Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж | Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть | |
Родительный | нет | Где? Как? |
Винительный | вижу | Где? Куда? |
Творительный | доволен | Где? Как? |
Предложный | думаю | Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
- Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
- Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куниц ы — Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
- Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
- Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
- Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
- Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
- Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
§ 30. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ
1. Чаще всего для определения падежей пользуются падежными вопросами. Однако не всегда правильно можно определить падеж по вопросам, так как вопросы одинаковы, например, для И. и В.
2. Падеж можно определить по форме слова, т. е. по падежным окончаниям. Однако это возможно в тех случаях, когда падеж имеет только ему присущую флексию. Например: книга — эту флексию в ед. числе имеет только И. падеж данного типа склонения; окончание -ой также имеют существительные этого типа склонения в Т. падеже.’По формам Д., Т. и П. падежей во мн. числе (-ам, -ами, -ах — книгам, домами, мышах и т. д.) можно безошибочно определить падеж, так как они у существительных всех склонений одинаковы.
Во всех остальных случаях определить падеж только по форме окончания нельзя, так как этому препятствует омонимия флексий, например: мыш-w (форма Р.; Д., П.* падежей ед. числа и И.
падежа мн. числа существительных 3-го склонения); пролетарии (то же окончание имеют формы П/падежа ед.’числа и И. падежа мн.* числа существительные 2-го склонения) и т.’д.
3/ В выражении падежных значений могут принимать участие предлоги. По способности соединяться с падежными формами предлоги можно разделить на три группы:
Предлоги, употребляемые | ||
только с одним падежом | с двумя падежа ми | с тремя падежами |
к, возле, у, ОКОЛО, без, благодаря и др. | в, на, о(об), под и др. | с, по |
Если предлог употребляется всегда с формой только одного падежа, можно легко определить падеж существительного.
4. Падеж можно определить по сочетанию предлога и окончания. Например: положить в столе (нулевая флексия может быть в И. и В. падежах, но с формами И. падежа предлоги не употребляются, следовательно, падеж винительный).
5. Падеж можно определить по синтаксической функции падежной формы. Например, в предложении Карандаш лежит на столе выделенное существительное является подлежащим; следовательно, это И.’падеж, а в предложении Я взял карандаш со стола это существительное зависит от глагола, является прямым дополнением; следовательно, это В.’падеж.’
6. Падеж можно определить по форме зависимого от существительного слова. Например: входная дверь (такое окончание прилагательные жен. рода имеют только в форме И. падежа ед.*числа). Ср.; открыть входную дверь (такое окончание имеют прилагательные жен.’рода только в В.’падеже ед.’числа).’
7: Падеж определяется общим смыслом предложения или речевой ситуации. Например: Солнце закрыло облако. Выделенное существительное стоит в И. падеже, так как солнце закрыть облако не может.’ В таком случае иногда играет роль порядок слов.’Например: Ответ Австрии Франции1 — первое выделенное слово стоит в Р.’падеже, второе — в Д.’падеже.’
8. Падеж можно определить способом подстановки. Этот способ заключается в том, что если формы каких-либо падежей совпадают в одном типе склонения, то следует подставить в данном предложении существительное или другого типа склонения, или же это существительное в форме другого числа, где [41]
данные формы различаются.’Например: ехал по дороге (форма Д. и П. падежей) — вместо слова дорога можно подставить существительное 2-го типа склонения (по городу) или же это существительное в форме мн. числа (по дорогам; окончание -ам бывает только в Д.’падеже мн. числа).
Имя существительное обладает системой взаимосвязанных и соотносительных друг с другом падежных форм. ‘С о в о к у п- ность падежных форм словоизменения называется падежной парадигмой, которая включает формы шести падежей ед. и мн. числа, например: народе, -а, -у, -ѳ, -ом, -е; народы, -ов, -ам, -ы, -ами, -ах. Парадигма может быть представлена одной формой (у несклоняемых существительных): кофе, кино, метро.
Изменение существительных по падежам и числам называется склонением. Такое изменение не меняет лексического значения слова.
Источник
Как легко определить падеж имен существительных
Я разработала видеоуроки на тему «Имя существительное». Их вы можете использовать в своей работе, зайдя на мой Ютуб канал по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCKfvVHP3NCdhoOOWAJc1W5A/
Тема сегодняшнего урока « Как определить падеж имен существительных».
мы познакомились с названиями падежей и их вопросами. Я посоветовала ребятам сделать распечатку таблицы падежей и падежных вопросов.
Положите перед собой эту таблицу, она нужна будет для понимания сегодняшней темы «Как определить падеж имени существительного».
Тем, у кого ее пока нет, поможет вот эта таблица.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обращаю ваше внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
После концерта зрители остались (в чём?, хотя хочется задать вопрос где? – П. п.) в зале .
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа
Вспомогательные слова или слова-подсказки помогут просклонять имена существительные или подставить падежный вопрос. Но эти способом не советую пользоваться при определении падежа существительного в словосочетании или предложении.
3. Волшебное слово мама.
Особые сложности у ребят возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Если вы сомневаетесь в выборе, какой из этих падежей, подставьте вместо существительного слово мама. Подставили, смотрим на окончание: мам А – именительный, мам Ы – родительный падеж; мам У – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
4. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
без, у, от, до, с, из, возле
на, за, под, через, в, про,
над, за, под, с, перед, между
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
5. Если есть предлог, задаем вопрос, используя предлог. Например, «из дома — из (чего?) дома, Р.п.». Если есть главное слово и предлог, можно задать вопрос так: «вышел из дома» — «вышел из (чего?) из дома». Если нет предлога, вопрос только от главного слова «вижу дом — вижу (что?) дом, В.п.».
6. Чтобы не путать именительный и винительный падеж у неодушевленных существительных (вопрос «что?»), напишите большими буквами на памятке с падежными вопросами: «Именительный падеж — главный герой (подлежащее) без предлогов!
Для закрепления нового знания выполните упражнение в тетради.
Поднимите руку, кто из вас любит бывать на реке? Вот вам река!
Прочитай текст о реке. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Не забудь делать на паузу.
Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем.
Слова для справок : река, реки, реку, реке, рекой.
Определи падеж вставленных существительных любым способом.
Давай проверим, все ли ты выполнил верно.
Почти каждая река, (И.п.) начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реку (В.п.). Начало реки (Р.п.)называется истоком. То место, где река (И.п.) впадает в море, озеро или другую реку (В.п.), называется устьем.
Ты молодец, если у тебя нет ни одной ошибки. Еще ты молодец, если у тебя была одна ошибка, но ты понял, как надо было сделать правильно.
Если ошибок несколько, посмотри видео еще раз с начала более внимательно.
Какие способы определения падежа существительных тебе понравились больше? Ответь, нажав на паузу.
Для еще лучшего понимания темы предлагаю поиграть. Я буду медленно читать стихотворение “Приключения зелёного листа”, а ты будешь определять любым способом падеж слова лист. Не забывай ставить на паузу.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу.
Лапой хвать зелёный лист
Дескать поиграем.
“Не хочу,”- парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
Рада за вас, если вы научились определять падеж имени существительного.
Присоединяйтесь к моим подписчикам, чтобы не пропустить новые видео на канале «Понятно о школе и не только»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник