Способ организации композиционного центра

Содержание
  1. Способы организации композиционного центра.
  2. Способы организации композиционного центра.
  3. Организация композиционного центра
  4. Способы создания композиционного центра, примеры построения в интерьере, связь с другими законами композиции. Описание единства форм органического мира. Примеры построения композиционного центра в интерьере. Отражение физических законов в композиции.
  5. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  6. Введение
  7. 1. Определение. Способы создания композиционного центра
  8. 2. Примеры построения композиционного центра в интерьере
  9. 3. Связь с другими законами композиции
  10. 3.1 Отражение физических законов в композиции
  11. 3.2 Закон экономии. Единство форм органического мира. Закономерности предметного мира
  12. Заключение
  13. Список используемой литературы
  14. Введение
  15. При написании данной работы стоит цель: дать определение композиции и композиционного центра, способа его построения и связи с другими законами композиции, а также рассмотреть примеры построения композиционного центра.
  16. Тема работы является актуальной, поскольку отсутствие композиционного центра у любого произведения, будь то художественная либо музыкальная композиция делает ее скучной и невыразительной. То есть любая композиция должна иметь свой композиционный центр — детали, которая держит всю композицию.
  17. Объект исследования: композиционный центр.
  18. Предмет исследования: построение композиционного центра.
  19. Задача: раскрыть понятие композиционного центра, его функции и способы построения.

Способы организации композиционного центра.

Основные законы композиции — цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Основные черты закона целостности:

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение — это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный ( например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

Виды шрифтовых гарнитур и их конструктивные особенности.

Масштаб и пропорции.

Масштабом называется относительный размер предмета по отношению к чему-либо, лежащему вне его и принятому в качестве меры. Чаще всего мерой для масштабирования являются размеры человеческого тела. Такая привязка может быть как прямой, так и косвенной. Можно измерить величину комнаты путем сравнения с самим человеком, а можно сравнить с каким-либо предметом, который непосредственно связан В человеческой фигурой, например креслом или дверным проемом. В любом случае [представление о масштабах комнаты окажется одинаковым.

При определении масштаба могут применяться и другие способы, например сопоставление размеров объекта с другими объектами или с пространством в целом. Разные по размеру отверстия в стенах могут заставить помещение казаться выше или ниже. Однако у наблюдателя нет никакого представления относительно истинной величины этого помещения, потому что отсутствует какая-либо мера масштабирования — человеческая фигура или любые другие объекты, размер которых точно известен. Поэтому в общественных интерьерах часто вводят дополнительные детали отделки, соответствующие масштабу человека.

Часто дизайнерские решения основываются на соот-1 ношениях двух или более предметов разной величины! Например, очевидно, что небольшая картина безнадежно потеряется на широкой и высокой стене независимо оті того, в каком месте она расположена. Однако и крупные элементы интерьера могут выглядеть не в масштабе nd отношению к остальным предметам, находящимся в комнате и пространству в целом.

Оценка реального масштаба может быть затруднена из-за большого количества предметов в интерьере, не-1 стандартной формы самого помещения и многих другим факторов. Масштабирование — это дизайнерский способ! создания в интерьере уютной домашней атмосферы или] наоборот, парадного настроения. Иногда для достижения необычных эффектов сознательно используются предметы] несоотносимые с масштабом человека. Еще в Древнем Египте, в храме Амона в Карнаке применен увеличенный

Масштаб колонн, который подчеркивает ничтожность человека перед Богом. В Риме Ьстница «Ла Скала Регина» сделана так, что на расстоянии колонны и другие элемен- ы конструкции пропорционально увеличены в размерах. За счет этого все здание кажется более монументальным; так архитектор подчеркнул приоритет божественного над человеческим. А во дворце Спада применен обратный эффект: фигура человека в конце лестницы кажется преувеличенно большой благодаря непропорционально большому стулу. Актуален разный масштаб предметов и в современном дизайне.

