Форма государства
Понятие формы государства и её основные элементы
Говоря о форме государства, следует заметить, что в юридической литературе под формой понимают организацию политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
При этом следует заметить, что в силу экономических, социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялось представление о формах государства. Так, считал Платон, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может выражаться в тимократию – господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, — в олигархию – строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» последнего свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность – тиранию – самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.
Аристотель, же рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял её в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму – тиранию, олигархию, охлократию.
Значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формы государства можно сформулировать следующим образом:
Форма государства – это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.
Рассмотрим более подробно каждый из трёх элементов формы государства.
Понятие и виды форм правления
Форма правления — это способ организации верховной государственной власти и порядок её образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы правления.
Монархия – форма правления при которой верховная государственная власть принадлежит одному миру (монарху) и передаётся, как правило, по наследству.
В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления: древневосточная монархия (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя); феодальная (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии); Конституционная – включающая в себя парламентарную и дуалистическую монархии.
Республика – форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определённый срок.
В зависимости от того, что формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.
Понятие и разновидности форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
В научной литературе выделяют 3 формы государственного устройства:
1. Унитарное государство – это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооружённые силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.
Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).
2. Федеративное государство – это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные республиканские (субъектов федерации) органы власти.
В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).
3. Конфедерация — это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или временных задач, не имеющий, как правило единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.
Разновидностями конфедерации являются: межгосударственные союзы; содружества; и сообщество государств. Вместе с тем, следует отмечать конфедерации от коалиций.
Последние представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.
Понятие и виды форм государственно-политического режима
Государственно-политический режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность приёмов, методов, способов и средств осуществления государственной власти.
В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и анти демократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, органический
Основными признаками демократического режима являются:
- господство закона;
- разделение властей;
- наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищённость и гарантированность;
- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность перед избирателями, гласность;
- наличие свободно формируемых политических партий;
- существование оппозиции, плюрализм и др.
Для антидемократического режима характерно:
- господство беззакония и террора;
- отсутствие политического плюрализма;
- запрещение деятельности и оппозиционных партий;
- отсутствие демократических прав и свобод граждан;
- отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.
Тоталитарный режим – представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно также отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массового террора.
Фашистский режим – его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.
Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием случаев демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоёв населения; спора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.
Кроме того, в научной литературе кроме указанных выше режимов, выделяют и такие, как: деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.
Источник
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 28. Форма государства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Форма государства.
- Форма правления.
- Форма государственно-территориального устройства.
- Форма политического режима.
Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.
Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству
Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы.
Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.
Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 232 – 237.
2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.
Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству. В абсолютной монархии власть правителя (монарха) никем и ничем не ограничена. В конституционной (парламентарной) монархии власть монарха ограничена парламентом. Правительство формируется из парламентского большинства и подотчетно ему. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Законодательные акты принимаются парламентом.
Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы. Республики бывают парламентские, президентские и смешанные. В парламентской республике правительство формируется парламентом и, следовательно, подотчетно парламенту. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Президент избирается парламентом.
В президентской республике правительство назначается президентом и, следовательно, подотчетно ему. Президент избирается народом и является главой исполнительной власти. Он обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство имеет двойную ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент имеет право роспуска парламента.
Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федеративным. В унитарном государстве существует единая для всей страны система органов государственных органов, одна конституция, единая система законодательства, единая денежная и налоговая система. Государство может состоять из административных единиц (краев, провинций и т.п.), которые не имеют никакой политической самостоятельности.
Федеративное государство состоит из субъектов федерации (это могут быть штаты, области, республики и т.п.), которые имеют некоторую политическую самостоятельность. В таком государстве двухуровневая система власти (это значит, что существуют как федеральные органы власти, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, так и органы власти субъектов федерации); двухпалатный парламент (в котором одна из палат как раз и представляет субъекты федерации); двухуровневая система налогов. Субъекты могут иметь свои конституции, конечно же, не противоречащие конституции страны.
Конфедерация – это объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств. Единая территория, единая правовая и судебная система отсутствуют. Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.
Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Различают следующие типы политических режимов:
Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. По этому критерию государства можно разделить на демократические и антидемократические или недемократические. Недемократическими являются авторитарный и тоталитарный режимы.
Тоталитарный режим означает полный контроль государства как над обществом в целом, так и над каждым отдельно взятым человеком. Основными чертами тоталитарного режима являются:
-монополия на власть единственной партии;
— культ личности вождя;
-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;
— централизованная, командная экономика;
— права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются;
Авторитаризм — это политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц (например, военной хунте).
Основными чертами авторитарного режима являются:
— монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом;
— оппозиция может существовать, но под жестким контролем власти;
-мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой;
— опора на армию, церковь, бюрократию.
Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.
Признаками демократии являются:
— гарантия и защита прав и свобод человека;
— реальное осуществление принципа разделения властей;
— регулярное проведение выборов на конкурентной основе;
— гласность, отсутствие цензуры в СМИ;
— политический плюрализм, предполагающий многообразие политических идей, взглядов, программ, партий;
— подотчетность органов власти избирателям;
— демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Вставьте верные термины в предложение:
«Различают следующие _____ государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного __________».
Правильный вариант ответа:
«Различают следующие формы государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного устройства».
2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго
совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением
Форма государственного устройства
состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением
Форма политического режима
административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением
Форма государственного устройства
административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.
Форма политического режима
совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением
Источник