Способ организации совместной деятельности с помощью общения это

Способ организации совместной деятельности с помощью общения это

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев).

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» -личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Вот, например, после выходных дней, праздников педагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто получается скучный «допрос» детей. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем — интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. После отпуска педагог приносит фотографии, угощает детей яблоками из своего сада, вовлекает их в беседу о том, как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Окончив университет, он показывает детям свой диплом, приглашая тем самым разделить с ним радость. Он вводит детей в мир своих переживаний: волнуется перед посещением зубного врача, озабочен болезнью мамы и др. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Источник

Познание

Автор: Мамонова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №52 «Самолётик»
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, Тюменская область, г.Нижневартовск
Наименование материала: презентация
Тема: Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Раздел: дошкольное образование

Совместная деятельность взрослого и детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Мамонова Е.В.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности)
Совместная деятельность детей в детском саду является наиболееэффективным и активным процессом развития. Поэтому очень важно, чтобы развивающая среда в группе способствовала всестороннему развитию дошкольников. Всё оснащение группы должно служить одной цели: развивать интерес к познанию нового, вызывать интерес и желание детей к общению со сверстниками и взрослыми и поддерживать хорошее настроение и желание посещать детский сад.
Одним из условий успешной совместной деятельности — мобильность развивающей среды. Тогда детям всегда будет интересно. Если это касается игр, то они должны меняться, если это касается продуктивной деятельности, то ребята должны иметь возможность свободно использовать различные материалы (краски, карандаши, пластилин, бумагу и т. д.) и обязательно картотеки поделок. Тогда, по образцу дети справятся с работой.
Задача воспитателя способствовать объединению детей в группы, желанию ребят доброжелательно общаться и вырабатывать навыки позитивной коммуникации.
Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми: – добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); – открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе); – свободное общение и перемещение детей; – педагогическая поддержка.

Читайте также:  Закаливание значение способы правила

Совместную деятельность разделяют:
— непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; — совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; — совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода.
Все образовательные области связываем друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по определенной теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

становятся:
* игровая * коммуникативная * двигательная * познавательно- исследовательская * продуктивная
Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Заключение Чтобы совместная деятельность действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только постановки общей задачи, которая должна воплотиться в совокупном продукте. Очень важно задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий (распределить этапы деятельности, действия, обозначить точки соприкосновения, выделить воздействия и т. п.), которая способствовала бы развертыванию между детьми активного общения по поводу работы, включая обсуждение социального смысла деятельности, ее назначения, вклада отдельных участников, условий ее успешного осуществления. Это — задача трудная, но очень важная в воспитательном отношении, и на ее решении воспитатель должен сосредоточить свои усилия при организации совместной деятельности детей.
Спасибо за внимание

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Источник

Шпаргалка по социальной психологии (14 стр.)

33. Функции и средства общения

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

Читайте также:  Способ варки макаронных изделий первичный сливной вторичный основной

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

34. Уровни и формы общения

В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.

Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:

1) микроуровень – состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);

2) мезоуровень – общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;

3) макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.

Уровни общения по Э. Берну:

1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;

2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);

3) игры – виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;

4) близость – интимные отношения;

5) деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.

Читайте также:  Как проучить соседей топтунов простой способ

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;

2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;

7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

Формы межличностного общения:

1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);

2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Условия, необходимые для эффективного внушения:

Источник

Оцените статью
Разные способы