Одним из частных проявлений масштаба являются пропорции. Пропорции — это отношения между одной и другой частью объекта, между целым объектом и всей остальной композицией, а также отношения между двумя самостоятельными объектами. Например, части стола могут восприниматься как пропорциональные шли непропорциональные по отношению друг к другу, независимо от величины втола. Или стулья, которые кажутся непропорционально высокими в одной ком пате, в то же время в другом помещении с более высокими потолками могут вос- [приниматься совсем по-другому.

Пропорциональность — понятие относительное. Для дизайнеров восприятие пропорций предмета зависит от трехмерной схемы его отношений с пространством. В некоторых случаях непропорциональность намеренно используется дизайнерами для создания контраста.

Визуальное восприятие пропорций объекта зависит от его расположения в пространстве, от цвета и освещения, а также от взаимоотношений этого объекта с другими элементами и деталями, которые составляют предметную среду интерьера. Из-за этих факторов большинство решений в области дизайна интерьеров опирается на интуицию, особенно когда это касается определения размера и формы.

Однако человечество всегда стремилось обнаружить систему совершенных, гармоничных пропорций, которую можно было легко применить на практике. Можно вспомнить множество исторических примеров, когда математики, астрономы, музыканты или худож-ники пытались найти свою идеальную формулу соотношений предметов. Гармоничными можно назвать отношения 1:2, 1:3. Но наиболыие распространение в мире дизайна, как и во многих других областях искусства, получило «правило золотого сечения». Оно заключается в следующем: некий отрезок делится на две неравные части таким образом, чтобы целое так относилось к большей части отрезка, как большая часть относится к меньшей. Интерпретация этой линейной схемы в геометрическом пространстве называется принципом «золотой секции». Существует математический ряд (ряд Фибоначчи) — возрастающая прогрессия целых чисел, в которой каждое из последующих чисел является суммой двух предыдущих (1,1,2,3,5,8,13,21. ). Отношения между двумя последовательными числами близки к отношениям золотого сечения Х= (1 — 0,382) = 0,618. Наиболее известный пример применения правила золотого сечения в архитектуре — древнегреческий Парфенон.

Способы организации композиционного центра.

Читайте также:  Виды выборки способы отбора выборочного наблюдения

Композиционный центр зависит от:

1) Своей величины и величины остальных элементов.

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.

Для того чтобы любая композиция стала выразительнее она должны иметь композиционный центр и доминанту.

Варианты организации композиционного центра:

Выделение группы – сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению ср спокойным и равномерным распределением на других участках. Выделение цветом – это когда среди элементов одного цвета есть элемент другого цвета.
Контрастные формы (противоположные) – это когда среди одинаковых элементов есть элемент другой формы
Выделение размером – это когда среди элементов примерно одного размера, есть предмет с доминирующим размером.
Организовавшаяся пустота или композиционная пауза – это сгущение элементов по краям и исчезновение их к центру
Выделение расположением – это когда среди элементов один из них выделяется своим расположением.
Две доминанты — существуют тогда, когда на месте образуются главный и второстепенный объект на фоне других незначительных объектов.

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 627.

Источник

Способы организации композиционного центра.

Для того чтобы любая композиция стала выразительнее она должны иметь композиционный центр и доминанту.

Варианты организации композиционного центра:

Выделение группы – сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению ср спокойным и равномерным распределением на других участках. Выделение цветом – это когда среди элементов одного цвета есть элемент другого цвета.
Контрастные формы (противоположные) – это когда среди одинаковых элементов есть элемент другой формы
Выделение размером – это когда среди элементов примерно одного размера, есть предмет с доминирующим размером.
Организовавшаяся пустота или композиционная пауза – это сгущение элементов по краям и исчезновение их к центру
Выделение расположением – это когда среди элементов один из них выделяется своим расположением.
Две доминанты — существуют тогда, когда на месте образуются главный и второстепенный объект на фоне других незначительных объектов.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 95 | Нарушение авторских прав

