- uristinfo.net
- Глава 5. Формы государства
- ФОРМА ГОСУДАРСТВА — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Особенности
- Вопрос). Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
uristinfo.net
Глава 5. Формы государства
1. Понятие и элементы формы государства
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.
Элементы формы государства:
— форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на
монархические и республиканские);
— форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства);
— политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
2. Форма государственного правления
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики.
Монархия (от греческого — — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).
— высшая власть (власть монарха) передается по наследству;
— не зависит от воли избирателей.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция. Норвегия и т. п.).
Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
— выборность на определенный срок;
— зависимость от воли избирателей.
Исходя из того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — «запрет») на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, по-лупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Источник
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.Особенности
II.
Конфедеративное
ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности: • традиционное(сложившиеся стихийно с неограниченной властью над подчиненными), • конституционные(ограниченная правом власть на основе принципа разделения властей) | |
По устойчивости социально-политической жизни: | |
• стабильное, | • неустойчивое |
По функциональной направленности: | |
• военное, • полицейское, | • социальное, • правовое |
По политическому режиму: • тоталитарное, • авторитарное, • демократическое | |
По отношению к религии: | |
• светское, | • религиозное |
Элементы формы государства |
♦ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок формирования и организации высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), их взаимоотношения друг с другом и населением; |
♦ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами; |
♦ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ- система методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы. |
Определяющим признаком формы правления является правой статус главы государства –
Ø наследственный в монархическом государстве,
Ø выборный и сменяемый – в республике.
МОНАРХИЯ (греч. monarchia — единовластие) — такой способ правления, при котором верховная государственная власть юридически (номинально) принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия (фараон, султан, царь, король и т.д.). |
История знает монархию неограниченную (абсолютную) и ограниченную.
Неограниченная монархия | Ограниченная монархия |
♦ власть монарха не имеет серьезных ограничений и носит самодержавный характер | ♦ власть монарха ограничена конституцией и/или действующим в государстве парламентом |
Катар, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия | Бельгия, Дания, Нидерланды, Таиланд, Швеция, Япония |
Неограниченная монархия типична для периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выступала в разных исторических формах.
Основные формы неограниченной монархии | ||
Форма монархии | Краткая характеристика | Примеры стран и период |
Деспотия | абсолютное господство властителя + произвол верхов и бесправие подданных | Др. Восток (первые тысячелетия до н.э.) — Ассирия, Вавилония, Египет |
Теократия | глава государства одновременно и религиозный глава общества | Иудейское царство (X-VI вв. до н.э.), Арабский халифат (VII-X вв.) |
Сословная монархия | власть монарха + совещательный орган представителей от сословий (духовенство, средние, мелкие феодалы, горожане) | многие страны Европы (в основном XIII-XV вв.), Россия (XVI-XVIII вв.) |
Абсолютизм | сильная, неограниченная, самодержавная власть монарха | многие страны Европы (в основном XVI-XVIII вв.), Россия (XVII-XIX в.) |
Просвещенный абсолютизм | правитель — “просвещенный монарх”, настроенный на реформы | Австрия, Дания. Испания. Португалия, Швеция, Россия (2 пол. XVIII в.) |
Конституционная монархия может существовать в двух видах: дуалистической и парламентской монархии.
Дуалистическая монархия |
♦ власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных норм), и фактически (в силу слабости и неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия; |
♦ здесь монарх осуществляет в основном исполнительную власть, а парламент – законодательную; |
♦ правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха; |
♦ монарх имеет право назначения в палаты парламента, право роспуска парламента и право вето |
Марокко, Иордания, Таиланд, Непал |
Парламентская монархия |
♦ монарх чисто номинально выполняет свои функции. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров; |
♦ правительство формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. |
Нидерланды, Дания, Великобритания, Испания, Люксембург |
РЕСПУБЛИКА(лат. res — дело + publicus — общественный, всенародный) указывает на ее главную особенность — формирование органов государственной власти на основе всеобщих выборов.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подчинено и подконтрольно, республиканская форма правления делится
Источник
Вопрос). Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
Вопрос)
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства являются
1) форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (см. схему 12).
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского res publica — государственное, общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto — запрет) на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник