Способ опыления березы бородавчатой
Ответ оставил Гость
Перекрестное опыление ветром
Пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого переносят не только насекомые. Есть растения, опыляемые ветром.
Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями. Например, орешник образует заросли, береза — целые рощи. Рожь и кукурузу человек высевает на сотнях, а иногда и тысячах гектаров земли. Это облегчает опыление. В самом деле, в какую бы сторону ни подул ветер, везде на его пути встретятся ветроопыляемые растения. Часть сухой и легкой пыльцы обязательно попадет на рыльца пестиков. Пыльцы у ветроопыляемых растений образуется очень много, но большая часть ее пропадает, не опыляя цветков.
Летом цветочная пыльца образует над ржаным полем целое облако. Весной такое же облако можно увидеть при цветении орешника, березы и других ветроопыляемых деревьев и кустарников.
Ветром опыляются тополь, осина, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза, сахарная свекла, крапива и другие растения с невзрачными цветками.
Большая часть деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветет рано весной, до распускания листьев. Это обеспечивает лучшее попадание пыльцы на пестики цветков.
У растений, опыляемых ветром, никогда не бывает ярких душистых цветков с крупными лепестками, которые могли бы задерживать пыльцу, переносимую ветром.
Невзрачные мелкие цветки, лишенные околоцветника, тычинки на длинных свисающих нитях, мелкая, легкая, сухая пыльца — все это приспособления к опылению ветром.
Рассмотрим, как происходит опыление в цветках ржи. Невзрачные цветки ржи расположены чаше по два. Иногда бывает 1, 3 и 4 цветка. Цветки образуют маленьким колосок, а маленькие многочисленные колоски составляют соцветие — сложный колос. Каждый цветок ржи имеет две цветочные чешуи. Между ними находятся три крупные тычинки на длинных тычиночных нитях. Пестик имеет два рыльца, похожие на нежные пушистые перышки. Столбика у пестика ржи нет. Рыльце сидит прямо на завязи, и поэтому рыльце ржи называют сидячим.
В ясное солнечное утро можно увидеть, как опыляется рожь.
Сначала у цветка ржи раскрываются цветочные чешуйки. Между ними показываются желтые пыльники трех тычинок. Тычиночные нити быстро, прямо на глазах, растут и выносят пыльники наружу. Пыльники лопаются. Из них высыпается пыльца, которую подхватывает ветер. Только после этого из цветка появляются рыльца пестика. Тычинки раскачиваются на длинных тычиночных нитях, продолжая высыпать остатки пыльцы.
Ветер подхватывает пыльцу и несет ее на соседние растения, из цветков которых высунулись пушистые рыльца. Попадая на цветки, пыльца застревает в мохнатых рыльцах. Все это происходит всего за несколько минут.
Источник
Выращивание березы бородавчатой при озеленении населенных пунктов
Рубрика: Сельское хозяйство
Дата публикации: 06.02.2017 2017-02-06
Статья просмотрена: 502 раза
Библиографическое описание:
Зюбровская, А. В. Выращивание березы бородавчатой при озеленении населенных пунктов / А. В. Зюбровская, Ю. Н. Учарова, В. В. Христич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39204/ (дата обращения: 18.11.2021).
В статье дан анализ процессу выращивания березы бородавчатой при озеленении населенных пунктов. Исследования показали, что листья этого дерева выделяют фитонциды — особые антибактериальные вещества, способные очищать загрязненный воздух. Именно поэтому самое распространенное в любом общественном парке.
Ключевые слова: свисающие сережки, фитонциды, смолистые железки, предохранительные зеленые полосы, береза бородавчатая
Береза бородавчатая — широко распространенная порода. Это дерево формирует мелколиственный лес во всех климатических зонах, за исключением тундры. При этом следует сказать, что береза, как правило, не является коренным насаждением. Дерево появляется на участках сгоревшего леса, в основном, хвойного.
Береза бородавчатая — наиболее популярный российский тип березы, обладающий лесообразующей значимостью. Одна из скорорастущих и светолюбивых древесных пород. Свободно восстанавливается порослью и самосевом. Недолговечна и ветровальна. В озеленении ценится из-за ажурной кроны, свисающих веток, белоствольности. Применяется в аллейных, парковых, массовых и солитерных посадках. Древесина имеет обширное хозяйственное использование [1].
Наиболее популярный в Российской федерации вид — береза бородавчатая, произрастающая в центральной части государства, вплоть до берегов Оби. Белоснежная кора в черную крапинку, филигранная крона, создающая пышную, свисающую крону, ажурные сережки — в дачном ландшафте данные деревья выглядят превосходно.
