5. Медицинская эвакуация — определение, цель, принципы организации, способы, требования.
Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.
Под медицинской эвакуацией понимается система мероприятий по транспортировке пораженных из очагов санитарных потерь в медицинские формирования и учреждения для оказания им необходимой медицинской помощи и лечения.
Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, расположенных на них этапов медицинской эвакуации и используемых санитарных и других транспортных средств, называется лечебно-эвакуационным направлением.
Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.
Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.
В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене — зона катастрофы — ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.
Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).
Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобными являются реанимационно-операционный самолеты АН-26м, «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии.
В зонах военных действий, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).
С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, спасательных отрядов, а также транспортом региональных центров медицины катастроф, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.
Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.
Эвакуация осуществляется способами «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).
Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО в основном способом «на себя».
Существует 2 вида эвакуации.
Из района массовых санитарных потерь до ОПМ (МО) или до головной больницы Б.Б. эвакуируют пострадавших (по направлению) а одном направлении. Далее – по назначению в больницы загородной зоны в зависимости от характера поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО (АСК, АСО, ЭСП, ЭСЛ, АСЭ, СТС и др.), а также транспортные средства выделяемы начальниками ГО. Для временного размещения пораженных ожидающих транспорт на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.
Источник
Медицинская эвакуация: определение, цель, принципы организации, способы, требования
Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.
Под медицинской эвакуацией понимаютвынос (вывоз) пораженных из очага поражения, транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания пораженным больным необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь.
Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлением.
Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.
Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.
В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене очаг поражения — ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.
Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).
Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобным является реанимационно-операционный самолет АН-26М «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии.
В зонах военных действий наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).
С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, спасательных отрядов, а также транспортом ББ загородной зоны, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекаются персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.
Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава ОМП, спасательных отрядов. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.
Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, ББ загородной зоны и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).
Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие, т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.
Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на ЭМЭ с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы ББ эвакуируют пострадавших в одном направлении. Далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства, выделяемые начальниками ГО. Для временного размещения пораженных, ожидающих транспорт, на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.
В ходе подготовки к эвакуации пострадавшим проводят:
— купирование психического возбуждения;
— транспортную и лечебную иммобилизацию и др.
Вместе с тем имеются противопоказания к эвакуации раненых всеми видами транспортных средств:
— шок II — III степени;
— невосполненная тяжелая кровопотеря;
— ранения и травмы черепа и головного мозга с утратой зрачковых и корнеальных рефлексов, синдром сдавления головного мозга, менингоэнцефалит, продолжающаяся ликворея;
— состояние после трахеостомии (до установления устойчивого внешнего дыхания);
— зияние раны глаза с угрозой потери оболочек, кровотечение или его угроза, признаки эндофтальмита, острое повышение внутриглазного давления при ожогах глазного яблока;
— тяжелые формы дыхательной недостаточности, эмпиема плевры и септическое состояние при ранениях груди;
— разлитой перитонит, внутрибрюшинные абсцессы, острая кишечная недостаточность, угроза или признаки эвентрации внутренних органов;
— гнойно-мочевые затеки, септическое состояние при ранениях органов мочеполовой сферы;
— острые гнойно-септические осложнения при ранениях длинных трубчатых костей, костей таза и крупных суставов;
— анаэробная инфекция и столбняк;
— тромбоз магистральных сосудов, состояние после перевязки наружной и общей сонной артерии (до снятия швов);
— жировая эмболия и тромбоэмболия легочной артерии;
— острая печеночно-почечная недостаточность;
— комбинированные радиационные поражения с облучением в дозе 6 Гр и более.
Для эвакуации раненых авиатранспортом противопоказаниями являются:
— продолжающееся внутреннее и неостановленное наружное кровотечение;
— выраженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, требующие интенсивной терапии;
— шок II — III степени;
— недренированный закрытый или неустраненный клапанный пневмоторакс;
— выраженный парез кишечника после лапаротомии;
К нетранспортабельным терапевтического профиля на этапе оказания квалифицированной помощи необходимо относить пораженных и больных со следующими клиническими синдромами:
— острая дыхательная недостаточность 2 — 3 степени (выраженный бронхоспазм, токсический отек легких, парез и паралич дыхания, массивный выпотной плеврит, двухсторонняя сливная пневмония, напряженный пневмоторакс);
— острая сердечно-сосудистая недостаточность (циркуляторный коллапс, сердечная астма; кардиогенный отек легких);
— тяжелые нарушения сердечного ритма и проводимости (пароксизмальная тахикардия, пароксизмальная форма мерцательной аритмии, полная атриовентрикулярная блокада, частые политопные, групповые и ранние экстрасистолы);
— некупированный болевой синдром (стенокардия, инфаркт миокарда, печеночная и почечная колика и др.);
— тяжелый гипертонический криз.
После оказания квалифицированной хирургической помощи установлены следующие сроки нетранспортабельности автомобильным транспортом:
— раненые с огнестрельными переломами конечностей — 2 — 3 суток после операции.
