- Формальные и неформальные организации
- Формальные и неформальные организации
- Формальные организации
- Готовые работы на аналогичную тему
- Неформальные организации
- Способ организации группы формальные неформальные
- Формальные и неформальные группы
- Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.
- Особенности неформальных групп
- Характеристика неформальной группы
- Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
- Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации
- Влияние неформальных групп на организацию
Формальные и неформальные организации
Любую организацию можно охарактеризовать с точки зрения степени ее формализации.
Например, организация может быть описана с помощью таких параметров, как:
- цель деятельности;
- используемые ресурсы;
- организационная структура;
- правовые и нормативные основы существования и функционирования;
- принципы разделения труда и распределения ролей;
- характер взаимоотношений с элементами внешней среды и т.п.
Формализация (от лат. forma – вид, образ) – отображение каких-либо результатов в точных понятиях и утверждениях.
В зависимости от степени формализации этих параметров выделяются:
- формальные организации – объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях;
- неформальные организации – объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
Формальный (здесь) – официальный, законный.
К формальным организациям относят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь или не иметь статус юридического лица.
Основной функцией формальных организаций является выполнение нормативно определенных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми в таких организациях регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Формальные организации – объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
К неформальным организациям относят институты семьи, дружбы и иных неформальных отношений между людьми. Неформальные организации создаются на основе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. и часто образовываются вокруг одного лица – лидера.
Такие организации не регистрируются в государственном органе и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли.
Для любознательных… Семья относится к такому типу организации, который можно трактовать и как неформальную, и как формальную организацию. Семья как неформальная организация – это группа людей, находящихся, как правило, в кровном родстве, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.
При этом семья как формальная организация – это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Права и обязанности членов семьи закрепляются законодательно.
Неформальные группы, объединяющие людей разных подразделений, часто появляются и внутри формальных организаций. Они “вырастают” из дружеских отношений и социальных связей, не предполагаемых организационной структурой.
Это естественное явление, как правило, свидетельствующее о том, что система формальных коммуникаций и внутренней культуры организации не соответствует запросам сотрудников и требует совершенствования. Неформальные организации могут быть похожими и непохожими на формальные организации.
Неформальные организации – объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
Для любой формальной организации важно соблюдать баланс между формальной и неформальной структурами, не допуская доминирования неформальных групп.
Причинами, побуждающими людей вступать в неформальные отношения внутри формальных организаций, являются:
- Потребность в общении – желание получать информацию, недоступную по официальным каналам коммуникации, а также участвовать в обмене этой информацией. Как правило, неофициальная информация имеет форму слухов, предположений и т.п.
- Симпатия – стремление человека быть ближе к тем людям, которые ему симпатичны.
- Потребность в причастности – желание человека быть причастным к деятельности своего коллектива, коллег, друзей, в том числе и за пределами формальных обязанностей.
- Стремление к взаимопомощи – попытки получить помощь в решении своих производственных задач и личных проблем от коллег и товарищей. Это явление становится особенно актуальным тогда, когда администрация либо уклоняется, либо проявляет неспособность оказать официальную помощь сотрудникам.
- Самозащита – реализация потребности в безопасности за счет единства. Сотрудники полагают (часто справедливо), что объединение в неформальную группу повышает их силу и позволяет оказывать влияние на руководство.
Неформальные организации обладают следующими социально-психологическими особенностями:
1. Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами путем установления определенных норм – принятых в этой организации групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В ряде случаев социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, оказывает положительное влияние на функционирование формальной организации.
2. Сопротивление переменам. В неформальных организациях часто наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Среди прочих причин это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию этой неформальной организации.
3. Неформальные лидеры. Неформальные организации часто имеют своих лидеров. От формальных лидеров-руководителей их отличает отсутствие официальных полномочий. Однако неформальные лидеры часто имеют больше возможностей проявлять лидерские качества за пределами своих функциональных обязанностей и официальных межличностных контактов, другими словами, сфера влияния неформального лидера часто выходит за административные рамки формальной организации.
Существует несколько способов влияния неформальной группы на деятельность формальной организации:
- неофициальное общение – распространение важной для сотрудников информации по неформальным каналам. Наличие устойчиво функционирующей системы неформальных коммуникаций создает условия для приобретения неформальной группой особой формы власти над администрацией организации;
- способность действовать или бездействовать как формы протеста против действий администрации: действие – явное или скрытое выражение недовольства, бездействие – отсутствие ожидаемой неформальной поддержки действиям руководства;
- несанкционированное установление производственных норм – формирование в коллективе общих представлений о справедливости или несправедливости тех или иных норм и требований. Этот способ влияния неформальных групп может носить как негативный (распространение мнения о завышенных требованиях к работникам со стороны администрации), так и позитивный характер (продвижение идеи о необходимости творческого подхода к своей работе).
Как видно, неформальная организация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу организации. Задачи руководителей сводятся к следующему:
- осознать и принять факт существования неформальной организации;
- выяснить причины появления и направленность действий неформальной организации;
- определить потенциальную ценность наличия неформальной организации;
- выявить неформальных лидеров и найти с ними общий язык;
- объединить цели неформальной и формальной организаций.
