Способ определения исполнителя услуг

Энциклопедия решений. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения

См. алгоритм выбора способа закупки

Закон N 44-ФЗ разделяет способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — контрагенты) на две неравные категории: закупка у единственного контрагента противопоставляется всем остальным — конкурентным — способам (ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Конкурентными способами являются (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):

— конкурс с ограниченным участием,

— закрытый конкурс с ограниченным участием,

— закрытый двухэтапный конкурс;

— аукцион в электронной форме (электронный аукцион),

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. А согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, все иные способы определения контрагента формально могут применяться только в случаях, установленных специальными нормами Закона N 44-ФЗ.

Конкурс — это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Информация о проведении «простого» открытого конкурса, а также открытого конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Отличием конкурса с ограниченным участием является то, что к участникам закупки предъявляются как единые требования (единые для всех способов закупки), так и дополнительные требования, и его победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, однако в соответствии с ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе в этих же случаях осуществить закупку также путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, у единственного контрагента.

При проведении двухэтапного конкурса к участникам закупки могут быть предъявлены как единые, так и дополнительные требования, по итогам первого этапа заказчик уточняет характеристики объекта закупки и критерии оценки заявок, а победителем признается участник, прошедший предквалификационный отбор на первом этапе и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа (ч.ч. 1, 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Заказчик вправе (но не обязан) проводить двухэтапный конкурс при выполнении условий, установленных ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ.

Аукцион — это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик обязан проводить электронный аукцион , то есть аукцион на электронной площадке — сайте в сети «Интернет», для закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, и вправе проводить такой аукцион для закупки любых иных товаров, работ, услуг (ч.ч. 2, 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Закупка товаров, работ, услуг, включенных в вышеуказанные перечни, путем проведения конкурса исключена, однако заказчик вправе осуществлять закупку таких товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, у единственного контрагента с учетом требований Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 2, 3 ст. 59 этого Закона).

Читайте также:  Существуют ли универсальные способы решения экологических проблем

Определение контрагента закрытыми способами — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион — проводятся только в случаях, установленных ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ. Информация о проведении такого определения контрагента сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Причем по смыслу данных норм в большинстве установленных случаев закупка путем проведения закрытых способов определения контрагента для заказчика обязательна .

Запрос котировок можно назвать «упрощенным аукционом»: информация о нем сообщается неопределенному кругу лиц, а победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). Разница состоит в том, что на аукционе цена контракта предлагается участниками закупки «в текущем режиме», а в рамках запроса котировок — сразу в заявках на участие (ср. ч.ч. 7-12 ст. 68 и ч.ч. 1, 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу заказчик вправе проводить запрос котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

Запрос предложений , в свою очередь, можно назвать «упрощенным (двухэтапным) конкурсом»: информация о нем сообщается неопределенному кругу лиц, а победителем признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта (ч.ч. 1, 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Заказчик вправе проводить запрос предложений только в случаях, установленных ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

Закупка у единственного контрагента осуществляется заказчиком только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Большинство пунктов этой части требуют наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Только п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают выбор этого способа определения контрагента в зависимости только от суммы закупки (цены заключаемого контракта) — 100 тысяч рублей по общему правилу и 400 тысяч рублей для заказчиков, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ — и доли закупки на основании данных пунктов в совокупном годовом объеме закупок.

Как видим, возможность выбора в качестве способа определения контрагента конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых способов определения контрагента, запроса предложений действительно строго ограничена перечнями случаев, установленных законом или на его основании подзаконными актами. Однако выбор открытого конкурса, хотя он и определяется ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ преимущественным способом, также ограничен невозможностью его проведения в случаях, когда торги могут проводиться только в форме электронного аукциона и когда конкурс может быть проведен только с ограниченным участием. Фактически относительно свободно, точнее — в зависимости только от суммы, заказчик может выбирать между электронным аукционом, запросом котировок и закупкой у единственного контрагента на основании п. 4 или (для некоторых категорий заказчиков) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Подробное рассмотрение механизма такого свободного выбора, а также особенности определения условий применения отдельных способов определения контрагента, помимо открытого конкурса, который, как сказано выше, применяется «по умолчанию», проводится в отдельных материалах.

Читайте также:  Синица по способу питания

Отметим, что выбор именно открытого конкурса для заключения контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязателен для государственных и муниципальных унитарных предприятий в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Принятие решения о способе определения контрагента, в том числе решения о закупке у единственного контрагента, с нарушением требований, установленных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2, 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Источник

Способ определения исполнителя услуг

С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Источник

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Информация об изменениях:

Статья 24 изменена с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

Читайте также:  Способы проверки легких при коронавирусе

Статья 24 . Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 апреля 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ)

ГАРАНТ:

С 1 января 2019 г. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами по общему правилу осуществляется только в электронной форме, за исключением случаев, перечисленных в части 44 статьи 112 настоящего Федерального закона

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Информация об изменениях:

Статья 24 дополнена частью 2.1 с 1 апреля 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ)

2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Источник

Оцените статью
Разные способы