uristinfo.net
Глава 5. Формы государства
1. Понятие и элементы формы государства
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.
Элементы формы государства:
— форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на
монархические и республиканские);
— форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства);
— политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
2. Форма государственного правления
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики.
Монархия (от греческого — — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).
— высшая власть (власть монарха) передается по наследству;
— не зависит от воли избирателей.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция. Норвегия и т. п.).
Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
— выборность на определенный срок;
— зависимость от воли избирателей.
Исходя из того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — «запрет») на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, по-лупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Источник
Общая характеристика формы государства
Форма государства– это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Элементами формы государства являются:
- Форма государственного правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Формы правления подразделяются на 2 вида:
а) Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха, короля, царя, императора, шаха и т.д.)
1. власть передается по наследству;
2. осуществляется бессрочно;
3. не зависит от волеизъявления населения.
— Неограниченными (абсолютными), т.е. в них отсутствует представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней);
— Ограниченными (относительными, конституционными) т.е. в них наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).
б) Республика – эта форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
1. выборность власти;
2. ограниченность срока полномочий власти;
3. зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на:
— президентские республики (США, Бразилия, Аргентина, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль т.е. президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства, президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью;
— парламентские республики (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент т.е. правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним, парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра;
— смешанные (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент т.е. двойная ответственность и перед президентом и перед парламентом.
2. Форма государственного устройства – этот элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
В зависимости от этого критерия различаются следующие формы:
а) Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Венгрия, Болгария, Италия);
б) Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада);
в) Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей; в рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства (Европейский союз, СНГ).
3. Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима: демократический и антидемократический
а) Демократический режим означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политической властвование, пока нигде не реализована.
Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
— предполагается существование правового государства и гражданского общества;
— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
б) К антидемократическим режимам относятся:
— тоталитарный режим – он характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии;
— авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа;
— деспотический режим – абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве;
— тиранический режим – основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;
военный режим – основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.
Источник
Способ организации государственной власти охватывающий форму правления
Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства — сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:
1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);
2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;
3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.
Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы.
Существует два подхода к форме государства:
· Элементный подход. Форма государства — это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.
· Системный подход. Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).
Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:
1) Единовластная форма государства — главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует. Выделяют следующие подвиды единовластной формы государства:
а) теократическая — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства (Саудовская Аравия);
б) экстремистская (фашистская);
в) милитаристская (правление военного центра);
г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
2) Поликратическая (многовластная) форма государства — все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:
а) традиционная (США, Англия);
б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).
3) Сегментарная (смешанная) форма государства — это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы
Источник