Источник
Формальные и неформальные организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формальные организации
Организация — это социальная категория и в то же время — средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют между собой.
Вообще, люди уже давно осознали все преимущества различных организованных групп по сравнению с неорганизованными. Они поняли, что совместные организованные действия помогают достигать лучших результатов. Именно поэтому в настоящее время многие социальные группы существуют в форме организаций.
Понятие «организация» используется в нескольких значениях:
- Первое значение показывает степень упорядоченности действующей системы («организация»).
- Второе значение описывает процесс создания сетевых структур в ходе совместной деятельности («организация»).
- Третье значение подразумевает саму социальную группу, созданную искусственным путем. К тому же, такая социальная группа имеет какую-то определенную цель собственной деятельности и реализует некую определенную социальную функцию.
Таким образом, общественная организация — это большая совокупность людей, действующих на основе неличных связей для достижения конкретных целей.
Стоит отметить, что разделение организаций на формальные и неформальные было установлено благодаря экспериментам социального психолога и социолога из Америки, Элтона Мейо. При осуществлении исследований, он обнаружил, что помимо официальных отношений (формальная организация) существуют еще и неформальные, к которым относятся в том числе дружеские отношения (неформальная организация).
Каждая официальная (формальная) организация — это такая организация, формирование, задачи, цели и виды деятельности которой закреплены, прописаны и регламентированы соответствующими положениями, а также конкретными нормами различных официальных документов. Формирование формальных организаций направлено на целенаправленное создание стандартных безличных статусных должностей и ролей, отношений, процедур, функций, целей путем их фиксации в юридически значимых документах независимо от индивидуальных особенностей людей.
Готовые работы на аналогичную тему
Понятно, что формализация означает некое подчинение субъективной воли члена организации какому-то безличному порядку. Стоит отметить что это неизбежный вид регулирования любой долгосрочной совместной деятельности многих людей.
Формализация никогда не может охватывать абсолютно все отношения той или иной организации. Вместе с ее формальной частью существует еще и неформальная, представленная спонтанно развивающейся системой межличностных отношений, возникающих в процессе более или менее продолжительного общения, взаимодействия сотрудников организации как человеческих личностей.
Формальная организация имеет:
- единственное назначение (производство или предоставление услуг);
- систему власти (т. е. иерархию), которая требует подчинения низшего высшему;
- распределение имеющихся функций (полномочий и обязанностей) между различными группами сотрудников, постоянно взаимодействующими друг с другом.
Один американский социолог выделил три типа формальных организаций, имеющих различные мотивы и цели, исходя их которых люди в них входят:
- Утилитарные организации, то есть те, где людям платят за их работу. Практически любой человек, который зарабатывает на жизнь, состоит в утилитарной организации, ибо она приносит доход как ее владельцу, так и наемным работникам. Присоединение к такой организации, как правило, считается добровольным делом, хотя очевидно, что большинство людей вынуждены делать это, чтобы иметь средства для собственного существования.
- Регулирующие организации. Люди присоединяется к ним не ради прибыли, а для осуществления какой-то определенной цели. Эту цель люди обычно считают весьма достойной, а также социально полезной. К таким организациям относятся различные партии, а также многие общественные и религиозные организации.
- Вынужденные организации. Принадлежность к таким организациям не считается добровольной, то есть, люди, независимо от их желаний, вынуждены становиться членами данных организаций. Яркими примерами таких организаций являются тюрьмы, различные закрытые психиатрические больницы и другие учреждения.
При такой типологии формальных организаций любая отдельная организация может попасть во все эти категории. К примеру, психиатрическая больница — это обязательная организация для пациента, утилитарная организация для психиатра, нормативная организация для человека, который добровольно помогает пациентам в свободное время.
Неформальные организации
Неформальная структура организации является результатом избирательных отношений в каком-то коллективе, многочисленных взаимных симпатий и антипатий, возникающих между его членами. Все неформальные отношения в той или иной организации обычно направлены именно на удовлетворение имеющихся социальных потребностей индивидов в прямом общении, признании, принадлежности.
Неформальная организация может быть определена как система отношений, функций норм, целей, которая стихийно развивается в официальной организации на основе избирательных отношений ее участников. Вообще, неформальная структура в некоторых случаях может соответствовать формальной, но существует ряд случаев, когда она может не соответствовать, а иногда даже и противоречить ей.
При взаимодополняемости безличных коммуникаций делового характера и межличностного общения намного улучшается сплоченность, дружность организации, а также значительно повышается эффективность ее основной деятельности. При несовпадении формальных и неформальных структур организации все имеющиеся отношения в ней становятся разобщенными, а уровень результатов деятельности снижается.
Неформальная организация — это совокупность людей, небольших групп и отношений между ними. Люди могут ненавидеть одних, но очень дружелюбно и признательно относиться к другим личностям. Таким образом они образуют на работе небольшие группы, различные кружки, компании, соревнующиеся и борющиеся между собой. Но, стоит отметить, что такие группы могут и взаимодействовать между собой ради достижения общей цели. Так и появилась ранее неизвестная структура, которая называется неформальная организация.
