Способ организации снабжения это

Способ организации снабжения это

6 МИН

Как выстроить закупочную логистику

Разбираемся, кто отвечает за снабжение предприятия, почему не надо запасаться на все случаи жизни и что поможет найти поставщиков с выгодными условиями

Закупочная логистика — это снабжение предприятия материалами, товарами и сырьём, которые используются для производства или торговли. Обычно за процесс отвечает отдельный сотрудник: специалист по закупкам или снабженец. Он выбирает поставщиков, договаривается об условиях сотрудничества, делает заказы, синхронизирует закупки с планами компании.

Цель закупочной логистики — создать такую систему поставок, которая обеспечит предприятие всем необходимым в максимально короткие сроки с минимальными затратами.

Какие задачи решает закупочная логистика

  • Создание запасов, которые не перегружают склад, но и не приводят к дефициту.
  • Поиск надёжных поставщиков .
  • Соблюдение принципа «цена-качество».

Этапы закупочной логистики

Определение потребностей

Поручите отделу снабжения совместно с другими подразделениями выяснить, что и в каком количестве нужно компании.

Исследование рынка

Проведите глубокий анализ рынка интересующих вас ресурсов и потенциальных поставщиков, их доступность и производственные возможности. Не забудьте о внешних факторах: задержках на границах, перебоях в работе предприятий.

Выбор поставщиков

Для этого можно использовать разные методы. Например, метод рейтинговых оценок: определите основные критерии выбора (цена, срок поставки, условия платежа и пр.), установите значимость каждого из них и оцените потенциальных контрагентов по этим критериям, а потом сравните.

Закупка

Согласуйте условия (цену, сроки, способы доставки, оплаты и т. д.) с поставщиками и заключите договор. После отгрузки примите товары и сразу выборочно проверьте качество. Доставку может осуществить как поставщик, так и вы своими силами, но чаще процесс организуют сторонние компании, перевозчики и экспедиторы.

Учёт претензий и брака

Проверьте, не были ли нарушены сроки поставки, зафиксируйте случаи опоздания или опережения сроков, вычислите процент бракованной продукции. Это поможет наладить процесс или принять решение о смене поставщика.

Распределение ресурсов

Отгрузите материалы на производство, а запасы на склады. Контролируйте количество.

Управление закупочной логистикой

Есть два способа координировать весь процесс закупок и работу участников цепочки.

При децентрализации отделы самостоятельно закупают то, что нужно. Чем хорош такой способ:

  • внутри отдела хорошо знают его потребности;
  • закупка происходит быстрее, без дополнительных согласований.

Централизованный подход используют в большинстве крупных компаний: назначается ответственный сотрудник или создаётся специальный отдел.

  • ресурсы и готовую продукцию легче стандартизировать;
  • ниже риск дублирования заказов;
  • выше шансы получить скидку у поставщика из-за крупных партий;
  • закупками занимаются специально обученные люди.

Основные методы закупок

Закупка конкретных товаров одной партией

Плюс метода в том, что можно получить скидки, минус — нужно много места для хранения.

Регулярные закупки мелкими партиями

При такой системе склады большой площади не нужны. Если товары оплачиваются по мере поступления, это ускоряет оборачиваемость капитала.

Закупки по мере необходимости

У покупателя нет жёстких обязательств по объёму закупки в отличие от регулярных закупок. Товар чаще всего оплачивается по факту доставки, что также ускоряет оборачиваемость капитала.

Способы организации закупок

Традиционный способ

При таком подходе предприятие всегда создаёт запасы необходимых материалов. Главный недостаток — увеличение затрат на складские помещения и персонал.

Логистические системы

Их суть в создании минимальных складских запасов и оперативной связи между поставщиком и заказчиком. Вот наиболее известные концепции.

JIT (англ. just in time — точно в срок) — закупка организована так, что все товары и комплектующие будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции, а количество запасов сводится к минимуму или даже нулю.

MRP (англ. material requirement planning — планирование потребности в материалах) — система, которая зависит от спроса потребителей на готовый товар. Когда он растёт, объём закупки увеличивается, и наоборот.

