- Способ оплаты платных дорог
- 5колесо: Как прошел благотворительный автопробег #поМ11кДетям
- Car.ru: Как выгодней ездить по платным трассам — с транспондером или без?
- Motor page: Оплату проезда по ЦКАД можно будет произвести через интернет!
- НОВОСТИ
- Отечественное производство транспондеров позволит удовлетворить возрастающий с каждым годом спрос на устройства
- Строительство М-12 и транспондер: удобство оплаты и использования всех сервисов
- Способ оплаты платных дорог
- 5колесо: Как прошел благотворительный автопробег #поМ11кДетям
- Car.ru: Как выгодней ездить по платным трассам — с транспондером или без?
- Motor page: Оплату проезда по ЦКАД можно будет произвести через интернет!
- НОВОСТИ
- Отечественное производство транспондеров позволит удовлетворить возрастающий с каждым годом спрос на устройства
- Строительство М-12 и транспондер: удобство оплаты и использования всех сервисов
- Ехать дорого. Что такое платные дороги и зачем они нужны
- Немного истории
- Как работают платные дороги сейчас?
- Сколько стоит проезд и как расплатиться?
- Платная дорога М1
- Платные дороги: как по ним ездить и сколько это стоит
- Зачем нужны платные дороги и чем они отличаются от обычных
- Как регламентируется оплата дорог в России
- Сколько стоит проезд по платной дороге
- Как работают системы оплаты
- Как оплачивать проезд по платным дорогам в России
- Чем удобен транспондер и как им пользоваться
- Что будет, если не заплатить
- Как быть, если заехал на платную дорогу случайно
- Что делать, если на платной дороге возникла чрезвычайная ситуация
- Итак, совсем коротко
Способ оплаты платных дорог
Штраф за неоплаченный проезд по платной дороге уже реальность.
27 октября 2021
5колесо: Как прошел благотворительный автопробег #поМ11кДетям
Этой осенью состоялся благотворительный автопробег по маршруту Москва – Карелия в «Центр помощи детям, оставшимся без попечительства родителей №8» (поселок Нурмолицы). Организатором автопробега выступил благотворительный фонд «Путь Детства» совместно с проектом ««Автомобиль года в России».
26 октября 2021
Car.ru: Как выгодней ездить по платным трассам — с транспондером или без?
Раньше к платным дорогам автомобилисты относились негативно и весьма скептически, впрочем, как и к чему-то новому.
18 октября 2021
Motor page: Оплату проезда по ЦКАД можно будет произвести через интернет!
На портале госуслуг заработали сервисы оплаты проезда по ЦКАД и штрафов Ространснадзора. Об этом сообщается на сайте правительства Московской области
НОВОСТИ
Отечественное производство транспондеров позволит удовлетворить возрастающий с каждым годом спрос на устройства
Отечественное производство транспондеров позволит удовлетворить возрастающий с каждым годом спрос на устройства
Строительство М-12 и транспондер: удобство оплаты и использования всех сервисов
Строительство М-12 и транспондер: удобство оплаты и использования всех сервисов
Источник
Способ оплаты платных дорог
Штраф за неоплаченный проезд по платной дороге уже реальность.
27 октября 2021
5колесо: Как прошел благотворительный автопробег #поМ11кДетям
Этой осенью состоялся благотворительный автопробег по маршруту Москва – Карелия в «Центр помощи детям, оставшимся без попечительства родителей №8» (поселок Нурмолицы). Организатором автопробега выступил благотворительный фонд «Путь Детства» совместно с проектом ««Автомобиль года в России».
26 октября 2021
Car.ru: Как выгодней ездить по платным трассам — с транспондером или без?
Раньше к платным дорогам автомобилисты относились негативно и весьма скептически, впрочем, как и к чему-то новому.
18 октября 2021
Motor page: Оплату проезда по ЦКАД можно будет произвести через интернет!
