потребителей.
  2. Определяющую роль играет частная собственность.
  3. Свободная конкуренция: как между продавцами, так и между покупателями.
  4. Главным мотивом деятельности субъектов рынка является личный интерес.
  5. На принятие решения одного участника не может влиять другой субъект.
  6. Неограниченное и достаточно большое количество хозяйственных единиц.
  7. Отсутствие значительного влияния со стороны государства на участников системы.
  8. Свободный доступ к информации для всех субъектов рыночных отношений (но не обязательно владение ею).
  9. Абсолютная мобильность производственных факторов.

Так кратко можно обозначить главные принципы рассматриваемого понятия. В процессе сравнения реальной системы с идеальной перечислите основные признаки свободного рынка. Это позволит правильно проанализировать экономическую ситуацию на рассматриваемом объекте, выделить его основные черты, которые совпадают с базовой моделью.

Монополия и монопсония

Развитие рыночной экономики предполагает приближение реальных условий системы хозяйственных отношений к его теоретическому определению.

Читайте также:  Способы решения задач коши

Главным признаком функционирования рынка по принципу свободной конкуренции является свободный вход и выход из системы каждого участника. Поэтому в хозяйственные отношения может вовлекаться бесконечное количество субъектов.

Согласно определению рынка свободной конкуренции, в нем не может существовать ни монополия, ни монопсония. В первом случае в процессе взаимодействия продавцов и покупателей выступает только один производитель. Он может при этом диктовать свои условия другим участникам.

Экономика свободного рынка также не допускает появления монопсонии. Это значит, что в такой системе не может существовать только один покупатель.

Мобильность факторов производства

Модель свободного рынка предполагает второй главный фактор — мобильность всех средств производства. Это означает, что в случае потребности субъект системы хозяйствования может перевести весь свой капитал в другую отрасль и начать здесь свободно функционировать.

Однако это в реальности недостижимо. Каждая отрасль отличается своей величиной, а также размерами первоначально вносимого капитала. Поэтому компания, функционирующая в сфере организации концертных выступлений артистов, не сможет перейти в область машиностроения. Ей не хватит стартового капитала для развертывания производственной деятельности.

Недостатки свободного рынка

Недостатки у представленной модели также имеются.

К ним следует отнести ряд факторов. Так, по определению представленной организации взаимодействия субъектов, не все трудоспособные граждане смогут найти работу. Это будет доступно только людям, владеющим в совершенстве производственными навыками, пользующимися спросом.

Причем не будут развиваться общественно значимые отрасли (охрана природы, оборона). Также свободный рынок не стимулирует развитие фундаментальных научных открытий. Они с этой точки зрения становятся невыгодными. Разрабатываются только пользующиеся спросом отрасли и направления.

Это нестабильная система с частыми спадами и рецессиями. Поэтому в теоретическом виде свободный рынок, признаки которого перечислены выше, может существовать. Но не в реальной жизни.

Преимущества свободного рынка

Главным преимуществом рассмотренной системы является отсутствие дефицита товаров. При этом производители в процессе изготовления конкурентного товара задумываются о повышении его качества.

Постоянно внедряются новации в сфере пользующихся спросом отраслей. Предприятия, работающие в таких условиях, быстро приспосабливаются к постоянно меняющимся факторам рыночной действительности. Они ориентируются на спрос, поэтому выпускают ту продукцию, в которой нуждается потребитель.

Также и покупатели имеют возможность выбрать для себя лучший товар. Это, несомненно, является значительным достоинством представленной модели рыночных отношений.

Ознакомившись с таким понятием, как свободный рынок, признаки которого помогут лучше вникнуть в его сущность, будет несложно провести сравнение реальной системы хозяйствования с теоретической. На основе этого можно сделать выводы о сильных и слабых сторонах торговых отношений между всеми участниками. В реальности существование свободного рынка невозможно.

