Управление финансами
2.3. Финансовая политика
Государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.
Основными целями и задачами финансовой политики являются:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Одна из главных задач финансовой политики — предотвращать социальную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, повышать социальную защиту населения.
Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.
Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
- выработка научно обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стабилизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах;
- концентрация определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства для обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.;
- определение главных направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов государства путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы;
- регулирование финансовых отношений с использованием фискальной политики, предусматривающей совершенствование политики правительства в области налогообложения в целях пополнения государственной казны.
Главными направлениями государственной финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.
Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансовой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.
Налоговая политика предполагает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию налоговой системы, принципов ее построения и условий функционирования, мер по повышению эффективности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной налоговой политики — формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства налоговой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отметить, что в стране в последние годы проделана значительная работа по совершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС — с 20 до 18%, единого социального налога — с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налоговая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней.
Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.
Социальная финансовая политика направлена на решение задач финансового обеспечения социального развития общества, улучшение условий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация социальной финансовой политики предполагает упорядочение социальных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уязвимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непременным и обязательным условием успешного роста экономики страны.
Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.
Таким образом, финансовая политика — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
В условиях повышения экономической роли государства влияние государственных финансов на экономику значительно усиливается. Государство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, способствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд принципиальных решений по ее осуществлению принимается законодательными органами власти — парламентами, которые утверждают государственные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.
Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др.
Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма происходят путем изменения соответствующих норм и правил функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.
Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Здесь следует выделить совершенствование финансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постановления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом и т. д.
В связи с таким важным значением финансовой политики, являющейся, как отмечалось, составной частью общей экономической политики страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей и среднесрочной перспективе?
Источник
Финансы в рыночной экономике
Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком
1.1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
Общее понятие о финансах. Термин «финансы» возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии. К этому времени уже существовали товарно-денежные отношения и государственность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. В процессе развития государственности постепенно образовались современные способы формирования и расходования денежных фондов государственных и муниципальных органов власти. Параллельно развивались финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно-хозяйственных форм. Формирование финансовых ресурсов стало необходимым элементом всех видов экономической деятельности.
В условиях широкого развития рыночных отношений финансовая сторона деятельности предприятий приобретает все большее значение . В конкурентной борьбе выживают и побеждают те предприятия, которые лучше организуют не только производственную, но и финансовую деятельность . В оборот вовлекаются огромные фонды денежных средств. Этот оборот осуществляется как в рамках отдельных государств, так и в рамках международных финансовых отношений. Происходит процесс глобализации финансов. Финансы оказывают все возрастающее воздействие на социально-экономическое развитие. Их роль обусловлена характером экономических операций, которые они обслуживают, экономическим содержанием понятия «финансы» и выполняемыми ими функциями.
В процессе экономической деятельности ее участниками по взаимному соглашению осуществляются различные экономические операции . В укрупненном виде основными видами экономических операций являются:
- операции с товарами и услугами: их производство и реализация;
- операции с доходами: их распределение и перераспределение;
- операции с финансовыми инструментами: приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств.
Сферой финансов является совокупность операций с доходами, их распределением и перераспределением в процессе общественного воспроизводства. В рамках процесса производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денежных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассматриваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности, обеспечивающие для них возможность нормального функционирования.
Финансы являются инструментом мобилизации средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государственной и муниципальной власти для реализации своих функций. Это комплекс финансовых операций, с помощью которых хозяйствующие субъекты и органы власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.
Вместе с тем денежные потоки являются составной частью всех потоков ресурсов, с которыми имеют дело субъекты хозяйствования. Поэтому они должны рассматриваться во взаимодействии со всеми другими, прежде всего материальными, потоками. Такое тесное взаимодействие движения денежных и материальных потоков является важнейшим фактором, оказывающим влияние на величину активов.
Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образования и движения являются носителями финансовых отношений. Субъектами этих отношений являются юридические и физические лица, а также органы государственного и муниципального управления. Экономические операции осуществляются с использованием денег. Денежный оборот — основа финансов. В связи с этим они отражают денежные отношения, складывающиеся в процессе распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых участниками экономической деятельности.
Деньги представляют собой товар особого рода, используемый в качестве всеобщего эквивалента, позволяющего измерять стоимость всех других товаров. Они выполняют функции: меры стоимости, средства расчета при обмене, средства платежа, накопления и сбережения. Поскольку финансы имеют дело с деньгами, то они также являются частью денежных отношений. Их основное отличие от других составных частей денежных отношений заключается в том, что финансы являются комплексом (совокупностью) операций, позволяющих в ходе распределительных процессов формировать и расходовать фонды собственных денежных средств.
Для формирования фондов денежных ресурсов субъекты экономической деятельности могут использовать также заемные средства на основе прямых кредитных сделок или путем выпуска облигационных займов. Это обстоятельство объединяет кредит с финансами в части решения задачи формирования денежных фондов. Различие заключается в том, что в результате финансовых операций образуются денежные фонды собственных средств, а кредитные ресурсы являются привлеченными заемными средствами. Они предоставляются на возвратной основе и под проценты, хотя в период срока действия кредита участвуют в обороте денежных ресурсов заемщиков наряду с их собственными средствами.
Финансовая система. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на следующие пять секторов:
- нефинансовые предприятия;
- финансовые учреждения;
- государственное управление;
- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ);
- домашние хозяйства.
К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица ), который владеет и распоряжается активами от своего имени, принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйствующих субъектов принимаются как юридические лица (предприятия, органы государственного управления, кредитные организации, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, поскольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте финансовыми ресурсами. Между ними образуются финансовые потоки. Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран. Рассмотрим составные части финансовой системы.
К нефинансовым предприятиям относятся находящиеся на экономической территории страны институциональные единицы (корпорации и квазикорпорации), основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др. Под квазикорпоративными предприятиями понимаются институциональные единицы, аналогичные корпорациям по своим функциям и способу финансирования, но не имеющие формально статуса корпорации (например, государственные унитарные предприятия).
В секторе нефинансовых предприятий финансовые отношения и инструменты обслуживают процесс образования и движения доходов в процессе общественного воспроизводства. Нефинансовые предприятия путем образования денежных доходов и фондов обеспечивают условия для выпуска продукции и оказания услуг. Финансовые ресурсы используются в качестве источника средств для развития производства. При недостатке собственных финансовых ресурсов предприятия привлекают заемные средства. Заимствование позволяет приобретать или арендовать ресурсы, используемые в производстве. Привлекая денежный капитал, предприниматели получают возможность пользования реальными факторами производства и получения, связанных с этим доходов.
В зависимости от целевых установок нефинансовые предприятия могут быть сгруппированы по отраслям экономики, по организационно-правовым формам, размерам и другим признакам. По отраслевому признаку различают, например, финансы добывающей и обрабатывающей промышленности, транспорта, связи, торговли и других отраслей в соответствии с используемой классификацией. По организационно-правовым формам выделяются финансы акционерных обществ, кооперативов, государственных унитарных предприятий и др.
К сектору финансовых учреждений относятся институциональные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность — органы денежно-кредитного регулирования, коммерческие банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество. На основе посреднической деятельности финансовые учреждения получают прибыль , образуют и расходуют фонды денежных средств как самостоятельные институциональные единицы. Источником образования их денежных фондов как составной части финансов страны является главным образом доход в виде разницы между процентами, получаемыми от предоставления пользователям финансовых ресурсов, и процентами, уплачиваемыми за привлечение финансовых ресурсов.
Государственное управление. К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на власть на территории страны или ее частей. Их основной функцией является обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления, а также перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. К услугам этого сектора относятся общегосударственные услуги, связанные с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасностью, услуги социального характера, услуги, связанные с экономической деятельностью. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения нерыночных услуг обществу.