С точки зрения ландшафтного дизайна береза обладает рядом положительных сторон.
- Хорошо выносит пересаживание. Как правило, посадку березы проводят в зимнее время, но в целом они приживаются уже после пересаживания в любой период. Это же можно отнести и к посадке крупномеров.
- Большая высота. Взрослые деревья могут достигать 20 метров в высоту.
- Большая крона формирует природную тень, так что трава около нее почти никогда не бывает высокой [6].
Бородавчатые березы обладают отличительные характерными чертами. В нижней части ствола со временем создается черная кора с глубокими трещинами. Свисающие ветки покрывают ромбовидные листья величиной до 5 см. Весною в ветвях появляются свисающие сережки, а в осеннее время «орешки» с пленками-крыльями. Молодое поколение листьев обладает сверкающей, глянцевой смолистой поверхностью.
Такие деревья не требуют особого ухода. Они свободно выносят и засуху, и значительные холода. Бородавчатые березы могут быть различных конфигураций. В частности, розово-пурпурная категория обладает листьями красивой, красной окраски. Юнга — форма с особой великолепной кроной, образованной деликатными тонкими ветвями.
Береза отличается сильно развитой корневой системой, неглубоко проникающей в почву. Из-за этого деревья часто подвержены ветровалу. Береза бородавчатая, высота ствола которой может достигать 25–30 метров, имеет плотную, тяжелую желтовато-белую древесину. У молодых деревьев кора коричневая. С восьми — десяти лет она начинает белеть. Молодые деревья легко спутать с некоторыми видами ольхи. Однако во взрослом состоянии березу хорошо можно отличить именно по белой коре [2].
В последнее время появилась большая потребность в посадочном материале (сеянцах и саженцах). Береза используется при озеленении городов, сел, железнодорожных станций и промышленных предприятий.
Выращивание сеянцев и саженцев березы является делом довольно трудным. В отличие от ряда лесных пород выращивание березы требует применения особых приемов, которые способствует появлению всходов и сохранению их в первой половине вегетационного периода.
В севообороте березу можно размещать в последних полях по пару, так как к почве она менее требовательна, чем к влаге. Лучшей почвой для выращивания сеянцев березы надо считать легкосуглинистый чернозем. Более тяжелые почвы образуют корку после многократных поливов и обработок, что затрудняет прорастание семян и развитие корешков очень мелких сеянцев.
Крупные саженцы березы с открытой корневой системой, даже высаженные в правильные сроки, приживаются далеко не всегда. Часть деревьев погибает, очень часто отсыхают верхушки. Поэтому лучше покупать саженцы с земляными комами или в контейнерах. Возможна зимняя посадка с промороженным комом.
Посадочные ямы под березы заправляют смесью садовой земли, перегноя, песка и торфа в соотношении 2:1:1:1. При весенней посадке молодых березок в посадочную яму добавляют комплексное удобрение (150–200 г). При осенней посадке, которая менее предпочтительна, используют фосфорно-калийные удобрения.
При благоприятных условиях диаметр дерева может достигать 80 см. Крона дерева ветвистая, но ее сложно назвать густой. Другое название, которое имеет береза бородавчатая — повислая. Молодые ветви свисают вниз. Это придает кроне характерный облик. [7].
Название бородавчатая береза получила благодаря смолистым железкам, расположенным на ее ветвях и выглядящим как небольшие бородавочки. Листья — это то, что объединяет семейство березовые. Общая характеристика касается, прежде всего, их. Они двоякозубчатые, очередные, достигающие в длину от 4 до 7 см, в ширину — от 2 до 5 см у большинства видов березовых. Чаще они гладкие или слегка покрыты ворсинками, но встречаются и с «войлочным» опушением.
Корневая система у березы мощная, но может быть как поверхностной, так и глубокой. Предпочитает почву плодородную, удобренную и богатую минералами. Цветет это дерево с апреля по май, плоды (небольшие орешки) созревают в августе–сентябре. Размножается семенами [3].
Цветы имеют правильную форму. Внешне они невзрачны. Цветки раздельнополые. Они собраны в повисающие сережчатые соцветия на концах веток. Цветение происходит до (по некоторым данным, во время) распускания листьев.
Элементы мужского пола располагаются на коротких ножках в пазухах красно-бурых кроющих чешуй. На конце удлиненного побега прошлого года цветок формирует по 2–4 сережки, свисающие на 5–6 см. Мужской околоцветник простой, 1–2-листный. Присутствуют 2–4 раздвоенные тычинки. Они противостоят листкам околоцветника.
