Способ организации музыкальной ткани это

Организация музыкальной ткани и ее элементов как процесс создания художественного текста.

В музыковедческих исследованиях ХХ столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей, получивших наименование «параметрные формы». Параметрные формы связаны с техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов) музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного процесса.

Анализ и интерпретация музыкального произведения.

Анализ музыкальных произведений (анализ музыкальных форм) — это наука о строении музыкальных произведений.

В узком смысле музыкальный анализ (греч. ἀνάλυσις — расчленение целого на части) — это разделение музыкального произведения на составные части и изучение этих частей.

В широком смысле — это рассмотрение музыкального произведения в единстве содержания и формы, в связях с жанром и стилем, в историческом и культурном контекстах

ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ — Основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-нибудь музыкального произведения

Форма в архитектонических искусствах. Классическая ордерная система и другие типы архитектурных форм. Зависимость от культурного содержания эпохи, особенностей национального и исторического типа мышления.

Архитектоника – художественное выражение структурных закономерностей конструкции предмета (здания, костюма, мебели и т.д.). Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обуславливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Термин, был введён теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

В классической ордерной системе, насчитывается пять ордеров — дорический, ионический, коринфский, возникшие в Древней Греции, а тосканский и композитный сформировались позднее, уже в Древнем Риме. Первым, появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом, получили распространение другие – ионический и коринфский ордера, начиная с Древней Греции и до самой Римской империи, где их применение приобрело более повсеместный характер.

Мышление имеет исторический характер, его формы обобщенно отражают и закрепляют познавательный и социально-исторический опыт человечества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей общественно-исторической практики знаниями, которые фиксирует в системах языка и передает последующим поколениям.

Большие возможности в изучении музыкального мышления имеет метод исторического обобщения, так как позволяет вскрывать единую сущность музыкального искусства различных эпох и направлений во всем их бесконечном разнообразии. «История музыки, — писал А. Н. Серов, — в своем основании есть история развития звуковых сочетаний в непосредственной зависимости от поэтических мыслей, вызвавших их…» 4 . Историческое содержание присуще самим объектам теории музыкального мышления и, следовательно, ее предмету, средствам и методам. «Наука о мышлении, — отмечает польский музыковед Я. Рейсс, — как и всякая другая наука, есть историческая наука об историческом развитии человеческого мышления».

Исходя из того, что историко-культурное развитие человечества рассматривается в современной искусствоведческой литературе как последовательная смена исторических эпох и связанных с ними художественно-эстетических стилей, мы полагаем, что музыкально-исторический процесс можно рассмотреть как смену историко-культурных эпох и связанных с ними музыкальных стилей.

23. Разновидности изобразительного искусства и специфика их материала. Понятие художественной техники. Особенности художественной техники в графике (рисунок, литография, ксилография, линогравюра, офорт и т.д.), в живописи (пастель, акварель, темпера; фреска; мозаика; витраж; масляная живопись и т.д.), в скульптуре (ваяние в камне, гипсе, бронзе, резьба по кости, дереву и т.п.).

Изобразительное искусство включает в себя следующие: основные жанры (живопись, скульптура, графика) и второстепенные, к которым относятся жанры прикладного искусства. В свою очередь, каждый жанр имеет собственное деление в зависимости от техники, используемых материалов и изображаемых объектов.

Живопись, например, может быть выполнена энкаустикой, темперой, маслом, акриловыми красками, на дереве, холсте или картоне, а в качестве предмета изображения могут использоваться самые разные темы – библейские, мифологические, исторические, бытовые, которые могут быть изображены в виде жанровой сцены, пейзажа, портрета, натюрморта, с присутствием людей или без них, в трёхмерном изображении, создавая пространственную иллюзию при помощи объёма, формы, светотени, фактуры, и т.д.

Читайте также:  Способы привлечения средств для банках

Графика, в свою очередь, обращается к схожим темам, используя, однако, другие материалы, формы и техники, которые в некоторых случаях дают название жанрам – миниатюра, акварель, пастель, гравюра (лавис, гравюра на дереве, офорт, меццо-тинто, линогравюра), например: книжная гравюра или станковая (эстамп).

Скульптура представляет собой вид искусства, произведения которого имеют объёмный вид и выполняются посредством тесания/долбления (гранит, мрамор) либо литья (бронза, различные сплавы металлов), или же скульптуру, выполненную в технике круглой скульптуры (Ronde bosse), барельеф либо горельеф, при этом чаще всего используется специфический изобразительный язык – аллегорический, символический либо мемориальный.

Произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, ювелирное искусство, художественное стекло, вышивка, батик) изначально выполняли исключительно утилитарные функции (хранение, транспортировка и употребление продуктов, защитные функции). Благодаря тому, что их декорировали изображениями или декоративными орнаментами, они со временем трансформировались в предметы эстетики и роскоши, которыми украшали интерьер жилых помещений. Широко известны знаменитые греческие вазы из керамики с чёрно-красными изображениями, китайский фарфор и батик, итальянская майолика, французская и немецкая вышивка.

В живописи и скульптуре имеется ещё один вид искусства – монументальное искусство, которое отличается увеличенными размерами формы и объёма. В эту категорию входит скульптура (статуи, конные статуи, памятники) и живопись, включающая различные техники фрески, настенную живопись, мозаику, витраж; всё это отличается внушительными размерами и формой.

В том, что касается различных периодов развития изобразительных искусств, произведения условным образом относят к различным стилям и направлениям, которые разделяются по определённым периодам и регионам (маньеризм, барокко, классицизм, академизм, реализм, романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, абстракционизм, и т.д.). Эти стили и направления включают в себя произведения всех жанров изобразительного искусства.

Художественная техника — совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение.

Особенности художественной техники в графике:Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

РИСУНОК(англ. drawing, фр. dessin, нем. Zeichnung, ит. disegno) — изобразительное начертание на к.-л. поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом (либо процарапанное твердым инструментом на более мягком основании — бересте, навощенной дощечке, сырой глине), с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах — эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств — графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок.

ЛИТОГРА́ФИЯ(от греч. lithos — «камень» и grapho — «пишу, черчу») — разновидность печатной графики, основанная, в отличие от гравюры, на технике плоской печати. Поверхность специального литографского камня (род плотного известняка) обрабатывается литографским (жировым) карандашом либо жирной тушью — художник может рисовать по камню кистью или пером. После травления поверхности камня смесью азотной кислоты, воды, гуммиарабика (или декстрина) рисунок смывают. Затем с помощью валика на увлажненный камень наносят типографскую краску, которая ложится только на непротравленные (зажиренные) участки, что в точности соответствует рисунку, сделанному художником. Оттиски печатают на специальном литографском станке.

Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — вид художественной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву[1] или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Возник на рубеже XIX—XX с изобретением линолеума.

Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей.

При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки.

Читайте также:  Способы ловли рыбы лодки

Офорт(фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

В живописи:

Пасте́ль[-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Акварель, Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Фре́ска (от итал. affresco — свежий), aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов.

Современные пигменты ярче, устойчивее и разнообразнее пигментов, использовавшихся старыми мастерами. Они также менее токсичны.

Источник

IV.ФОРМА ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗАЛЬНОЙ ТКАНИ. СКЛАД И ФАКТУРА

Список литературы:

  1. Скребкова – Филатова «Фактура в музыке : художественные возможности. Структура. Функции»;
  2. Тюллин «Учение о муз. фактуре и мелодической фигурации». Первая часть – муз. фактура
  3. Холопова «Фактура»;

Муз. ткань –это вся масса звучания, которая содержится в тексте, отсюда следует, что муз. ткань – сочетание тонов во взаимодействии их мелодических и гармонических связей. Все звучание должно быть организовано. Склад и фактура осмысливают, организовывают, являются основной частью музыкальной тканью.

1. Способин. Фактура– это изложение музыкального материала. Применительно к многоголосию.

2. Михайлов . Различает два склада: монодия и многоголосие (фактура). Многоголосие: 1) ленточная (параллельное движение); 2) деторофония (случайный звук, который не организовывает самостоятельной линии); 3) подголосочная полифония (осмысленный подголосок, рус. нар. песни); 4) имитационное многоголосие (Бах); 5) гомофонно гармоническое; 6) гомофонно полифоническое;

Читайте также:  Способы продвижение по региона

Только к этому Михайлов применяет термин фактура,это принцип изложения муз. материала в вертикальной проекции.

3 . Тюлин В.Н. Фактура – форма изложения муз. материала, которая является результатом сочетания взаимопроникновения и взаимодействия основных средств муз. выразительности в их неразрывном единстве. Типичной формой изложения – музыкальный склад.