Источник

Организация композиционного центра

Способы создания композиционного центра, примеры построения в интерьере, связь с другими законами композиции. Описание единства форм органического мира. Примеры построения композиционного центра в интерьере. Отражение физических законов в композиции.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.12.2010
Размер файла 1,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

Институт сервиса (г. Москва) (филиал)

Факультет: Информационных и коммуникационных технологий

по дисциплине «Художественное конструирование и дизайн изобразительной рекламы»

Организация композиционного центра

Выполнила студентка 5 курса

Введение


1. Определение. Способы создания композиционного центра


2. Примеры построения композиционного центра в интерьере


3. Связь с другими законами композиции


3.1 Отражение физических законов в композиции


3.2 Закон экономии. Единство форм органического мира. Закономерности предметного мира


Заключение


Список используемой литературы


Введение


При написании данной работы стоит цель: дать определение композиции и композиционного центра, способа его построения и связи с другими законами композиции, а также рассмотреть примеры построения композиционного центра.


Тема работы является актуальной, поскольку отсутствие композиционного центра у любого произведения, будь то художественная либо музыкальная композиция делает ее скучной и невыразительной. То есть любая композиция должна иметь свой композиционный центр — детали, которая держит всю композицию.


Объект исследования: композиционный центр.


Предмет исследования: построение композиционного центра.


Задача: раскрыть понятие композиционного центра, его функции и способы построения.

1. Определение. Способы создания композиционного центра

Композиция — (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) http://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция . Композиция — важнейшее целенаправленное средство построения целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между, собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и проч. Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения «Основы композиции в прикладной графике», Е.А.Григорян, Ереван, 1986г. .

Композиционный центр — центр, позволяющий управлять вниманием зрителя.

В композиционном центре не обязательно должно находиться нечто главное и значимое. Композиционный центр, вообще говоря, не предназна-чен для раскрытия или акцентирования основной идеи изображения (хотя и может быть использован для этой цели). Главные задачи у него — иные. Во-первых, он способствует формированию композиции как единого целого (не даёт картинке развалиться на составные элементы). Во-вторых, он удержива-ет внимание смотрящего. Зритель может долго рассматривать картину, при этом в композиционный центр его внимание будет возвращаться неоднократ-но. Это своеобразный магнит, постоянно притягивающий взор. Совершая визуальное путешествие по картинной плоскости, зритель часто начинает маршруты с композиционного центра и в него же и возвращается.

Композиционный центр имеется даже у абстрактных картин и формальных изображений, например, у паттерна на обоях.

Композиционный центр формируется не столько объектом или его смысловыми частями, сколько формальными элементами изображения: точками, штрихами, пятнами, цветом, фактурами, указателями, линиями и т.п.

Композиционный центр — это не всегда точка. Он может быть представлен некоторой протяжённой областью. Например, на портретах в фас в подавляющем большинстве случаев таким центром будут глаза. И бессмысленно уточнять: правый, левый или точка между ними?

Иногда изображение может содержать несколько композиционных центров. Например, их может быть два: главный и второстепенный. Для портретов анфас ещё одним композиционным центром (помимо глаз) может быть мушка на лице [3].

Рассмотрим способы построения композиционного центра на примере его выделения в композиции:

1. Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра достаточно будет оставить его единственным в своем разряде (Рисунок 1).

2. Выделение пятна в качестве композиционного центра на нюансе (инверсия). Пример такого способа представлен на Рисунке 2: большое черное пятно, на котором расположено маленькое белое пятно, начинает выделяться среди подобных ему, в то же время, маленькое белое пятно тоже выделено — среди маленьких пятен только оно одно белое.

Возникает вопрос: что же является композиционным центром — большое черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный центр не является пятном, это точка, некий центр равновесия в пятне. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный центр находится где-то на линии, соединяющей их центры.

3. Выделение части фона в качестве композиционного центра. Композиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру (Рисунок 3).

4. Сложные способы выделения композиционного центра. Часто композиционный центр выделяется не одним, а несколькими способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный центр находится между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона (Рисунок 4).

