- Способ организации политической власти охватывающий форму правления форму государственного правления
- Вопрос). Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
- ФОРМА ГОСУДАРСТВА — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Особенности
Способ организации политической власти охватывающий форму правления форму государственного правления
Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства — сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:
1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);
2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;
3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.
Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы.
Существует два подхода к форме государства:
· Элементный подход. Форма государства — это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.
· Системный подход. Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).
Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:
1) Единовластная форма государства — главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует. Выделяют следующие подвиды единовластной формы государства:
а) теократическая — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (Саудовская Аравия);
б) экстремистская (фашистская);
в) милитаристская (правление военного центра);
г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
2) Поликратическая (многовластная) форма государства — все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:
а) традиционная (США, Англия);
б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).
3) Сегментарная (смешанная) форма государства — это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы
Источник
Вопрос). Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
Вопрос)
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства являются
1) форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (см. схему 12).
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского res publica — государственное, общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto — запрет) на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Особенности
II.
Конфедеративное
ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности: • традиционное(сложившиеся стихийно с неограниченной властью над подчиненными), • конституционные(ограниченная правом власть на основе принципа разделения властей) | |
По устойчивости социально-политической жизни: | |
• стабильное, | • неустойчивое |
По функциональной направленности: | |
• военное, • полицейское, | • социальное, • правовое |
По политическому режиму: • тоталитарное, • авторитарное, • демократическое | |
По отношению к религии: | |
• светское, | • религиозное |
Элементы формы государства |
♦ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок формирования и организации высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), их взаимоотношения друг с другом и населением; |
♦ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами; |
♦ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ- система методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы. |
Определяющим признаком формы правления является правой статус главы государства –
Ø наследственный в монархическом государстве,
Ø выборный и сменяемый – в республике.
МОНАРХИЯ (греч. monarchia — единовластие) — такой способ правления, при котором верховная государственная власть юридически (номинально) принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия (фараон, султан, царь, король и т.д.). |
История знает монархию неограниченную (абсолютную) и ограниченную.
Неограниченная монархия | Ограниченная монархия |
♦ власть монарха не имеет серьезных ограничений и носит самодержавный характер | ♦ власть монарха ограничена конституцией и/или действующим в государстве парламентом |
Катар, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия | Бельгия, Дания, Нидерланды, Таиланд, Швеция, Япония |
Неограниченная монархия типична для периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выступала в разных исторических формах.
Основные формы неограниченной монархии | ||
Форма монархии | Краткая характеристика | Примеры стран и период |
Деспотия | абсолютное господство властителя + произвол верхов и бесправие подданных | Др. Восток (первые тысячелетия до н.э.) — Ассирия, Вавилония, Египет |
Теократия | глава государства одновременно и религиозный глава общества | Иудейское царство (X-VI вв. до н.э.), Арабский халифат (VII-X вв.) |
Сословная монархия | власть монарха + совещательный орган представителей от сословий (духовенство, средние, мелкие феодалы, горожане) | многие страны Европы (в основном XIII-XV вв.), Россия (XVI-XVIII вв.) |
Абсолютизм | сильная, неограниченная, самодержавная власть монарха | многие страны Европы (в основном XVI-XVIII вв.), Россия (XVII-XIX в.) |
Просвещенный абсолютизм | правитель — “просвещенный монарх”, настроенный на реформы | Австрия, Дания. Испания. Португалия, Швеция, Россия (2 пол. XVIII в.) |
Конституционная монархия может существовать в двух видах: дуалистической и парламентской монархии.
Дуалистическая монархия |
♦ власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм), и фактически (в силу слабости и неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия; |
♦ здесь монарх осуществляет в основном исполнительную власть, а парламент – законодательную; |
♦ правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха; |
♦ монарх имеет право назначения в палаты парламента, право роспуска парламента и право вето |
Марокко, Иордания, Таиланд, Непал |
Парламентская монархия |
♦ монарх чисто номинально выполняет свои функции. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров; |
♦ правительство формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. |
Нидерланды, Дания, Великобритания, Испания, Люксембург |
РЕСПУБЛИКА(лат. res — дело + publicus — общественный, всенародный) указывает на ее главную особенность — формирование органов государственной власти на основе всеобщих выборов.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подчинено и подконтрольно, республиканская форма правления делится
Источник