Способ определения части речи

2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений

1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня ; клетчатое (какое?) платье; платье (какое?) в клетку ; мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы .

2. Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.

Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.

3. По способу выражения определения делятся на две разновидности:

  • согласованные определения;
  • несогласованные определения.

Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.

Ср.: родной край; родного края; в родных краях.

При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.

Способы выражения согласованного определения

Форма Примеры
1. Полное прилагательное Солнечный день; любимая книга; отцовы слова.
2. Полное причастие Выполненное дело; зеленеющий лес.
3. Местоимение-прилагательное Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума.
4. Порядковое числительное Первый день; во втором ряду.
5. Числительное один Одно перо; одна тетрадь.

Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:

управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.

Ср.: дом из камня ; в доме из камня ;

примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.

Ср.: яйцо всмятку ; шапка набекрень ; её платье.

Несогласованные определения при прямом порядке слов стоят после главного слова. Исключение составляют притяжательные местоимения его, её, их , которые занимают положение перед главным словом.

Способы выражения несогласованных определений

Форма Примеры
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Полёт лётчика ; блузка в горошек ; дама в шляпе ; юбка складками ; мебель из берёзы ; аллея перед домом ; баночка из-под крема .
2. Инфинитив Жажда познать ; стремление увидеть .
3. Наречие Поворот налево ; глаза навыкате .
4. Прилагательное в сравнительной степени Деревья поменьше ; арбузы поспелее .
5. Притяжательные местоимения его, её, их Её брат; их забота.
6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным Девушка с голубыми глазами ; девушка высокого роста ; человек большого ума .

4. Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево), то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства.

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств

1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованными определениями.

Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка.

Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями (баночка из-под крема , юбка в складку , желание познать , поворот налево ). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.

Например:
Мужчина шёл с чемоданом .
Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом .

В первом предложении ( Мужчина шёл с чемоданом ) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении ( Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом ) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины.

То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке ; человек большого ума ; блузка в горошек . Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др.

Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома . – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки ; Мы вошли (куда?) в зал . – Вход (какой?) в зал был закрыт .

4) Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

Значение Способ выражения Примеры
1. Принадлежность Существительное в родительном падеже Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата (ср.: книга принадлежит брату).
2. Носитель признака Существительное в родительном падеже Зелень парков (ср.: парки зелены), белизна снега (ср.: снег белый).
3. Содержание определяемого понятия Существительное в родительном падеже Правила поведения ; политика мира .
Существительное в предложном падеже с предлогом о (об) Вопрос о наследстве ; книга об открытиях .
Инфинитив Страсть противоречить ; желание учиться .
4. Производитель действия Существительное в родительном падеже Пение птиц (ср.: птицы поют); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл).
5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве) Цельное словосочетание в родительном падеже Человек большого ума ; человек высокого роста ; девочка трёх лет .
Существительное в винительном падеже с предлогом в Платье в горошек ; галстук в искорку .
Существительное в творительном падеже с предлогом с Дом с мезонином ; лодка с парусом .
Существительное в предложном падеже с предлогом в Дама в шляпе ; человек в очках ; озеро в лесу .
Наречие Надпись по-английски ; яйцо всмятку ; глаза навыкате .
6. Материал Существительное в родительном падеже с предлогом из Дом из камня ; платье из ситца ; ваза из хрусталя .
7. Происхождение Существительное в родительном падеже с предлогом из Генерал из солдат ; староста из мужиков .
8. Вещество, содержащееся в предмете Существительное в родительном падеже с предлогом из-под Бутылка из-под молока ; банка из-под крема .
9. Источник Существительное в родительном падеже с предлогом от Пояс от платья ; воронка от снаряда .

1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия.

Открытие Колумба ; открытие Америки – Колумб открыл Америку .

Разграничение несогласованных определений и других второстепенных членов важно не только для синтаксического разбора предложений, но и для расстановки знаков препинания в предложении (!).

План разбора определения

  1. Указать тип определения (согласованное – несогласованное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено определение.

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего Новгорода (М. Горький).

Детскую ( радость ) – согласованное определение, выраженное именем прилагательным. ( Радость ) бабушки – несогласованное определение, выраженное именем существительным в родительном падеже.

Упражнение к теме «2.3.1. Определение и его разновидности. Отграничение определений от других членов предложений»

Читайте также про определение и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Источник

Части речи

Чтобы понять, какой частью речи является слово, надо задать к нему вопрос и определить, что оно обозначает:

Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначает сам предмет, отвечает на вопросы кто? и что? (например, книга, мальчик, почтальон ).

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие, отвечает на вопросы что сделать?, что сделай?, что делать? (например, наливать, прочитай, писать ).

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета (т.е. то, какой этот предмет), отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?(например, красивый, умная, большое, золотые ).

Имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначает число, количество, отвечает на вопросы сколько?, который? (например, шесть, шестой, шестеро ).

Местоимение – самостоятельная часть речи, указывает на предмет, но не называет его (например, он, ты, я, ему, нам и т.д.); указывает на признак, но не называет его (например, твой, моему, каждый и т.д.); указывает на количество, но не называет его (например, сколько — нибудь, несколько и т.д.).

