Способ окрашивания ткани набивка

Способы крашения тканей

До поступления к потребителю ткани подвергаются, как правило, отбеливанию, крашению или печатанию, а также различным видам заключительной обработки тканей.

Гладкокрашеными — называются ткани, окрашенные в один цвет

Набивными — имеющие на лицевой поверхности печатный узор

Один из способов нанесения печатного рисунка — пигментное крашение. По заданному рисунку изготавливается трафарет, через него на ткань наносится краска, которая впоследствии высушивается без воздействия высоких температур. Пигментное крашение более стойкое, так как при нем краска наносится непосредственно на ткань. Визуально трафаретный метод дает эффект ручного крашения типа батика.

При выборе полотна с набивным рисунком важен состав ткани, так как разный состав волокон требует разных химических составов красителей и разной температуры окраски. Дольше прослужат ткани с однородным составом.

Реактивный способ крашения наиболее дорогостоящий, связывает краски с каждой отдельной ниточкой, становясь их составной частью, и ткань никогда не линяет. Только так достигается удивительная прочность, шелковистость и красота постельного белья. Реактивные красители, иногда называемые активными или волоконно-реактивными, разработаны в 1950-х годах. Реактивные красители образуют химическое соединение с волокном и становятся его частью. Поскольку связь между красителем и волокном прочна, реактивные красители очень устойчивы к мокрым обработкам, что является их основным достоинством.

Источник

Ручная набивка на ткани

Набивка – древний вид декоративно-прикладного искусства, зародившийся в Египте. Наиболее старые сохранившиеся образцы изделия датируются IV веком нашей эры, их обнаружили в 1894 году в детской гробнице Панаполиса на родине данной технологии.

В Россию техника изготовления набивных тканей пришла ориентировочно в X веке, а массовое производство началось в XVIII столетии. В Европе этот способ обработки ткани обрел популярность в Средние века и повсеместно применялся до XIX века, на который пришлось изобретение тканепечатной машины.

Технология набойки применялась в изготовлении рабочей одежды и подкладок, а также для имитации дорогостоящих бархатных и парчовых полотен. Позже она заняла нишу в производстве обивочных материалов, платков, платьев, а также многих других видов повседневной и праздничной одежды для мужчин и женщин.

Технология набивки на ткани

Суть методики заключается в нанесении оттиска на ткань путем удара по деревянной форме специальным молотком киянкой. Для создания узора используют заранее окрашенное полотно. Издавна штамп изготавливался вручную, поэтому четкость рисунка в значительной мере зависела от профессионализма мастера. Позднее для создания более тонких граней основу начали дополнять медными пластиками или проволоками.

Сегодня набойные доски выпускают на станках, вырезающих заготовку по нарисованному на компьютере макету. Но в некоторых регионах России по сегодняшнее время можно встретить мастеров, продолжающих давние традиции ручной резки.

Мотивы набивных рисунков

По типу композиции современные и старинные рисунки подразделяются на два вида: геометрические и растительные.

Чаще всего на изделиях, оформленных методом набойки ткани, встречаются кружочки, квадратики, треугольники, горошинки и прочие фигуры, которые рисуют обильно или редко.

В народном творчестве пользуются успехом «звездочки», размещаемые на полотне в хаотическом порядке или объединяемые по вертикали с вертикальной цветной полосой. Изображение выделяется оригинальным переливанием цветов, которые сочетаются с более мелкими узорами. Это придает полотну чувство динамичности и торжественности. Более крупные элементы направлены на формирование определенного художественного образа, а основу в таких изображениях составляют орнаментальные мотивы.

Широкое распространение получили композиции из тонких полос, разделенных ромбиками, кружочками, квадратиками или иными орнаментальными мотивами. Такие комбинации позволяют создавать уникальные орнаментальные мотивы с разной вариацией размеров полос и характером рисунка. Для большего разнообразия можно использовать симметрию параллельных полос в вертикальном порядке, позаимствованных из орнаментальных мотивов, а также прямых и волнообразных линий.

Читайте также:  Основные способы производства электроэнергии

Растительный орнамент обрел популярность в народном стиле. Визуальные букеты делают из малых и больших цветов, листьев, веток. Часто дизайнеры прибегают к плавным переходам стеблей растений в волнистые ветви, на которых (одном или обоих концах) изображаются разные виды растительности. В сочетании с полосатыми мотивами такие рисунки создают гармоничные композиции. Популярностью пользуется имитация разводов с геометризированным цветком по центру рисунка, такой эффект достигается за счет сложных мотивов.

Отдельного внимания заслуживают набивные платки, в которых центральная композиция объединяется с каймовой или сетчатой. По центру плоскости располагаются цветочные мотивы по шахматному принципу, окружаемые крупными цветами на широкой кайме. Сочетание малых и больших цветов добавляет стильному образу энергичности.

Инструкция по ручной набивке ткани

Набор для создания орнамента состоит из следующих элементов:

  • Акриловые краски. Подходят материалы трех производителей: decola (Россия), textile art (Венгрия) и pebeo (Франция). Краски decola смешиваются с разбавителем этой же фирмы, поскольку имеют густую консистенцию. Материал textile art принадлежит более дорогому сегменту, но медленнее сохнет на набивочной доске и легче очищается на ней. Фирма pebeo предлагает богатую цветовую гамму, но возможно вас не устроит жидковатая консистенция и небольшой объем баночек.
  • Штамп для печати. Нужно использовать индийскую доску из паллисандра или лакированный штамп из фанеры. Заготовки с обработкой лаком не впитывают краски и легко подвергаются очистке. Индийские изделия лаком не покрываются, поэтому нуждаются в моментальной отмывке после завершения процедуры нанесения оттиска. Плюс их нежелательно использовать с красками decola.
  • Ткань. Лучшим решением будет натуральное полотно из хлопка или льна. