Способ определения нити основы

Что такое долевая нить на ткани и как ее определить?

Технология изготовления одежды включает в себя огромное количество нюансов, среди которых находится и раскрой. Закройщик должен знать, как правильно расположить лекала на ткани, чтобы в будущем на пошитых вещах не проявлялись дефекты и перекосы. Самый важный момент во время раскладки – совмещение долевой нити на ткани и выкройке. В этой статье мы расскажем, что такое долевая нить и как ее найти на разных видах тканей.

Что это такое?

В производстве тканей используется три основных термина, относящихся к изготовлению полотна – это долевая нить, нить утка и кромка. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом, поэтому будущим закройщикам необходимо ознакомиться с каждым из них. Рассмотрим основные термины подробнее.

Долевая нить. При производстве ткани на специальный станок параллельно друг другу натягивают продольные нитки, которые становятся основой. Через них в будущем будут разными способами переплетаться поперечные нити – такое переплетение и позволяет в результате получить ткань. Продольные нитки, идущие по направлению работы станка, называются долевыми нитями или нитками основы. Долевая нить в ткани проходит перпендикулярно нити утка и параллельно кромке.

  • Нить утка. Через натянутые на станок нити основы разными способами переплетения продевают перпендикулярные нитки, создавая структуру ткани. От метода переплетения зависит то, какой тип полотна получится в результате работы на ткацком станке. Эти перпендикулярные составляющие, создающие базовую структуру ткани, называются нитями утка.

  • Кромка. У каждого текстильного материала есть край с более грубой и плотной структурой, не позволяющий ткани распадаться. Он создается по особой текстильной технологии для закрепления точной ширины полотна. Этот край называется кромкой. Кромка всегда находится на двух параллельных друг другу краях ткани.

Долевой также называется линия на бумажном лекале, которую при крое необходимо правильно совмещать с текстильным полотном. Такая черточка всегда есть в выкройках из журналов и на лекалах, индивидуально разработанных профессиональными закройщиками. В большинстве случаев линию необходимо совмещать с нитью основы на ткани, однако это правило работает не для всех выкроек. Иногда мелкие детали для обработки кроят под углом 45 градусов, чтобы добиться определенного эффекта.

А также исключением являются расклешенные модели (колокол, полусолнце и солнце), ведь их невозможно расположить вдоль долевой нити на ткани.

Способы определения

Узнать направление нитки основы очень просто тогда, когда ткань находится в рулоне. В такой ситуации наиболее быстро и правильно определять направление по кромке, ведь долевая нить расположена параллельно уплотненному краю ткани. Таким же способом линия определяется на целом отрезе текстильного материала, из которого еще ничего не выкраивали. Найти основу сложнее, если на куске ткани не осталось кромки, или же край практически не отличается от остального полотна.

В такой ситуации необходимо воспользоваться другими способами определения долевой нити.

Опишем несколько методов определения основы для тканей без стретча.

Потянуть ткань в разных направлениях. Потяните ткань вдоль, поперек и под углом 45 градусов. В обычном материале долевая нить вообще не тянется, а нить утка тянется совсем немного. Под углом 45 градусов полотно тянется сильнее всего – этот факт поможет более точно определить, как именно проходит нить основы.

  • Просветить материал. Посмотрите на свет сквозь полотно – это позволит лучше рассмотреть структуру ткани. В большинстве тканей нити основы более ровные, чем поперечные линии.

  • Изучить нити переплетения. Если в составе ткани есть хлопок и шерсть, можно разобрать ткань на нити и провести эксперимент. Как правило, в таких тканях хлопковая нить является основой, а шерсть – поперечным переплетением. Вытянутые из материала продольные и поперечные ниточки подожгите: хлопок будет пахнуть жженой бумагой, а шерсть – горелыми волосами или перьями. Таким же способом можно определить основу в тканях, сотканных из хлопка и шелка. Однако в таком материале нитью основы является шелк, а нитью утка – хлопок. При сжигании шелковая нить пахнет как жженый рог, и сгорает дольше, чем хлопок.

Еще один способ найти основу – по направлению ворса, ведь ворсинки всегда располагаются вдоль необходимой линии. Если ворс слишком короткий, для нахождения долевой нити применяют другой способ – по материалу проводят рукой. Начес обычно направлен в одну сторону, поэтому ладонь будет встречать разный уровень сопротивления при разглаживании в разные стороны.

Долевая нить там, где в одну сторону гладить материал легко, а в другую – сложно. Нить утка в таком случае будет ощущаться одинаково при проглаживании в одну и в другую стороны.

Намного сложнее определить основу трикотажа, ведь такой материал одинаково тянется во все стороны. А также в полотне нет привычных нитей основы и нитей утка – вместо них структура ткани состоит из петельных столбиков и рядов. Рассмотрим несколько способов определения долевой нити в трикотажных материалах.

Читайте также:  Способы передачи инфекционных заболеваний это

По кромке. Найти основу ткани в рулоне или на целом отрезе ткани несложно, ведь она проходит параллельно кромке.

По внешнему виду при натягивании. Трикотаж тянется во все стороны одинаково сильно, например, бифлекс можно растянуть на 300% в любом направлении. Один из способов найти нить основы на отрезе ткани без кромки – внимательно осмотреть срезы материала в спокойном состоянии. Срезы полотна, проходящие вдоль долевой нити, склонны сворачиваться в трубочку.

По структуре. Чтобы найти основу, необходимо внимательно рассмотреть поверхность материала, состоящего из столбиков и рядов. Долевая нить в трикотажных тканях всегда проходит вдоль столбцов.

По форме растягивания. Стретч тянется одинаково сильно во все стороны, однако внешний вид растяжения долевой и уточной нитей отличается. Основа при растягивании сворачивается в трубочку, а поперечная нить – принимает форму гармошки.

Советы по раскрою материалов

Прежде чем начинать кроить, обязательно осмотрите ткань на предмет дефектов – пятен, узелков, затяжек или разрывов. По возможности все недостатки необходимо спрятать на изнаночную сторону или разложить выкройки так, чтобы дефектные участки попадали в выпады. А также перед началом работы материал необходимо продекатировать – проутюжить при разрешенной температуре или замочить в теплой воде. Влажно-тепловая обработка приводит к тому, что полотно дает усадку – это исключает деформацию одежды при обработке и носке в будущем.

Следующий шаг перед раскроем – определение лицевой и изнаночной сторон, проще всего это сделать, ощупав кромку. На краю текстильного полотна остаются проколы от станка: на изнанке они гладкие, а на лице – шероховатые. Далее ткань складывают лицом к лицу, совмещая кромки и скалывая их портновскими булавками. В результате получится двухслойный отрез ткани со сколотыми краями с одной стороны и сгибом – с другой. Скалывание булавками необходимо для того, чтобы полотно не ерзало во время кроя.

Раскладка – очень важный этап кроя, ведь от него зависят качество и долговечность будущего изделия. Чем лучше вы подготовитесь, тем легче будет кроить детали. Во время раскладывания лекал следуйте нескольким простым правилам:

при раскладке не натягивайте ткань – от натяжения она слегка деформируется, особенно если это трикотаж, поэтому при крое полотно должно быть в спокойном состоянии;

совмещайте долевую нить на полотне и выкройке – точнее всего получится в том случае, когда вы будете отмерять одинаковое расстояние от кромки до участков линии на выкройке;

первыми раскладывайте самые крупные детали – расположите их низом к срезу материала;

прикалывайте лекала булавками – это поможет избежать перекосов ткани;

не забывайте про припуски – лекала изготавливаются без припусков, поэтому оставляйте для них свободное пространство между лекалами;

обводите лекала мылом или мелом – так будет легче намечать припуски и сметывать детали в будущем;

при раскладке основных деталей старайтесь оставлять крупные выпады со сгибом – в будущем они понадобятся для кроя дополнительных деталей или полосок под углом 45 градусов.

После всех выполненных приготовлений проверьте, чтобы на ткани нигде не было складок, и приступайте к раскрою.

Чтобы срезы получались ровными, не поднимайте руками ткань со стола во время кроя. Нижнее полотно ножниц всегда должно касаться стола – это предотвратит неровности от дрожания инструмента.

Источник

Свойства нитей основы и утка. Способы их определения в тканях. Отделка тканей. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5

Тип урока: усвоение новых знаний, умений.

Цели урока:

Образовательная:

  • Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении.
  • Сформировать представления о ткани как о двух системах нитей.
  • Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны.

Воспитательная:

  • Нравственное воспитание девочек.
  • Ориентировать детей на традиционные духовные ценности.
  • Воспитание уважения к труду старших поколений.
  • Приобщение к народной культуре.
  • Обучение традиционному рукоделию («кукла-скрутка»)

Развивающая:

  • Развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.
  • Развитие навыков аккуратности.

Межпредметные связи:

  • История: «Первые волокна», «Старинная прялка»
  • Химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»
  • Литература: «Сказки»
  • География: «Родина растительных волокон»
  • Биология: «Растительные волокна»

Наглядные пособия:

  • Слайды «Прялки», «Пряхи». «Хлопок», «Лён».
  • Ткацкий станок (игрушечный)
  • Волокна: вата, пакля, джут.
  • Пряжа, нити из тканей.
  • Образцы тканей:
    • полотняное переплетение;
    • лицевая и изнаночная стороны;
    • ткани с кромкой;
    • ткани по способу окраски;
    • виды рисунка на ткани.

Структура урока:

  • Организационный момент, постановка целей.
  • Лекция, сопровождаемая показом слайдов.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Выполнение практической работы.
  • Домашнее задание. Итог урока.

В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:

Знания:

  • Виды растительных волокон.
  • Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.
  • Знать и называть растительные волокна.
  • Свойства нитей основы.
  • Знать способы окраски ткани.
  • Виды рисунков на тканях.
  • Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.
  • Полотняное переплетение.
  • Куклы-обереги – один из видов традиционных народных промыслов.
  • Знать ручные швы (вперёд иголку).
  • Знать правила безопасной работы.

Умения:

  • Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.
  • Определять кромку.
  • Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
  • Различать ткани по способу окраски.
  • Определять направление нитей основы.
  • Выполнять шов «вперёд иголку».
  • Подбирать ткань для изготовления тряпичной куклы.
  • Изготавливать куклу – скрутку (закрутку).

Навыки:

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.

Ход урока

Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья.

Читайте также:  Два способа нахождения случайных величин

Разобраться нам в этом поможет наука — швейное материаловедение, которое изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Трудно себе представить, как при свете лучин в тёмных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок…

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, бельё. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.

Основой для тканей служат волокна.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.

Текстильные волокна — это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.

Классификация текстильных волокон

Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.

Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.

Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. У прядильного станка работает прядильщица.

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал разрыхляют, очищают от примесей, смешивают волокна и прочёсывают их, затем формируют ленту из волокон. Полученную ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить – пряжа – была прочной.

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.

У современных прядильных станков были свои «бабушки» и «дедушки».

В старых русских селениях и сейчас можно найти деревянную прялку, увидеть как она работает.

В умелых руках куделька превращается в пряжу, а из неё – всё, чего душа пожелает: носочки, шапки, платки и шали…

В сказках часто упоминают прялку: «Спящая красавица», «Сказка о царе Салтане», «Три пряхи» и т.д.

Образ пряхи воспевается художниками прошлых столетий.

Мотив для вышивки

«Пряха». Скульптура. Дерево

«Пряди, моя пряха».
Я.Тёмная. Гравюра

Н. Григореску «Крестьянка»

Гюстав Курбе «Спящая пряха»

(Во время объяснения учителя эти репродукции демонстрируются в режиме «Слайд-шоу» на интерактивной доске)

Все ткани состоят из двух систем нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой или долевыми нитями. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют уткóм.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:

  • по кромке;
  • по степени растяжения – нить основы меньше тянется;
  • по звуку – при резком натяжении ткани нить основы издаёт более звонкий звук;
  • основная нить прямая, а уточная извитая.

