- ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы
- НАСТРОЙКИ.
- СОДЕРЖАНИЕ.
- СОДЕРЖАНИЕ
- Организация как система
- Понятие организации как системы
- Элементы системы
- Свойства организации как системы
- Управление в системном подходе
- Тема 3. Структура и организация системы.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов
методология, технология и организация информационно-аналитической работы
С сердечной благодарностью авторы выражают свое уважение и признательность друзьям и соратникам, оказавшим неоценимую моральную и идейную поддержку в работе над книгой —
Ахмадову Султану Хумидовичу
Демину Игорю Львовичу
Козанову Тимуру Алексеевичу
Лебедеву Анатолию Евгеньевичу
Сибаеву Денису Вагаповичу
Синеок Николаю Васильевичу
Мельниковой Елене Николаевне
Сибаеву Денису Вагаповичу
Шияну Анатолию Антоновичу
Издано при участии Фонда «Антитеррор» (Зайцев В.Н., Бекбулатов В.Ш.).
Люди всегда будут больше любить книги, которые их волнуют, чем книги, которые их образовывают. Любителей детективов и романтических историй в тысячи раз больше тех, кто предпочитает серьезное чтение.
Книгу, которую Вы держите в руках, нельзя прочесть, как говорится, за один присест. Она не для тех, кто хочет просто развлечься. Это умная книга — для умных людей, которые любят и хотят учиться в любом возрасте. Она — для работы, для глубокого вдумчивого чтения и изучения, для впитывания новых идей, для «раскрутки» собственного творческого потенциала. На ней можно расти, совершенствоваться интеллектуально и духовно. Таких книг мало по определению, их надо искать и беречь. Эта книга — о будущем интеллектуального потенциала России.
Несколько слов об авторах.
Юрий Васильевич Курносов, доктор философских наук, полковник, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, член Союза писателей России.
Павел Юрьевич Конотопов, эксперт в области методологии, технологических и организационных аспектов информационно-аналитической работы, главный редактор специализированного электронного издания «ТИАРА» (Технологии информационно-аналитической работы).
В своей книге авторы подробно рассматривают интереснейший феномен — святая святых любого ученого, исследователя, человека интеллектуального труда — его интеллектуальную мастерскую, его аналитику.
Объем этой задачи огромен, неимоверно трудны пути ее решения. Ведь у каждого человека свои подходы, методы и приемы обработки информации, свои особенности в ее восприятии и оценке, своя личная технология труда. Однако, несмотря на это, всегда есть то ядро, в котором концентрируется главное — рождение новых идей и смыслов, творческих задумок, разработка путей решения существующих проблем. Это творческое ядро любой личности прежде всего состоит в его аналитических способностях, умении выращивать новое знание из уже имеющейся информации. Именно аналитические способности составляют суть профессионализма в интеллектуальном творчестве.
Используя большой опыт личной аналитической работы, авторы показывают, в чем сила и слабость современной российской аналитической школы, каковы ее традиции, современное состояние и перспективы. Вся книга пронизана пафосом борьбы за престиж профессиональной грамотности и компетентности в различных сферах, за развитие национального интеллектуального потенциала, ресурсов и продуктов.
В книге рассматриваются методологические, организационные и технологические основы информационно-аналитической работы, приводятся примеры деятельности зарубежных и отечественных аналитических центров, а также анализ положительных и отрицательных сторон их функционирования.
Прочтя эту книгу, читатель сам сможет оценить значимость информационно-аналитической, интеллектуальной компоненты в процессах управления (в частности — в процессах управления обществом). Понимание базовых закономерностей информационно-аналитической деятельности позволит правильно оценивать те процессы и события, которые за короткий отрезок времени привели к развалу государственной системы СССР, а в последствии — воспрепятствовали реализации грандиозных планов и программ, согласно которым Россия давно бы должна была стать высокоразвитой страной, где людям живется радостно, хорошо и спокойно.