Наречие — самостоятельная часть речи, обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? откуда? каким образом? в какой степени? (например, внимательно, быстро, далеко, издали, громко, вдвойне и т.д.).

Частица – это служебная часть речи, вносит эмоциональные значения в предложения или образует новые формы слов, не является членом предложения и не изменяется (например, бы, не, вон, даже, ведь, как, неужели и т.д.)

Союз – служебная часть речи, связывает однородные члены предложения и простые предложения между собой (например, а, и, но, если, или, потому что и т.д.)

Предлог – служебная часть речи, связывает слова между собой, показывая, что одно слово главное, а другое зависимое (например, в, над, на, к, около, через, с, о и другие).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Урок русского языка по теме «Части речи и способ их определения»

Тип урока: расширение частно-практических задач.

Цели:

  1. Предметные.
    • Формирование понятия части речи как о классе с общим ГЗ.
    • Закрепление способов определения частиречной принадлежности слова.
    • Применение способов определения частиречной принадлежности слова в различных учебных ситуациях.
  2. Педагогические.
    • Определить необходимость изучения данной темы.
    • Создать такие учебные ситуации, в которых дети увидят необходимость изучения данной темы.
    • Включить детей в самостоятельную деятельность.
    • Формирование контрольной самооценочности.
    • Мониторинг.

Ход урока

Актуализация знаний.

Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? (Данный урок предполагает уже имеющиеся знания учащихся по способу определения частиречной принадлежности слова).

— О частях речи и открыли способ определения частиречной принадлежности слова (ЧР) по его ГЗ (грамматическому значению).

А вы говорили обо всех частях речи, или о каких-то определенных?

— О существительных, прилагательных и глаголах.

Учащиеся рассказывают о «новом» способе определения частиречной принадлежности слова, а учитель это фиксирует на доске.

У кого возникли проблемы при выполнении домашнего задания? (нет проблем) Значит способ этот все усвоили? (да).

Целеполагание.

Если всем все понятно и не возникает трудностей, то вот вам задание – определите часть речи записанных на доске слов:

! Учитель слушает все мнения, фиксирует их на доске.

Итак, ребята, вы мне говорили, что все усвоили с прошлого урока, а здесь путаница получилась? Как вы мне это объясните? Почему одни сказали, что печь – это сущ., а другие, что это глагол? (Учащиеся могут высказать предположение о том, что надо проверить эти слова по ГЗ, так слово «печь» можно проверить этим способом:

Печь (сущ. Ед.ч.)- печи, печи, печь, печи, о печи.

Печи (сущ. Мн.ч.) – печей, печам, печи, печами, о печах.

Печь (глагол) – я пеку, мы печем, ты печешь, они пекут и т.д.

А вот что вы мне можете сказать о слове столовая? (При изменении окончания и у прил. и у сущ. будут одинаковые.)

Значит что-то вы вчера упустили… Давайте еще раз вернемся к нашей схеме. Вы знаете способы определения частиречной принадлежности слова? (ДА), а в чем у вас возникло затруднение? (умеете ли вы их применять?)

Итак, я правильно вас поняла, что вы знаете способы определения части речи, но не умеете пока его применять? Или не получается применить его в некоторых случаях?(да) – это проблема? (да)

Поставьте для себя цель сегодняшнего урока.

— Отработать на практике применение способов определения части речи.

А как будем решать эту проблему?

— Много выполнять заданий.

— Выполнять задания и применять способы нам известные.

Т.О. учащиеся сами моделируют ход урока.

Поиск способа:

Здесь необходимо действовать в зависимости от того, как учащиеся будут решать свою проблему.

Далее конспект урока будет выглядеть как план.

Если способ по UP не подходит, надо попробовать другим способом:
В нашей схеме мы обозначили еще один способ определения части речи – по значению слова. Что обозначают имена существительные? (предмет) и т.д.

! Учитель обязательно фиксирует на доске все высказывания детей по поставленному вопросу.

ВЫВОД: не всегда при определении части речи можно пользоваться способом по ГЗ, также помогает способ по значению части речи. ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ.

Моделирование: у нас есть модели для определения частей речи по ГЗ, а для способа по значению — нет! Давайте его составим. (Детям дается время для обсуждения модели в группах.)

Схему вы можете посмотреть здесь.

Учитель дает высказаться всем группам, затем выделяет из всех моделей общее и фиксирует на доске, дополняя уже имеющуюся схему.

ВЫВОД. . ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТИ РЕЧИ – ПО ГЗ .

Задание «с ловушками» — самопроверка. При выполнении этого задания можно обозначить, что ребята могут его оформить как сами пожелают!

Трамвай (сущ.), игра (гл), учительская(прил.), бег(сущ.), поведение(сущ.), гулять(гл.), снежная(сущ.), бежать(гл.), холодный(прил.).

Рефлексия.

Какую цель ставили сегодня на уроке?

Была ли цель достигнута?

Каким образом мы достигли поставленную цель?

Источник

Читайте также:  Хорошие способы для изучения английского языка
Оцените статью
Разные способы