Источник
Способ организации группы формальные неформальные
В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, но сущность современного бизнеса определяют в первую очередь люди. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет свои усилия с коллективными для достижения результата. Ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами.
Руководство организации испытывает удовлетворение, когда организация продолжает своё существование как единое целое. Однако почти всегда стереотипы поведения и отношений членов организации далеко отходят от формального плана руководителей организации.
Неформальные группы, которые образуются в организации, могут при определенных условиях стать доминирующими.
Руководителям среднего звена необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.
Формальные и неформальные группы
Формальные группы — это группы, созданные по воле руководства.
Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
- Группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
- Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания.
- Комитет — группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами. Выделяют постоянные и специальные комитеты.
Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.
Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.
На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы:
- Размер группы. По мере увеличения группы общение между членами усложняется. Кроме того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек.
- Состав (или степень сходства личностей, точек зрения, подходов). Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).
- Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нормы — нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достижение целей. Отрицательные нормы — нормы, которые поощряют поведение, не способствующее достижению целей, например кражи, опоздания, прогулы, употребление спиртных напитков на рабочем месте и др.).
- Сплоченность. Рассматривается как мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность функционирования всей организации.
- Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы.
- Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность конфликта. Последствия конфликта могут быть положительными, так как позволяют выявить разные точки зрения (это ведет к повышению эффективности группы). Отрицательные последствия заключаются в снижении эффективности группы: плохое состояние духа, низкая степень сотрудничества, смещение акцента (придание большего внимания своей «победе» в конфликте, а не решению реальной проблемы).
- Статус членов группы. Он определяется старшинством в должностной иерархии, названием должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким статусом оказывают большее влияние на других членов группы. Желательно, чтобы мнение членов группы с высоким статусом не было доминирующим в группе.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри компании, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Формальная группа имеет следующие особенности:
- она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;
- она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.
К формальным группам относятся:
- Вертикальная организация, объединяющая ряд органов и подразделение таким образом, что каждое из них находится между двумя другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице.
- Функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.
- Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства организации и формальными постановлениями, а членами данной организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями и привычками. Данные группы существуют во всех компаниях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
В зависимости от стиля поведения неформальные группы можно классифицировать так:
- Просоциальные , т.е. социально-положительные группы. Это общественно- политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.
- Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем.
- Антисоциальные. Эти группы — самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.
Особенности неформальных групп
Неформальные организации, также как и формальные, имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций для оказания воздействия. Существенным отличием является только то, что неформальный лидер делает опору на признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения.
Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой — для социального взаимодействия.
Характеристика неформальной группы
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов: - характеристики членов группы;
- структурные характеристики группы;
- ситуационные характеристики.
К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
- коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
- статус и роли (кто какую позицию занимает в группе и что делает);
- личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);
- силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто готов слушать и кому подчиняться).
Первые две структурные характеристики относятся больше к анализу формальной организации, остальные — к вопросу о неформальных группах.На установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов:
- Личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют больше шансов установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются.
- Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относится к близости расположения их мест жительства.
- Частота встреч, а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
- Насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функционирование группы.
- Наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщены решением индивидуальных задач, взаимные симпатии и дружественность складываются реже, чем если они работают над решением общей для всех задачи.
- Широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.
Наличие симпатий в отношениях между людьми, наличие дружеских отношений между членами группы оказывает огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность своей работой, своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать, что дружеские отношения между членами группы оказывают только положительное влияние на результаты труда и функционирования организации в целом. Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу, имеют высокую мотивацию к трудовой деятельности, то наличие взаимных симпатий и дружбы способствует существенному повышению результатов их труда и тем самым положительно влияет на функционирование группы в целом. Если же люди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаться от работы, резко снижая результативность своего труда. При этом они могут отвлекать от работы других, создавая атмосферу безделья и расслабленности.
Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с ее размером и ее пространственным расположением.
В маленьких по размеру группах возникает больше сложностей с достижением согласия, и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно.
Пространственное расположение членов группы оказывает заметное влияние на их поведение. Выделяются три важных характеристики пространственного расположения индивида, от которых зависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых, это наличие постоянного или определенного места или территории. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях. Во-вторых, это личное пространство, то есть то пространство, в котором находится тело только данного человека. Пространственная близость в размещении людей может порождать множество проблем. В-третьих, это взаимное расположение мест. Если человек занимает рабочее место во главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически ставит его в позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположения членов группы, может добиваться значительного эффекта только за счет правильного размещения рабочих мест.
Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации
Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.
Если люди вступают в формальные организации для осуществления целей организации или им нужно вознаграждение в виде дохода, или ими руководят соображения престижа, то принадлежность к неформальной группе может дать психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата.
Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.
Потребность в защите является важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает еще большее значение, когда начальству не доверяют.
Необходимость в общении возникает потому, что люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.
Влияние неформальных групп на организацию
Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством.
Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет, но члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым.
Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях, потому что не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации дополняя формальную систему коммуникаций. Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды.
В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.
Источник