Органы государственного и муниципального управления с помощью налогово-бюджетной системы и внебюджетных фондов аккумулируют денежные ресурсы для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансово-экономической политики. Государственные и муниципальные финансы удовлетворяют потребность населения страны и ее частей в коллективном потреблении и объединяются в общую категорию общественных (публичных) финансов. Денежные фонды, которыми оперируют общественные финансы, формируются как за счет собственных средств, так и за счет кредитных ресурсов. Собственные средства сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых в бюджеты и внебюджетные фонды предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися ко всем секторам, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг и заимствования. Источниками кредитных ресурсов являются прямые займы финансово-кредитных организаций и денежные средства, привлеченные путем выпуска и продажи долговых обязательств — облигаций, казначейских обязательств и др.
В сфере государственных и муниципальных финансов в зависимости от выполняемых функций могут быть выделены бюджеты органов власти и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В федеративных государствах, к которым относится Россия, в зависимости от уровней управления бюджеты органов власти подразделяются на финансы центрального правительства, финансы региональных органов власти и местные (муниципальные) финансы. Государственные внебюджетные фонды имеют, как правило, целевое назначение. В России, в частности, функционируют три социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды также могут существовать на различных уровнях управления.
К некоммерческим учреждениям, обслуживающим домашние хозяйства (население), относятся частные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам. Это общественные организации, удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и т. д. , а также политические партии, профсоюзы , религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации. Источниками их доходов являются в основном добровольные взносы и пожертвования, а также доходы от собственности. В состав сектора некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, включаются также нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады, дома культуры, клубы и др.) и финансирующие свои издержки в основном за счет отчислений от прибыли корпораций. В составе финансов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в зависимости от вида деятельности могут быть выделены финансы потребительских кооперативов, финансы организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, культуры, отдыха, финансы общественных движений, политических партий, профсоюзов, религиозных организаций и др.
Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домашние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домашние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоративных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в основном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.
Домашние хозяйства получают доходы в денежной форме в виде заработной платы, пенсий, пособий, выручки от реализации товаров и услуг принадлежащих им мелких некорпорированных предприятий, доходы от собственности на капитал, землю и недра, проценты за предоставление денежных средств. Заработная плата является трудовым доходом. Она представляет собой выплачиваемое предприятием или государственным учреждением совокупное вознаграждение наемным работникам за выполненную работу, т. е. плату за предоставленный труд как фактор производства. Дивиденды по акциям можно рассматривать в качестве процентного дохода на реальный капитал, приобретенный предприятием на деньги, предоставленные лицом, купившим акции. В то же время владелец акций может рассматриваться в качестве владельца соответствующей доли уставного капитала предприятия, и тогда дивиденд может трактоваться как часть дохода от предоставления этой доли в пользование предприятия. Доходы от собственности на землю и недра — это доходы, получаемые их владельцами за передачу их в пользование другим институциональным единицам (предприятиям). Часть доходов домашние хозяйства получают за счет предоставления взаймы денежного капитала в виде процентов по займам.
Распределение доходов по отдельным категориям населения не равномерно. Соотношение отдельных видов доходов, связанное с интересами различных социальных групп населения, всегда было и будет оставаться сложнейшей практической проблемой и соответственно проблемой дискуссий между теоретиками-экономистами. Предметом постоянных дискуссий являются, в частности, такие вопросы: нужно ли и в каких размерах устанавливать уровень минимальной заработной платы, насколько обоснованными являются текущие субсидии фермерам, следует ли вводить специальный налог на «избыток» прибыли, как сократить неравенство в личных доходах? Широко обсуждаются проблемы распределения собственности среди широких масс населения как средства разрешения противоречий. Проблема богатства и бедности может рассматриваться как проблема распределения доходов между владельцами факторов производства, действия механизма спроса и предложения, функциональной зависимости экономических явлений, общих условий рыночного хозяйства.