На портале госуслуг заработали сервисы оплаты проезда по ЦКАД и штрафов Ространснадзора. Об этом сообщается на сайте правительства Московской области
НОВОСТИ
Отечественное производство транспондеров позволит удовлетворить возрастающий с каждым годом спрос на устройства
Отечественное производство транспондеров позволит удовлетворить возрастающий с каждым годом спрос на устройства
Строительство М-12 и транспондер: удобство оплаты и использования всех сервисов
Строительство М-12 и транспондер: удобство оплаты и использования всех сервисов
Источник
Ехать дорого. Что такое платные дороги и зачем они нужны
Платные автомобильные дороги для России являются относительным новшеством. По крайней мере, как массовое явление.
Первая магистраль, за проезд автомобилей по которой взимались деньги, открылась еще в 1998 году. Но на постоянной основе платные дороги (хотя вернее будет сказать платные участки) появились после 2012 года.
От обычных они отличаются:
● Более развитой инфраструктурой: кафе с магазинами и заправки есть через каждые несколько десятков километров;
● Высокой пропускной способностью благодаря большому количеству полос движения (до 6 на популярных и загруженных направлениях);
● Отличным дорожным покрытием: никаких ям и выбоин, своевременный ремонт, всегда свежая разметка.
Кроме того, на некоторой части трасс максимально разрешенная скорость составляет 150 км/ч, что существенно выше стандартных для бесплатных дорог 90 км/ч. Так что если вы хотите ехать быстро и при этом ничего не нарушать, новые хайвеи – ваш выбор.
Немного истории
В Советском Союзе передвижение на автотранспорте было абсолютно свободным, деньги для этого не требовались. Отчасти именно поэтому попытка заработать на автовладельцах вызвала такие оживленные, если не сказать ожесточенные споры.
Но если заглянуть чуть глубже, во времена Российской Империи, выяснится, что уже в XVII веке дороги находились под контролем региональных властей. А те не гнушались брать плату на их содержание и ремонт. Так, например, заставы, где было необходимо отдавать от 2 до 12 копеек (в зависимости от количества проезжающих), на переезде между Шлиссельбургом и Санкт-Петербургом функционировали уже в 1732 году. Помимо этого, средства взимались еще по двум направлениям, также ведущим к Санкт-Петербургу. Льгот было значительно меньше, чем теперь: без денег по трактам могли передвигаться лишь военные и пешие. Но даже несмотря на это, идея застав полностью провалилась. Средств, собираемых в течение года, не хватало даже на оплату труда людей, работавших на заставах. О том, чтобы перевести дороги на самоокупаемость и обеспечить их ремонт, речь и не шла.
Как работают платные дороги сейчас?
Как оплатить платную дорогу? Есть несколько способов в зависимости от типа трасс:
- Открытые, где пункты сбора денег располагаются в заранее определенных местах; на каждом съезде с трассы они отсутствуют. С одной стороны, это экономит деньги на строительство и обустройство такой системы, с другой, при высокой загруженности трассы создает заторы на пунктах сбора.
- Закрытые, где при въезде на дорогу водитель получает специальный билет, который оплачивает, доехав до места назначения. Либо пункты сбора средств могут находиться и в начале, и в конце трассы. В начале нужно заплатить только за доступ к дороге, в конце – за километры, которые проехал водитель.
- С электронной системой. В таком случае контрольно-пропускные пункты работают в автоматическом режиме, а деньги списываются со счета особых устройств – транспондеров, установленных в каждом транспортном средстве.
Сейчас почти невозможно найти любой из вышеперечисленных типов «в чистом виде». Для обеспечения удобства водителей строители платных дорог комбинируют все три варианта.
Сколько стоит проезд и как расплатиться?
Точная стоимость проезда по определенному участку трассы указана на сайтах компаний-операторов, которые эти трассы строят, контролируют и обеспечивают сохранность инфраструктуры. Для большей части хайвеев в России таким оператором является компания «Автодор».
Независимо от компании-оператора и конкретной трассы, есть несколько правил по ценообразованию, которые работают всегда:
- Легковые автомобили обойдутся дешевле машин с прицепом;
- Автобусы попадают в среднюю ценовую категорию;
- Для больших фур действует самый дорогой тариф;
- Ночью (с 0.00 до 07.00) всегда дешевле. Примерно вдвое.
- Транспондер позволяет сэкономить до 30% стоимости проезда.
Стоимость проезда по платным дорогам неодинакова для легковых машин и грузовиков. Есть определенные тарифы, учитывается наличие льгот, скидок и пройденный километраж. Экстренные службы (скорая, пожарные расчеты, МЧС, полиция) могут проезжать в любое время, не внося ни копейки. Предусмотрен бесплатный проезд для маршрутного транспорта, если трасса проходит в пределах населенного пункта. Но не стоит забывать, что на такси и междугородные, туристические автобусы льгота не распространяется. Их владельцы или водители обязаны вносить плату в полном объеме.
В соответствии с требованиями Автодора, в ведении которого находятся практически все платные дороги, все транспортные средства относятся к одной из 4-х категорий. Таблица, приведенная ниже, поможет разобраться, сколько придется платить, какие параметры влияют на размер тарифа:
Легковые машины, мотоциклы, в т. ч. с прицепом
ТС среднего веса., в т. ч., для перевозки людей
Больше-грузные ТС, автобусы
Спец. ТС (платформы, тралы и т. д.), большие автобусы
Для категорий 2, 3, 4 устанавливается максимальный коэффициент дифференциации.
Помимо данных в таблице при расчете стоимости учитывается следующее:
- Если на крыше авто (1-я и 2-я категории) перевозится багаж, велосипеды и т. д., они не учитываются при расчете габаритной высоты.
- Если на крыше грузовика закрепляется рефрижераторная установка, иное оборудование, необходимое для обеспечения особых условий транспортировки, они учитываются при определении высоты.
- Если на крыше легковой машины закреплен груз так, что общая высота превышает 2,6 метра, плата за проезд берется, как за 2-ю категорию. Это же правило действует, если есть прицеп с высотой более 2,6 метров.
- Если в зимнее время ТС не очищено от снега, льда, что привело к увеличению высоты, плата берется по реальным габаритам.
- При расчете платы за проезд ТС 3-й и 4-й категорий учитывается фактически имеющееся количество осей. Положение на момент проезда (поднята, опущена) значения не имеет.
- Если ТС оснащено прицепом (жесткая сцепка), оно расценивается в качестве единого объекта. Учитывается общее количество осей и максимальная высота. Если же сцепка гибкая, ТС и прицеп считаются самостоятельными объектами. Плата начисляется за каждое из них по соответствующей категории.
Платная дорога М1
При введении платных участков дорог первоочередное внимание уделялось и уделяется основным автомагистралям, соединяющим Россию с Европой, северные и южные регионы. М1 — это бывшее Минское шоссе. На определенном этапе решено ввести обозначения, соответствующие европейской классификации.
Если говорить о России, то М1 считается одной из наиболее современных платных дорог. На большей части она соответствует мировым стандартам и является составляющей Второго Панъевропейского транспортного коридора. Начинается М1 от границ Казани, проходит через столицы России и Беларуси и держит направление далее на Запад, в частности, к польской границе. Далее, следуя по этому же коридору, можно посетить Берлин и Лондон.
При строительстве М1 учтены все возможные требования не только с качеству дорожного покрытия, но и в части экологии и безопасности, в том числе, животных. В расчет принимаются традиционные пути миграции травоядных и млекопитающих, обустраиваются эковуды.
Основной упор на текущий момент делается на строительство развязок, увеличение количества полос. В частности, в декабре 2018 года должна быть введена в эксплуатацию Внуковская развязка, включающая 3 новых эстакады. Основная задача — облегчение въезда в Москву или выезда в область. Предполагается, что машины больше не будут часами стоять на ж/д переезде. На следующих этапах работ предлагается обустроить еще 16 подобных развязок. Все переходы делаются надземными. Учитывается возможность перемещения маломобильных групп населения.
В ведение компании «Автодор» уже передано 456 км. Но платить по состоянию на 2018 год придется только за проезд по участку, ведущему в обход г. Солнцево (14-33 км трассы). Плата за проезд здесь берется с 01.01.2014 года.
Важно: весь участок разделен на 3 (три) отрезка. Заплатить сразу за все нельзя. Водителю приходится останавливаться у каждого ПВП. Деление на отрезки связано с наличием нескольких въездов или съездов с трассы.
Ниже в таблице приведены данные о тарифах дороги М1 для каждой категории ТС:
Источник
Платные дороги: как по ним ездить и сколько это стоит
Платные дороги давно стали привычными во многих странах мира, но в России их ещё мало и большинство российских водителей по ним никогда не ездили. Однако чем дальше, тем больше будет появляться трасс, мостов и путепроводов, за проезд по которым водителям придётся платить. Рассказываем, как правильно пользоваться платными дорогами, как не переплачивать лишнего и как не нарваться на штрафы.
Зачем нужны платные дороги и чем они отличаются от обычных
Платную трассу строят в качестве альтернативы уже существующей бесплатной дороге. Старая дорога может быть узкой, извилистой, проходить через множество населённых пунктов, изобиловать светофорами, железнодорожными переездами, тоннелями и участками со скоростными ограничениями. Поэтому ехать по такой дороге может оказаться долго и неудобно, а реконструировать её – невозможно или настолько дорого, что проще построить новую трассу. В этом случае её разработку и постройку могут отдать частному подрядчику. Власти какого уровня принимают такое решение, зависит от статуса будущей дороги: она может быть региональной, федеральной, муниципальной или даже районной. Концессионер, который берётся за создание «платки», выкупает или арендует землю, где пройдёт трасса, и строит её — такой, чтобы по новой дороге можно было ехать с более высокой скоростью, в более безопасных условиях и тратить на переезд значительно меньше времени, чем по уже существующей бесплатной. Иначе какой в ней смысл?
Обычно в законодательстве разделяют владельца платной дороги и оператора, занятого её обслуживанием. Но на деле это могут быть аффилированные компании. Их бизнес — получать доход от использования трассы автовладельцами и водителями. Обычно платная трасса делится на участки, причём стоимость проезда по каждому из них не всегда пропорциональна протяжённости. Чаще всего применяется сложная тарифная сетка, в которой размер платы может меняться не только в зависимости от точек въезда и выезда, но и от дня недели, времени суток, а также класса автомобиля. За большегрузы нужно платить больше, за легковушки — меньше. В случае с платными мостами, путепроводами или тоннелями водитель чаще всего приобретает билет за фиксированную сумму, без учёта километров.
Как регламентируется оплата дорог в России
Первый подход к легализации платных дорог в России был предпринят ещё в 1992 году, когда вышел президентский указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Через шесть лет появилось дополнение, в котором отдельно было указано, что взимать плату за проезд по дороге или её участку можно только в том случае, если у них есть бесплатные дублёры. Это же правило распространяется и на строительство новых платных трасс.
Сегодня принципы эксплуатации платных дорог в России регламентирует целый пакет нормативных актов, и самые важные из них — это Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», принятый ещё в 2007 году, а также Постановление правительства №18 от 19.01.2010, определяющее правила пользования «платками». Там, в частности, написано, что, въезжая на платную дорогу, водитель заключает договор с оператором на её использование. А тот, в свою очередь, при наличии возможности проезда, не имеет права отказать автовладельцу в такой услуге.
