- Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие
- Что такое способности, уровень развития способностей
- Виды способностей
- Уровни развития способностей
- Одаренность — второй уровень развития способности
- Талант – высокий уровень развития творческих способностей
- Гениальность – самый высокий уровень развития способностей
- Диагностика способностей
- Диагностика интеллектуальных способностей
- Диагностика творческих способностей
- Другие методики для диагностики уровня развития способностей
- Условия для повышения уровня развития способностей
- Тесты способностей
- Что такое тесты способностей
- Что оценивает тестирование
- Какие бывают тесты способностей
- 1. Числовые тесты
- 2. Вербальные
- 3.Пространственного и системного мышления (Логические)
- 4. Понимание механики
- Сложности и ошибки при прохождении
- Советы по подготовке к тестам умственной способности
- Вывод
Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие
Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.
Что такое способности, уровень развития способностей
Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.
Виды способностей
Уровень развития способностей личности делится на два вида:
— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;
— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.
В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.
Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.
Уровни развития способностей
Выделяются следующие уровни развития данного качества:
Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.
Одаренность — второй уровень развития способности
Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.
Одаренность бывает следующих видов:
— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;
— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;
— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;
— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;
— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.
Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.
Талант – высокий уровень развития творческих способностей
Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.
Гениальность – самый высокий уровень развития способностей
Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.
Диагностика способностей
Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.
Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.
Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.
Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.
Диагностика интеллектуальных способностей
Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.
Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:
— умение находить аналогии;
— нахождение правила построения числового ряда.
Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.
Диагностика творческих способностей
Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:
— оригинальность в составлении ассоциаций;
— семантическая и смысловая гибкость;
— умение создавать новые идеи;
— уровень развития образного мышления.
В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.
Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:
— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;
— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;
— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.
Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.
Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.
Другие методики для диагностики уровня развития способностей
Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.
Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:
— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.
— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.
— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.
— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.
— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.
— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.
— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.
— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.
— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.
Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.
Условия для повышения уровня развития способностей
Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.
То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.
Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.
Источник
Тесты способностей
При приеме соискателей на работу тест способностей помогает повысить продуктивность интервью, распознать неискреннее поведение кандидатов и объективно оценить человека. Определение не только существующих навыков, но и перспектив развития помогает компаниям найти работоспособного сотрудника.
Что такое тесты способностей
Тесты способностей к анализу информации – метод отбора персонала, который объективно оценивает предрасположенности к профессиям. Так работодатель получает представление о том, насколько соискатель соответствует конкретной должности, а кандидат получает возможность раскрыть свои качества.
Основываясь на полученных результатах, HR непредвзято оценивает будущих сотрудников. Это сводит к минимуму вероятность лжи, исключая ситуации, когда неверное первое впечатление о соискателях на собеседовании мешает работодателю выбрать сотрудника.
В результате честной конкуренции должность получает самый подготовленный, мотивированный и компетентный кандидат.
Испытания от SHL rus, Talent Q, Экопси Консалтинг используются крупнейшими российскими компаниями и госструктурами. Например, на дистанционном этапе кадрового конкурса «Лидеры России» тесты способностей использовались в качестве первичного отбора участников. Они помогают выявить способных кандидатов на должности руководителей высшего звена: генеральных, финансовых, креативных директоров, топ-менеджеров, управляющих филиалов и предприятий.
С помощью тестов на умственные способности отбирают госслужащих, сотрудников в бизнесе, маркетинге, IT-технологиях, HR, консалтинге, аналитике. Кроме того, тесты используются для оценки выпускников ВУЗов, формирования кадрового резерва, определения перспектив и потенциала молодых специалистов.
Что оценивает тестирование
Оценочные испытания определяют не сформированные навыки, а базовые способности или предрасположенности кандидатов, не затрагивая психологию человека. Они помогают понять перспективы развития в отрасли.
С помощью тестов способностей определяют потенциал человека и вклад, который он способен сделать в будущем.
Тесты на определение способностей применяются во всех отраслях. Они используются для выявления:
- склонностей к точным наукам;
- аналитике;
- моделированию;
- предсказывают скорость реакции и мышления;
- способность к принятию решений в экстренных ситуациях;
- степень интеллектуального развития человека;
Сотрудники отдела кадров используют их в бизнесе, определяя склонности к работе с финансами, общению с клиентами.
Проходит тестирование, как правило, дистанционно, на онлайн портале компании-рекрутера. У SHL, например, для этого существует система SHLtool test, в которой автоматически формируются отчеты, ссылки на тестирование и список лучших кандидатов.
Какие бывают тесты способностей
В тесты вербальных и невербальных способностей входят, как правило, 3 испытания. В каждой компании подход к оценке разный, поэтому иногда используют все три теста сразу, а иногда только один из них. О порядках, принятых в конкретной компании рекомендуется спрашивать HR.
1. Числовые тесты
Этот вид используется интервьюерами в большинстве компаний. Они выявляют склонность и уровень развития способности к точным наукам и вычислениям. Как правило, их предлагают тем кандидатам, должностные обязанности которых связаны с расчетами или работой с цифрами. Например: IT; бизнес; консалтинг; банки; логистика; промышленность.
2. Вербальные
Вербальные задачи оценивают уровень способностей к анализу словесной информации, то есть навыки восприятия текста и умение ориентироваться в нем. По результатам испытания, HR понимает, насколько продуктивно человек усваивает текст, анализирует его и принимает решения.
3.Пространственного и системного мышления (Логические)
Логические тесты оценивают уровень абстрактного мышления кандидата, последовательность и логику его решений. Например в компании Shl такой тест называют — Тест системного мышления SRT (Systems Reasoning Test). Невербальное тестирование используются в IT-технологиях, банках, легкой, тяжелой и нефтяной промышленности, применяются аудиторскими фирмами.
4. Понимание механики
Тесты Беннета (механической понятливости) используются при приеме на работу инженеров или технического персонала, чья работа предполагает знания базовых физических принципов. Такие вопросы оценивают понимание механики, динамики, знание законов физики и способность мысленно работать с фигурами в пространстве. Они также содержат элементы стандартных заданий на определение коэффициента интеллекта, поэтому используются при приеме на работу менеджеров, банкиров, финансистов, руководителей высшего звена.
Сложности и ошибки при прохождении
Стресс | Поскольку собеседование всегда связано с переживаниями, стресс ощутимо влияет на результат. Волнение усиливается из-за недостатка информации о заданиях и ограничений времени их прохождения. |
---|---|
Отсутствие подготовки | Многие кандидаты не знают, что ждет их на оценке и как к ней готовиться. Такой подход приводит к тому, что даже компетентные соискатели получают низкие оценки |
Недостаток времени | На выполнение одного задания дается не более минуты, поэтому времени на раздумья всегда мало. Неподготовленным соискателям требуется время, чтобы понять вопрос, вникнуть в суть задания и выбрать ответ. |
Недостаток информации | Некоторые соискатели не интересуются форматом задач, авторами или порядками тестирования, принятыми в компании. Они тренируются на однотипных задачах или наоборот, углубляются в специфическую литературу, получая лишние знания, не относящиеся к тестированию. |
Советы по подготовке к тестам умственной способности
- По мнению HR консультантов, лучший способ подготовки – прохождение тренировочных тестов онлайн. Так соискатели знакомятся с формой задач, узнают, какие вопросы встретятся на собеседовании, учатся быстро отвечать на них, определять свои сильные и слабые стороны. Кроме того такая тренировка позволяет избежать стресса, обрести уверенность в собственных силах.
- На тренировочных тестах рекомендуется анализировать допущенные ошибки, опираясь на руководства по решению. В первую очередь важно определить слабые стороны и разобраться, почему был дан неверный ответ. После этого уделяют время поиску информации на данную тему.
- Искать бесплатные ответы на тесты бессмысленно. В каждой компании банк вопросов постоянно дополняется — работодатели стараются избежать ситуации, когда двум кандидатам попадается одинаковый набор задач. Часто используется динамический уровень сложности – сложность тестирования зависит от количества правильных ответов. В этом случае двух одинаковых тестов вообще не встречается.
- Сохранять спокойствие и сконцентрироваться. Неуверенность в себе и спешка отрицательно скажутся на результате.
Если вопрос трудный, иногда лучше пропустить его, чем тратить оставшееся время.
Вывод
Тест способностей помогает определить потенциал кандидатов и предсказать результаты очной оценки. Хотя некоторым кандидатам кажется, что это очередная бюрократическая процедура, от результатов зависит успех трудоустройства. При этом к ним несложно подготовиться: для этого достаточно решать тренировочные задания, просматривать примеры популярных опросников, разбирать допущенные ошибки.
Источник