- Система постоплаты в деловых отношениях
- Постоплата — что это такое в деловых отношениях
- Как эффективно использовать систему в своей деятельности
- Схема «постоплата по договору»
- Схема «оплата по частям»
- Почему нельзя работать по постоплате
- Что такое «предоплата», «постоплата» и «встречное предоставление» при смешанной оплате?
- Что такое постоплата и как работает, плюсы и минусы
- 1. Что такое постоплата простыми словами
- 2. Почему постоплата становится популярной
- 3. Как указать постоплату в договоре
- 4. Отсрочка платежа
- 5. Постоплата в сфере рекламы
- 6. Какие проблемы могут возникнуть с постоплатой
- 7. Пример рассмотрения споров в суде
Система постоплаты в деловых отношениях
Постоплата является одной из популярных форм расчета. Наряду с предоплатой она активно используется субъектами экономической деятельности.
Постоплата — что это такое в деловых отношениях
Постоплата – это оплата, которая осуществляется после оказания услуги или приобретения товара.
Этот вид расчета нередко встречается в сегменте В2В. Его можно наблюдать в розничных магазинах, кафе и ресторанах, когда посетители расплачиваются наличными или посредством терминала.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Предприниматель, открывающий магазин аксессуаров для цифровых гаджетов, находит поставщика с подходящим ассортиментом, низкими ценами и делает заказ. Но, поскольку он еще не уверен в качестве продукции, ответственности и пунктуальности поставщика, основным условием сотрудничества он определяет постоплату.
В этой ситуации предприниматель делает возможным снижение риска денежных потерь в случае недопоставки или поставки некачественного товара, а также возврат несоответствующей требованиям продукции продавцу.
Продавец, в свою очередь, получает шанс продемонстрировать свой товар, доказать его высокое качество, собственную состоятельность. А значит, заполучить нового клиента.
Постоплата имеет большое значение в тех отраслях, где высока конкуренция. Она выступает бонусом для клиента, повышает привлекательность предложения.
Как эффективно использовать систему в своей деятельности
Постоплата способствует прозрачности деловых отношений, заметно повышает уровень доверия, но имеет и значительные недостатки. Среди них:
- растягивание сроков оплаты, часто возникающее из-за сложностей с подтверждением и подписанием закрывающих документов;
- диктат заказчиков;
- изменение условий конкуренции, в которых «выживают» не тот, кто готов предоставить услугу или товар надлежащего качества, а тот, кто может предложить лучшие финансовые условия;
- создание неблагоприятной среды для представителей среднего и малого бизнеса.
По сути, любой исполнитель, согласившийся на постоплату, кредитует своего клиента, тратит большие средства на реализацию проекта. Кроме того, он рискует и вовсе не получить обещанный платеж.
Стремясь обезопасить себя и не поступиться при этом привлекательностью предложения, исполнители разрабатывают разные варианты этой схемы, прописывают в договорах дополнительные условия.
Схема «постоплата по договору»
Эта схема часто используется при реализации услуг, когда оценить результат можно только по факту выполненной работы. Система предполагает полный расчет в определенные контрактом сроки.
Исполнителю в этом случае рекомендуется предусмотреть возможность использования финансовой подушки или оформления кредита на случай возникновения просроченной задолженности, а также попытаться заранее отсрочить расчеты со своими поставщиками и субподрядчиками.
Лучший вариант для исполнителя, когда срок оплаты им услуг подрядчиков или товаров поставщиков наступает значительно позже срока оплаты выполненной работы клиентом.
Схема «оплата по частям»
Оплата по частям предполагает поэтапную оценку результатов исполнения проекта. В договоре прописываются этапы работы, сроки оплаты каждого из них.
Задача исполнителя организовать сдачу работы так, чтобы клиент на каждом этапе мог оценить выгодность сотрудничества, убедиться в качестве исполнения.
Почему нельзя работать по постоплате
К такому выводу рано или поздно приходят многие предприниматели. Причина тому – сложность с получением заработанных средств. Несмотря на действие статьи 486 ГК, клиенты нередко растягивают период оплаты на недели и месяцы, а иногда и вовсе отказываются платить.
Затраченные исполнителем на реализацию проекта средства оказываются выведенными из оборота, что негативно сказывается не только на финансовом положении фирмы, но и на ее дальнейшем развитии.
Источник
Что такое «предоплата», «постоплата» и «встречное предоставление» при смешанной оплате?
Иные формы оплаты, помимо наличных и электронных средств, используются, если вы получаете денежные средства от покупателя не в момент передачи ему товара (предоплата и постоплата), либо же, если вы получаете их не в денежном эквиваленте (встречное предоставление). Разберем каждый из способов чуть подробнее:
- «ПРЕДОПЛАТА»: используется при пробитии чека клиенту в момент получения им товара , если оплата данного товара была произведена покупателем заранее .
Пример: покупатель заказывает товар (Кубики «Тачки», 9шт, Step Puzzle) через интернет-магазин и полностью оплачивает покупку в размере 179 руб электронным платежом 01.06.2018. В момент получения средств на ККТ печатается кассовый чек на сумму 179 руб — оплата чека произведена банковской картой . 04.06.2018 курьер доставляет покупателю его товар (Кубики «Тачки», 9шт, Step Puzzle) и в момент передачи печатает кассовый чек на сумму 179 руб — оплата чека произведена предоплатой (смешанная оплата).
В данном примере способ оплаты «предоплата» необходим для второго чека, чтобы указать, что организация передала товары в собственность покупателя, при этом покупатель полностью оплатил стоимость товаров заранее.
«ПОСТОПЛАТА»: используется при пробитие чека клиенту в момент получения им товара , если оплата данного товара будет произведена после этого .
Пример: покупатель приобрел в магазине товар (LED телевизор LG 43UJ634V «R», черный) в кредит на сумму 29 000 руб без первоначального взноса 28.06.2018. В момент передачи товара покупателю на ККТ печатается кассовый чек на сумму 29 000 руб, оплата чека произведена постоплатой на сумму 29 000 руб (смешанная оплата)
В данном примере способ оплаты «постоплата» необходим , чтобы указать, что организация передала товары в собственность покупателя, при этом покупатель оплатит стоимость товаров позже.
«ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ»: используется при пробитие чека клиенту в момент получения им товара , если оплата данного товара произведена не деньгами (электронными или наличными), а иными средствами. Под иными средствами могут подразумеваться товары, услуги, криптовалюта и т.п.
Пример: покупатель приобрел в магазине товар (Монитор Samsung C27F 390FHI) на сумму 17 000 руб 28.06.2018 и оплатил ее банковской картой. В момент передачи товара покупателю на ККТ печатается кассовый чек на сумму 17 000 руб, оплата чека произведена банковской картой. Через два дня 30.06.2018 покупатель обнаруживает брак товара и обращается в магазин с просьбой о замене. Магазин передает покупателю новый Монитор Samsung C27F 390FHI на сумму 17 000 руб взамен бракованного. В момент конфискации старого (бракованного) монитора на ККТ печатается кассовый чек возврата на сумму 17 000 руб, оплата чека произведена встречным предложением (смешанная оплата). В момент передачи нового монитора покупателю на ККТ печатается кассовый чек на сумму 17 000 руб, оплата чека произведена встречным предоставлением (смешанная оплата).
В данном примере способ оплаты «встречное предоставление» необходим в двух случаях: при возврате товара, чтобы указать, что организация вернула средства покупателю, но не в денежном эквиваленте (а виде товара — монитора), и при пробитие кассового чека прихода, что указать, что организация продала покупателю товар (новый монитор), но получила за него не денежные средства, а иной эквивалент (в нашем случае товар — старый (бракованный) монитор).
Источник
Что такое постоплата и как работает, плюсы и минусы
В момент заключения соглашения, один из главных предметов переговоров, это способ расчётов за проделанные работы или предоставленные услуги. Исполнитель может получить деньги вперёд или после выполнения условий договора. Иногда деньги перечисляются поэтапно. Если в качестве формы расчётов выбрана постоплата, сторонам следует знать о важных особенностях, которые помогут избежать конфликтных ситуаций.
1. Что такое постоплата простыми словами
Зачастую постоплата встречается в тех отраслях, где на данный момент наблюдается высокая конкуренция. В таком случае, исполнитель использует данную форму расчётов в качестве бонуса. Заказчик получает возможность оплатить услугу, работу или товар только после предоставления в надлежащем качестве. Также постоплата в данном случае выступает гарантией для покупателя, ему не приходится платить деньги за «кота в мешке».
Кроме этого постоплата часто применяется в процессе работы с населением. Здесь говорится о предоставлении коммуникационных, а также коммунальных услуг. Сюда же можно отнести ремонтные работы и другие услуги из сферы бытового подряда. Активнее всего такая форма расчётов используется представителями среднего и малого бизнеса.
Постепенно механизм постоплаты внедряется практически во все отрасли за счёт большого количества преимуществ. Это один из ключевых инструментов, которых может значительно повысить уровень доверия между сторонами сделки. Если исполнитель согласен на то, чтобы получить деньги после исполнения обязательств по договору, это свидетельствует о его ответственности и уверенности в качественном выполнении поставленных задач.
