Электронная библиотека
Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база (ИБ). Информационная база – это определенным способом организованная совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.
Файл – это некоторое множество записей однородной структуры, предназначенное для решения экономических задач. Запись – это набор полей определенного формата, объединенных по общему ключевому полю. Все файлы ЭИС можно классифицировать по следующим признакам:
· по этапам обработки (входные, базовые, результатные);
· по типу носителя (на промежуточных носителях – гибких магнитных дисках и магнитных лентах и на основных носителях – жестких магнитных дисках, магнитооптических дисках и др.);
· по составу информации (с оперативной информацией и с постоянной информацией);
· по назначению (по типу функциональных подсистем);
· по типу логической организации (с линейной и иерархической структурой записи, реляционные, табличные);
· по способу физической организации (с последовательным, индексным и прямым способом доступа).
Входные файлы создаются с первичных документов для ввода данных или обновления базовых файлов.
Файлы с результатной информацией предназначаются для вывода ее на печать или передачи по каналам связи и не подлежат долговременному хранению.
К числу базовых файлов, хранящихся в информационной базе, относят основные, рабочие, промежуточные, служебные и архивные файлы.
Основные файлы должны иметь однородную структуру записей и могут содержать записи с оперативной и условно-постоянной информацией. Оперативные файлы могут создаваться на базе одного или нескольких входных файлов и отражать информацию одного или нескольких первичных документов. Файлы с условно-постоянной информацией могут содержать справочную, расценочную, табличную и другие виды информации, изменяющейся в течение года не более чем на 40 %, а следовательно, имеющие коэффициент стабильности (Кст) не менее 0,6.
Файлы со справочной информацией должны отражать все характеристики элементов материального производства (материалы, сырье, основные фонды, трудовые ресурсы и т.п.). Как правило, справочники содержат информацию классификаторов и дополнительные сведения об элементах материальной сферы, например о ценах. Нормативно-расценочные файлы должны содержать данные о нормах расхода и расценках на выполнение операций и услуг. Табличные файлы содержат сведения об экономических показателях, считающихся постоянными в течение длительного времени (например, процент удержаний, отчислений и пр.). Плановые файлы содержат плановые показатели, хранящиеся весь плановый период.
Рабочие файлы создаются для решения конкретных задач на базе основных файлов путем выборки части информации из нескольких основных файлов с целью сокращения времени обработки данных.
Промежуточные файлы отличаются от рабочих файлов тем, что они образуются в результате решения экономических задач, подвергаются хранению с целью дальнейшего использования для решения других задач. Эти файлы так же, как и рабочие файлы, при высокой частоте обращений могут быть переведены в категорию основных файлов.
Служебные файлы предназначаются для ускорения поиска информации в основных файлах и включают в себя справочники, индексные файлы и каталоги.
Архивные файлы содержат ретроспективные данные из основных файлов, которые используются для решения аналитических, например прогнозных, задач. Архивные данные могут также использоваться для восстановления информационной базы при разрушениях.
При организации хранения файлов в информационной базе должны быть обеспечены следующие требования:
· полнота хранимой информации для выполнения всех функций управления и решения экономических задач;
· целостность хранимой информации, т.е. непротиворечивость данных при вводе информации в ИБ;
· своевременность и одновременность обновления данных во всех копиях данных;
· гибкость системы, т.е.
адаптируемость ИБ к изменяющимся информационным потребностям;
· реализуемость системы требуемой степени сложности;
· релевантность ИБ, под которой подразумевается способность системы осуществлять поиск и выдавать информацию, точно соответствующую запросам пользователей;
· удобство языкового интерфейса, позволяющее быстро формулировать запрос к ИБ;
· разграничение прав доступа, т.е. определение для каждого пользователя доступных типов записей, полей, файлов и видов операций над ними.
Существуют следующие способы организации ИБ: совокупность локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ, и интегрированная база данных, основывающаяся на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, т.е. системы управления базами данных (СУБД).
Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных. Однако недостатки организации локальных файлов, связанные с большим дублированием данных в информационной системе и, как следствие, несогласованностью данных в разных приложениях, а также негибкостью доступа к информации, перекрывают указанные преимущества. Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, требующих очень высокую скорость реакции, при импорте необходимых данных.
Интегрированная ИБ, т.е. база данных (БД), – это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для множества приложений.
Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение синтаксической и семантической избыточности, соответствие данных реальному состоянию объекта, разделение хранения данных между пользователями и возможность подключения новых пользователей. Но централизация управления и интеграция данных приводят к проблемам другого характера: необходимости усиления контроля вводимых данных, необходимости обеспечения соглашения между пользователями по поводу состава и структуры данных, разграничения доступа и секретности данных.
Основными способами организации БД являются создание централизованных и распределенных БД. Основным критерием выбора способа организации ИБ является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры ИБ, программного обеспечения системы ведения файлов, а также на перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.
К организации БД предъявляются следующие основные требования:
· логическая и физическая независимость данных (программ от изменений структуры БД);
· контролируемая избыточность данных;
· стандартизация данных за счет использования классификаторов;
· наличие словаря данных;
· специализация интерфейса для администратора БД и пользователя системы;
· контроль целостности данных;
· защита данных от несанкционированного доступа;
· наличие вспомогательных программных средств (утилит) проектирования и эксплуатации БД.
Принципами построения централизованной БД являются:
· обеспечение логической организации данных с помощью построения глобальной модели данных;
· представление информационных потребностей для каждой задачи в виде подмоделей данных;
· выделение специального языка описания данных для получения схем и подсхем;
· описание процедур обработки данных с использованием языка манипулирования данными;
· разделение доступа к полям данных;
· защита данных через пароль;
· обеспечение доступности данных одновременно для нескольких пользователей.
Для распределенных БД существуют свои требования:
· учет территориального расположения подразделений ЭИС;
· обеспечение независимости данных от их территориального расположения;
· оптимальное размещение БД между абонентами и серверами;
· сокращение стоимости информационного обслуживания абонентов;
· обеспечение решения сложных межведомственных задач;
· надежность хранения обработки данных;
· использование СУБД, которые имеют язык описания данных, манипулирования данными и язык запросов, ориентированные на работу в сети;
· возможность параллельного обращения к данным из различных узлов обработки данных.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник
Информационная база и способы ее организации
Проектирование информационной базы
Информационная база является основной частью внутримашинного информационного обеспечения ИС.
Информационная база – это организованная определенным способом совокупность хранящихся в памяти системы в виде файлов данных, которые удовлетворяют информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.
К числу базовых файлов относят:
Основные файлы содержат записи с оперативной и условно-постоянной информацией.
Рабочие файлы создаются для решения конкретных задач на базе основных файлов. Они формируются путем выборки части информации из нескольких основных файлов с целью сокращения времени обработки данных.
Промежуточные файлы образуются в результате решения экономических задач и предназначены для хранения данных используемых при решении других экономических задач.
Служебные файлы предназначены для ускорения процесса поиска информации в основных файлах. Они включают в себя справочники и каталоги.
Архивные файлы содержат ретроспективные данные из основных файлов. Эти данные могут быть использованы для решения аналитических, например, прогнозных задач или для восстановления информационной базы при разрушениях.
Существует два способа организации информационной базы (ИБ):
· совокупность локальных файлов, которые поддерживаются функциональными пакетами прикладных программ;
· интегрированные базы данных, основанные на использовании СУБД.
Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных.
Однако к недостаткам организации локальных файлов относится большое дублирование данных в информационной системе. Следствием является несогласованность данных в разных приложениях, а также негибкость доступа к данным.
Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, которые требуют очень высокой скорости при импорте необходимых данных.
Интегрированная информационная база – это совокупность взаимосвязанных хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их оптимальное использование для множества приложений.
Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение избыточности, разделение хранения данных между пользователями. Кроме этого обеспечивается возможность подключения новых пользователей.
Однако централизация управления приводит к необходимости усиления контроля вводимых данных. При этом также необходимо обеспечить согласование между пользователями по поводу состава и структуры данных, а также разграничить доступ и обеспечить секретность данных.
Основными способами организации баз данных (БД) являются создание централизованных и распределенных БД.
Основным критерием выбора способа организации информационной базы является минимизация трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры ИБ, программного обеспечения системы ведения файлов, а также перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.
К организации баз данных предъявляются следующие требования:
· логическая и физическая независимость данных, т.е. программ от изменения структуры базы данных;
· стандартизация данных за счет использования классификаторов;
· наличие словаря данных;
· специализация интерфейса для администратора БД и пользователя системы;
· защита данных от несанкционированного доступа;
· наличие вспомогательных программных средств (утилит) проектирования и эксплуатации БД.
Принципами построения централизованной базы данных являются:
· обеспечение логической организации данных с помощью построения глобальной модели данных;
· представление информационных потребностей для каждой задачи в виде подмоделей данных;
· описание процедур обработки данных с использованием языка манипулирования данными;
· защита данных через пароль;
· обеспечение доступности данных одновременно для нескольких пользователей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Понятие информационной базы и способы ее организации. Проектирование информационной базы при различных способах организации
База информационная — совокупность данных, систематизированных по определенным признакам и используемых для решения различных задач, а также применяемых при этом методов и средств накопления и передачи информации.
Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база. Информационная база (ИБ) ─ это определенным способом организованная совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.
Файл ─ это некоторое множество записей однородной структуры, предназначенное для решения экономических задач. Запись ─ это набор полей определенного формата, объединенных по общему ключевому полю. Все файлы ЭИС можно классифицировать по следующим признакам:
∙ по этапам обработки (входные, базовые, результатные);
∙ по типу носителя (на промежуточных носителях ─ гибких магнитных дисках и магнитных лентах, и на основных носителях ─ жестких магнитных дисках, магнитооптических дисках и др.);
∙ по составу информации (файлы с оперативной информацией и файлы с постоянной информацией);
∙ по назначению (по типу функциональных подсистем);
∙ по типу логической организации (файлы с линейной и иерархической структурой записи);
∙ по способу физической организации (файлы с последовательным, индексным и прямым способом доступа).
Автоматизированные рабочие места (АРМ), методическое обеспечение АРМ, языковые средства АРМ, информационное обеспечение АРМ, технические и программные средства АРМ.
Автоматизи́рованное рабо́чее ме́сто (АРМ) — программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. При разработке АРМ для управления технологическим оборудованием как правило используют SCADA-системы.
Методическое обеспечение (МтО) АИС-БУ — это совокупность законодательных, нормативных актов и инструкций по бухгалтерскому учету, налогообложению и другим областям знаний, обеспечивающих юридическую поддержку принятия решений, а также позволяющих разработать алгоритмы обработки учетнойинформации.
Языковые средства АРМ необходимы прежде всего для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и реакции ПЭВМ. Без них невозможен процесс обучения, организация диалога, обнаружение и исправление ошибок. Сложность разработки таких языков заключается в том, что они должны быть преимущественно непроцедурными. Если процедурный язык указывает, как выполняется задаваемое действие, то непроцедурный — что необходимо выполнить без детализации, какие действия для этого требуются. Так как конечные пользователи не знают и не должны знать в деталях процесс реализации информационной потребности, чем выше интеллектуальность АРМ, тем больше непроцедурных возможностей должно быть предусмотрено в его языках.
Языки АРМ должны быть и пользовательски-ориентированными, в том числе и профессионально-ориентированными. Языки пользователя разделяют АРМ также по видам диалога. Средства поддержки диалога в конечном счете определяют языковые конструкции, знание которых необходимо пользователю.
Информационное обеспечение (ИО) — важнейший элемент ИС и ИТ — предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей:
· потоков информации — вариантов организации документооборота;
· систем классификации и кодирования экономической информации;
· унифицированную систему документации
· различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации.
Проектирование технологических процессов обработки данных в пакетном режиме: методы IPT-технологии (структурного проектирования, модульного проектирования, проектирования «сверху-вниз», структурного программирования, HIPO-документирования).
К задачам, решаемым в пакетном режиме (запускаемым, как правило, в виде фоновых заданий), относятся задачи, характеризующиеся следующими признаками: слабой разветвленностью алгоритма, отсутствием необходимости вмешательства пользователя в ход решения и выбора варианта решения, большими объемами обрабатываемых данных и длительным временем решения и получения результатной информации. К таким задачам относятся, например, задачи статистической обработки данных, планирования производственной программы, расчета заработной платы и др.
Процесс проектирования внутримашинной технологии решения задач в пакетном режиме состоит из выполнения ряда операций, содержание и последовательность которых, а также состав получаемых проектных документов зависит от методов и инструментальных средств проектирования, выбираемых на предпроектной стадии. В условиях использования оригинальной технологии и канонического проектирования к методам и инструментальным средствам проектирования программного обеспечения задач относят методы IPT-технологии проектирования и процедурно-ориентированные языки программирования.
В первую группу входит совокупность взаимосвязанных методов проектирования, которые были разработаны фирмой IBM:
Источник