Женские элементы имеют 2 брактеи (прицветника). Они, срастаясь, формируют трехлопастную кроющую чешую. Цветки без околоцветника (в отличие от мужских). Элементы располагаются на укороченных боковых побегах по 5 шт. Женские цветки образуют цилиндрические, короткие зеленые шишковидные тирсы (сережки). Гинецей (пестик) состоит из 2 сросшихся плодолистиков. В нижней завязи формируется по 1 семязачатку. Рыльца длинные, нитевидные, выставляющиеся, часто ярко окрашены [5].
С целью снижения шума, защиты от пыли и проработанных газов в городе вдоль автотранспортных трасс организуют предохранительные зеленые полосы. Они дают возможность усовершенствовать санитарно-гигиеничную ситуацию на улицах мегаполиса.
Растения являются верными индикаторами засорения естественной среды разными токсическими элементами во взаимосвязи с тем, что они никак не могут избежать напряженного влияния, и обязаны приспособиться с помощью физиолого-биохимических и анатомо-морфологических перестроек организма. Закрепление и анализ данных перемен дают правдивую картину обстоятельств участка произрастания растений и отображают состояние муниципальной городской сферы.
Для предохранительных полос вдоль трасс следует использовать наиболее прочные и долговечные типы растений, устойчивые к влиянию выхлопных газов машин. Появляется вопрос проверки уровня стабильности растений, применяемых в озеленении нашего мегаполиса к воздействию атмосферных токсинов.
При озеленении улиц мегаполиса следует принимать во внимание умение растений сосредоточивать и копить из атмосферы элементы антропогенного возникновения, которые могут проявлять отрицательное влияние, как на растение, так и на состояние здоровья человека. Все без исключения растения готовы очищать атмосферу, отличия появляются только лишь в производительности процесса.
Загрязнение атмосферы приводит к разным патологиям формирования растений, инициируя снижение сроков вегетации, снижение участка ассимилирующих органов, затормаживание процессов развития. Осевшая на растениях пыль тормозит рост растений [4].
Заключение: Таким образом разведение березы бородавчатой дает возможность людям приблизить мир природы, тягу к которому без исключения в огромной степени ощущают жители города. Естественная изящность существовала и остается постоянной ценностью человеческого существования.
- Вронский В. А. Экология и окружающая среда. Словарь-справочник./ В. А. Вронский — М.: Издательский центр «Март», 2012. — 428 с.
- Горышина Т. К. Экология растений / Т. К. Горышина– М., Высшая школа, 2013. — 95 с.
- Кулагин Ю. З. Древесные растения и промышленная среда / Ю. З. Кулагин — М., 2014. — 194 с.
- Культиасов И. М. Экология растений. / И. М. Культиасов– М., изд-во МГУ, 2012. — 165 с.
- Новиков Ю. В. Природа и человек / Ю. В. Новиков — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.
- Растения и чистота природной среды / Cб.ст. / Минск, 2013. — 90 с.
- Рубин Б. А. Курс физиологии растений / Рубин Б. А. — М., Высшая школа, 2014. — 167 с.
Источник
Способ опыления березы бородавчатой
Автор: Татьяна Яковлевна Косенко
Организация: КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат»
Населенный пункт: Омская область, город Тара
Раздел программы: Деревья и кустарники лиственных пород.
Тема урока: Деревья семейства берёзовые. Берёза бородавчатая.
Цель: дать общее представление о характеристике внешнего строения и отличительных признаках берёзы.
Задачи:
Обучающая: формировать общее представление о внешнем строении и отличительных признаках берёзы.
Развивающая: развивать познавательные способности и словесно-логическое мышление.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.
Корригирующая: корригировать речь обучающихся, умение применять ранее полученные знания.
Учебная наглядность: иллюстративный и наглядный материал, презентация «Берёза», видеофрагмент из учебного фильма, гербарный материал, береста, гриб чага, деготь берёзовый, полено, веник, метла, туески, сухарница, обложка для паспорта из бересты, дегтярное мыло, берёзовый сок, трафареты из бересты.
Речевой материал: берёза бородавчатая
Тип занятия: комбинированный
Межпредметные связи: биология, география, чтение и развитие речи, математика, ИЗО.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Настройтесь, пожалуйста, на урок. Проверим, всё ли необходимое готово к уроку. На партах у вас должны лежать тетради, ручки, линейки и листы самооценки. Я вижу вы готовы к уроку.
