Способ организации политической власти охватывающий форму государственного устройства

uristinfo.net

Глава 5. Формы государства

1. Понятие и элементы формы государства

Территория, население, власть представляют собой содер­жательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «фор­ма государства».

Форма государства — это способ организации политиче­ской власти, охватывающий форму правления, форму государ­ственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как уст­роены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким обра­зом оно связано через различные территориальные и полити­ческие образования с государством в целом, как осуществляет­ся политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государствен­ных институтов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, кли­матические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Элементы формы государства:

— форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаи­моотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на
монархические и республиканские);

— форма государственного устройства (отражает террито­риальную структуру государства, соотношение между государ­ством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

— политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемокра­тический политические (государственные) режимы).

2. Форма государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной госу­дарственной власти, порядок образования ее органов и их взаи­моотношения с населением.

Верховной государственной властью являются глава госу­дарства (монарх или президент), законодательный орган, пра­вительство.

В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики.

Монархия (от греческого — — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосре­доточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

— высшая власть (власть монарха) передается по наследству;

— не зависит от воли избирателей.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутству­ют представительные учреждения народа и единственным но­сителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограничен­ными (конституционными), в которых наряду с монархом носи­телями суверенитета выступают другие высшие государствен­ные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Ис­пания, Швеция. Норвегия и т. п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского — государственные, обществен­ные дела) — это форма правления, при которой глава государ­ства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

— выборность на определенный срок;

— зависимость от воли избирателей.

Исходя из того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парла­ментских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Бол­гария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

Читайте также:  Способы работы с переносом

В президентской республике президент избирается неза­висимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непо­средственно народом и одновременно является главой государ­ства и правительства. Он сам назначает правительство и руко­водит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от ла­тинского — «запрет») на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парла­мент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы прави­тельства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государ­ства является президент, который избирается либо парламен­том, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничива­ются представительными функциями, которые мало чем отли­чаются от функций главы государства в конституционных мо­нархиях. Реальным же главой государства выступает руково­дитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, по-лупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава госу­дарства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утвержде­ния ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Источник

ФОРМА ГОСУДАРСТВА — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Особенности

II.

Конфедеративное

ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

По способу организации высшей власти:

монархия (• неограниченная, • ограниченная),

республика (• президентская, • парламентская)

По национально-территориальному устройству:

• унитарное,

• федеративное,

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности: • традиционное(сложившиеся стихийно с неограниченной властью над подчиненными), • конституционные(ограниченная правом власть на основе принципа разделения властей)
По устойчивости социально-политической жизни:
• стабильное, • неустойчивое
По функциональной направленности:
• военное, • полицейское, • социальное, • правовое
По политическому режиму: • тоталитарное, • авторитарное, • демократическое
По отношению к религии:
• светское, • религиозное

Она определяет: Ø кто как правит в обществе, Ø как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, Ø как объединено население на данной территории, Ø каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, Ø как осуществляется политическая власть, Ø с помощью каких методов, приемов. Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.д.
Элементы формы государства
♦ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок формирования и организации высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), их взаимоотношения друг с другом и населением;
♦ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами;
♦ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ- система методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.

Определяющим признаком формы правления является правой статус главы государства

Ø наследственный в монархическом государстве,

Ø выборный и сменяемый – в республике.

МОНАРХИЯ (греч. monarchia — единовластие) — такой способ правления, при котором верховная государственная власть юридически (номинально) принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия (фараон, султан, царь, король и т.д.).

История знает монархию неограниченную (абсолютную) и ограниченную.

Неограниченная монархия Ограниченная монархия
♦ власть монарха не имеет серьезных ограничений и носит самодержавный характер ♦ власть монарха ограничена конституцией и/или действующим в государстве парламентом
Катар, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия Бельгия, Дания, Нидерланды, Таиланд, Швеция, Япония

Неограниченная монархия типична для периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выступала в разных исторических формах.

Основные формы неограниченной монархии
Форма монархии Краткая характеристика Примеры стран и период
Деспотия абсолютное господство властителя + произвол верхов и бесправие подданных Др. Восток (первые тысячелетия до н.э.) — Ассирия, Вавилония, Египет
Теократия глава государства одновременно и религиозный глава общества Иудейское царство (X-VI вв. до н.э.), Арабский халифат (VII-X вв.)
Сословная монархия власть монарха + совещательный орган представителей от сословий (духовенство, средние, мелкие феодалы, горожане) многие страны Европы (в основном XIII-XV вв.), Россия (XVI-XVIII вв.)
Абсолютизм сильная, неограниченная, самодержавная власть монарха многие страны Европы (в основном XVI-XVIII вв.), Россия (XVII-XIX в.)
Просвещенный абсолютизм правитель — “просвещенный монарх”, настроенный на реформы Австрия, Дания. Испания. Португалия, Швеция, Россия (2 пол. XVIII в.)

Конституционная монархия может существовать в двух видах: дуалистической и парламентской монархии.

Дуалистическая монархия
♦ власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм), и фактически (в силу слабости и неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия;
♦ здесь монарх осуществляет в основном исполнительную власть, а парламент – законодательную;
♦ правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха;
♦ монарх имеет право назначения в палаты парламента, право роспуска парламента и право вето
Марокко, Иордания, Таиланд, Непал
Парламентская монархия
♦ монарх чисто номинально выполняет свои функции. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров;
♦ правительство формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Нидерланды, Дания, Великобритания, Испания, Люксембург

РЕСПУБЛИКА(лат. res — дело + publicus — общественный, всенародный) указывает на ее главную особенностьформирование органов государственной власти на основе всеобщих выборов.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подчинено и подконтрольно, республиканская форма правления делится

Источник

Вопрос). Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Вопрос)

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства являются

1) форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (см. схему 12).

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского res publica — государственное, общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto — запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Как найти определитель 4 порядка матрицы 2 способ
Оцените статью
Разные способы