Способ определения поставщика при закупке продуктов питания

Способ определения поставщика при закупке продуктов питания

С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Источник

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ

Антикризисное предложение до 23 ноября

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ: особенности и ограничения

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Форматы закупок продуктов питания по 44-ФЗ
  • 5 важных нюансов закупок продуктов питания по 44-ФЗ
  • Планирование закупки продуктов питания по 44-ФЗ
  • Составление ТЗ для закупки продуктов питания
  • Предоставление преимуществ при закупке продуктов питания по 44-ФЗ
Читайте также:  Легкий способ выучить немецкий алфавит

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ регламентируется указанным нормативным актом на каждом этапе и должна осуществляться с учетом большого количества запретов и ограничений. В случае нарушения какого-либо ограничивающего пункта закона, заказчик рискует получить штрафы и нарваться на проверки со стороны контролирующих ведомств.

В целом, такой вид закупок является распространенным, а процедура отработана. В нашей статье мы расскажем о том, какие важные нюансы следует учесть при проведении торгов для поставки продуктов питания, поговорим об ограничениях и преимуществах, которые заказчик должен предоставить некоторым поставщикам.

Форматы закупок продуктов питания по 44-ФЗ

Закон о госзакупках устанавливает целый ряд форматов, при которых допускается приобретать продукты питания для нужд федерального или муниципального уровня. В этот список входят: закрытый, электронный аукцион, запрос котировок/предложений, заключение контракта с единственным исполнителем.

Пункт 2.1 ст. 56 закона 44-ФЗ указывает, что особые правила распространяются на конкурсы с ограниченным участием – при выборе одного из указанных выше форматов определения подрядчика они не действуют.

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ, проводимая в виде конкурса либо аукциона, предполагает обязательное предоставление обеспечения заявки. Если у поставщика на данный момент нет свободных средств, он имеет право прибегнуть к тендерному займу.

Госзаказчики нередко пользуются своим правом по 44-ФЗ приобретать товар на сумму до 100–500 тысяч рублей без проведения конкурса, заключая договор с одним исполнителем. Данный подход достаточно распространен, но требует соблюдения установленных законом условий проведения подобных мероприятий.

Однако слишком активное применение внеконкурсного формата закупок способно спровоцировать повышенное внимание со стороны ФАС. Действия покупателя будут приравнены к нарушению, если проверяющие увидят искусственное дробление НМЦК, которое позволило избежать проведения конкурентной процедуры.

5 важных нюансов закупок продуктов питания по 44-ФЗ

При закупке продовольственных товаров заказчикам приходится сталкиваться с пятью сложностями. Речь идет о национальном режиме, дополнительных требованиях, относящихся к опыту работы исполнителей в сфере закупок, строгом контроле приемки продукции, обосновании суммы соглашения при демпинге и необходимости максимально подробного описания предмета торгов.

1. Национальный режим.

Муниципальные и государственные учреждения обязаны выбирать именно российские товары, проводя закупку продуктов питания по 44-ФЗ. Дело в том, что на данный момент действуют установленные правительством ограничения на приобретение некоторых видов продукции, выпущенной за границей. А именно в ПП РФ № 832 включены:

  • молочная продукция;
  • мясная продукция (говядина, свинина, птица);
  • морепродукты;
  • соль;
  • сахар;
  • рыба;
  • рис.

Покупатель должен отклонить предложения по приобретению иностранных товаров, если им получены хотя бы две заявки, отвечающие таким условиям:

  • указан продукт питания, выпущенный в ЕАЭС, то есть страной производства считается РФ, Армения, Белоруссия, Казахстан или Киргизия;
  • исполнители, готовые поставить продукцию ЕАЭС, собираются сотрудничать с разными производителями;
  • в данных заявках выполнены все положения тендерной документации.

В заявке поставщику нужно прописать страну-производителя. А уже при поставке ему придется подать заказчику документы, подтверждающие установленное законом происхождение продукции. В противном случае покупатель может разорвать контракт на закупку продуктов питания по 44-ФЗ.

Вне зависимости от формата торгов в заявке нужно прописать название компании-изготовителя. Отсутствие таких сведений способно стать причиной для отклонения заявки.

