Способ определения стоимости предприятия

5 распространенных методов оценки бизнеса

При принятии решения о продаже своего бизнеса важно иметь представление о том, сколько стоит ваш бизнес, когда вы вступаете в процесс MA. Существуют различные способы определения стоимости бизнеса и различные причины для проведения оценки бизнеса.

Здесь представлен полный обзор процесса определения стоимости бизнеса, включая общие методы оценки, когда и почему необходимо проводить оценку, а также то, что следует учитывать по результатам оценивания бизнеса.

Что такое оценка стоимости бизнеса?

Оценка бизнеса — это процесс определения экономической стоимости компании. Для определения стоимости бизнеса обычно привлекается профессиональная оценочная компания, которая использует один или несколько методов оценки для получения объективной цены.

5 распространенных методов оценки бизнеса

Ниже приведены пять наиболее распространенных методов оценки бизнеса:

1. Оценка активов

Активы вашей компании включают материальные и нематериальные объекты. Используйте балансовую или рыночную стоимость этих активов для определения стоимости вашего бизнеса. При расчете оценки активов своего бизнеса учитывайте все денежные средства, оборудование, инвентарь, недвижимость, акции, опционы, патенты, торговые марки и отношения с клиентами.

2. Оценка исторической прибыли

Валовой доход предприятия, способность погасить долг и капитализация денежного потока или прибыли определяют его текущую стоимость. Если ваш бизнес не в состоянии приносить достаточный доход для оплаты счетов, его стоимость падает. И наоборот, быстрое погашение долга и поддержание положительного денежного потока повышает стоимость вашего бизнеса. Используйте все эти факторы при определении исторических доходов вашего бизнеса.

3. Относительная оценка

При использовании метода относительной оценки вы определяете, сколько бы принес аналогичный бизнес в случае его продажи. Он сравнивает стоимость активов вашего бизнеса со стоимостью аналогичных активов и дает вам разумную запрашиваемую цену.

4. Оценка будущей сохраняемой прибыли

Доходность вашего бизнеса в будущем определяет его стоимость сегодня, и вы можете использовать метод оценки будущей сохраняемой прибыли для оценки бизнеса, если ожидается, что прибыль останется стабильной. Чтобы рассчитать будущую поддерживаемую прибыль вашего бизнеса, оцените его продажи, расходы, прибыль и валовую прибыль за последние три года. Эти цифры помогут вам спрогнозировать будущее и определить стоимость вашего бизнеса сегодня.

5. Оценка дисконтирования денежных потоков

Если не ожидается, что прибыль останется стабильной в будущем, используйте метод оценки дисконтирования денежных потоков. При этом берутся будущие чистые денежные потоки вашего бизнеса и дисконтируются до сегодняшней стоимости. Получив эти цифры, вы узнаете, какова оценка дисконтированных денежных потоков вашего бизнеса и сколько денег, как ожидается, принесут ваши бизнес-активы в будущем.

Для получения наилучших и наиболее точных результатов сравните два или более методов, чтобы вы были готовы к процессу слияния и поглощения и могли уверенно отстаивать стоимость вашего бизнеса.

Пре-капитальная и пост-капитальная оценка

Ниже приводится краткий обзор методов оценки до и после денег, а также сходства и различия между ними.

Пре-капитальная

В самом простом понимании оценка до вложения денег — это финансовый показатель, используемый для описания общей стоимости компании до вложения капитала. Этот тип оценки обычно рассчитывается путем анализа таких факторов, как активы, обязательства, выручка, прибыль и ряд других соответствующих финансовых факторов, которые часто зависят от характера бизнеса и сегмента экономики, в котором он находится. Кроме того, анализ, вероятно, будет включать изучение бизнес-плана и маркетинговой стратегии компании, соответствующего рынка, конкурентов на нем и других внешних экономических факторов, которые в конечном итоге повлияют на способность компании расти и процветать. Эта оценка основывается на состоянии компании до проведения раундов привлечения средств.

