Способ организации исполнительной власти

Способ организации исполнительной власти

Статья 1. Исполнительная власть Российской Федерации. Правительство Российской Федерации как орган публичной власти

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

4. Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.

5. Президент Российской Федерации утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.

6. Президент Российской Федерации определяет в структуре федеральных органов исполнительной власти органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Источник

Методы реализации исполнительной власти

Понятие и виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти

Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления. Для методов управления характерно то, что они используются органами исполнительной власти для решения стоящих перед ними конкретных задач; применяются повседневно и выборочно; обнаруживаются во взаимодействии субъекта и объекта управления; выражают компетенцию органов исполнительной власти по принятию правовых актов, а также осуществлению иных государственно-властных полномочий. Отсюда следует немаловажный вывод о том, что методы управления производны от политического режима государства.

Методы целенаправленного управленческого воздействия органов исполнительной власти (должностных лиц) на свои объекты весьма разнообразны, так как не только субъекты, но и объекты управления имеют свои особенности, касающиеся их назначения, организационно-правового статуса. В сфере исполнительной власти имеются различные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности и т.д. Ясно, что например, по отношению к государственным предприятиям применяются иные методы управления, чем к негосударственным.

Методы воздействия, как и формы реализации исполнительной власти, закрепляются в правовых актах управления. Например, в постановлении Правительства обычно указываются цель его издания и конкретные способы (приемы) внешнего воздействия на объект управления, чтобы достичь поставленной цели. При этом могут быть указаны конкретные виды контроля, учета, проверок, оформляемых документов, материального и морального стимулирования, меры административного принуждения и т.д.

Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, выделяют прежде всего методы убеждения и принуждения, которые применяются в любом виде государственной и общественной деятельности.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины. Среди мер убеждения — разъяснение, обоснование, обсуждение, внушение, поощрение, показ положительных объектов управления и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики.

Стремительное качественное изменение нашего общества, становление рыночной экономики, движение к демократии и правовому государству выдвигают на первый план решение масштабнейшей задачи — формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и граждан. Это — основная цель Указа Президента от 28 июня 1993 г. «О концепции правовой информатизации России». Указом Президента от 29 марта 1994 г. объявлена Программа взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти СНГ.

Опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допускающим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и его должностных лиц.

К административным относятся методы прямого или внеэкономического воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Наименование этих методов определяется тем, что они наиболее характерны для органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти (должностное лицо) в пределах своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления. Конкретное содержание административно-правовых методов весьма разнообразно: предписание об обязательном совершении определенных действий; ограничение или запрещение совершения определенных действий; разрешение споров между участниками управленческих отношений; применение иных методов, направленных на быстрое и эффективное решение проблем, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности.

Экономические и административные методы управления, несмотря на их различия, взаимосвязаны, и их противопоставление недопустимо, так как они используются с единой конечной целью — реализация управляющего воздействия субъекта на объект управления. С учетом расширения оперативной самостоятельности государственных предприятий, их разгосударствления на первый план выдвигается задача разумного сочетания средств управляющего воздействия.

Читайте также:  Находились приставочно суффиксальный способ

В условиях прежней директивно-плановой экономики методы административного воздействия были основными. По мере продвижения России к рыночной экономике все более широкое применение приобретают экономические методы. Но неверны представления, согласно которым в рыночной экономике обязательные предписания органов исполнительной власти вообще неуместны. Рыночная экономика вовсе не должна быть стихией, никак не регулируемой государством, — должны быть изменены формы и методы такого регулирования. Хотя основным методом и становится реализация творческой инициативы и самостоятельности управляемых, это не исключает применения и метода обязательных предписаний. Например, в Указе Президента от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» содержится предписание о допущении государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию естественных монополий. О повышении роли государства в регулировании рыночной экономики свидетельствуют также нормативные правовые акты, принятые в последние годы, например, по вопросам лицензирования деятельности физических и юридических лиц, управления федеральной собственностью, стабилизации потребительского рынка, совершенствования государственной ценовой (тарифной) политики.

Понятие и виды административного принуждения

Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их применения характерен внесудебный порядок, т. е. их применение возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), которые наделены специальными на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

Все меры административного принуждения делятся обычно на три группы (вида): административно-предупредительные; административного пресечения; административные взыскания. Соответственно эти меры имеют различное юридическое значение.

Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания. Они применяются в случаях, когда еще нет правонарушения, и осуществляются в целях охраны общественных и государственных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения, предупреждения возможных нежелательных, вредных последствий либо правонарушений.

К числу административно-предупредительных мер относятся: введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; закрытие участков границы (например, при возникновении эпидемий); обязательное медицинское освидетельствование лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания; закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта при возникновении угрозы безопасности движения (например, угрозы горных обвалов и оползней, обвалов домов); административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; досмотр вещей и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов; проверка документов, удостоверяющих личность; технический осмотр транспортных средств.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения уже совершающихся правонарушений и предотвращения их вредных последствий. К числу таких мер относятся, например, административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении или установлении его личности; привод; доставление в медицинское учреждение либо в дежурную часть милиции; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; требование прекратить противоправные действия; непосредственное физические воздействие; применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применение оружия в особых случаях; временное отстранение инфекционных больных от работы; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям, и др.

Административные взыскания применяются в случае совершения административного правонарушения (анализируются в следующей теме).

Всякое государственное принуждение является весьма острым орудием, поскольку так или иначе ограничивает свободу тех, к кому применяется, существенно затрагивает их права и интересы. Чтобы исключить его неправильное использование, государство строго регламентирует порядок его применения, предоставляет тем, на кого оно распространяется, необходимые гарантии. Разного рода меры административного принуждения применяются к весьма значительному числу граждан и организаций. Строгая регламентация и прочные гарантии важны при использовании всех мер принуждения, но особенно таких, как задержание, принудительное лечение, применение оружия и др. Из этого исходит Закон «О милиции», Таможенный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты. Деятельность всех органов исполнительной власти по применению административного принуждения находится под постоянным контролем государства.

Источник

Методы реализации исполнительной власти

В общепринятом понимании методозначает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к госу­дарственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций испол­нительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними ком­петенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Методы деятельности исполнительной власти способы осуществ­ления управленческих функций и средства воздействия органов ис­полнительной власти на управляемые объекты. Метод управления есть средство практичес­кого осуществления функций государственно-управленческой де­ятельности и достижения ее целей.

Составляющими частя­ми методов деятельности исполнительной власти являются способы: воздействия, обеспечения,организации и достиженияцелей управления.

Методы государственного управления имеют следующи­е особенности:

— выражают управляющее воздействие субъектов ис­полнительной власти

— в них находит свое выражение государственный (публичный) интерес, воля государства;

— выражают при­надлежащие государству полно­мочия юридически властного характера;

— являются средством реализации закрепленной за органами управления компетенции;

— выбор зависит от особенностей управляемого объекта и др.

Следует различать метод правового регу­лированияуправленческих общественных отношений и метод управления. Главный критерий их разграничения в том, что: методправового регулированияфункция административного права; метод управленияфункция субъекта административногоправа,причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти(государственного управления).

Методы правового регули­рования распространяются на всех участников регулируемых об­щественных отношений, включая и эти органы (должностных, лиц), в то время как методы управления используются только ими.

Читайте также:  Способы получения солей химия с примерами

Методы госу­дарственно-управленческой деятельности производны от методов админист­ративно-правового регулирования.

Следует также различать:

а) методы управляющего воздействия;они всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение и являются собственно методами управления;

б) методы организации работы, аппарата управления;они имеют чисто внутриаппаратное значение;

в) методы совершения отдельных управленческих действий;это методы процедурного характера.

Наиболее распространенным является выделение двух групп методов —администра­тивныхи экономических.

Административныеметоды обычно квалифицируются в каче­стве способов или средств внеэкономическогоили прямогоуправ­ляющего воздействия на объекты управления, которое предполагает императив­ный (директивный) вариант волеизъявления субъекта управле­ния.

Внеэкономический характер данных методов означает, что ре­альным объектом управления является сознательно-волевое пове­дениеуправляемых (будь то гражданин или предприятие и т.п.). Должное поведение в сфере государственного управления обеспе­чивается через волю и сознание управляемых («соподчинение воль»).

Экономическиеметоды обычно характеризуются как способы или средства косвенноговоздействия на объекты управления путем воздействия на их материальные интересы. Должное (необходимое и желательное для общества) поведение объекта управления достигается перспективами мате­риальных выгод или под угрозой материальных санкций.

Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы убеждения, поощрения и принуждения.

Убеждение — воздействие на сознание и волю управ­ляемого субъекта и через них на поведение путем разъяснительных, воспита­тельных, организационных мер (просвещение, пропа­ганда, агитация, объяснение) для формирования или изменения системы ценностей, ориентации. Он проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли под­властного или ее преобразования.

Для убеждения характерно следующее:

— оно используется постоянно и в отношении всех граждан;

— оно обеспечивает добровольное выполнение норм, указаний, предпи­саний, а в конечном итоге воспитывает убежденность, «привычку» законопослушания.

Убеждение это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы:

* воздействие на сознание;

Средствами убеждения являются:

Одной из форм убеждения является поощрение.

Поощрение — установление и реализация мер, сти­мулирующих совершение полезных действий (с точки зрения по­ощряющего), повышение положительных ре­зультатов деятельности. Поощрение персонифициро­вано, косвенно воздействует на волю поощряемого, оказывая стимулирующее воздействие путем мораль­ного одобрения, наделения определенными правами, материальными ценностями и может применяться к коллективным и индивидуальным субъектам.

В зависимости от оснований поощрения различают:

= абсолютное поощрение, обусловленное абсолютными основаниями по­ощрения. Такими основаниями являются: добросовестное выполне­ние трудовых и служебных обязанностей; выполнение гражданского долга (помощь в задержании преступника, спасение утопающего и т. п.); поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти де­тей; юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии пауки и т. п.;

= относительное. Относительное поощрение регламентировано КоАП РСФСР, дисциплинарными уставами. Нормы указанных актов обязы­вают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда. Статьей 34 КоАП РСФСР определено, что чистосердечное рас­каяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда являются обстоятельствами, смягчающими ответ­ственность за административное правонарушение. С точки зрения правовой основы различают:

= формальное поощрение — поощрение, регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются специальными право­применительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книж­ку, служебную карточку);

= неформальное поощрение применение разнообразных мер воздействия, не предусмотренных юридическими нормами (например, публичная похвала).

По содержанию поощрение может быть:

— моральным (благодарность, грамота);

— материальным (премия, ценный подарок);

— статусное (изменяющее правовой статус гражданина, например, при­своение почетного звания «Заслуженный юрист Российской Феде­рации»);

— смешанное (часто одна мера содержит моральное, материальное иста­тутное поощрение, например, присвоение звания Героя Российской Федерации).

В зависи­мости от оснований можно выделять абсолютное (абсолют­ные основания: выполнение гражданского долга, по­ощрение многодетных матерей) и относительное по­ощрение (является таковым в силу указания в законе: напр., ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих админи­стративную ответственность называет раскаяние лица, добровольное возмещение причиненного ущер­ба и др.).

По содержанию поощрение может быть мо­ральным, материальным(напр., выдача премии), ста­тусным (напр., присвоение звания народного артиста), смешанным (напр., присвоение звания Героя России).

В зависимости от круга лиц, к которым применяются меры поощре­ния, различают:

а) меры поощрения, применяемые к коллективным субъектам (напри­мер, объявление благодарности Президента Российской Федерации кол­лективу Финансовой академии за заслуги по подготовке высококвали­фицированных специалистов вфинансово-банковской области);

б) меры поощрения, применяемые к индивидуальным субъектам (напри­мер, для иностранных граждан и лиц без гражданства установлено при­менение такого поощрительного средства, как предоставление лицу с его согласия почетного гражданства).

Административное принуждение используется как средство обеспе­чения иохраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет карательную функцию. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физи­ческом воздействии на сознание иповедение людей.

Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами прину­дительных мер в связи с неправомерными действиями, невозможности ре­шить проблему методом убеждения. Государственное принуждениев зависимости от характера об­щественно опасного деяния (события) и непосредственного объек­та воздействия подразделяется на физическоеипсихическое(уг­роза, страх наступления неблагоприятных последствий).