Углублению характеристики доходов отдельных социальных групп населения может способствовать разграничение типов домашних хозяйств в зависимости от основного источника дохода. Можно выделить следующие типы домашних хозяйств:
- домашние хозяйства лиц, работающих по найму;
- домашние хозяйства предпринимателей;
- домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, мелких фермеров и др.);
- домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты и т. д.).
Рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, межграничное движение товаров, услуг и людей привели к развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых корпораций, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной финансовой деятельности. Поэтому наряду с секторами внутренней экономики выделяется также сектор «остального мира». Он объединяет все институциональные единицы-нерезиденты, которые вступают в экономические, и в том числе финансовые, отношения с единицами-резидентами. В состав «остального мира» включаются, в том числе институциональные единицы-нерезиденты, располагающиеся на географической территории Российской Федерации: посольства, консульства, а также международные организации.
В экономических единицах, входящих в сектора экономики, в том числе в домашних хозяйствах и соответственно в секторах экономики, осуществляются финансовые операции , формируются и расходуются фонды денежных средств. При осуществлении финансовых операций институциональные экономические единицы взаимодействуют как с институциональными единицами данного сектора, так и с институциональными единицами других секторов. Финансы каждого сектора экономики могут рассматриваться самостоятельно, как составные части общей финансовой системы страны, взаимодействующие друг с другом. В этом смысле финансы страны представляют собой совокупность финансов секторов экономики с учетом их финансовых отношений с другими странами.
Одновременно финансы каждого сектора экономики являются подсистемами общей финансовой системы страны. Основным критерием выделения подсистем является особая роль каждого сектора экономики в общей экономической системе страны и наличие собственной финансовой базы, образующейся в процессе формирования первичных доходов и их перераспределения. Вместе с тем субъекты хозяйствования взаимодействуют друг с другом, как в пределах, так и за пределами секторов. Их финансы тесно переплетены и находятся в органическом единстве, предопределяемом их общим участием в процессе общественного воспроизводства. Экономические и финансовые интересы отдельных участников и секторов экономики нередко противоречат друг другу и общим экономическим интересам страны. Согласование интересов осуществляется на основе общей экономической и финансовой политики в стране.
Ведущая роль в экономической деятельности принадлежит институциональным единицам, в которых создается валовой внутренний продукт и образуются первичные доходы. Это экономические единицы, в которых производятся товары и услуги. Уровень их развития и нормальное функционирование предопределяют устойчивое образование доходов и экономическое развитие общества.
В экономической теории рыночного хозяйства институциональные единицы подразделяются на виды деятельности, производящие товары, имеющие, как правило, натурально-вещественную форму, и производящие услуги, удовлетворяющие определенные потребности, но не имеющие, как правило, вещной формы. К отраслям, производящим товары, от носятся промышленность, строительство, сельское хозяйство и др. Отрасли, производящие услуги, в свою очередь , подразделяются на отрасли, производящие рыночные и нерыночные услуги. К рыночным услугам относятся услуги транспорта, связи, торговли и др. К нерыночным услугам относятся бесплатные услуги, оказываемые за счет бюджетных средств. В этом состоит существенное отличие от использовавшейся в плановой системе хозяйствования системы баланса народного хозяйства (БНХ). В балансе народного хозяйства экономика подразделяется на две сферы — на сферу материального производства, создающую материальные блага, и непроизводственную, потребляющую материальные блага. Сфера услуг рассматривается как сфера, потребляющая материальные блага. Создаваемая в сфере материального производства продукция по стоимости подразделяется на перенесенную стоимость (фонд возмещения) и вновь созданную стоимость (национальный доход). По натурально-вещественной форме созданная в производственной сфере продукция подразделяется на средства производства и предметы потребления. Итоговый результат развития народного хозяйства страны в системе баланса народного хозяйства, называемой также системой материального производства, определяется величиной национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства. Соответственно первичные доходы формируются только в сфере материального производства.
Источник