Да, наша страна располагает богатейшими природными ресурсами, но если мы по-прежнему будем забывать о том, что интеллектуальный ресурс является самым главным, Россия превратится в страну без будущего. Вступив в 21 век, мы должны осознать, что только высочайший уровень развития науки и техники в сочетании высокими моральными и нравственными качествами народа способен создать предпосылки для реализации потенциала нации.
Сегодня появилось множество книг, в которых раскрываются механизмы и алгоритмы, приведенные в действие в конце 1980-х годов с целью демонтажа одного из сильнейших государств мира. До горечи обидно читать о том, как легко были внедрены в сознание российских граждан мифы, уверовав в которые народ утратил способность здраво и самостоятельно мыслить. Теперь наступило горькое прозрение: никакая заграница нам не поможет. Чтобы жить лучше, нужно самим много и упорно работать (и не только физически, но и интеллектуально!). Теперь, после всех потрясений России нужно заново отстраивать, воссоздавать и развивать собственную аналитическую школу, опирающуюся на богатый мировой и национальный опыт информационной работы.
Общая ситуация в мире постоянно усложняется. Сокращаются запасы природных ресурсов, дешевеет рабочая сила, обостряется борьба за рынки сбыта, дешевеют те товары, которые раньше составляли основу функционирования экономики. Не надо строить иллюзий, что что-то будет по-другому. Жизнь заставляет всех думать и действовать более эффективно. Наступает время интенсивной интеллектуализации всех сфер жизни общества.
Но интеллект не может рассматриваться как некая абсолютная ценность… В отрыве от практической деятельности интеллект бесполезен. Однако способность действовать наиболее целесообразным способом — это не единственный признак наличия интеллекта. Главное его отличие — в опоре на научное мировоззрение. Эту научную основу следует закладывать не только в школе или в вузе, но ранее, возможно, что и в детском саду.
Каждый имеет право на собственное суждение… Но сила — в грамотном суждении, умном оригинальном решении и доведенном до конца правильном действии. Большая часть проблем наступающего века будет решаться на уровне развития способностей людей производить, накапливать и использовать знания. Роль аналитической составляющей в обработке информации будет неуклонно возрастать. Стране нужны новые поколения квалифицированных аналитиков, которых пока нигде не
Источник
Организация как система
Понятие организации как системы
Общая теория систем является научной дисциплиной, которая разрабатывает методологические подходы к исследованию систем. Данные принципы имеют междисциплинарный характер, так как системы разных видов изучаются большим перечнем наук: биология, экономика, техника и т.д.
Общая теория систем взаимосвязана непосредственно с теорией познания и иными разделами философии, также с математической логикой и изучает общие для любых систем объекты исследования, как цель, вход, процесс, обратная связь, выход, и также функционирование, взаимодействие, развитие, рост и др. Она снабжает разные науки, включая экономику, весьма продуктивным системным подходом.
В самом общем виде системный подход является признанием того, что объектом исследования выступает система. Необходимо отметить, что нет общепризнанного и единственного определения системы. Будем применять следующую трактовку:
Система (от греч. systema — составленное из частей, соединение, целое)
совокупность динамически взаимосвязанных элементов, каждый из которых сам по себе не обладает свойством, которое присуще целому, т.е. системе.
Элементы системы
Элемент системы — это обособленная ее часть, неделимая в рамках этой системы, со своими специфическими свойствами, чертами и назначениями. Элементы являются взаимосвязанными, при условии что они формируют взаимные ограничения в поведении (изменение, функционирование) друг друга. Каждая из обособленных частей системы формирует ее подсистему. Все, что не является составляющим системы, для нее является внешней средой.
Совокупность из двух и более элементов, по мнению Р. Акоффа, является системой, при условии, что она соответствует трем условиям:
- элементы взаимосвязаны так, что в совокупности данных элементов не может возникать независимых подсистем,
- поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;
- действие каждого элемента влияет на действие целого.
Система – развивающийся объект. Она появляется, изменяется во времени, мыслительном процессе, пространстве, рушится и перестает функционировать. Это значит, что возникают и исчезают ряд элементов и связей, происходит их трансформация. Любые изменения в системе могут рассматриваться как ее переход в новое состояние.