Теперь объясним, почему пятна выделяющие часть фона связаны по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними по ходу движения создает ритм, подобно тому, как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной длительности.

Ритм (греч.) — одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

В произведениях живописи, графики и скульптуры проявление ритма. бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя.

Ритм нередко проявляется в вариантах жестов, движений и композиционных группировок фигур, в повторах и вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей изображения, являющихся значительными элементами композиции.

Одно из базовых правил фотографа, живописца, дизайнера и т. п. можно было бы сформулировать так: не следует пренебрегать осознанным формированием композиционного центра, поскольку он является очень важными элементом, влияющим на восприятие.

2. Примеры построения композиционного центра в интерьере

Входя в квартиру, переходя из помещения в помещение, человек прокладывает трассу своего движения. Входной проем и точки изменения маршрута движения определяют, как воспринимается пространство, какая плоскость или точка помещения может стать центром композиции. При формировании композиционного центра нужно учитывать приведенные ниже закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия.

Простота — более простые формы воспринимаются легче.

Близость — близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое.

Сходство — сходные элементы воспринимаются как единое целое.

Симметрия — симметричные элементы воспринимаются как целое.

Контраст — контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов.

Противоборство — элементы различной формы лучше воспринимаются отдельно, чем вместе.

Фигура-фон — элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона.

Инерция — если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся изображения, то другие элементы не воспринимаются.

Замкнутость — геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные.

Зависимость от осей — восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта.

Узнаваемость — легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы.

Назначение — элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единое целое.

Польза — лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.

Названные рекомендации нужно учитывать при формировании плоскостной композиции — декорировании стены, берущей на себя при оформлении помещения основную композиционную роль, и при композиционном упорядочении мебельных групп.

Рассмотрим теперь несколько наглядных примеров:

Объемная роспись является композиционным центром гостиной, который вечером с помощью тщательно продуманного освещения может преобразить помещение и объединить в таинственной атмосфере у камина всю семью.

Здесь смысловым центром является столовая группа мебели, а вот композиционным центром — всё та же стена с объёмной росписью.

Смысловым и композиционным центром дома, его сердцем является великолепная масштабная роспись-фреска в кухне-столовой, воспроизводящая знаменитый шедевр французского модерниста Анри Матисса «Танец». Хоровод обнаженных кирпично-красных фигур на густом сине-зеленом фоне играет роль цветового и энергетического акцента, именно с учетом этой фрески составлен колорит всего интерьера. Открытая, экспрессивная без агрессии живопись олицетворяет собой яркую личность хозяйки дома — жизнерадостного, активного человека, движущегося по жизни в ритме танца.

В современном интерьере лестница — главная вертикальная композиционная ось, на которую нанизываются этажи, уровни, антресоли. Она же-смысловой центр. Зачастую лестницы — это произведение искусства, украшение здания, подчеркивающее индивидуальность интерьера или территории, прилегающей к зданию.

3. Связь с другими законами композиции

3.1 Отражение физических законов в композиции

В основе композиционных принципов лежат объективные законы природы и законы общественного развития. Первыми объясняются наше физическое бытие, ориентация в пространстве, физические реакции на воздействие среды, биологические потребности. Вторые обуславливает человеческую психологию, социальное сознание. И те и другие, находят свое отображение в искусстве, ибо, как сказал Л. Выготский «искусство — одна из жизненных функций общества». Если наше социальное бытие отражается главным образом в идейном содержании искусства, а следовательно, в композиции, то наше психофизическое устройство и физическая реальность во взаимодействии с объективной реальностью природного мира, в основном, обуславливают формальные требования композиции. Таким образом, формальные требования к композиции исходят из объективной реальности природного мира и обусловлены психо-физическим устройством человека, его органов восприятия, мозга и тем, как отражается в человеческом сознании объективная реальность. Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие «композиция» означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал. Закон борьбы и единства противоположностей пронизывает искусство. Категории диалектики отношения, отрицание отрицания, переход количества в качество, развитие, причинность, единство, как связь частного и целого, единичного и общего, — все эти категории, будучи и категориями познания, присущи искусству, и проявляются как в смысловой, так и в формальной организации материала произведения искусства, то есть в способах раскрытия содержания произведения и в построении его формы, а значит, в композиционном построении целого.