LP (англ. lean production — бережливое производство) — предприятие стремится сократить потери на всех этапах: не производить лишнего, не тормозить процессы, не заполнять склад запасами и т. д. Это повышает гибкость производственного процесса и помогает быстрее реагировать на изменение рыночного спроса.

Способы транспортировки

Унимодальная перевозка — доставка от двери до двери одним видом транспорта без промежуточных этапов (например, распределительного центра).

Смешанная перевозка — доставка двумя видами транспорта без длительного хранения на перевалочном пункте.

Комбинированная перевозка — доставка более чем двумя видами транспорта.

Мультимодальная перевозка — доставка несколькими видами транспорта, но, в отличие от комбинированной и смешанной транспортировки, за процесс отвечает один оператор.

При выборе поставщика продумайте и способ организации закупок, и способ транспортировки. Расходы на логистику могут перекрыть выгоду от покупки более дешёвого товара.

Короче

Поручите закупки конкретному сотруднику (снабженцу) или специализированному отделу.

Оптимизируйте траты на транспортировку и хранение, пересматривайте эти расходы постоянно.

Регулярно ищите новых поставщиков. Это поможет не только найти более выгодные предложения, но и подстраховаться.

Источник

Тема 10. Модели текущего учета основных хозяйственных процессов

Цель и задачи темы

Цель – раскрыть принципы учета основных процессов деятельности организации.

Задачи:

  • раскрыть процессы хозяйственной деятельности организации и показатели, их характеризующие;
  • рассмотреть отличительные особенности, место и роль основных процессов деятельности организации;
  • определить задачи и функции хозяйственных процессов.

Оглавление

10.1. Учет процесса снабжения

В производственно-коммерческой деятельности организации совершаются многочисленные и разнообразные хозяйственные операции, составляющие содержание определенных хозяйственных процессов.

Деятельность организации представляет собой непрерывное движение, кругооборот хозяйственных средств, в ходе которого они переходят из одной формы в другую. Изменяется также величина средств – возрастает или уменьшается их масса. Движение средств происходит в виде непрерывного их кругооборота, где можно выделить процессы снабжения, производства и продажи.

В процессе снабжения организации приобретают у поставщиков сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и другие предметы труда, необходимые для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Поскольку материальные ценности полностью потребляются в процессе производства, организация должна постоянно пополнять свои запасы новыми предметами труда. Осуществляя процесс снабжения, организация уплачивает поставщику за приобретенные у него материальные ценности соответствующую сумму денежных средств, исходя из установленных на них цен.

Материальные ресурсы в учете и отчетности отражаются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).

Фактическая себестоимость материальных ресурсов складывается из двух основных элементов: покупной стоимости и транспортно-заготовительных расходов.

Транспортно-заготовительные расходы включают расходы на транспортировку, хранение и доставку материалов на склад организации; оплату процентов поставщикам за предоставленный коммерческий кредит; комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям; стоимость услуг товарных бирж; таможенные пошлины и другие аналогичные расходы, связанные с заготовлением материалов.

Читайте также:  Разнообразные способы передвижения животных

В себестоимость материальных ресурсов не включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, транспортным и другим организациям.

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению организациям при формировании их учетной политики предоставлено право самостоятельно определять способ учета процесса снабжения:

  • по фактической себестоимости приобретения у поставщиков без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
  • по учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В первом случае оприходование материальных ресурсов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от того, когда они поступили на склад организации – до или после получения расчетных документов поставщиков. Оборот по дебету счета 10 «Материалы» показывает фактическую себестоимость материальных ресурсов, оборот по кредиту – их выбытие по фактической себестоимости, дебетовый остаток – наличие материальных ресурсов в запасе на начало и конец отчетного периода по фактической себестоимости.

Во втором случае на основании расчетных документов поставщиков дебетуется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на фактическую себестоимость материальных ресурсов. Записи на счетах производятся независимо от того, когда они поступили на склад организации – до или после получения расчетных документов поставщиков. Затем на счетах отражается оприходование фактически поступивших на склад материалов. При этом дебетуется счет 10 «Материалы» и кредитуется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на стоимость фактически поступивших материалов по учетным ценам.

Сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» дебетовое и показывает стоимость материалов, не поступивших на склад организации (находящихся в пути) до конца отчетного периода; дебетовый оборот отражает общий объем поступлений за отчетный период; кредитовый оборот – фактическую себестоимость материальных ресурсов, поступивших на склад организации за отчетный период. Сумма отклонений между учетной стоимостью фактически поступивших материалов на склад организации и фактической себестоимостью их приобретения, исчисленная по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» является регулирующим счетом к основному счету 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения информации о разнице между учетной стоимостью и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) материальных ресурсов.

По дебету или кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается сумма отклонения между учетной стоимостью и фактической себестоимостью материалов, поступивших на склад организации в течение месяца.

В конце месяца по кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» отражается сумма отклонения, относящаяся к израсходованным на производство материалам и списанным по учетным ценам на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение месяца. Сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражает сумму отклонения, приходящуюся на остаток материалов на складе организации на конец месяца.

Оценка отпуска материальных ресурсов в производство или в иных случаях выбытия осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01. При этом при оценке материальных ресурсов по фактической себестоимости заготовления их списание производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы (specifik identification method);
  • по средней себестоимости (average-cost-method);
  • по себестоимости первых по времени приобретения материалов (first-in, first-out–method FIFO);
  • по себестоимости последних по времени приобретения материалов (last-in, first-out–method LIFO).

Перечисленные способы стоимостной оценки списания материальных ресурсов отражаются в учетной политике организации и зависят главным образом от того, какие задачи решаются организацией в области финансов, инвестиций и налогообложения, при этом факторы выбора положений следующие:

  • влияние на налогообложение и необходимость увеличения или уменьшения балансовой прибыли;
  • степень автоматизации учета;
  • количество материальных ресурсов, характер их использования в производстве;
  • тип или серийность производства.

При формировании учетной политики возможно одновременно применять несколько способов оценки выбытия материальных ресурсов. При этом выбранный метод должен быть единым и неизменным для определенной группы сырья, топлива и т. д. в течение года.

Способ себестоимости каждой единицы основан на индивидуальной оценке материальных ресурсов. Он может быть использован в том случае, если единицы материальных ресурсов в составе запасов на конец отчетного периода четко обозначены как приобретенные в результате тех или иных операций. Прежде всего это относится к материалам, используемым в особом порядке (драгоценным металлам, драгоценным камням и т. п.), и материалам, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Возможность применения указанного способа предусмотрена с 1999 г. Способ себестоимости единицы, как правило, применяется в организациях:

  • с небольшой номенклатурой материальных ресурсов, выполняющих отдельные заказы (индивидуальное производство);
  • ведущих учет и осуществляющих контроль каждой партии поступающих материальных ресурсов.

Рассмотренный способ позволяет организации оказывать влияние на увеличение или уменьшение прибыли путем выбора для использования в производстве материала с более высокой или более низкой себестоимостью.

Способ оценки запасов по средней себестоимости является универсальным и самым применяемым в учетной практике.

При использовании данного способа оценки запасов себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающееся из себестоимости и количества остатков запаса на начало месяца и поступивших запасов в течение месяца.

Этот способ является умеренным с точки зрения влияния на прибыль и ликвидность по сравнению с предусмотренными другими.

Его целесообразно применять организациям, так как он:

  • усредняет прибыль в условиях инфляции;
  • характеризуется меньшей трудоемкостью, чем ФИФО или ЛИФО.

Способ ФИФО («first in, first out» — расходование запасов в порядке поступления) предполагает, что на производство прежде всего списывают запасы, приобретенные первыми, т. е. запасы, приобретенные раньше других партий (In), должны быть использованы первыми (оut), оставляя в запасе материальные ценности, приобретенные позже. При использовании данного способа материальные ценности, находящиеся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, оцениваются по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции (работ, услуг) израсходованные ценности списываются по фактической себестоимости более ранних по времени закупок.