2. Почему постоплата становится популярной
Существует несколько причин стремительного набора популярности предоплаты как основной формы расчётов при заключении договоров, а именно:
- клиенты хотят получать дополнительные преимущества при заключении сделки;
- на фоне высокой конкуренции заказчики получают возможность диктовать выгодные для себя условия;
- недостаточно хорошо организованная работа внутри компании, которая провоцирует ряд проблем в документообороте.
Несмотря на то, что иногда компании пытаются обходить варианты с постоплатой из-за существенных недостатков, некоторые из них придерживаются противоположного мнения. К примеру, молодые компании могут использовать эту форму расчётов, чтобы повысить свою конкурентоспособность и завоевать доверие заказчиков.
Касательно крупных организаций, для них постоплата является инструментов для проявления лояльности к проверенным заказчикам или при заключении особых форм договорённости. Но, специалисты уверены, что в целом рост популярности постоплаты влияет на рынок негативно, порождая нездоровую конкуренцию, обусловленную невозможностью среднего и мелкого бизнеса конкурировать с крупными компаниями.
3. Как указать постоплату в договоре
Если у заказчика есть возможность перевести деньги исполнителю уже после предоставления услуг, товаров или проведения работ, таким образом он минимизирует риски за счёт того, что исполнитель с меньшей долей вероятности подойдёт к работе безответственно. Но, для исполнителя риски возрастают на фоне следующих возможных обстоятельств:
- в процессе выполнения заказа исполнителю придётся тратить личные средства без уверенности в том, что его работа в итоге будет оплачена;
- возникает вероятность нехватки средств в обороте;
- могут возникнуть проблемы на этапе получения денег от контрагента.
Если в качестве формы расчётов выбрана постоплата, в договоре нужно указать следующее:
- Этап, на котором должно произойти перечисление средств. Здесь следует указать конкретные действия исполнителя, после которых заказчик обязуется перевести ему заработанные деньги.
- Возможные действия исполнителя на случай нарушения условий договора со стороны заказчика. Например, обращение в конкретный суд или другие способы для урегулирования вопроса.
- Если заключается договор на долгосрочной основе, следует указать условия периодичности оплаты и сроки.
- Список документов, которые будут служить основанием для денежного перевода.
- Ответственность на случай возникновения просрочки.
- Время и дата, когда взятые заказчиком обязательства по денежным переводам будут считаться исполненными.
4. Отсрочка платежа
Отсрочка является одной из разновидностей постоплаты. Это стопроцентная оплата стоимости услуг или товаров, которую заказчик получает через определённое время. В большинстве случаев, данная форма расчётов используется в дропшиппинге. Таким образом, заказчику требуется время, чтобы перепродать услугу или товар конечному потребителю. После от него будет получена оплата, что позволит рассчитаться с поставщиком.
В данном случае, право собственности на услугу или товар моментально переходит заказчику при получении товара. Касательно срока отсрочки, он может быть разным, поэтому данный вопрос следует заранее оговорить с клиентом. Такая разновидность оплаты пользуется популярностью у ритейлеров, а также подходит маркетплейсам, оптом закупающим товар и размещающим его на различных интернет платформах или точках оффлайн.
5. Постоплата в сфере рекламы
Влиятельные экономисты считают, что постоплата, это один из основных факторов, сдерживающих эффективное развитие рекламной отрасли. Это объясняется отсутствием возможности выполнить новый заказ до того, как будет получена оплата за предыдущий. Главная проблема, которую способна породить постоплата в условиях рекламного рынка, это нехватка оборотных средств.
В связи с этим, эксперты разрабатывают способы борьбы с данной проблемой. В первую очередь, это касается неуплаты за аренду и задержки заработной платы. Каждая из этих ситуаций со временем может привести к закрытию компании, особенно, если речь идёт о среднем или малом бизнесе. Экономисты предлагают использовать факторинг в качестве «спасательного круга».
Таким образом недостатки постоплаты можно обернуть себе на пользу. Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что при факторинге не требуется залог в случае оформления кредита. Как подтверждающие документы, здесь используются накладные или акты о выполненных работах, которые будут подписаны обеими сторонами.
Для фактора, эти бумаги будут признаны подтверждающими обязательства заказчика, поэтому на их основании он может предоставить денежные средства. Кроме этого, большинство рекламных агентств имеют как минимум 2-х крупных заказчиков. С их помощью компания может подтвердить свою платёжеспособность.
Таким образом, рекламное агентство может получить необходимое финансирование. Ещё одно преимущество данного способа заключается в том, что агентство, после того, как заказ будет выполнен, сможет получить не менее 90% от стоимости. Остальная сумма будет перечислена, когда фактор получит от заказчика полную оплату и удержит комиссию.