Читайте также:  Когда ввожу номер карты пишет недопустимый способ оплаты

Пост-капитальная

Она рассматривает стоимость бизнеса после вложения капитала, часто через определенную форму привлечения средств. При оценке после денег инвестор предлагает денежную сумму на основе заявленной оценки после денег. Разумеется, это означает, что в этом предложении также подразумевается сумма оценки до денег. Стоимость акций до инвестирования — это просто оценка до вложения денег, деленная на количество акций в обращении. Однако, чтобы получить капитал инвесторов, необходимо выпустить новые акции. Это означает, что общее количество акций увеличивается, что приводит к размыванию доли первоначальных акционеров.

Например, если изначально было 100 акций стоимостью 10 долларов каждая, а инвестор предложил 500 долларов, то он получит 50 акций (500 долларов/10 долларов). Тогда в обращении окажется 150 акций, причем первоначальные акционеры будут владеть своими 100 акциями, а новый инвестор — своими 50 акциями. Это означает, что доля первоначальных акционеров уменьшится со 100% до 67%. Но если дела пойдут хорошо и в дальнейшем будет вкладываться больше денег, стоимость акций должна начать расти, как и оценка компании после вложения денег. Таким образом, даже если инвесторы владеют меньшей долей, они получают более высокую стоимость одной акции.

Источник

Как оценить бизнес для продажи

Оценка бизнеса нужна для покупки и продажи, привлечения инвесторов и мониторинга эффективности компании. В статье рассмотрим, какие методы для этого используются и как ведутся расчеты.

Адекватная оценка и стоимость

Мы сталкиваемся с оценкой ежедневно. Например, оцениваем товары в магазине и подсознательно стремимся к балансу цены и ценности.

Цена – это стоимость товара или услуги, а ценность – то, насколько товар действительно важен и полезен для нас в данный момент.

Нам нравится, когда цена соответствует ценности, но еще приятнее, когда ценность оказывается выше цены. Кто-то покупает товары от Gucci, кто-то закупается в H&M, а кто-то – на сайте AliExpress. И всем одинаково приятно урвать что-то классное на скидках.

Бизнес – тоже своего рода товар. Кто-то хочет его купить, а кто-то – продать. И нужно оценить его перед сделкой.

Для оценки стоимости компании существует несколько методов, в которых учитывают множество характеристик – от маркетинга и рекламы до аренды помещений.

Несмотря на то, что покупатель всегда хочет купить ценную вещь по низкой цене, а продавец – отдать свой товар по максимальной, бизнес стоит оценивать адекватно и с учетом контекста, наглядно показывая, из чего складывается та или иная цена.

Почему нужно правильно оценить бизнес

Правильная оценка может понадобиться не только при продаже, но также для привлечения инвесторов и оценки бизнес-процессов.

  • Для себя – оценить эффективность.

Сколько работы вы уже проделали, в каком состоянии находится ваше дело сейчас и какие перспективы есть в будущем – ответить на эти вопросы и взглянуть со стороны позволяет оценка эффективности.

Так можно заметить преимущества и хорошо отлаженную работу предприятия или распознать слабые места и заняться их устранением.

Возможно, вы не собираетесь продавать компанию в ближайшее время, но ведь когда-то этот момент может наступить? Лучше подготовиться к нему заранее и держать все под контролем.

Если производство, управление и маркетинг будут работать на максимум, ваше дело принесет доход и сейчас, и в будущем.

  • Для инвестора – показать перспективность.
Читайте также:  Не ищи причины ищи способы

Для развития нужны большие вложения. Получить их можно как кредитованием, так и за счет уже существующего бизнеса – привлечь инвесторов.

Кредитование в Совкомбанке позволяет оформить заем до 30 млн рублей для малого и среднего бизнеса. Есть и овердрафт, и кредитная линия, льготное и экспресс-кредитование – удобный вариант можно выбрать под ваши запросы. Оформить заявку онлайн и узнать подробности можно на сайте.

Чтобы инвесторов заинтересовало ваше предложение, оно должно выглядеть рабочим, надежным и перспективным. Здесь вы, как продавец, выставляете товар в лучшем свете.

  • Для покупателя – оценить для продажи.

Самая востребованная оценка – для продажи. Она необходима, чтобы вы смогли выставить правильную цену для бизнеса и обосновать ее для покупателя. В ней учитываются как материальные, так и нематериальные активы.

Какие есть виды стоимости

Назвать одну цену для всех не получится, в разных ситуациях она будет отличаться:

  1. рыночная – для покупки и продажи,
  2. инвестиционная – для привлечения инвестиций,
  3. текущая – для оценки активов,
  4. ликвидационная – при экстренном закрытии.

Каждая цена складывается из собственных показателей. Рассмотрим подробнее, как это рассчитывается.

Показывает, сколько компания стоит на рынке. Позволяет оценить, как и кому ее можно продать, с кем объединиться. Также бывает необходима для оценки долгосрочной перспективы, и если бизнес выступает в качестве залога.

Для подсчетов используются все источники финансирования и цена имущества.

Рыночная цена ООО «Рога и копыта» на 2019 год – 5 млн рублей, а на 2020 – 5,5 млн рублей. «Рога и копыта» растут со скоростью 110% – динамика положительная. А так как дела идут в гору, то цена покупки и продажи на рынке тоже повышается.

Показывает цену компании с учетом ее перспектив в конкретном случае для конкретного инвестора.

Потенциальному инвестору важно видеть объемы и стоимость финансирования, предусмотреть риски и преимущества. В зависимости от инвестиционной привлекательности бизнеса, стоимость может быть выше или ниже рыночной.

Этот вид необходим, когда нужно привлечь инвесторов или запустить новые инвестиционные проекты.

ООО «Быстрее, выше, сильнее» хочет привлечь инвестора, чтобы усовершенствовать оборудование. Для этого компания показывает, что благодаря вложениям, сможет в течение трех лет увеличить выручку в два раза, следовательно, и цена компании возрастет.

Также называется «восстановительной». Показывает стоимость всех трат для развития компании, начиная с ее создания, с учетом всех активов.

Необходима при страховании имущества, оптимизации налоговой системы, переоценки активов.

ООО «Риск» решило обезопасить имущество на шестом году существования. Естественно, цена активов за это время изменилась. Например:

  1. сначала оборудование стоило 2 млн рублей, а спустя 6 лет – 1,1 млн;
  2. имущество стоило 1,7 млн, а стало 1,2 млн;
  3. бизнес стоил 5 млн рублей, а стал 4,2 млн.

Цена оборудования и имущества упала на 900 и 500 тысяч соответственно, и это повлияло на цену самой компании – за шесть лет она упала в цене на 800 тысяч рублей.

Показывает цену компании без учета трат на продажу. Необходима при экстренном закрытии. Из-за скорой продажи цена будет гораздо ниже.

ООО «Выхода нет» срочно закрывается. Ее цена на этот момент составляет 3 млн рублей. Из них необходимо вычесть расходы, связанные с продажей, – например, долги подрядчикам, комиссию агентам по недвижимости, выплаты сотрудникам – 1 млн рублей.

Значит, ликвидационная стоимость бизнеса равна:

3 000 000 – 1 000 000 = 2 000 000 рублей.

Из-за расходов на продажу цена значительно упала.

Методы оценки компаний

Как оценить стоимость бизнеса – вопрос непростой. Совершить оценку можно разными способами. Чаще всего это довольно сложно, и подсчетом занимаются специалисты. Метод оценки стоимости компании зависит от сферы деятельности.

  • Для стартапов с быстрым ростом с отсутствующим или минимальным доходом подойдет метод дисконтированных денежных потоков.
Читайте также:  Суслик по способу питания

Для расчета берут сумму свободного денежного потока за будущие периоды и учитывают риски.