Желаю вам хорошо поработать, узнать что-то новое на уроке, думаю, что у вас всё получится.
Сегодня мы продолжим изучать лиственные деревья и кустарники. Послушайте стихотворение.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза — и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется — в шуме березы
Есть что-то от русской души.
* О чём говорится в стихотворении? (о берёзе) Слайд 1.
Тема нашего урока: Семейство берёзовые. Берёза бородавчатая.
*Как вы думаете, какова цель нашего урока?
-Узнать о внешнем строении березы.
*Где вам могут пригодятся эти знания в жизни? (при выращивании деревьев на своем участке и их использовании)
Сегодня вы узнаете о внешнем строении берёзы и её отличительных признаках. Посмотрим презентацию, видеофрагмент из учебного фильма. А на практической части урока мы будем выполнять работу индивидуально и в парах, работать с гербарным материалом, карточками, и вы будете оценивать свою работу.
Перед вами листы самооценки, в них указаны этапы урока, по которым вы будете оценивать свою работу по следующим критериям:
2 балла — ответ без ошибок
1 балл-ответ с 1-2 ошибками
0 баллов — не ответили на вопрос
На отметку «5» необходимо набрать 8-10 баллов.
На отметку «4» необходимо набрать 6-7 баллов.
На отметку «3» 4-5 баллов.
В конце урока подведем итог и выставим оценку за работу.
Для того чтобы изучить новую тему, нужно повторить пройденный материал.
Переходим к этапу повторения.
Фронтальная беседа по вопросам.
*Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
— Тему «Рябина обыкновенная» Слайд 2.
*К какому семейству относится рябина обыкновенная?
*Опишите внешний вид рябины обыкновенной (ствол, ветки, листья, плоды)
*Какова среда произрастания рябины?
*Как используют плоды рябины обыкновенной? Слайд 3
*Выполнить самостоятельную работу. По побегам и плодам и по внешнему виду определить название изученных деревьев и кустарников.
Проверим правильность выполнения задания и выставим баллы в оценочный лист.
*На каких уроках ещё вы изучаете деревья и кустарники? (биология, география)
Ребята, вот видите, как связаны предметы цветоводства и декоративного садоводства с предметами биологии и географии.
- Изучение нового материала мы начнем с просмотра видеофрагмента
*О каких деревьях вы посмотрели видеофрагмент?
Правильно, о берёзах, а тема нашего урока: Слайд 4
СЕМЕЙСТВО БЕРЁЗОВЫЕ.БЕРЁЗА БОРОДАВЧАТАЯ.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. Обратите внимание на написание новых слов.
*Какова цель нашей работы на уроке?
-Изучить внешнее строение берёзы и её отличительные признаки.
* Назовите план изучения растения. Слайд 5
1. Внешнее строение дерева
2. Отличительные признаки
* Для изучения этой темы, что от нас понадобится?
— Внимание, мышление, память, усидчивость, терпение.
Фронтальная беседа
Дальше мы рассмотрим более подробно внешнее строение берёзы бородавчатой Слайд 6
Посмотрите на дерево берёзы.
*Что вы можете сказать о внешнем строении берёзы? Слайд 7
Показывают и говорят какие корни, ствол, ветки, крона, листья.
Корневая система— мощная, очень развиты боковые корни.
Ствол- диаметром 60-80 см., высотой 30-45 метров.
Кора- у берёзы белая, гладкая, в нижней части ствола-чёрно-серая с трещинами. Внешняя часть береста— легко отслаивается лентами (показать бересту) Слайд 8
Однолетние побеги имеют коричневую окраску коры, покрытую маленькими смолистыми бородавочками. Отсюда и название-бородавчатая. Слайд 8
Ветви— часто повисают вниз, имеют плакучую форму. Слайд 9
Крона— ветвистая, но не густая. Слайд 10
Почки- попеременные, сидячие, покрытые клейкими чешуйками. Посмотрите на веточки с почками. *Какого размера почки? (мелкие) Слайд11
Листья-черешковые, очередные, по краю зубчатые, ромбической формы, гладкие. Весной и летом зелёные, осенью -желтые. Слайд 12
Цветки— висячие мужские серёжки бурого цвета, они закладываются осенью, а весной женские зелёные серёжки опыляются ветром. Слайд 13
Плоды— продолговатые крылатые орешки, собранные в серёжки. Созревают в июле и осыпаются. Слайд 13
Основные виды берёзы Слайд 14
Среда обитания-* Где растет берёза?
