Раздел 1. Характеристика предприятий
Цели, задачи: Раскрыть место и роль предприятия в рыночной экономике. Для этого необходимо уяснить сущность предпринимательства и его организационную форму в рыночной экономике. Поскольку предприятие функционирует в определенной среде, то важно знать, как формируется эта среда, ее структуру и влияние на деятельность предприятия. Знание классификационных признаков предприятий позволяет глубже понять особенности организационно-правовых форм предприятий.
Оглавление
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется, как правило, в виде предпринимательской деятельности. Из экономической теории известно, что предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей в форме спроса и получения прибыли. Предпринимательство отличают следующие черты:
- деятельность, организованная на основе частной собственности на средства производства;
- хозяйствующий субъект самостоятельно определяет вид предпринимательства, его содержание, размеры, ассортимент предлагаемых покупателям благ или услуг;
- экономический интерес хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности состоит в стремлении получить максимально возможную прибыль;
- хозяйствующий субъект несет ответственность за результаты своей деятельности перед контрагентами;
- объективным спутником этой деятельности является риск.
В российской экономике предпринимательской деятельностью, в соответствие с хозяйственным правом, могут заниматься граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). В России уже сложилась правовая основа для осуществления предпринимательства. Законы России гарантируют:
- право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать необходимое для их деятельности имущество;
- равное право доступа всех хозяйствующих субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;
- равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно-правовой формы;
- защита имущества предприятия от незаконного изъятия;
- свободный выбор сферы и вида деятельности в пределах разрешенного законом;
- недопущение недобросовестной конкуренции на рынке и ограничение монопольных тенденций в поведении предпринимателей.
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица и без его образования. Предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельным гражданином в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, прошедшим государственную регистрацию, осуществляется без образования юридического лица. Любая другая предпринимательская деятельность, как правило, требует для ее осуществления образование юридического лица.
Понятие юридического лица
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:
- имущественная обособленность, т. е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
- самостоятельная имущественная ответственность, т. е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;
- самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени заключать гражданско-правовые договоры купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды и т. д. или иным способом приобретать права и нести обязательства;
- организационное единство, т. е. наличие устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.
В рыночной экономике основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие. Предприятие как понятие обозначает самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица, созданного в порядке, установленном законом, для производства продукции (услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Принципы организации предприятий
Организация и функционирование предприятия основывается на следующих принципах:
- экономичность;
- финансовая устойчивость;
- доходность, прибыльность.
Экономичность как принцип хозяйственной деятельности состоит в том, что в основе достижения результатов предпринимательской деятельности должны лежать минимальные затраты. Финансовая устойчивость предпринимательской деятельности проявляется в способности предприятия на каждый момент времени произвести необходимые платежи, т. е. быть способным выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами. Принцип доходности предпринимательской деятельности означает, что хозяйственная деятельность должна быть так организована, чтобы были обеспечены прибыль и рентабельность.
В ходе хозяйственной деятельности предприятие решает следующие задачи:
- получение прибыли собственниками предприятия и возмещение затрат;
- выполнение своих обязательств по поставке продукции (услуг) контрагентам в соответствие договорными обязательствами;
- своевременная выплата заработной платы персоналу предприятия, создание безопасных условий труда и условий для профессионального роста персонала;
- создание рабочих мест для местного населения, живущего в окрестностях предприятия;
- охрана окружающей среды и минимизация нагрузки на нее в связи с деятельностью предприятия;
- недопущение сбоев в работе предприятия, стабильное наращивание темпов роста объема производства и доходов предприятия.
Ликвидация предприятия возможна по следующим причинам:
- по инициативе учредителей;
- в связи с нарушениями правовых норм в ходе создания предприятия;
- в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятия.
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий
Любое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.
Факторы внешней среды можно разделить на две группы.
Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:
- состояние экономики, в условиях которой функционирует предприятие;
- политическая система страны;
- состояние законодательства, регулирующего и хозяйственную деятельность;
- научно-технический прогресс;
- социокультурные факторы;
- коммуникации;
- природно-климатические и др.
Вторая группа факторов, которая также формируют внешнюю среду, отличается тем, что на них предприятие может оказывать определенное воздействие. Эти факторы образуют деловую среду предприятия . К ним относятся:
- поставщики;
- потребители;
- инфраструктура;
- конкуренты;
- местные органы власти;
- население;
- СМИ;
- контрагенты по внешнеэкономическим связям.
Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:
- производственно-технические;
- персонал;
- финансы;
- информация.
Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.
Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.
Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.
Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.
2.3. Типы предприятий
Разнообразие видов и форм предпринимательской деятельности обусловливает появление большого числа разнообразных предприятий. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности, выявления специфических закономерностей организации и ведения хозяйственной деятельности предприятия можно классифицировать по целому ряду признаков.
Таблица 1. Типы организаций |
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. — М.: Юристъ, 2002. – С.47-48.
Из классификации предприятий следует, что прежде всего они различаются по принадлежности к той или иной отрасли экономики страны. Для определения отраслевой принадлежности в ходе регистрации предприятия используется «Российский классификатор отраслей народного хозяйства». Отнесение предприятия к той или иной отрасли основывается на определении назначения выпускаемой продукции, особенностях материально-технической базы и технологических процессов, на степени однородности используемого сырья, на профессиональном составе кадров и т. д.
Одной из важных характеристик предприятия является его размер. В основе этого признака лежит число занятых работников на предприятии. По этому признаку предприятия делятся на малые – до 50 чел., средние – от 50 до 500 чел., крупные – свыше 500 чел., особо крупные – свыше 1000 чел. Уточнение размеров предприятия основывается на определении объема продаж, величины активов, получаемой прибыли и т. п. Сложилась тесная связь между размерами предприятий и их отраслевой принадлежностью. Как правило, предприятия металлургии, машиностроения являются крупными. А предприятия легкой, пищевой промышленности средние. В рыночной экономике весьма важную роль играют малые предприятия. Их роль проявляется в следующем:
- увеличивается число собственников и формируется средний класс;
- растет доля экономически активного населения и доходы граждан;
- создаются новые рабочие места и решаются проблемы занятости и безработицы;
- формируется конкурентная среда;
- происходит мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов в хозяйственную деятельность.
В США, странах Западной Европы, Японии на 1000 чел. приходится около 50-70 малых фирм. В России же – лишь 5-6 малых предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой в сфере малого предпринимательства занято 50 – 70 % рабочей силы, в России – около 10 %. 1
2.4 Организационно-правовые формы предприятий
В Гражданском кодексе РФ определен состав организационно-правовых форм предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности. Юридические лица могут создавать как коммерческие организации, так и некоммерческие. Деятельность коммерческих организаций направлена на извлечение прибыли, т. к. это один из основных принципов хозяйственной деятельности в условиях рынка.
Деятельность некоммерческих организаций не ставит своей целью извлечение прибыли и не распределяет ее между участниками.
Ниже приведена схема, отражающая структуру организационно-правовых форм коммерческих предприятий в соответствие с законодательством России.
Рис. 1. Структура организационно-правовых форм коммерческих предприятий
В организации предпринимательской деятельности важное место принадлежит хозяйственным товариществам и обществам. Общим для хозяйственных товариществ и обществ является то, что они являются коммерческими организациями с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом. Различие состоит в том, что хозяйственные товарищества являются объединением лиц, а хозяйственные общества — объединением капиталов.
Хозяйственное товарищество как объединение лиц основано на личном участии его членов в ведении дел фирмы. Каждый участник этого предприятия имеет право на ведение дел, представительство, управление фирмой. Хозяйственное общество является объединением капиталов , что предполагает объединение капиталов, но не деятельности вкладчиков. Руководство и оперативное управление предприятием осуществляется специальным органом. Ответственность по обязательствам объединения капиталов несет само предприятие, а участники освобождены от риска, возникающего в хозяйственной деятельности. Отсюда вытекают следующие различия правового положения товариществ и обществ.
Товарищество является договорным объединением и действует на основе договора, а не устава. Участниками товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а в обществах такого ограничения нет. Участники товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам. На участников общества такая ответственность может быть возложена по ограниченному кругу оснований предусмотренных Гражданским кодексом (см. ст. 56, 95, 105 и комментарий к ним). Лицо может быть участником в качестве полного товарища только в одном товариществе. Товарищество не может быть создано одним лицом, а для общества такая допускается. Одним из основных условий деятельности общества является его надлежащая капитализация. Закон определяет минимальную величину уставного капитала общества. В товариществе нет органов управления, характерных для обществ. Дела в товариществе ведут сами участники, а в обществе эти функции выполняют наемные менеджеры. Фирменное название товарищества должно включать имя (наименование) хотя бы одного из участников. У обществ может быть произвольное название. Участие в обществе передается более свободно, чем в товариществе. Изменение состава участников в обществе не сказывается на его существовании. А в товариществе выбытие полного товарища, как правило, влечет прекращение деятельности этого товарищества.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в одной из двух форм: полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). В полном товариществе участники (полные товарищи) в соответствии с договором ведут деятельность от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества. Решение в полном товариществе принимается единогласно и каждый товарищ имеет только один голос. Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в уставном (складочном) капитале. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет объединение полных товарищей с участниками-вкладчиками (коммандитистами). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Хозяйственные общества как объединение капиталов выступают в трех формах: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество(АО).
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – форма предпринимательской деятельности, которая учреждена одним или несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ООО, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 от 8 февраля 1998 г. Особенности организации ООО включают:
- по составу участников:
- участниками могут быть граждане и юридические лица;
- государственные и органы местного самоуправления не могут быть участниками ООО;
- ООО может быть учреждено одним лицом;
- ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица;
- число участников ООО не должно быть более 50 человек.
- по имуществу общества:
- уставный капитал состоит из номинальной стоимости долей его участников;
- минимальный уровень уставного капитала определен федеральным законом в размере 100-кратной суммы МРОТ на дату регистрации ООО;
- паевые свидетельства о внесенных долях участниками в уставный капитал не являются ценными бумагами и не обращаются на рынке;
- пайщик при определенных условиях может быть привлечен к внесению дополнительных средств в уставный капитал.
- учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав общества.
- прибыль, предназначенная для распределения между участниками ООО, распределяется пропорционально их долям в ООО, если не оговорен иной порядок.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является разновидностью хозяйственных обществ. Его особенность состоит в том, что участники ОДО в случае недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке. Но размер этой ответственности ограничен одинаковым кратным размером дополнительного взноса к сумме первоначально внесенных вкладов (например, трехкратный размер), а не всей суммой личного имущества участников ОДО. Поэтому ОДО представляет переходную форму от товарищества с неограниченной ответственностью к обществу, исключающего такую ответственность.
Акционерное общество (АО) – форма предпринимательской деятельности, в которой уставный капитал образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельности АО является Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных общества» от 26 декабря 1995г. В число особенностей АО входят:
- уставный капитал АО разделен на определенное число равных долей, каждой из которых соответствует акция;
- участники АО не отвечают по обязательствам общества, а общество не отвечает по долгам своих участников;
- фирменное название АО должно указывать на тип (открытое или закрытое) , а также содержать название, индивидуализирующее это общество.
К преимуществам АО можно отнести:
- возможность привлекать временно свободные денежные средства путем выпуска акций;
- ограничение ответственности акционеров при согласовании экономических интересов всех участников АО и достижении эффективной деятельности предприятия;
- возможности минимизировать предпринимательский риск;
- мобильность акционерного капитала и способность к переливу из отрасли в отрасль;
- уменьшение зависимости АО от состава акционеров.
Уставный капитал АО формируется одним из способов:
- публичная подписка на акции;
- распределение акций среди заранее установленного круга лиц.
В первом случае создается открытое акционерное общество, во втором – закрытое. Федеральным законом установлена минимальная величина уставного капитала АО: для открытого АО минимальный размер уставного капитала составляет 1000-кратную сумму МРОТ на момент регистрации, для закрытого АО – не менее 100-кратного МРОТ на момент регистрации. Открытое АО характерно для крупных предприятий. Число участников закрытого АО не должно превышать 50 чел.
АО одного типа может быть преобразовано в общество другого типа. Но есть определенные ограничения в этих преобразованиях. Так, открытое АО не может стать закрытым, если:
- среди учредителей АО государственные или муниципальные органы;
- число участников общество больше 50 человек;
- в силу специфики деятельности (например, инвестиционные фонды) могут создаваться только как открытые АО.
В свою очередь, закрытое АО не может стать открытым, если его уставный капитал ниже 1000-кратного МРОТ.
Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на основе имущественных паевых взносов. Основными нормативными документами, регулирующими деятельность производственных кооперативов, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке, установленном законом. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный общим собранием. Число членов кооператива не должно быть менее 5 чел. Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствие с уставом предприятия. Кооператив не может выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с трудовым участием, если не предусмотрен иной порядок. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам. Унитарные предприятия создаются и действуют на основе одной формы собственности: государственной или муниципальной. Поэтому учредителями выступают государство или муниципальное образование. Создание юридического лица невозможно. Собственник имущества, создавая предприятие, не утрачивает прав на него. Имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, формирует его уставный фонд. Учредительным документом для унитарного предприятия является устав. В этом документе отражены предмет, цели деятельности, фирменное название унитарного предприятия с указанием собственника и принадлежности к государственному или муниципальному предприятию.
В рыночной экономике предприятия могут объединяться. Объективной причиной этого процесса является действие закона концентрации и централизации производства и капитала. В результате складываются объединения предприятий в форме: картелей, синдикатов, трестов, концернов, холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ) .
Картель – объединение предприятий, производящих однородную продукцию. Участники картеля вырабатывают единую рыночную стратегию, которая включает общую ценовую политику. Как правило, предприятия, вошедшие в картель, сохраняют хозяйственную, финансовую, юридическую самостоятельность.
Синдикат – объединение предприятий, в котором создается единый центр по сбыту продукции участников синдиката.
Трест – объединение предприятий, принадлежавших разным предпринимателям и слившихся в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. Вертикальное комбинирование в тресте позволяет объединить в одной компании производства, связанные в одну технологическую цепочку, или разных отраслей производства.
Концерн — объединение самостоятельных предприятий, связанных системой участий, личной унией, патентно-лицензионными соглашениями, финансированием. Различают концерны «вертикального» и «горизонтального» типа. Первый тип объединений охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственных процесс которых взаимосвязан(например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные), второй – предприятия разных отраслей производства, не связанных между собой.
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
Холдинг – головная компания, которая обладает контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, в состав которых входят наряду с предприятиями материального производства и финансовые организации, банки. Главная задача таких объединений состоит в соединении банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий. Банки и предприятия, входящие в ФПГ, могут быть участниками неограниченного числа других объединений. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей могут охватывать целый сектор экономики страны.
Консорциум – временное объединение предприятий для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут одновременно быть участниками других ассоциаций, совместных предприятий. После выполнения своей задачи консорциум прекращает существование.
Источник