— раненые в грудь после торакотомии, ушивания пневмоторакса или торакоцентеза — 2 — 4 суток;
— раненые в живот после лапаротомии — 10 суток;
— раненые в голову 21 — 28 суток.
Если для эвакуации используется авиатранспорт, то 75 — 90% раненых (пораженных) могут быть эвакуированы в 1 — 2 сутки.
Пострадавших с термическими поражениями следует эвакуировать автомобильным и железнодорожным транспортом до развития осложнений, т.е. не позднее 10 — 15 суток, а авиационным — на 2 — 3 сутки после выведения из шока.
Основы управления силами и средствами МСГО
в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации
Управление медицинской службой– это целенаправленная деятельность начальников МС ГО по поддержанию постоянной готовности ее подразделений и учреждений, всесторонней подготовке их к медицинскому обеспечению и руководству ими при выполнении поставленных задач.
Основная цель управления – обеспечение высокой готовности сил и средств МС, их всесторонней подготовки и максимальной эффективности использования при решении поставленных задач.
В основу управления положены следующие принципы:
— централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;
— твердость и настойчивость при выполнении принятых решений и планов;
— оперативность и гибкость реагирования на изменение обстановки;
— личная ответственность начальника медицинской службы гражданской обороны за принимаемые решения и действия подчиненных при выполнении поставленных им задач.
Чтобы обоснованно решать вопросы управления медицинской службой, следует знать общие положения теории управления.
В любой управляемой системе, в том числе в МС ГО в целом, а также в отдельных ее звеньях, в медицинских учреждениях имеются орган управления и объекты управления.Под органом управления следует понимать начальников медицинской службы, начальников медицинских учреждений, основные обязанности которых заключаются, во-первых, в определении целей и способов действий объектов управления, во-вторых, в целенаправленном воздействии на них в интересах достижения намеченных целей. Объекты управления – это формирования и учреждения МС ГО, коллективы людей или отдельные лица, которые непосредственно выполняют мероприятия по медицинскому обеспечению.
Для успешной работы управляемой системы необходима постоянная связь между органом и объектом управления.
В процессе управления образуется замкнутый контур управления. Основными его элементами являются:
— орган управления, который проводит сбор необходимой информации (указания старшего начальника медицинской службы, сведения о состоянии подчиненных сил и средств, а также об условиях, в которых будут выполняться поставленные задачи и др.), перерабатывает ее, принимает решения, ставит задачи подчиненным, оказывает им практическую помощь и осуществляет контроль;
— каналы командной связи, обеспечивающие своевременную и точную передачу задач объектам управления;
— объекты управления, выполняющие поставленные задачи;
— каналы обратной связи, по которым идет информация о выполнении отданных распоряжений и состоянии подчиненных объектов.
Система управления эффективна лишь при условии четкой работы всех названных элементов.
Управление медицинской службой гражданской обороны должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным.
Устойчивость управления определяется способностью начальника медицинской службы выполнять свои функциональные обязанности по управлению подчиненными силами и средствами в резко меняющихся условиях реальной обстановки.
Непрерывность управления заключается в постоянной связи с руководимыми силами и средствами.
Оперативность управления заключается в знании обстановки, быстром и правильном реагировании на ее изменения, в своевременном принятии решений и быстрой постановке задач подчиненным.
Скрытность управления обеспечивается сохранением в тайне всех мероприятий по подготовке и осуществлению медицинского обеспечения.
Существенным условием для достижения устойчивости и непрерывности управления медицинской службой является бесперебойно действующая связь.
Успешное решение задач управления и эффективного использования сил и средств медицинской службы в значительной степени зависит от применяемых начальником медицинской службы части методов работы.
Под методами управления понимают определенный порядок и приемы работы начальника медицинской службы при решении конкретных задач управления.
В процессе управления применяются следующие методы работы – последовательный, параллельныйили их сочетание.
Метод последовательной работы применяется при длительных сроках подготовки. При этом методе каждая нижестоящая инстанция начинает работать после принятия решения и завершения планирования в вышестоящей инстанции на основе полученной информации. Начальник медицинской службы включается в работу после ознакомления с решением начальника и указаниями вышестоящего начальника медицинской службы.
Метод параллельной работы применяется при коротких сроках подготовки. При этом методе организация работы по подготовке к медицинскому обеспечению предстоящих действий осуществляется во всех звеньях управления одновременно. Каждая нижестоящая инстанция приступает к постановке задач подчиненным и планированию после того, как вышестоящая инстанция примет решение и поставит задачу подчиненным устно до завершения планирования на своем уровне.
Руководство подготовкой медицинской службы к медицинскому обеспечению включает ряд мероприятий, основными из которых являются: принятие решения на медицинское обеспечение и планирование медицинского обеспечения; подготовка сил и средств медицинской службы; организация взаимодействия; организация управления.
Источник