Производственные этапы изготовления ткани

Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке.

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.

Виды отделки ткани. Окраска

Объяснение сопровождается раздаточным материалом – коллекция тканей.

Гладкокрашеные ткани.
Ткань окрашена в один определённый цвет (красный, жёлтый, синий и т.д.)
Набивные ткани (печатные).
На поверхность ткани наносится рисунок методом печати (набивки).
Пёстротканые ткани.
Ткань изготавливается из предварительно окрашенных нитей, переплетение которых образует четко выраженный рисунок, чаще, в виде «клетки» или «полоски».
Меланжевые ткани.
Ткань, полученная на ткацком станке путём переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон. Ткань получается неопределённой окраски, рябая.

Виды отделки ткани. Рисунок

Как говорилось выше, ткани состоят из двух систем нитей, основных и утóчных. Переплетаясь между собой, они образуют ткацкий рисунок или переплетение.

На игрушечном ткацком станке демонстрируется процесс изготовления ткани с полотняным переплетением и процесс образования кромки.

Нити в ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения – полотняное. В полотняном переплетении основные и утóчные нити чередуются через одну. Нить уткá, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпаемые края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, также некоторые льняные и шёлковые ткани.

Виды отделки ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

  • По кромке. С лицевой стороны кромка заделана аккуратнее.
  • На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
  • На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.
  • Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

Первый ткацкий станок появился 5-6 млн. лет до н.э.

Современное ткацкое производство

Текстильные волокна растительного происхождения и ткани из них

Волокна растительного происхождения – хлопок, лён, джут, конопля, кенаф. Из волокон хлопка и льна вырабатывают ткани, которые идут на изготовление одежды и белья. Волокна джута, конопли, льна и кенафа используют в технических целях.

Читайте также:  Какие есть способы обработки пнд

Практическая часть

Изготовление куклы – скрутки с повторением и закреплением материала, изученного на уроке

У нас сегодня урок – творческая мастерская, мы будем крутить куколку величиной с ладошку. Это традиционная народная игрушка, пришедшая к нам из глубины веков.

Для работы нам понадобятся лоскуты ткани: ситец, бязь. Это хлопчатобумажные ткани.

— Из каких волокон получают эти ткани?

(Растительные волокна, волокна хлопка).

Туловище

Для изготовления туловища мы берём ткань светлого цвета (белая, розовая, персиковая, бежевая), напоминающего цвет кожи.

Рассмотрим внимательно эту ткань.

— Рассмотрим переплетение. Какое оно? (полотняное).

— Как называется эта ткань по способу окрашивания? (гладкокрашеная).

— Найдите в этой ткани нить основы. (она не растягивается).

— Найдите лицевую сторону. (можно найти по кромке или же за основу берётся та сторона, где меньше ворсинок и более чётко просматривается рисунок переплетения. Такую ткань ещё называют двухсторонней и в работе можно использовать обе её стороны.)

Отмеряем по кромке или по нити основы 10см и ставим засечку мелом. Отрываем полоску ткани и плотно скатываем её в скалку (ширина ткани около 70см). Чтобы края не осыпались, нужно с каждой стороны вытащить по 2-3 нитки. Образовавшаяся бахрома не даст ниткам осыпаться дальше. Ширина скалки должна быть не более 2–2,5см. Выполняя эту работу, следим за тем, чтобы края были ровными.

Руки составляют примерно половину длины туловища. Отмеряем по кромке или по нити основы 5см, ставим засечку мелом и отрываем.

Разделим полоску пополам. Из каждой части скатываем плотную скалку. Следим за тем, чтобы края были ровными, а чтобы они не осыпались, точно так же, вытаскиваем с обе6их сторон по 2-3 нитки.

Одежда

Нам нужно два вида ткани: на юбку и на фартук. Для фартука можно использовать кусочек кружева, шитьё, широкую тесьму, украшенную вышивкой.

Для юбки берём яркие лоскуты ткани.

— Какой способ окрашивания был использован для этих тканей? (набивные ткани, пёстротканые).

— Каким рисунком отделаны эти ткани? (флористический, геометрический).

— Подойдут ли для этой работы ткани с крупным рисунком? (нет, потому, что детали мелкие и крупный рисунок на них просто не будет просматриваться).

Длина юбки должна быть чуть больше половины длины скалки для туловища. Длина скалки 10см, длина юбки – примерно 6-7см. Для того, чтобы юбка получилась пышной, отмеряем лоскут шириной 20-25см. Эту деталь можно выкроить ножницами или, традиционно, оторвать и по краям вытащить 2–3 нитки, чтобы предотвратить дальнейшее осыпание нитей. Сложим полоску ткани пополам (по ширине), чтобы найти середину. На середину накладываем фартук, предварительно выкроенный из отделочной ткани.

Для изготовления пышной юбки нам понадобятся нитки и иголка. Значит, необходимо вспомнить правила безопасной работы при использовании колюще-режущих инструментов:

  • Не шить на мягкой мебели
  • Не брать иголки или булавки в рот
  • Не закалывать иголки или булавки в одежду
  • Хранить иголки и булавки в игольнице
  • Знать количество иголок и булавок в игольнице
  • Хранить инструменты и приспособления в специально отведённом для этого месте
  • Шить с напёрстком, чтобы избежать травмы пальца
  • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя
  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд
  • По окончании работы проверить количество иголок и булавок, их должно быть столько, сколько в начале работы

По верхнему срезу юбки, на расстоянии 0,5см от края, прокладываем шов «вперёд иголку», длина стежка 0,5см. Для этого нитку берём двойную. Узелок делаем, соединив оба конца нитки. Ткань стягиваем в густую сборку, оставляя с обеих сторон свободные концы нитки, каждый длиной не менее 15см. Они будут играть роль шнурка, с помощью которого юбка будет крепиться вокруг туловища.

Юбку закрепляем на туловище, туго стягивая и завязывая узелками нитки. Складочки на юбке аккуратно расправляем. Свободные концы ниток можно несколько раз обвить вокруг туловища, плотно притягивая тем самым юбку к скалке. Оставшиеся концы ниток завязываем 2-3 узелками и обрезаем.

Подвязываем юбку атласной ленточкой. Под ней спрячутся нитки и узелки, и юбка будет выглядеть наряднее.

Прикрепляем руки (две маленькие скалки).

Руки располагаем с обеих сторон туловища и закрепляем с помощью нитки.

Из лоскута размером 10 x 20см выкраиваем платочек в виде треугольника. Прямой срез платочка подворачиваем примерно на 1 см в сторону изнанки. Укладываем куколку на середину платочка, огибаем верхним срезом (мы его подогнули на 1 см для аккуратности) голову, затем с боков, концами платочка, тщательно выкладываем складочки, обрамляя лицо.

Платочек завязываем со стороны спины на два узла, расправляя концы.

Забавная, необычная, по нынешним временам, игрушка. Оригинальный подарок. Оберег, согревающий душу.

Подведём итог урока

Девочкам предлагается продемонстрировать друг другу сделанных кукол и оценить их.

— Понравилась ли вам творческая мастерская? Нравится ли вам ваша куколка?

— Что нового вы узнали на данном уроке?

  • Какие бывают волокна.
  • Что такое ткань и из каких нитей она состоит (основа и уток).
  • Как определить основную нить в ткани.
  • Полотняное переплетение
  • Как определить лицевую сторону в ткани.

Виды отделки ткани:

  • по окраске (гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые)
  • по рисунку (флористический, геометрический, анималистический, сюжетный, смешанный).

Познакомились с историей старинной русской игрушки — тряпичной куклы и научились делать куклу-скрутку.

Источник

Оцените статью
Разные способы