В композиционном построении находят свое отражение основопо-лагающие физические законы природы.

Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической и неорганической материи, а так же проявляющимся во всех областях человеческой деятельности, является закон гравитации. Он проявляется во всем, начиная с расположения и движения планет, и кончая строением тела букашки. Законом гравитации, т.е. всемирного тяготения, объясняется, например, симметричность, строения живых организмов (необходимость равновесия), обосновываются законы

движения (законы механики) и законы небесной механики. В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в

композиции; им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в картине и пр;

Другой закон, имеющий столь же всеобщее значение — это закон (законы) распространения света в природе, закон оптики. Благодаря устройству мозга и органов восприятия мы воспринимаем свет, различаем цвета, формы предметов и воспринимаем их пространственно. Законами оптики и устройством нашего зрительного аппарата обусловлено наше восприятие пространства и вытекающее отсюда открытие законов

перспективы, важного композиционного средства. Зрительное восприятие в сочетании со способностью осязания позволяет воспринимать формы как объемно-пространственные структуры, что также находит отражение в искусстве, в моделировке объемно-пространственных форм. Можно предположить, что и такие законы физики и химии, как закон сохранения массы, закон эквивалентов, закон постоянства пропорций — в той или иной форме отражаются в искусстве, в частности в композиционном построении.

3.2 Закон экономии. Единство форм органического мира. Закономерности предметного мира

В природе действует «закон экономии», по которому природа всегда «ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате

процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм. Эти простые формы — «кирпичики», из которых строятся сложные формы, немногочисленны. Авторы статьи «Нужна ли жизни форма» Ч. Щемайтис и В. Миронов11 к ним причисляют спираль, шар, многогранник, трубу, дерево и звезду. По нашим наблюдениям они также являются излюбленными формами всех пространственных искусств.

Спираль авторы стaтьи считают одной из важнейших форм, распространенных в органичeском мире. Она в высокой степени способна сохранять энергию, хранить информацию. Ее можно сжать, растянуть, — она гибка и компактна. Известно, что форму двойной спирали имеет молекула жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы —вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спираль — кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, — сосуды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спираль. (Спираль и S-образную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хогарт считал извилистую змеевидную линию «линией красоты и грации»).

Шар — самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем

на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал — наиболее часто встречавщиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реальные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается представление о цельности, завершенности, в противоположность, например, формам прямоугольным, которые наоборот, ассоциируются с ограничением, с чем-то условным.

Многогранники — пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кровеносных сосудов. Экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство. (Благодаря этому их используют в дизайне в покрытиях поверхностей).

Труба — среди природных форм встречается в качестве транспортного русла — для переброски питательных веществ, крови и других продуктов жизнедеятельности живого организма, растения. (В искусстве — труба и ее линейное выражение используется как связующее коммуникационное средство, и как переход от одной формы к другой).

Дерево — ствол и разветвления его мы наблюдаем в строении кроны и корней дерева, в строении кровеносной системы. (В произведениях искусства, а в особенности, в организации информационных объектов широко распространенная форма).

Звезда — разновидность формы дерева, если на нее смотреть сверху, — лучи, лепестки расходятся от центра, охватывают окружающее пространство, доставляют питание, солнечную энергию центру. Растения и животные организмы звездообразной формы перемещаются благодаря лучам ногам (актиния, морская звезда, осьминог). Форма звезды в искусстве ассоциируется с распространением энергии, силы, идущей от центра, источника энергии. Ноги-лучи в древнем искусстве были символом вечного движения).