Источник

Признаки и функции свободного рынка — характеристики, сущность, структура и характерные особенности

Содержание:

Австрийский экономист М. Ротбанд спорил о принципах взаимодействия на свободном рынке. Он отметил следующую особенность свободного рынка: участники отношений получают имущество без мошенничества, угроз, применения физической силы. Такой рынок не характеризуется недобросовестной конкуренцией, на котором одни субъекты рыночных отношений имеют более выгодное положение по сравнению с другими. Противоположностью свободного рынка является регулируемый рынок: здесь именно государство диктует продавцам, что они должны продавать и по какой цене.

Одно важное условие: Концепции свободного рынка и идеального рынка не идентичны. Идеальный рынок предполагает, что покупатели обладают полной информацией и что на самом рынке существует идеальная конкуренция — это не обязательно для свободного рынка.

Характеристики свободного рынка

Главной особенностью свободного рынка является то, что любой из продавцов и покупателей может свободно входить и выходить с рынка. Таким образом, в рыночные отношения может быть вовлечено неограниченное количество субъектов. На свободном рынке неприемлемы такие явления, как монополия — наличие одного продавца — и монопсония — наличие одного покупателя. В таких условиях значимость конкретного субъекта отношений для всего рынка минимальна. Отсутствие барьеров возможно только при наличии исчерпывающей информации у участников, отсутствии информационной асимметрии, поэтому поведение участников рынка может быть рациональным.

Читайте также:  Хламидиоз передача бытовым способом

Второй особенностью является мобильность факторов производства. При необходимости субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, может организовать перевод капитала в другую отрасль.

Надо сказать, что оба знака на самом деле невозможны. Свободная конкуренция не может длиться долго, так как каждая фирма стремится увеличить свою долю на рынке, становясь монополистом (доля в 100%). Мобильность факторов не позволит организации свободно менять сферу своей деятельности, так как разные отрасли отличаются по объему начального капитала, необходимого для ведения бизнеса — например, бухгалтерская фирма не сможет войти в судостроительную отрасль, так как ее капитала просто не хватит.

Сущность и структура рынка

На сегодняшний день в научной литературе нет единого подхода к определению рынка и его сущности.

В широком смысле под рынком понимается саморегулирующаяся система воспроизводства, действующая под влиянием спроса и предложения.

В более узком смысле рынок представляет собой систему экономических отношений, которые развиваются между продавцами и покупателями в процессе покупки и продажи товаров и услуг.

В любом случае, рынок — это одно из важнейших достижений цивилизации, и его роль в развитии экономики огромна.

Появление и развитие рынка было основано на следующих условиях:

  • Социальное разделение труда;
  • Появление частной собственности и экономическая изоляция товаропроизводителей;
  • Регулярный характер обмена.

Развитие рынка обеспечивается функционированием рыночного механизма, в основе которого лежат взаимосвязь и взаимодействие основных рыночных элементов, таких как: Спрос, предложение, цена и конкуренция. Фундаментальная роль отводится непосредственно спросу и предложению, взаимодействие которых помогает ответить на вопросы о том, что, по какой цене и как продается на рынке.

Формирование рыночных отношений основывается на совокупности принципов, которые показаны на рис. 1.

Рисунок 1: Принципы развития рыночных отношений.

Свобода экономической и экономической деятельности, разнообразие форм собственности, договорных отношений, рыночное ценообразование и конкуренция составляют основу функционирования рыночной системы.

Структура свободного рынка

Современная рыночная система состоит из трех основных элементов: Рынок товаров и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок. Первый основан на купле-продаже потребительских товаров и услуг, второй ориентирован на товарно-денежный обмен землей, рабочей силой и средствами производства. Наконец, финансовый рынок использует финансовые активы (деньги, ценные бумаги и т.д.) в качестве объектов купли-продажи.

Субъекты и объекты рынка представлены на рисунке 2.

Рис.2 Субъекты и объекты рыночных отношений.

Субъектами рынка являются все участники рыночных операций, связанных с куплей-продажей товаров, услуг, факторов производства и финансовых ресурсов. В частности, это могут быть домохозяйства, предприятия, организации и даже само государство.