6. Какие проблемы могут возникнуть с постоплатой
Несмотря на большое количество преимуществ, эксперты считают, что для среднего и малого бизнеса постоплата является одним из факторов, который оказывает губительное влияние. С первыми проблемами такой формы расчётов бизнесмены начали сталкиваться достаточно давно. В большинстве случаев, этому способствовали крупные компании, которые за счёт лидерства на рынке могли позволить диктовать удобные для себя условия.
Такая ситуация наблюдалась не только на зарубежном рынке, а и в России. Особенно, ситуация усугубилась после кризиса 2008 года. В этот период действующие на рынке законы конкуренции потерпели большие изменения, что позволило заказчикам выдвигать свои требования в ходе сотрудничества. Если говорить о небольших и мелких компаниях, для полноценной работы им не требуется большое количество крупных заказчиков.
Вполне достаточно двух или трёх. Но, если клиенты не стремятся к тому, чтобы соблюдать сроки оплаты, которые указаны в договоре, это негативно отразится на финансовой устойчивости исполнителя. В большинстве случаев, представителям среднего и малого бизнеса приходится отказываться от предоплаты на фоне специфики ведения бизнеса в России.
Зачастую, это связано с монополизацией практически всех сфер и сложностью в процессе отстаивания своих прав в суде, что отчасти связано с несовершенством законодательства. Из-за этого небольшим компаниям приходится брать на себя дополнительные риски, так как отказываясь от механизмов постоплаты, они рискуют остаться без клиентов.
Кроме этого, исполнителю нередко приходится тратить большие деньги на реализацию проектов, что по факту означает кредитование заказчиков. Говоря о высокой заинтересованности со стороны клиентов в постоплате, её объяснить очень легко. Таким образом они минимизируют риски и избавляются от ответственности за допущенные ошибки в проектах по своей вине.
Если исполнитель не сможет выполнить работы в срок или произведёт их некачественно, заказчик имеет возможность отказаться от сотрудничества, не потратив ни копейки. Но в данном случае исполнитель понесёт большие убытки. Чтобы избежать этого, представители среднего и мелкого бизнеса пытаются взять хотя бы минимальную предоплату.
Если постоплату, связанную с покупкой продукции для перепродажи ещё можно как-то экономический оправдать, то приобретение товаров для личных нужд по данной форме расчётов сложно выдерживает какую-либо критику. На данный момент рынок подчиняется не тем, кто уверен в качественном выполнении заказа, а тем, кто готов на себя взять функции банка и предоставить кредит под нулевой процент.
Компании, представляющие средний и малый бизнес, могут обсудить с клиентами оптимизацию графика платежей, опираясь на свои возможности, но, зачастую, они вынуждены кредитовать своих клиентов на протяжении всего срока действия договора. Это приводит к этому, что у мелкого и среднего бизнеса не хватает денег на развитие и внедрение инновационных элементов и процессов.
В свою очередь, это приводит к отсутствию возможностей для наращивания производства, что необходимо для полноценного и эффективного развития экономики. В связи с этим, предпринимателям приходится самостоятельно искать деньги, необходимые для выполнения заказа. В основном, здесь можно воспользоваться двумя вариантами.
Первый – это кредитование в банке под клиентский проект, а второй – взятие займов на себя. Но, на данном этапе также возникает множество проблем, так как у представителей среднего и малого бизнеса редко оказывается в наличии имущество, способное выступить обеспечением кредита. В связи с этим, более чем в 50% случаев, банки отказывают. Но, даже если кредит будет получен, процентную ставку исполнителю придётся оплатить из своего кармана.
7. Пример рассмотрения споров в суде
Практически во всех случаях, иски по договорам, где была выбрана постоплата как основная форма расчётов, были поданы исполнителями. Это объясняется тем, что им часто приходиться сталкиваться с недобросовестными заказчиками, которые не платят деньги за выполненные работы или задерживают выплаты, нарушая условия соглашения.
Но иногда оказывается, что исполнитель сам повел себя недобросовестно, поэтому суды принимают окончательное решение только после того, как будут учтены мельчайшие детали дела. Например, был зафиксирован случай, когда рекламное агентство длительный срок занималось размещением рекламы клиента на различных платформах в интернете.
В результате заказчик уклонился от оплаты счетов по нескольким закрывающим актам. Суд в итоге не оказался на стороне исполнителя. Согласно договору, исполнитель должен был получить предоплату, а постоплата была возможно в случае направления специального письма с требованием, чего он не сделал. Это означает, что заказчик не мог накопить долги перед исполнителем.
С одной стороны, постоплата обладает большим количеством преимуществ, но они практически никогда не ощутимы для исполнителей заказа, которым приходиться брать на себя большие риски. Это особенно опасно при сотрудничестве с новыми заказчиками. Также по мнению экспертов, данная форма оплаты тормозит естественное развитие экономики и препятствует свободной и прибыльной деятельности представителям среднего и малого бизнеса.
Источник