4. Берштадская Складглубинный принцип организации муз. ткани выражающий внутреннюю логику ее строения, ее структуру. Фактураспособ формоизложения муз.материала, т.е. материальное выражение склада.

Музыкальные склады разделяются на два основных рода:

  1. Монодический(одноголосный) – это склад, который не предполагает гармонических ассоциаций (движение по трезвучиям или тонам аккорда), преобладает поступательное движение, допускаются скачки на 4, 6, 5, 8; исключаются ходы на ум. и ув., интервалы и б7. Применяются лады народной музыки. Для монодии характерна смещение опоры, т.е. любой тон может стать опорой за счет повторения или длительности. Ритм свободный, в идеале нет членения на такты. Преобладает крупные длительности. Принцип развития – неповторность, прорастание (вариантный повтор).
  2. Многоголосный.Различают два типа:

1) Полифонический. Сочетание в одновременности несколько горизонтально развитых линий, первична горизонталь, вертикаль вторична.

2) Гармонический.Первичной является вертикаль, а горизонталь – вторична.

Различают по единице склада:

В монодии – это отдельно взятый тон.

В полифоническом складе – совокупность тонов, как дифференцирующих единиц.

В гарм. складе – совокупность тонов является целостностью, т.е. аккордом.

В муз. произведении склады могут чередоваться в процессе развития – модуляция склада — горизонтальное взаимодействие; но могут взаимодействовать и вертикально – полискладовость(«прогулка» — картинки с выставки).

Монодии соответствует монофоническая фактура. Бывает фактура полифонизирующая. Для гармонического склада характерна фактура гомофоническая (разделяется на гомофонно-гармоническую и гомофонно-полифоническую).

В истории: 1)моногийный склад. 2) полифонический склад 3) гармонический склад 4) XX все собирает. В процессе эволюции усиливается выразительная роль фактуры, возникает новый склад: разорванность, несвязность, регистровая расслоенность .

Фактура имеет формообразующее значение, так как связана с формой. При сохранении фактурного рисунка достигается слитность построения, смена фактурного рисунка дает расчленение звукового потока. Через фактуру осуществляется развитие тематического материала. Практически варьирование фактуры – один из основных приемов развития музыкального тематизма.

Фактурно-образная трансформация. В основе одна и та же тема, а за счет изменения фактуры выстраивается новая форма («прелюды» Лист ). Фактура участвует в динамизации реприз (Чайковский 6 симф.1-я часть). Участвует в создании контрастов. При помощи фактуры можно достичь образного сближения контрастных тем (Шестокович 2-я соната).

Фактура– конкретный вид организации важных компонентов жанра – мелодии, ритм, метра.

V.ЖАНР

Список литературы:

  1. Лобанова «Муз. стиль и жанр. История и современность»
  2. Назайкинский«Стиль и жанр в музыке»
  3. Соколов «Морфологическая система музыки и ее жудожественные жанры»
  4. Сохар Эстетическая природа жанра в музыке
  5. Цуккерман «Муз. жанры и основы муз. форм»

Жанр(от фран.и лат «вид» и «род»).

Жанр характеризует исторически роды и виды произведения искусства в связи с их происхождением, жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержаний и формы.

Жанры различаются по способу исполнения:

  1. Вокальные(сольные, хоровые, acapella);
  2. Вокально-инструментальные(камерные, крупные);
  3. Инструментальные(сольные, оркестровые);

Различают синтетический жанр – муз.театр (опера и балет)

По направлению содержания бывают драматические, лирические, эпические.

I. Внемузыкальные прообразы:

1. Звукоизобразительность (пение птиц, пейзажи моря, шелест листьев);

2. Имитация различных движений;

3. Речевая интонация;

4. Национальные особенности речи;

5. Особенности характера речи в голосе;

6. Пространственные ассоциации (приближение, растаивание);

7. Ритмический эффект периодичности;

II. Музпрообразы:

  1. Интонационные прообразы (ходы на различные интервалы, фанфары);
  2. Жанровые прообразы: а) первичные –сформировались и функционируют в быту (песни, танцы – вальс Мазурка, Полька; сюиты — буре, пассакалия, жига, сарабанда; гавот, полонез, болеро, сицилиана, тарантелла); б) вторичные —сформировались в композиторском творчестве (прелюдия, ноктюрн, баркарола);

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Оцените статью
Разные способы