В условиях инфляции использование способа ФИФО обуславливает занижение стоимости отпущенных в производство материальных ценностей, завышение их остатка в балансе и как следствие – завышение финансового результата от основной деятельности, улучшение показателей ликвидности. Поэтому способ ФИФО наиболее целесообразно применять организациям, которые осуществляют капитальные вложения за счет собственных средств.

10.2. Учет процесса производства

В процессе производства вырабатывается готовая продукция, изготовление которой требует определенных затрат.

Сложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требует использование целой группы производственных счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов».

Читайте также:  Через какое время можно есть соленые грузди горячим способом

Основным из приведенных счетов является счет 20 «Основное производство». Дебетовый остаток по счету 20 «Основное производство» показывает себестоимость незавершенного производства на начало (конец) отчетного периода, оборот по дебету отражает фактические затраты отчетного периода на производство продукции (работ, услуг); оборот по кредиту – фактическую производственную себестоимость готовой продукции, выпущенной из производства и оприходованной на склад (выполненных работ, оказанных услуг).

При отсутствии остатков незавершенного производства фактическая производственная себестоимость готовой продукции определяется как разница между фактическими затратами текущего отчетного периода и возвратными отходами.

Если по счету 20 «Основное производство» имеются остатки незавершенного производства на начало и на конец отчетного периода, то фактическая себестоимость продукции определяется – остаток незавершенного производства на начало отчетного периода плюс фактические затраты текущего отчетного периода минус возвратные отходы минус остаток незавершенного производства на конец отчетного периода.

Возвратные отходы – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или неиспользуемые по прямому назначению.

В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) выпущенную продукцию учитывают:

  • по полной производственной себестоимости;
  • по сокращенной себестоимости.

Все производственные расходы по способу отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг) делятся на: прямые и косвенные.

Прямые расходы непосредственно связаны с процессом производства (заработная плата рабочих основного и вспомогательного производства; стоимость материалов, списанных в производство; расходы по содержанию производственного оборудования и др.).

Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции (работ, услуг), управлением и обслуживанием основного производства (заработная плата административного персонала, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы).

При учете продукции (работ, услуг) по полной производственной себестоимости в затраты по ее выпуску включаются как прямые, так и косвенные расходы.

Косвенные расходы сначала учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», а затем списываются в дебет счета 20 «Основное производство».

При учете продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости в затраты по ее выпуску включаются только прямые расходы, а общехозяйственные расходы ежемесячно включаются в себестоимость проданной продукции, что отражается бухгалтерской проводкой по дебету субсчета 90/2 «Себестоимость продаж» в полном объеме.

Порядок формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг) должен быть закреплен в приказе об учетной политике организации.

Особенность учета готовой продукции зависит от применяемого способа ее оценки.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов готовая продукция учитывается на счете 43 «Готовая продукция». В то же время допускается возможность учета выпуска готовой продукции с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Так как финансовый результат определяется не ранее конца отчетного месяца, то никаких налоговых или иных последствий выбор того или иного способа не несет.

Использование счета 40 для учета выпуска продукции целесообразно в тех организациях и производствах, где, во-первых, требуется оценка отклонений фактической себестоимости от плановой, а во-вторых, где учет таких отклонений может быть тщательно организован.

Выбранный организацией метод оценки готовой продукции подлежит закреплению в приказе об учетной политике.

При любом способе учета готовой продукции по дебету счета 43 отражается ее поступление на склад организации.

Если учет готовой продукции ведется по фактической производственной себестоимости, то поступление готовой продукции на склад отражается по фактически сложившимся затратам на ее изготовление по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». При этом фактическую себестоимость готовой продукции определяется только по окончании отчетного периода (месяца).

В том случае, если в приказе об учетной политике закреплен способ учета готовой продукции по нормативной (плановой) производственной себестоимости, то выпуск готовой продукции учитывается с применением или без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Если счет 40 не используется, то на синтетическом счете 43 готовая продукция отражается по фактической производственной себестоимости (аналогично способу учета по фактической себестоимости), а в аналитическом учете – по учетным ценам с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

Поскольку в течение отчетного месяца невозможно оценить выпущенную готовую продукцию по фактической себестоимости, то применяют текущие учетные цены, в качестве которых могут применяться продажные цены, нормативная себестоимость или плановая себестоимость. Организация самостоятельно выбирает тот вид учетной цены, который ее больше устраивает и утверждает способ текущей оценки готовой продукции в приказе об учетной политике. Все операции на счете 43 отражаются в течение месяца в учетных ценах.

В конце месяца после определения фактической себестоимости выпущенной готовой продукции необходимо определить расчетным путем сумму отклонений фактической себестоимости от учетной цены по формуле:

Рассчитанные суммы отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и отражаются сторнировочной записью в случае экономии (т. е. превышения учетной стоимости готовой продукции над фактической себестоимостью) или дополнительной — при наличии перерасхода (т. е. превышения фактической себестоимости над учетной стоимостью). Процент отклонений и учетная стоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и ее остаток на складах на конец месяца.

Таким образом, если учет готовой продукции на счете 43 ведется по нормативной (плановой) себестоимости, то составляются следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция» К-т сч. 20 «Основное производство» — на сумму оприходованной на склад готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости;

Д-т сч. 43 «Готовая продукция» К-т сч. 20 «Основное производство» — сторнируется сумма отклонений (экономии) или отражается сумма отклонений (перерасхода) фактической себестоимости от учетной стоимости по выпущенной и сданной на склад готовой продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж», 45 «Товары отгруженные» К-т сч. 43 «Готовая продукция» — на сумму отгруженной готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости;

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж», 45 «Товары отгруженные» К-т сч. 43 «Готовая продукция» — сторнируется сумма отклонений (экономии) или отражается сумма отклонений (перерасхода) фактической себестоимости от учетной стоимости по отгруженной за месяц продукции.

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Этот счет используется организацией при необходимости.

По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Читайте также:  Способ получения бутадиенового каучука

По кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».

В большинстве случаев счет 40 используется при массовом (серийном) производстве или большой номенклатуре выпускаемой продукции.

Нормативная себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается организацией самостоятельно на основании норм расхода материалов, топлива и т. д., необходимых для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Плановая себестоимость продукции (работ, услуг) также устанавливается организацией самостоятельно. Так, за плановую себестоимость может быть принята себестоимость продукции (работ, услуг) по данным предыдущего отчетного периода.

Величина как нормативной, так и плановой себестоимости выпущенной продукции отражается по кредиту счета 40.

После того как продукция изготовлена и передана на склад, в бухгалтерском учете составляется запись:

Д-т сч. 43 К-т сч. 40 – оприходована готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости.

Фактическую себестоимость выпущенной продукции учитывают по дебету счета 40; соответственно себестоимость продукции, изготовленной основным производством, отражают записью Д-т сч. 40 К-т сч. 20, а себестоимость продукции, изготовленной вспомогательным производством или обслуживающим хозяйством, отражают проводкой Д-т сч. 40 К-т сч. 23 (29).

Как правило, нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции не совпадает с ее фактической себестоимостью.

В результате этого на счете 40 возникает дебетовое или кредитовое сальдо. Дебетовое сальдо по счету 40 – это превышение фактической себестоимости над нормативной или плановой (перерасход), кредитовое – превышение нормативной или плановой себестоимости над фактической (экономия).

Дебетовое сальдо по счету 40 (перерасход) ежемесячно списывается проводкой:

Д-т сч. 90/2 К-т сч. 40 – списано превышение фактической себестоимости выпущенной продукции над ее нормативной (плановой) себестоимостью.

Кредитовое сальдо по счету 40 (экономия) ежемесячно списывается сторнировочной записью:

Д-т сч. 90/2 К-т сч. 40 — сторнировано превышение нормативной (плановой) себестоимости выпущенной продукции над ее фактической себестоимостью.

