Способ организации исследовательской деятельности это методика

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
учебно-методический материал по теме

Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы школьников.

Скачать:

Вложение Размер
Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рымша Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Введение
Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности.

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся?

Цель данной работы: познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников.

1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности.

2. Вооружить учителей теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

3.Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

4. Оказать практическую помощь в работе педагогам — научным руководителям.

Определение научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Специфика научно-исследовательской деятельности

Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

— навык самостоятельной исследовательской деятельности;

— навык работы с научно-познавательной литературой;

— инициатива и творчество;

— использование, расширение и углубление школьных знаний;

— навык совместной работы со специалистами;

— самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.

Выбор темы исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках

Проведение собственных наблюдений и экспериментов

Основные критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Тема – это визитная карточка исследования.

Требования к формулировке темы:

1. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

3. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

Обоснование актуальности темы

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.

1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.

2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.

3. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема — некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).

4. Освещение актуальности не должно быть многословным — одна страница.

Гипотеза (древнегреческое) — это «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».

Цель и задачи исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Источник

Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности

Галина Павлова
Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности

В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» в настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения, так как обществу вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», то есть научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать собственное предположение. Все это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Обучение должно быть «проблемным», т. е. Должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания

Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка – проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведении.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Что такое исследовательская деятельность

Анализ литературы показал, существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность».

Исследование – это бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование – это творчество в чистом виде.

А. И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельностькак целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих.

По мнению в. И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Н. Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения.

Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Исследовательское обучение в современной педагогике

Проблема организации познавательно- исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Элементы исследовательского обучения встречаются еще у Сократа, в знаменитой беседе, в ходе которой осуществлялся поиск истины, своего рода исследование. В более поздние времена беседы Сократа активно использовали в образовании. Более интенсивно данная проблема привлекла внимание в конце ХIХ- начале ХХ вв. Таких как, К. Н. Вентцель, Д. Ж. Дьюи, У. Киллпатрик, Е. Пракхерст, И. Ф. Свадковский, С. Френе и др., чьи работы не потеряли своей актуальности, основной идеей которых была идея организовать процесс познания через включения ребенка в деятельность, но не любую, а исследовательского характера.

В XIX в. А. Я. Герд, М. М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития.

Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать».

А. Ферьер рассматривал исследовательскую деятельность, как активатор разнообразных чувств ребенка в процессе познания через игровую деятельность, как стимул умственной деятельности. Путь развития детской исследовательской деятельности – от бессистемности до целенаправленных действий.

В настоящее время отдельные аспекты детской исследовательской деятельности получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

В 1990-е годы профессор, академик академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Значение исследовательской деятельности в развитии ребёнка

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, всем известно давно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Важно, что данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личностных качеств ребёнка, в процессе социализации имеет- познавательная деятельность, которой понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Классификация методов исследовательской деятельности дошкольников

Методы для организации исследовательской деятельностидошкольников могут быть следующими:

• эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;

• опыты и эксперименты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

• проектная деятельность познавательно- исследовательского характера.

Экспериментирование – один из методов исследовательской деятельности дошкольников

Особая роль в исследовательской деятельности отведена опытам и экспериментам.

Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Практическая деятельность показывает, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка- дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят – любознаек и почемучек.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Нужно уважать право детей быть непохожими друг на друга, право на индивидуальность. Не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия, чтобы он сделал собственное открытие, предоставлять ему возможность для самостоятельных решений. Главное – ребенку должно быть интересно.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, являются, – опыты. Их можно проводить как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, лепка фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «волшебница вода» можно провести опыты «снежинка на ладошке», «превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействуется каждый ребёнок. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: «как это сделать?»,обращаться с просьбами: «давайте сделаем так», «давайте посмотрим, что будет, если…»

Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-эксперименты:

игры-эксперименты с песком «волшебное сито», «цветной песок», «своды и тоннели», «живой песок»;

игры-эксперименты с водой «друзья-враги», «фонтанчики», «тонет — не тонет», «кораблики плывут», «как выйти сухим из воды»;

игры-эксперименты с магнитами «рисуем с помощью магнитов», «стальной барьер», «парящий самолёт».

Результаты опытов нужно фиксирывать с детьми в журнале исследований,фиксируются они разными способами:

• использование условных знаков;

• запись рассказа ребенка воспитателем;

• запись наблюдений детьми воспитателем.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.

Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.

Разновидности экспериментов:

• случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

• плановые эксперименты (заранее запланированные);

эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, выдвижение предположений, отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов.

Роль наблюдения в исследовательской деятельности дошкольников

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельностикак наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения (Л. В. Занков).

К. Д.Ушинский писал: «если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».

Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания окружающего мира обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о нем.

Результативность наблюдения так же обеспечивается использованием в работе приема сравнения, поэтому предлагаю детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Еще К. Д.Ушинский писал: «если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет».

При организации наблюдения необходимо задавать вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. Не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности.

И. П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.

Для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире использую различные виды наблюдений: первичные, повторные, сравнительные, итоговые, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, распознающие и воссоздающие.

В наблюдении стараюсь обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, слушает, рассуждает, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

1.Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование

2. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

3. Исакова Н. В. : Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Детство-Пресс, 2013

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н.,

«Детское экспериментирование» изд. Педагогическое о-во России, 2003 г.

5. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2004

«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.

Игровые технологии. Функции, методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников департамент образования администрации Владимирской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников Форма организации: Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Методы, формы организации деятельности воспитанников Формы реализации образовательной программы Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации.

Консультация «Методы и формы организации деятельности воспитанников» ]Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства. Формы реализации образовательной программы Игра — ведущий вид деятельности.

Консультация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста». Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна.

Проект организации познавательно-исследовательской деятельности «Эх, лук-лучок» Тема: «Эх,лук-лучок». Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста Автор проекта: Полякова Екатерина Валерьевна (воспитатель МДОУ.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»: методы, приемы, формы организации Цель: расширение игровых замыслов и умений детей в сюжетно-ролевой игре «Кафе». Задачи: образовательные: Упражнять детей в образовании.

Источник

Читайте также:  Остеоартроз коленных суставов что это такое способ лечения
Оцените статью
Разные способы