Растёт на разных по плодородию почвах. Морозоустойчива и засухоустойчива. Высаживают городских парках, лесопарках. Растет в лесу.
Использование— (отвечают дети)
*Кто знает, как используют берёзу?
Древесина -как дрова для отопления
Уголь древесный-продают в аптеке и магазине для лекарства и пикника.
Изготавливают фанеру, лыжи, приклады для оружия.
Из бересты изготавливают туески, корзинки, сухарницы, сувениры.
Изготавливают веники для бани, мётлы, веники для корма домашним животным.
Почки используют для приготовления лекарства.
*Что весной получают от берёзы?
Берёзовый сок используют в пищу.
Варят дёготь и используют в ветеринарии и для изготовления средств гигиены
Гриб чага растет на берёзе, используется как лекарственное средство
В старину использовали берёзовую лучину(щепу) для освещения помещения, вместо эл. лампочки.
*Как нужно относиться к деревьям? (беречь, охранять)
*Какое семейство растений мы сегодня изучали на уроке?
*О каких отличительных признаках растения говорили?
-Показать у доски на Слайде 7 внешнее строение берёзы
Хорошо, молодцы! Оцените свои ответы в листах самооценки.
Физминутка
Переходим к этапу закрепления.
Задание №1 для 1 дифференцированной группы.
Вам необходимо самостоятельно заполнить таблицу об отличительных признаках берёзы и рябины. Аналогичную работу мы выполняли при изучении других деревьев, поэтому работа вам знакома. Во время самостоятельной работы следим за своей осанкой.
Задание №1 Для 2 дифференцированной группы (с меньшим количеством вопросов)
Вам необходимо самостоятельно заполнить таблицу об отличительных признаках берёзы и рябины.
-Взаимопроверка. Обмениваемся таблицами и проверяем друг друга. (учитель тоже проверяет детей)
Задание №2 Работаем в парах.
Из гербарного материала вам необходимо найти лист берёзы бородавчатой и приклеить его в тетрадь. Подписать строение листа, отметив стрелками, где его основание, черенок, листовая пластинка.
Сейчас оцените свою практическую самостоятельную работу в листах самооценки.
*Как называлась тема нашего урока?
* Что нового вы узнали на уроке?
* Достигли ли мы цели урока?
Анализируя вашу работу на уроке, считаю, что мы достигли нашей цели.
Подсчитайте баллы за урок. Поднимите руку у кого получилось 8-10 баллов. Хорошо! У вас были полные, правильные ответы, без ошибок выполнили самостоятельную работу, не было замечаний. Отметка за урок 5. У кого получилось 6-7 баллов- отметка- 4 (учитель корректно комментирует все отметки, отмечает удачные ответы и ошибки обучающихся)
- Домашнее задание.
На следующем уроке мы будем изучать тему «Защита зеленых насаждений», опережающее задание получит Н., ему необходимо приготовить сообщение о видах защиты зеленых насаждений. Можно обратиться за информацией в школьную библиотеку или использовать интернет ресурсы.
Г. и С. выполняют задание по индивидуальным карточкам.
Остальным ребятам выполнить рисунок берёзы в тетрадь и подписать внешнее строение.
Релаксация.
В оставшееся время, я предлагаю вам, ребята, выполнить творческую работу с использованием бересты. Скоро Новый год, поэтому мы будем изготавливать подарочный магнит «Ёлочка» на холодильник.
Я приготовила вам заготовки и всё необходимое для творчества. Возьмите клей и магнитики, приклейте магнит к ёлочке (из бересты) на светлой стороне. Работу переверните, с помощью клея и пайеток украсьте ёлочку.
Так с помощью доступного материала-бересты, вы, сможете изготовить подарок своим близким, сэкономив деньги. Сейчас изготовление сувениров из бересты очень актуально. Выполняя такую работу качественно и с выдумкой, можно заработать дополнительные средства. Может быть опыт, который вы получили сегодня на уроке, пригодится вам в жизни. Какие яркие и нарядные у вас получились сувениры!
Урок закончен. Всем спасибо за работу!
Список используемой литературы.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — Сб.2.;
- Учебная программа «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой.
- Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 1 (Деревья и кустарники) Изд. 2-е. исправл. Энциклопедия природы России. – М.: АБФ/АВF. 2000. — 560 с., 48 цв, ил.
- Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёв, Ю. Золоторёвой, Ю. Школьник. – м.: Изд-во Эксмо, 2005 – 256 с., ил.
Источник