10.3. Учет процесса реализации (продажи)

Продажей продукции завершается кругооборот средств организации, в результате чего создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов на производство и сбыт, но и получение прибыли – одного из важнейших источников расширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основных средств, увеличения объема выпуска продукции.

Продукция, работы и услуги признаются проданными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. С этого момента их стоимость признается доходом и включается в объем выручки.

В бухгалтерском учете выручка принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества, а также величине дебиторской задолженности, возникшей в результате передачи покупателю или потребителю продукции, работ, услуг.

Для целей бухгалтерского учета выручка признается при наличии следующих условий: организация имеет право на получение этой выручки согласно конкретному договору купли-продажи или иному обоснованию; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение средств или экономических выгод; право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от изготовителя к покупателю, работа принята заказчиком, услуга оказана определенной организации или физическому лицу; произведенные расходы по данной операции могут быть определены.

Оплата продукции, работ, услуг может производиться денежными средствами, валютой или иным имуществом (сырьем, материалами, товарами и т. п.). Поступление средств от продажи отражается в бухгалтерском учете на основании расчетно-платежных документов (платежных поручений, платежных требований, приходных кассовых ордеров, товарных накладных и др.).

По данным отгрузочных и расчетных документов определяется объем выручки от продажи, в который включается стоимость отгруженной (или оплаченной) продукции и полуфабрикатов собственного производства другим организациям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, готовых изделий и полуфабрикатов, отпущенных своим обслуживающим производствам и хозяйствам. Если продукция (изделия, полуфабрикаты) потреблена в основном производстве, то ее стоимость не входит в выручку от продажи. Величина выручки как показатель используется в управлении при проведении анализа деятельности организации, разработке бизнес-плана, при налогообложении.

Для учета выручки от продажи продукции, ее себестоимости, полученных от покупателей налогов и выявления финансового результата по основной деятельности организации используется синтетический счет 90.

По дебету указанного счета отражается фактическая себестоимость проданной продукции, по кредиту – выручка от ее продажи.

По окончании отчетного периода на счете 90 «Продажи» подсчитывают итоги по дебету и кредиту, сопоставляют между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат. Если итог по кредиту больше итога по дебету – организация получила прибыль; превышение дебетового оборота над кредитовым свидетельствует об убытке. Прибыль отражается по дебету, а убыток – по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Организации могут определять выручку от продажи продукции следующими методами: по моменту отгрузки продукции и по моменту ее оплаты.

Метод учета продажи по моменту отгрузки продукции характеризуется тем, что выручка от продажи определяется по моменту отгрузки или передачи продукции покупателю независимо от того, поступили к этому моменту в оплату средства или нет.

Метод учета продажи по моменту оплаты продукции используется организациями, когда договором поставки предусмотрен временной разрыв между отгрузкой и переходом к покупателю права собственности (владения, пользования, распоряжения). Право собственности на переданную продукцию сохраняется за продавцом до момента ее оплаты.

При формировании выручки, поступлении средств, списании себестоимости продукции, начислении налогов, выявлении прибыли (убытка) составляются бухгалтерские записи, использование корреспондирующих счетов в которых зависит от выбранного организацией метода определения выручки от продажи.

Если выручка от продажи продукции определяется по моменту поступления денежных средств, применяется счет 45 «Товары отгруженные», а при определении выручки по моменту отгрузки – счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На обоих счетах отражается задолженность получателей продукции с той разницей, что на счете 45 «Товары отгруженные» она показывается по себестоимости, а на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — по продажным ценам. При составлении корреспонденции счет 45 «Товары отгруженные» по дебету корреспондирует со счетом 43 «Готовая продукция», по кредиту – со счетом 90 «Продажи», а счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует по дебету с кредитом счета 90 «Продажи», а по кредиту – со счетами учета денежных средств.

Выводы

Для того чтобы дать достоверную оценку хозяйственной деятельности организации в целом, определить ее возможности в будущем, порядок формирования и распределения финансовых результатов необходимо выделять в самостоятельный процесс деятельности организации.

Источник

Оцените статью
Разные способы