Правило о бесплатной альтернативе сохраняется и до сих пор. На уровне закона из него сделали пока лишь одно исключение: в 2019 году в регионах Крайнего Севера было разрешено строить безальтернативные платные дороги. Правда, поступать так дозволяется лишь с некоторыми ограничениями: уникальная платная трасса в регионе может появиться вне населённых пунктов и взимать плату за езду по ней, а также по новым путепроводам и реконструированным участкам старых трасс допустимо только с грузовых автомобилей. Так появился, например, самый дорогой в России мост.
Сколько стоит проезд по платной дороге
Способы расчёта между пользователем и оператором дороги, а также предельные цены за проезд утверждает Правительство. Стоимость километра пути, которая рассчитывается в зависимости от категории автомобиля, прописана в Постановлении №47 от 30.01.2016 — с пометкой, что она может расти вместе с индексом потребительских цен.
Отдельная статья закона об автодорогах требует, чтобы на всех платных дорогах были освобождены от взносов машины специальных служб, общественный транспорт (но не такси и не междугородние и международные автобусы) и автомобили почты. Однако каждый собственник платной дороги вправе сам определять, каким ещё категориям пользователей он готов обнулить плату, а кому предоставить льготы.
Всего в России примерно 1,5 миллиона километров дорог общего пользования. Из них только около 1,5 тысячи километров (по состоянию на начало 2021 года) — платные. Вот самые известные и востребованные из них, а также стоимость проезда (сумма за проезд указана для легкового автомобиля при оплате наличными без скидок на 01.02.2021):
M11 «Нева». Трасса протяжённостью 610 км идёт от МКАД до петербургского КАД. Не построен пока только участок в объезд Твери. Плата: до 2415 рублей.
М4 «Дон». Плату берут на 6 участках общей длиной 844 км в Московский, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях и в Краснодарском крае. Плата: до 1640 рублей.
ЦКАД. На данный момент запущены в работу 310 из 336 км Центральной кольцевой автодороги, позволяющей объехать московскую агломерацию. До конца 2021 года начнут действовать оставшиеся участки. Плата: до 1600 рублей.
ЗСД (Западный скоростной диаметр). Бессветофорное шоссе, пересекающее Санкт-Петербург с юга на север, от Морского порта до трассы «Скандинавия». Протяжённость 46,6 км. Плата: до 750 рублей.
М1 «Беларусь». Платный участок в обход города Одинцово (Московская область) протяжённостью 20 км. Плата: до 400 рублей.
М3 «Украина». Платный участок в 70 км (со по в Калужской области. Плата: до 150 рублей.
Платные дороги в Псковской области, вблизи границ с Эстонией, Латвией и Беларусью. Общая протяжённость всех «платок» в области – 226 км. Плата: до 300 рублей.
Платные участки в Удмуртии. Оплачивать нужно проезд по мостам через реки Кама, Буй и на трассе, идущей от Ижевска через Камбарку к границе Башкирии. Общая протяжённость – 15 км. Плата: до 450 рублей.
Платный путепровод в Рязани. Связывает городские микрорайоны Соколовка и Дашково-Песочня. Плата: 25 рублей.
Как работают системы оплаты
Во всём мире используются только две модели оплаты проезда — закрытая и открытая. Первая подразумевает плату за пройденные километры: перед въездом на дорогу нужно получить талон на специально оборудованном пункте, а при выезде, предъявив его, расплатиться. Платить можно за каждый проезд по дороге (наличными или картой), а можно купить «абонемент».
В открытой модели въезд и выезд на платный участок не ограничивается — о том, что за проезд взимается плата, сообщают дополнительные знаки. Пункт оплаты на «открытой» дороге только один, и располагаться он может как на въезде, так и на выезде или вовсе где-то по пути, при этом плата за проезд обычно фиксированная.