Если иностранные поставщики допущены к торгам, процедура осуществляется в соответствии с приказом № 126н от 04.06.2018 г. Данный акт предполагает ряд преференций по цене контракта для поставщиков из ЕАЭС:

  • Когда в аукционе, запросе котировок выигрывает исполнитель, предложивший товар зарубежного производства, установленная им цена снижается на 15 %. Для представителя указанного выше Союза данная норма недействительна.
  • В конкурсе, запросе предложений при рассмотрении заявок цену участников ЕАЭС сокращают 15 %, за счет чего их варианты оказываются более выгодными. После того как победителем становится поставщик, предложивший товары из ЕАЭС, договор заключается по изначально указанной им стоимости.
Читайте также:  Химическая коррозия способы борьбы

2. Дополнительные требования к квалификации.

Постановление правительства РФ № 99 позволяет расширить список требований к потенциальным исполнителям, если:

  • Проводится конкурс, предполагающий ограничения по участию исполнителей, договор заключается более чем на 500 тысяч рублей.
  • Продукты питания приобретаются для медицинских, образовательных, социальных учреждений, мест оздоровления, отдыха детей.

Исполнитель должен подтвердить наличие опыта тендерной деятельности, предоставив хотя бы один договор, исполненный по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ не позже, чем в течение последних трех лет. Важно, чтобы такой госконтракт был заключен на сумму от 20 % от НМЦК текущей закупки. Допустим, поставщик собирается участвовать в конкурсе с ограниченным участием с НМЦК, равной 800 тысяч рублей. Тогда ему необходимо иметь опыт исполнения договора на сумму от 160 тысяч рублей.

Также исполнитель прикрепляет копии выполненных соглашений, актов приемки, данные о которых есть в реестрах контрактов в ЕИС. Закон позволяет подавать документы вне зависимости от конкретного типа поставленных продовольственных товаров.

Например, проходит закупка продуктов детского питания по 44-ФЗ. Потенциальный исполнитель имеет право подать бумаги, свидетельствующие о наличии у него опыта поставки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ любых других продуктов.

По п. 2.1 ст. 56 закона 44-Ф, при использовании заказчиком других форматов торгов не требуется выставления дополнительных требований.

3. Полное соответствие действующим ГОСТам, строгий контроль приемки продукции.

Продукты питания принимаются заказчиком по правилам, зафиксированным в тексте соглашения. Покупатель имеет право организовать экспертизу своими силами или воспользоваться услугами приглашенных лиц.

Приемка после закупки продуктов питания по 44-ФЗ предполагает проверку:

  • сохранности упаковки;
  • количества, качества товара;
  • сроков годности;
  • условий транспортировки;
  • документов работников, контактирующих с продукцией.

Если покупателя не устраивает хотя бы один из указанных пунктов, он может не принимать товар – для этого ему нужно составить мотивированный отказ.

4. Обоснование цены контракта при демпинге.

По п. 9 ст. 37 закона 44-ФЗ, если стоимость товара снижена исполнителем на 25 % и более от НМЦ, ему придется обосновать такие цифры, предоставив:

  • гарантийное письмо от производителя с ценой, объемом поставляемой продукции;
  • бумаги, демонстрирующие, что у поставщика уже есть на руках необходимый товар;
  • другие документы, свидетельствующие о возможности исполнителя поставить нужный объем заказанной продукции.

5. Дополнительные требования, содержащиеся в описании предмета закупки.

Нередко заказчики выставляют достаточно специфические условия при закупке продуктов питания по 44-ФЗ, например:

  • Оттенок мякиша хлеба может быть от светло-желтого до темно-коричневого, содержание мака в булочке должно измеряться в процентах.
  • Допускается диаметр мандарина от 38 мм, цвет – от светло-оранжевого до оранжевого.
  • Огурцы-корнишоны длиной до 9 см по ГОСТ 33932-2016.
  • Толщина сардельки может быть до 44 мм по ГОСТ 33673-2015.

На данный момент министерство сельского хозяйства РФ работает над типовым проектом контракта, чтобы на его основе заказчики проводили закупки продуктов питания по 44-ФЗ. Всего к данному документу планируется подготовить шесть приложений:

  • спецификация;
  • техзадание;
  • форма заявки;
  • этапы поставки;
  • список адресов, по которым должна быть доставлена продукция;
  • шаблон для акта сдачи-приемки товара.

Прежде чем подать заявку на участие в подобном тендере, проверьте, что вы выполняете два ключевых положения:

  • Если речь идет о товарах, включенных в перечень ПП РФ № 832, необходимо соблюдать условия национального режима.
  • Когда предполагается поставка продуктов более чем на 500 тысяч рублей на счет социального учреждения, работающего в сфере образования, здравоохранения, являющееся местом оздоровления, отдыха детей, надо предоставить заказчику договор по поставке продуктов в госучреждения, выполненный в последние три года.
Читайте также:  Способы осушения сельскохозяйственных земель

Планирование закупки продуктов питания по 44-ФЗ

В процессе планирования торгов покупателю рекомендуется опираться на такие правила:

  • Стоит начать с оценки собственных потребностей. В результате удастся избежать трудностей при приемке, складировании продуктов. Также можно сократить список доступных форматов проведения мероприятия, если не завышать сумму соглашения.
  • В один лот не могут включаться позиции, совершенно разные с технологической точки зрения. Допустим, молочные продукты и говядина, рыба с овощами. Отметим, что расширение ассортимента закупки продуктов питания по 44-ФЗ повышает вероятность получения штрафа от ФАС за ограничение конкуренции.

Составление ТЗ для закупки продуктов питания

Речь пойдет о не самой простой задаче, которую придется выполнить при подготовке к поставке продуктов питания. Если вы не готовы столкнуться с неприятными неожиданностями, рекомендуется соблюдать правила, содержащиеся в ст. 33 закона 44-ФЗ. Техзадание может оформляться в формате текста, таблицы.

При закупке продуктов питания по 44-ФЗ техзадание составляется таким образом:

  • Все необходимые коды, описания продукции содержатся в каталоге КТРУ в ЕИС.
  • В тексте не должно быть торговой марки, фирмы-изготовителя продукции. Любой товар с зафиксированным брендом нужно дополнить формулировкой «или эквивалент».
  • Рекомендуется давать точное описание продукции. Исполнителю важно представлять размер, цвет, нередко оказываются важны даже вкусовые особенности.
  • Допускается указывать в ТЗ свойства продуктов, которые действительно можно проверить во время приемки. Особенно внимательно заказчику стоит отнестись к установлению температурного режима для транспортировки.
  • Точно фиксируются срок, место доставки.
  • Обязательно отмечают сроки годности товара на момент поставки. Так, разрешается прописать, что товар должен оказаться у заказчика в течение 1-2 дней после его выпуска.

Далее документ публикуют в Интернете. Закупки макаронных изделий, муки, круп и других продовольственных товаров осуществляются на ЭТП. На такой площадке выкладывают все сведения, касающиеся сроков поставки, средств финансирования, способов расчетов, пр.

Предоставление преимуществ при закупке продуктов питания по 44-ФЗ

По ст. 28 закона 44-ФЗ, заказчик должен предоставлять преимущества УПУИС при закупке ТРУ, указанных в ПП РФ № 649 от 14.07.2014 г. В данный перечень входят такие продукты питания (допускается их приобретение образовательными учреждениями):

  • изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные (код по ОКПД2 — 10.13.14.110);
  • фрукты переработанные, консервированные (10.39.25);
  • сыры, продукты сырные, творог (10.51.40);
  • супы, бульоны, заготовки для их приготовления (10.89.11);
  • яйца без скорлупы, желтки яичные в любом виде (10.89.12.110).

Преимущества даются УПУИС по требованию, их максимальный размер – 15 % от предлагаемой цены контракта.

Статья 29 закона о госзакупках предполагает, что при закупке отдельных видов продуктов питания заказчик предоставляет преимущества организациям инвалидов. В данном случае преимущества даются в порядке, действующем для УПУИС. Для данного случая перечень льготных продуктов питания зафиксирован в ПП РФ № 341 от 15.04.2014 г. В него входят следующие товары:

  • полуфабрикаты мясные (код по ОКПД2 — 10.13.14.164);
  • фруктовые, овощные соки (10.32.1);
  • изделия хлебобулочные разных сроков хранения (10.72.19; 10.71.11).

В процессе подготовки к закупке продуктов питания, в том числе детских, по 44-ФЗ заказчик должен подробно ознакомиться со всеми установленными законом требованиями и ограничениями.

Источник

Оцените статью
Разные способы