Если свести живые органические формы к геометрическим, то получим — шар, конус, цилиндр, многогранники. Интересно, что мысль о том, что в основе жизни лежат простые стереометрические образования, встречается у Платона и у ученых эпохи Возрождения (Лука Пачоли). Они

полагали, что мировым стихиям соответствуют формы: огню — пирамида (тетраэдр); земле —куб, т. е. гексаэдр; воздуху — октаэдр, воде-икосаэдр. Несмотря на то, что никакого научного обоснования эта гипотеза не имеет, она представляет определенный интерес. Она указывает на тенденцию видеть мир конструктивно и цельно, внося логику и разум в стихию. Сведение сложных форм к простым, так же как и осознание сложного как интегрированного целого, обобщенное понимание формы характерно для художественной практики. Сезанн учил: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса, причем, все должно быть дано в перспективе, то есть каждая сторона предмета всякого плана должна быть направлена к центральной точке».15 Требуя обобщения формы, Сезанн одновременно указывает на ее расположение в пространстве и на то, как следует подходить художнику к объективной реальности природы, логически развивая, обобщая и осмысливая ее. Мир един. «Единство плана органической жизни стоит вне сомнения». (Мендель).6 В нем действуют законы, обуславливающие строение природных форм, органических и неорганических, и взаимосвязанность всего сущего в мире. Человек как частица природы связан со всеобщими законами природы, определяющими его естественное бытие, которое, в свою очередь, диктует человеку свои нормы, когда он, будучи творцом, создает вокруг себя свой рукотворный мир второй природы, предметы жизненной необходимости ради обеспечения своего физического существования и духовной жизни.

Предметный мир исходит из тех же основополагающих законов природы и является одновременно и отражением и «продолжением» природного мира. Создавая свой предметный мир, человек сознательно или бессознательно использует природные формы и конструкции. Философ и ученый П. Флоренский рассматривал орудия труда как «продолжение» функциональных органов человеческого тела, усиливающие природные способности человека (молот — кулак, пальцы — грабли, сердце — насос, сосуды — трубы) Флоренский П. Органопроекции.«Декоративное искусство» 12/1969. . На основе использования принципов действия живых систем, биологических процессов, биологических форм — для решения инженерных задач была создана целая наука — бионика. Принципы развития форм живой природы использовались издавна в архитектуре для создания экономичных и гармоничных сооружений, хорошо вписывающихся в естественную среду и согласующихся с человеческими потребностями.

Предметный мир должен естественно продолжить природный. В процессе своей жизнедеятельности человек приспосабливает окружающий мир к себе, мерит мир своим масштабом, измеряет его своим телом (все старинные меры длины — локоть, пядь, дюйм, стадия — исходят из размеров человеческого тела), соизмеряет силы природы со своими возможностями и создает материальный и духовный мир вокруг себя и для себя в формах, приспособленных для восприятия и освоения.

Итак, композиционные центры должны так или иначе присутствовать в любой композиции. Пренебрежение или намеренный отказ от соблюдения этого правила неизменно приводит к появлению работ скучных и невыразительных. Зрителю не на чем остановить взгляд. В лучшем случае он прекращает просмотр и сразу же забывает изображение. В худшем — испытывает раздражение и надолго проникается отрицательными эмоциями. Поэтому начинающему автору следует твёрдо осознать: композиционный центр должен быть всегда!

Список используемой литературы

1. Е.А. Григорян «Основы композиции в прикладной графике», , Ереван, 1986.

2. Ю. Аксенов, М. Левидов «Цвет и линия Практическое руководство по рисунку и живописи.» Выпуск 1, 1976 . [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vangogh.ru/study/book1/

3. И.А Ефремов. «Деталь как значимый элемент композиции.» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://hobbymaker.narod.ru/Articles/center_rus.htm

4. П. Флоренский Органопроекции.«Декоративное искусство» 12/1969.

Источник

Читайте также:  Форлакс детский способ применения
Оцените статью
Разные способы