В зависимости от характера функций, выполняемых субъектами рыночных отношений, как правило, делятся на две группы: Продавцы и покупатели. В чистом рынке роль и влияние первых невелики, а вторые обладают большой свободой выбора.

Объектами рыночных отношений являются все те, через которые устанавливаются отношения купли-продажи. Таким образом, объектами рынка могут быть как товары и услуги, так и факторы производства.

Функции рынка с идеальной конкуренцией

Выраженные ранее характеристики свободного рынка настолько строги, что в реальности практически невозможно найти рынки, полностью соответствующие этим характеристикам. Классическим примером свободного рынка (рынка с идеальной конкуренцией) является рынок пшеницы, где есть много подрядчиков, покупающих и продающих один и тот же продукт.

Читайте также:  Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета называется тест

Несмотря на идеализированную структуру идеально конкурентного рынка, она служит одним из важнейших элементов экономического анализа. Модель идеальной конкуренции позволяет изучать и анализировать рынки относительно однородной продукции, на которых существует множество поставщиков, отсутствуют жесткие барьеры для входа и выхода, а спрос характеризуется высокой эластичностью.

Кроме того, чистая рыночная модель позволяет оценить эффективность функционирования реальных секторов экономики и степень их монополизации.

На свободном рынке фирма-продавец продает незначительную часть своей продукции на рынке в рамках всего сектора. Идеальный конкурент, с другой стороны, действует как ценник. Кривая спроса идеально эластична.

Рынок совершенной конкуренции, как и рынок в целом, выполняет определенные функции. Их можно разделить на две группы: основную и специальную.

К основным функциям, соответствующим рынку в целом, относятся информационные, регулирующие, стимулирующие, очищающие и опосредующие функции. Это означает, что свободный рынок действует как своего рода регулятор экономики и в то же время является средством экономической связи: он обеспечивает оптимизацию и реабилитацию национальной экономики и информирует рынок о ценах.

В дополнение к специфическим функциям, которые свободный рынок выполняет напрямую, существует абстрактная аналитическая функция, которая позволяет проводить сравнительные исследования. Более того, чистый рынок — это саморегулирующаяся система, способная самопроизвольно давать результаты и поддерживать равновесие без вмешательства внешних сил.

Характерные особенности рынка с идеальной конкуренцией

В экономике свободный рынок обычно называют чистым или идеальным конкурентным рынком.

Рынок со свободной конкуренцией является идеальной моделью рыночных отношений. Его основные характеристики показаны на рис. 3.

Рисунок 3: Признаки свободного рынка.

Таким образом, свободный рынок (или рынок идеальной конкуренции) характеризуется наличием большого количества продавцов, продающих один и тот же товар, и большого количества покупателей, требующих его, а также отсутствием барьеров для входа на рынок и выхода с него.

Существование многих продавцов и покупателей, в свою очередь, способствует отсутствию актера с рыночной властью, способного оказывать давление на решения других участников рынка.

Более того, для чисто конкурентного рынка характерно отсутствие асимметрии, т.е. полноты информации. Это приводит к тому, что все участники рынка знают все цены на все товары, а поскольку товары, которые будут покупаться и продаваться, однородны, то цена будет приблизительно одинаковой.

Кроме того, государство также не оказывает существенного влияния на ход экономических дел. Свободный рынок развивается самостоятельно, на основе взаимодействия спроса и предложения.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Бедность населения как индикатор национальной экономической безопасности — концепция, критерии, показатели и политика борьбы
  • Экономический рост Южной Кореи — особенности, потенциал и развитие
  • Определение субсидий и компенсационных мер. Сущность «желтой субсидии», «зеленой субсидии» — определения и меры
  • Экономика и социология труда- определения, и принципы труда
  • Товар как экономическое отношение — теории, сущность и основы
  • Формула убыточности — концепция, модели и определения
  • Признаки экономической свободы — концепция, основные черты и цели
  • Экономическое развитие Германии — ключевые факторы, текущее состояние и характеристики

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Оцените статью
Разные способы