Назначение принуждения состоит в восстановлении социаль­ной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреж­дении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение право­нарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

В качестве непосредственного объекта физического принужде­ния выступают субъект и его материальное положение и может выражаться в конкрет­ных мерах — в определенных ограничениях, лишении некото­рых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

Административному принуждению присущи следующие признаки:

— применяется на основе закона;

Читайте также:  Способы крепления металлических лестниц

— осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;

— характерен внесудебный порядок применения.

— применяется в целях обеспечения административно-правовых норм.

По целевому назначению меры административного принуждения мо­гут быть подразделены на следующие группы:

А) административно-предупредительные. Меры административного предупреж-дения используются в целях предупреждения правонаруше­ния в сфере государственного управления, предотвращения обстоя­тельств, угрожающих общественной безопасности;

Б) административно-пресекательные способы и средства прину­дительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опас­ных последствий;

В) меры административной ответственности(административные взыс­кания).Административное взыскание — это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом (должнос­тным лицом) к виновному физическому и юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном или матери­альном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права.

Г) меры административно-процессуального обеспечения.

По субъекту принуждения различают:

Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

Наиболее четким критерием классификации методов управления яв­ляется характер воздействия на объект управления. В связи с этим раз­личают методыпрямого и косвенного воздействия.

Характерными признаками методов прямого воздействия являются:

• прямое воздействие на волю;

• широкое использование правительственных, ведомственных актов;

• наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;

• стимулирование выполнения указаний;

• широкое использование внеэкономического принуждения.

Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно:

= установлениеправил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера;

= утверждениеконкретных (адресных) зада­ний;

= предписания осовершении определённых действий;

= удовлетворениезаконных притязаний участ­ников регулируемых отношений;

= выдачаразрешений различного рода;

= проведениеконтроля и надзора;

= разрешениеспоров между участниками управленческих отношений;

= применениеадминистративно-принудительных мер и т.п.

Меры административного предупреждения способы и средства, на­правленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нор­мальной деятельности государственных органов, предприятий и орга­низаций. Основанием для применения мер административного предуп­реждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное дея­ние. Административно-предупредительные меры носят профилактичес­кий характер и выражаются, как правило, в виде определенных огра­ничений и запретов.Таким образом, основанием для применения административ­но-предупредительных мер является не правонарушение, а на­ступление особых, установленных законодательством условийкак связанных, так и не связанных с действиями человека.

По непосредственному назначению и характеру правоограниченийсреди административно-предупредитель­ных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступ­ления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких послед­ствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением; санитарный осмотр грузов; техосмотр транспортных средств и др.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступле­ний (контроль инадзорные проверки, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяю­щих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъ­ектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принуди­тельное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-преду­предительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных ду­шевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

Реальные правонару­шения представляют непосредственную угрозу охраняемым обще­ственным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания.

Меры административного пресеченияспособы и средства прину­дительного воздействия, применяемые в целях прекращения противо­правного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий(дея­тельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учрежде­ний и организаций, нарушающих установленный порядок.

Основаниямиприменения мер административ­ного пресечения являются: во-первых, совершение правонаруше­ния и, во-вторых, совершение объективно противоправных дея­ний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

В зависимости от целей, характера, объекта воздействияадминистративно-пресекательные меры подразделяются на:

• меры, применяемые к нарушителю — физическому лицу (требование прекратить противоправные действия, непосредственное физическое воздействие, административное задержание лица для составления про­токола об административном правонарушении, применение оружия и иных специальных средств и т. д.);

• меры, применяемые к нарушителю — юридическому лицу (требование
прекратить противоправные действия, приостановление деятельности предприятий или их закрытие, отказ в выдаче лицензии, приостанов­ление действия лицензии или ее аннулирование;

• меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

• меры технического характера (приостановление эксплуатации автотран­спортных средств, техническое состояние которых не отвечает уста­новленным требованиям);

• меры медико-санитарного и эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

• меры финансово-кредитного характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, изъятие в доход бюджета сумм, полученных путем нарушения финансовой дисциплины; наложение ареста на банковские счета организации).

• меры, применяемые непосредственно к личности правонару­шителя (требование прекратить неправомерное поведение, непо­средственное физическое воздействие, административное задер­жание и доставление в милицию и др.);

• меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной под­лежащий лицензированию вид деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

• меры специального или исключительного назначения (при­менение огнестрельного оружия, химических слезоточивых ве­ществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

Источник

Оцените статью
Разные способы