Первым пунктом в системном подходе является процесс выделения системы из окружающей среды, который часто очень затруднен из-за относительного выделения системы из внешней среды. Любое выделение системы из внешней среды и подсистемы в системе не единственно и зависит от цели исследования и от многообразия свойств элементов и их взаимосвязей. Вместе с тем, всегда можно выделить наиболее общую систему, в которой эта система является подсистемой, и можно всегда выделить из этой подсистемы ограниченную ее часть, которая в свое время тоже является системой.
Согласно введенного определения системой могут выступать объекты самой различной нематериальной и материальной природы, которые обладают определенной целостностью (или взаимосвязанностью элементов). Все компании являются системами. Так как в общем смысле люди являются компонентами компаний (социальные компоненты), в сумме с техникой, используемой для выполнения работы, их называют социотехническими системами.
Свойства организации как системы
Организации в качестве системы обладает рядом свойств:
- целостность,
- эмерджентность,
- гомеостазис,
- структурированность.
Целостность системы заключается в единстве элементов, которые позволяют выделить систему из окружающей среды, но ее системному свойству. Формирование целого осуществляется посредством интеграции, то есть объединения частей в совокупное целое, в котором каждый из структурных элементов занимает определенное место.
Свойство целого для компании — это ее главная цель, ради которой и объединились сотрудники. Это тот результат, который каждый элемент не способен получить самостоятельно, а лишь в рамках эффективной кооперации, во время обмена своими способностями и ресурсами. К примеру, компания производит определенный товар. Целью является определенный объем продаж данного продукта, а результат — уровень достижения данной цели.
Понятие целостности и понятие эмерджентности неразрывно связаны. Эмерджентность подразумевает наличие у системы совершенно новых свойств, которые отсутствуют у ее частей. Это обозначает, что свойства целого это не просто сумма свойств его структурных элементов, хотя и зависят от них. Элементы, объединенные в систему, могут терять свойства, которые свойственны им вне системы, либо приобретать новые свойства. Например, коллектив сотрудников, который состоит из специалистов различного профиля, может производить сложную продукцию, реализовывать и разрабатывать стратегию дальнейшего развития компании.
Гомеостазис — это свойство устойчивости, в соответствии с которым система всегда пытается восстановить равновесие, которое было нарушено, компенсируя те изменения, которые возникли под воздействием внешних факторов. Понятие гомеостазиса было заимствовано из биологии. В данной дисциплине этот термин обозначает способность живых организмов поддерживать в определенных узких границах внутренние характеристики. В компании формой функционирования гомеостазиса может быть, к примеру, неприятие неформальной группой какого-то подразделения нового специалиста.
Структурированность — возможность выделения элементов системы, а также распределение между ними установленных ролей. При рациональном распределении ролей (кооперации и специализации) может быть достигнут высший уровень эффективности системы.
Управление в системном подходе
В терминологии системного подхода управление означает влияние управляющей подсистемы на управляемую подсистему, направленное или на сохранение базовых качеств системы (то есть совокупности всех свойств, потеря которых приведет к разбитию системы) в условиях трансформации среды, или на достижение определенной цели (целей), или на выполнение ряда действий управляемой подсистемой.
Управляющей называется подсистема, влияние которой обусловливает и определяет функционирование другой подсистемы. Другая, подчиняющаяся подсистема, называется управляемой подсистемой. Если управляющая подсистема представлена человеко-машинной, ее называют субъектом управления, а управляемую — объектом управления.
Системы управления, которые ориентированы на выполнение цели, называют целенаправленными, другие — нецеленаправленными. Очевиден тот факт, что целенаправленные системы управления предполагают наличие в них субъекта, то есть участия человека в управлении.
Связь между управлением и организацией заключается в том, что система управления – это часть организации, а организация в качестве процесса является частью управления.
Поэтому, согласно теории систем менеджерам необходимо рассматривать компанию как открытую систему, которая включает в себя многочисленные взаимозависимые подсистемы и направлена на выполнение различных целей во взаимодействии с изменяющейся внешней средой.
Источник
Тема 3. Структура и организация системы.
Структурный аспект системы.
Внутреннее устройство системы представляет собой единство состава, организации и структуры системы.
Состав системы сводится к полному перечню ее элементов, то есть это совокупность всех элементов, из которых состоит система. Состав характеризует богатство, многообразие системы, ее сложность.
Природа системы во многом зависит от ее состава, изменение которого приводит к изменению свойств системы. Например, меняя состав стали при добавке в нее компонента, можно получить сталь с заданными свойствами. Состав как определенный набор частей, компонентов элементов составляет субстанцию системы.
Заметим, что состав – необходимая характеристика системы, но, отнюдь, не достаточная. Системы, имеющие одинаковый состав, нередко обладают разными свойствами, поскольку элементы систем:
1. имеют различную внутреннюю организацию,
2. по-разному взаимосвязаны.
Поэтому в теории систем есть 2 дополнительные характеристики: организация системы и структура системы. Нередко их отождествляют.
Элементы представляют собой кирпичики, из которых строится системы. Они существенно влияют на свойства системы, в значительно степени определяют ее природу. Но свойства системы не сводятся к свойствам элементов.
Элемент – это далее не разложимая единица при данном способе расчленения, входящая в состав системы. Наличие связей между элементами ведет к появлению в целостной системе новых свойств (эмерджентность), не присущих элементам в отдельности. Для элементов системы характерны некоторые свойства.
Свойство – это вхождение вещи, элемента в некоторый класс вещей, когда не образуется новый предмет; характеристика, присущая вещам и явлениям, позволяющая отличать или отождествлять их.
Все элементы обладают 2 видами свойств:
1. элементальность при данном способе расчленения,
2. свойства природы элементов (например, свойства химических элементов – валентность, атомные веса; свойства живых организмов – место в иерархии видов, активность; свойства человека – система ролей, статусов, ценностей, интересов и т.п.).
Многое в системе зависит от типов элементов. Поэтому в теории систем значительную методологическую роль играет построение классификации элементов (табл.1).
Таблица 1 – Классификация элементов системы
Основание классификации | Элемент | |
Тип | Характеристика | |
Степень родства с другими элементами | Гомогенный | Однотипен с другими элементами |
Гетерогенный | Разнотипен с другими элементами | |
Степень самостоятельности элемента | Программный | Действует по жесткой программе |
Адаптивный | Обладает способностью приспособления | |
Инициативный | Обладает способностью изменять действительность | |
Длительность существования | Постоянный | Отличается относительно длительным временем существования |
Временный | Возникающий временно | |
Временная принадлежность | Прошлого (атавизм[9]) | Остался от прошлых этапов жизни системы |
Настоящего | Характерен для настоящего времени существования системы | |
Будущего | Свойственен для будущего данной системы (инновационный элемент) | |
Роль в системе | Основной | Играет главную роль в системе |
Неосновной | Играет второстепенную роль в системе | |
Активность в системе | Активный | Воздействующий на процессы |
Пассивный | Слабо воздействующий на процессы системы | |
Характер воздействия на систему | Определенный или предсказуемый | Оказывает вполне определенное воздействие на систему |
Неопределенный или непредсказуемый | Оказывает непредсказуемое воздействие на систему | |
Характер восприятия сигнала | Отторгающий | Не воспринимает сигнал, нередко отражает его |
Преобразующий | Преобразует поступивший на вход сигнал | |
Передающий | Передает сигнал в том виде, в котором получил |
Элементы в системе находятся не сами по себе, а связаны один с другим. Под связью понимается любого рода взаимоотношения между частями системы. Она выступает в виде качества, которое присуще материи и заключается в том, что все предметы, явления объективной действительности находятся в бесконечно многообразной зависимости и в многообразных отношениях.
Связь – взаимное ограничение объектов, создающее ограничение на их поведение, зависимость между ними, обмен между элементами веществом, энергией, информацией. Связи играют исключительно важную роль в системе. На них ложится значительная смысловая нагрузка в понимании природы систем. Без них принципиально невозможна система.
Связи выполняют в системе несколько функций, наиболее важные из них:
· системообразующая – связи выступают основой архитектоники системы, обеспечивают взаимодействие элементов, их взаимное влияние, участие в общесистемных процессах;
· специфицирующая– связи задают конкретные свойства системы, ее специфику. Определенный набор, характер, направленность и другие характеристики связей системы предопределяют ее свойства, функциональные возможности и развитие;
· витальная – связи обеспечивают жизнедеятельность системы, они поддерживают обмен системы с окружающей средой, изменения в связях предопределяет характеристики различных этапов развития системы.
Прифункциональном подходе связи рассматриваются с точки зрения выполняемой ими функции. При этом выделим 2 вида:
1. нейтральные (или статические), при которых действие и противодействие равны по величине, изменений не происходит;
2. функциональные, характеризующиеся тем, что действие и противодействие не совпадают, и элемент начинает реализовывать в системе некоторую функцию:
· связи порождения (причинно-следственные связи),
· связи преобразования – реализуются путем непосредственного взаимодействия 2 объектов с переходом их в новое состояние;
· связи строения (структурные) – обеспечивают строение системы;
· функциональные связи (в узком смысле слова) – обеспечивают функционирование системы;
· связи развития – смена состояний отличается качественными изменениями;
· связи управления – обеспечивают процесс управления системой.
Кроме того, под функциональный подход попадают прямые и обратные связи, каждая из которых выполняет свое назначение. Обратная связь информирует вход системы о состоянии ее выхода, а прямая– связывает один элемент с другим. Обратным связям принадлежит исключительно важная роль в управлении, поскольку они несут для субъекта управления необходимую информацию об объекте управления.
При содержательном подходе связи подразделяются на:
1. энергетические – процессы передачи энергии между элементами системы;
2. материально-вещественные – характеризуются материально-вещественными преобразованиями;
3. информационные – представляют собой информационные потоки.
Связи выступают важнейшей системной характеристикой. Можно с уверенностью утверждать, чем большим числом связей характеризуется система, тем она сложнее.
Максимальное количество связей в системе определяется числом возможных сочетаний между элементами и может быть найдено по формуле:
где n – количество элементов, входящих в систему;
С – количество связей между ними.
Если система состоит из 5 элементов (n=5), то максимальное количество связей для нее равно 20 (С=5*4=20).
Эта формула верна только для тех систем, у которых между двумя элементами допустима одна связь.
Понятие структуры системы
Структура системы (лат. structura – строение, порядок связи) – это совокупность устойчивых связей между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы и тождественность самой себе. Структура намного богаче состава, так как состав отвечает на вопрос: «Из чего состоит система?», а структура обеспечивает ответ на более сложный вопрос: «Как устроена система?».
Любая структура описывается следующими основными характеристиками:
· общим числом связей, характеризующих сложность системы;
· общим числом взаимодействий, которые определяют устойчивость системы;
· частотой связей, то есть количеством связей, приходящихся на один элемент, определяющих интенсивность взаимодействия элементов;
· числом внутренних связей, которые определяют внутреннее устройство системы;
· числом внешних связей, характеризующих взаимодействие системы со средой, ее открытость.
Для практической деятельности особенно важны две проблемы: описание и оптимизация структур. Для описания структур применяется теория графов. Граф – графическая модель структуры, которая состоит из множества вершин и ребер (дуг), символизирующих элементы и их связи. Граф определяется: множеством вершин графа и множеством пар вершин, между которыми существует связь. Теория графов – это область дискретной математики, занимающаяся исследованием и решением разнообразных проблем, связанных с графами. Для графа свойственно то, что число путей, по которым можно пройти от одной вершины к другой, отличается разнообразием. При этом наблюдаются различия в длительности этих путей.
На идее сокращения пути прохождения между крайними вершинами графа строится оптимизация структур.
Организация системы
Под организацией (с позднелатинского – «сообщаю стройный вид», «устраиваю») понимают внутреннюю упорядоченность элементов целого, а также совокупность процессов, ведущих к установлению взаимосвязей между отдельными частями системы.
Термин, с одной стороны, характеризует положение элементов системы относительно один другого и выступает термином отражения статики системы, с другой стороны, в нем присутствует динамический контекст, когда под организацией понимается сам процесс упорядочения системы, которая до этого характеризовалась определенным уровнем организации. В этом смысле организацию нередко понимают как непрерывный и устойчивый процесс становления и приобретения новых свойств.
Пространственная организация характеризуется несколькими параметрами:
1. Наиболее значимыми выступают пространственные размеры. При этом организация может занимать минимальные пространства (молекула, клетка, семья и т.п.), то есть быть микроорганизацией, или, наоборот, — значительные пространства (транснациональная корпорация, государство, союз государств и т.п.), то есть выступать в качестве макроорганизации.
2. Пространственное положение элементов системы, их пространственная согласованность. Возможны 2 варианты такого согласования: координация и субординация. Координация представляет собой упорядоченность по горизонтали, а субординация – по вертикали.
Структурная организация системы выступает устойчивой схемой взаимоотношений и связей между организованными элементами. Структура всегда определенным образом организована.
Основные показатели организационных структур:
· оперативность – способность быстро реагировать на изменение обстановки и внешнее воздействие в соответствии с целевым назначением;
· централизация– возможность выполнения одной из позиций руководящих функций. Определяется числом интервалов связи до центра;
· живучесть –способность сохранять значение других показателей при разрушении части структуры. Характеризуется относительным числом элементов, при уничтожении которых остальные показатели не выйдут за допустимые пределы;
· объем– количество элементов, которые охватываются организацией.
Оптимизация организационной структуры с точки зрения этих показателей представляет собой классическую проблему системного анализа.
Важной составной частью системного подхода выступает целеполагание, которое определяет соответствующий аспект организации системы. В строгом смысле слова цель – это идеальное предвосхищение результата деятельности, ее регулятор.
Цели системы классифицируются следующим образом:
1. по уровню объективности:
· объективные (состояние, к которому стремится система, ради чего она существует),
· субъективные (цель человека – исследователя; то, на что направлена деятельность человека по отношению к системам);
2. по сложности: сложные, простые;
3. по роли в жизни системы: стратегические, тактические;
4. по охвату системы: общесистемные, частные;
5. по близости к результату: динамические, статические;
6. по времени достижения: ближайшие, отдаленные, перспективные;
7. по содержанию: равновесные, агрессивные, адаптивные, покоя, разрушения, созидания.
Цели системы представляют собой сплошную иерархию простых позиций. Последовательное разложение цели на простые составляющие, некоторые подцели называется декомпозицией.
Согласно декомпозиции цели имеют несколько уровней:
· цели нижнего уровня иерархии подчинены целям верхнего;
· цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока не будут достигнуты цели ближайшего нижнего;
· цели неэлементарные распадаются, в конечном счете, на элементарные. Неэлементарные цели сложны, их нельзя достичь прежде чем будут реализованы элементарные цели.
После выделения целей и подцелей строится «дерево целей». Термин «дерево» используется для обозначения частного случая графа, имеющего иерархическую структуру. «Дерево целей» – это дерево, представляющее целевую структуру со взвешенными ветвями (веса подцелей устанавливаются экспертным путем).
Затем формируется перечень ресурсов для реализации целей системы (возможно построение «дерева ресурсов» в соответствии с «деревом целей»).
Вопросы по теме 3:
1. Что такое состав системы? В чем различия состава и структуры системы?
2. Охарактеризуйте понятия «элемент» и «свойство».
3. Дайте классификацию элементов системы.
4. Охарактеризуйте понятие «связь», функции связей в системе.
5. Какие выделяют связи в системах при функциональном подходе?
6. Какие выделяют связи в системах при содержательном подходе?
7. Как рассчитывается максимальное количество связей в системах?
8. Рассмотрите основные характеристики структуры системы.
9. Что такое организация системы?
10. Охарактеризуйте пространственную организацию.
11. Раскройте содержание основных показателей структуры: оперативность, централизация, живучесть и объем.
12. Что такое цель? Дайте характеристику целевой организации системы.
Источник