Под денежными потоками обычно подразумевается чистая прибыль, умноженная на сумму амортизационных отчислений.

Так как предугадать выручку невозможно – ведь со временем она способна вырасти или упасть – цена бизнеса может быть завышена. Поэтому, как правило, таким образом определяется «потолок», а не точная цена.

  • Для больших компаний с весомыми активами подойдет метод чистых активов.

Достаточно прозрачный метод – для его расчета используют балансовые показатели, а это значит, что расчеты можно перепроверить на основе бухгалтерских документов.

Большой минус – интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы таким образом оценить сложно, поэтому данный метод считается наиболее консервативным.

  • Для больших компаний со скромными активами подойдет метод мультипликаторов и коэффициентов.

Бизнес сравнивают с аналогичными при помощи нескольких коэффициентов (мультипликаторов) и оценивают стратегическую стоимость бизнеса и потенциал развития.

Мультипликатор – это способ сравнения величин. Например, отношение рыночной стоимости компании к разным финансовым показателям; или отношение одних показателей к другим. Если коэффициенты низкие, это хорошо, а если высокие – значит, бизнес переоценен.

Недостаток метода в том, что найти информацию для сравнения в открытом доступе очень сложно.

Другие методы оценки

  • Правило третей Люциуса Кэри.

Компанию делят на три части – между руководством, директором и инвестором.

  • Правило компетенций.

Оцениваются доли всех сторон с учетом их навыков.

  • Коэффициент жадности.

Инвестиционная сумма умножается на долю директора, делится на его инвестиции и умножается на долю инвестора.

Как посчитать самому

Возможно все вышеперечисленное звучит для вас слишком сложно и это немудрено, ведь такие способы подсчета обычно используют профессионалы. Кроме них можно использовать три более простых метода для определения цены. Давайте рассмотрим их подробнее.

  • Доходный метод.

Берем чистую прибыль и умножаем ее на горизонт планирования. Мы возьмем три года.

Чистая прибыль ООО «Счастье рядом» – 2,2 млн рублей в год, за три года – 6,6 млн рублей.

Так как чистая прибыль не будет одинаковой на протяжении трех лет, важно уточнить, наблюдается ли тенденция к росту или снижению прибыли. ООО «Счастье рядом» идет в рост, ежегодно прибыль увеличивается на 10%.

С учетом этого цена будет не 6 600 000 рублей, а 6 600 000 + 6 600 000 х 10 / 100 = 7 260 000 рублей.

  • Сравнительный метод.

Для этого метода понадобится найти аналогичную компанию. Нужно, чтобы она была из вашего города и работала в той же отрасли, а также имела схожие ассортимент, список услуг и выручку.

Например, можно сравнить два хостела в Москве, которые находятся в районе одной станции метро, имеют похожий размер, услуги, прайс и проходимость. А вот сравнивать хостел с отелем не стоит, даже если они расположены на соседних улицах.

Для сравнительного метода нам понадобится мультипликатор, о котором мы рассказывали выше. Используем коэффициент, который показывает отношение полной стоимости к чистой прибыли.

Итак, для подсчетов нужно найти несколько похожих компаний, выписать данные стоимости и чистой прибыли. Продолжим расчеты на примере ООО «Счастье рядом».

  • В таблицу мы выписали необходимую информацию для 6 аналогов.
  • Рассчитали мультипликатор для каждого бизнеса и вывели среднее значение – 0,92.
  • Данные о чистой прибыли ООО «Счастье рядом» – 2,2 млн рублей в год.
  • Далее умножением среднего мультипликатора на чистую прибыль мы получаем цену нашего бизнеса – 2,024 млн рублей.

Аналоги

Стоимость бизнеса, млн руб.

Чистая прибыль, млн руб.

Мультипликатор (стоимость, поделенная на чистую прибыль)

Источник

Оцените статью
Разные способы