На платных дорогах автовладельцы могут также воспользоваться транспондером — специальным устройством для автоматической оплаты проезда. Он устанавливается в машине и обменивается данными со считывающими устройствами на пунктах контроля. И дальше система списывает деньги со счёта, к которому привязан транспондер. Такая схема позволяет водителю не тратить время на общение с операторами контрольных пунктов, оплату наличными или «кредиткой».
Обычно при автоматическом списании платы въезд на дорогу реализуется по системе free flow (свободный поток) – через пункты, на которых нет шлагбаумов. Безбарьерным может быть как весь пункт оплаты проезда, так и отдельные полосы на нём.
В некоторых странах вся система платных дорог безбарьерная. Там водитель должен заранее купить «билет на проезд» по всем платным дорогам страны, который действует в течение определённого времени — от нескольких дней до года. Специальная марка, «виньетка», клеится в угол ветрового стекла и автоматически считывается средствами электронного слежения на всех платных дорогах.
Купить виньетку можно на любой заправке. Такая система действует, например, на всей территории Швейцарии, Австрии, Чехии, Словакии. Словении, Венгрии. А, например, в Норвегии в качестве идентификационной метки выступает номерной знак машины — проезд фиксируется камерами, после чего плата списывается со специального счёта владельца.
При этом схитрить вряд ли получится. За неуплату водитель может получить внушительный штраф или административный арест, даже если не является гражданином этой страны. Неотвратимость наказания гарантируют широкая сеть дорожных камер и систематические проверки автомобилей полицией.
Как оплачивать проезд по платным дорогам в России
Проезд по большинству платных дорог в России можно оплатить наличными, банковской картой или с помощью привязанной к ней бесконтактной системы платежа, а также через транспондер. Однако, например, на ЦКАД, есть вариант заплатить за проезд позднее — на сайте оператора, компании Автодор. Деньги надо внести в течение 5 суток, иначе выпишут штраф.
Но более распространена в России модель платных дорог с сетью контрольных пунктов с турникетами, оборудованными терминалами оплаты и шлагбаумами. Она функционирует по одной из двух возможных схем:
С постоплатой. При въезде на платный участок вы берёте в терминале талон (билет), который нужно сохранить до съезда с дороги. В конце отрезка этот талон необходимо предъявить оператору, который рассчитает количество пройденных километров и объявит сумму к оплате. После оплаты шлагбаум откроется и можно будет двигаться дальше.
С предоплатой. Эту схему применяют там, где протяжённость платного участка фиксирована, а значит, и сумма за проезд известна заранее. Например, если это платный мост. В этом случае водитель платит при въезде на участок, получает чек и двигается дальше. А в конце платного отрезка начинается бесплатная дорога. Иногда подобную систему инвертируют — делают въезд свободным (предупреждая о нём информационными указателями), а на выезде собирают плату.
Часто турникеты контрольного пункта рассчитаны на разные способы оплаты — соответствующие информационные таблички размещены над ними. Бывают также отдельные терминалы для грузовиков, в которых для удобства водителей приспособления для оплаты расположены выше.
Подходящий терминал надо выбирать заранее, ещё на подъезде к КПП — заняв соответствующую полосу. Если машин много, то лучше не приближаться к едущему впереди автомобилю, чтобы при возникновении у других водителей каких-то трудностей с оплатой можно было аккуратно перестроиться к соседнему терминалу, не мешая другим участникам движения.
Чем удобен транспондер и как им пользоваться
Об одном плюсе транспондера мы уже писали: он позволяет тратить меньше времени на оплату проезда. В современных системах для этого не придётся даже останавливаться — достаточно сбросить скорость до указанной на контрольном пункте. Электроника ещё на подъезде свяжется с транспондером внутри машины и в нужный момент поднимет перед автомобилем шлагбаум. Деньги спишутся автоматически.
Но главное преимущество транспондера — скидки, которые операторы платных дорог предоставляют тем, кто им пользуется. В некоторых случаях на поезде можно сэкономить до 50 процентов. Сейчас устройства бесконтактной оплаты в России предлагают четыре крупных компании-оператора автомобильных дорог: «Автодор», «Северо-Западная концессионная компания», «Новое качество дорог», «Магистраль северной столицы».
Транспондер стоит не очень дёшево (1000–3000 рублей) и будет выгоден только тем, кто много ездит по «платникам». Однако прибор можно взять в аренду, что имеет смысл уже при его использовании хотя бы несколько раз в год.
Коробочку надо не только купить или арендовать, но и зарегистрировать. Нужно оставить свои паспортные данные, номер телефона (для оповещений), завести личный кабинет на сайте оператора или через приложение в смартфоне. Затем на счёт, привязываемый к транспондеру, необходимо внести деньги. А ещё подключить опции — у каждого оператора они свои. Одни дают скидки на отдельные маршруты, другие просят меньше денег за регулярные поездки или в определённое время, третьи предлагают целую систему абонементов.
Ещё одна полезная опция — интероперабельность, то есть возможность использования одного транспондера на разных платных дорогах. И эту опцию стоит подключить первой.
В инструкциях операторы рекомендуют прикрепить транспондер к ветровому стеклу за салонным зеркалом заднего вида, а во время проезда пункта оплаты держаться в 10–15 метрах от автомобиля, едущего впереди. Если прижаться к попутной машине, то шлагбаум откроется перед ней, а оплату спишут с вас. И перед вами шлагбаум не поднимется, ведь транспондер — это персонифицированное средство оплаты, и по одному прибору не могут проехать несколько машин подряд.
Любителям дальних путешествий с дополнительным багажником стоить помнить о том, что системы списания автоматически определяют высоту автомобиля во время проезда терминала. И есть риск, что система спишет больше денег за проезд, спутав класс автомобиля. Чтобы не переплатить в этой ситуации, можно встать с очередь с оплатой через оператора и просто передать ему транспондер, чтобы он списал с него нужную сумму.
Что будет, если не заплатить
Способы, с помощью которых недобросовестные водители пытаются избежать оплаты проезда, бывают разными — объезд пропускного пункта, проезд по полосам, выделенным для спецтранспорта или для тех, кто ездит с транспондером (этот случай мы описывали чуть выше). И даже «паровозиком» вслед за каким-нибудь законопослушным водителем — подобно тому, как преодолевают турникеты в метро «безбилетники».
До недавнего времени единственным оружием борьбы операторов дорог с нарушителями были шлагбаумы, физически препятствующие проезду без оплаты. Но с 10 января 2021 года список штрафов, которые могут наложить на автовладельца, пополнился наказанием за «безбилетный» проезд по платной дороге. Водителю легковушки выпишут квитанцию на 1500 рублей, а с водителя грузовика или автобуса возьмут уже 5000 рублей.
Ещё серьёзнее будет наказание, если для проезда приподнять шлагбаум вручную или протаранить автомобилем. Ведь это повредит его подъёмный механизм, а значит, будет квалифицироваться как ДТП. Если же водитель, «перехитрив» таким образом систему, уедет, то будет считаться лицом, покинувшим место аварии. Что карается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ – лишением прав на срок до полутора лет или арестом на 15 суток.
Из-за нового штрафа надо быть особо внимательным тем, кто ездит по платным дорогам с транспондером. Проезжая контрольный пункт, стоит дождаться от установленной в машине «коробочки» звукового сигнала, подтверждающего факт оплаты. Иначе водителю могут засчитать «безбилетный» проезд и выписать тот же штраф в 1500 рублей.
Как быть, если заехал на платную дорогу случайно
Как мы помним, у платной дороги всегда есть альтернатива, поэтому бесплатная дорога не может внезапно «превратиться» в платную. О том, что впереди трасса, за которую надо платить, водителя как минимум должна предупредить табличка 8.8 «Платные услуги» в сочетании, например, со знаком 5.1 «Автомагистраль». Кроме того, информация о такой дороге должна ясно и чётко дублироваться на дорожных указателях.
Но предположим — с кем не бывает! — отвлеклись, запутались в развязках и знаках на незнакомой дороге и оказались перед въездным пунктом на платный участок. Тут не надо паниковать: не пытайтесь встать на «аварийке» перед КПП или «аккуратно» сдавать назад несколько километров, чтобы вернуться на бесплатную дорогу. Эти действия — серьёзные нарушения ПДД. Так, движение задним ходом по магистрали обернётся штрафом в 2500 рублей согласно части 3 статьи 12.11 КоАП. А из-за остановки на дороге можно запросто получить штраф на 2000 руб. по части 4 статьи 12.19 КоАП.
Лучше сориентируйтесь, есть ли до въездного пункта место для парковки — обычно там имеются маленькие «карманы». Оставьте машину, найдите сотрудников пропускного пункта и объясните им ситуацию. Когда парковки рядом не видно, занимайте полосу, которая ведёт к точке оплаты наличными. Подъехав, сообщите кассиру или старшему смены контрольного пункта, что оказались здесь по ошибке — они наверняка уже сталкивались с подобными случаями и помогут выйти из положения.
Другое решение — проезжайте на въездной пункт, берите билет или платите за проезд. На ближайшей развязке развернитесь и возвращайтесь на бесплатную дорогу через тот контрольный пункт, через который въехали. В этом сценарии придётся расстаться с некоторым количеством денег — ведь трассой вы всё-таки воспользовались, но считайте это просто платой за собственную невнимательность. Ну а если цена за платный отрезок не слишком высока — то езжайте дальше. Вдруг вам понравится?
Что делать, если на платной дороге возникла чрезвычайная ситуация
В случае ДТП или другого экстремального события действия водителя на платной дороге мало отличаются от тех, которые необходимо предпринять на обычной трассе: нужно оповестить оперативные службы, страховую и следовать их указаниям. Появляется лишь дополнительная возможность дать знать о случившемся службе аварийных комиссаров (инспекторов), работающей на трассе. Для этого нужно позвонить по короткому номеру и рассказать суть происшествия. Этот номер лучше узнать заранее, поскольку у службы каждой трассы он свой. Встретить его можно прямо на дороге — на специальных информационных табличках, расставленных вдоль всего маршрута.
Инспектор службы, если нужно, вызовет ГИБДД, полицию, скорую или пожарных. Он может помочь, если требуется эвакуация машины с трассы к съезду или на отводную часть дороги. У инспекторов также есть экстренный запас топлива, которого хватит, чтобы доехать до ближайшей заправки.
Итак, совсем коротко
– В России примерно 1,5 тысячи километров платных дорог. Это трассы, соединяющие крупные города нескольких регионов, платные участки на существующих дорогах, путепроводы или городские объездные дороги.
– У каждой платной дороги есть бесплатная альтернатива — это требование законодательства.
– На большинстве платных дорог в России платить придётся за пройденные километры, на фиксированных участках плата тоже фиксированная. Цена может меняться в зависимости от класса машины, времени суток, дня недели и даже сезона, но не может превышать лимиты, предусмотренные постановлением Правительства. Сами ограничения могут корректироваться раз в год.
– Бесплатно по «платкам» ездят спецслужбы и почта, но владельцы дороги могут дополнительно устанавливать на своё усмотрение льготы для клиентов.
– В большинстве случаев можно платить меньше, если купить абонемент, стать участником программы лояльности или использовать для оплаты транспондер.
– Платная трасса или нет — правила поведения на ней остаются неизменными: надо соблюдать ПДД. А если на такой дороге произойдёт что-то непредвиденное, можно обратиться за помощью к службе аварийных инспекторов.
Источник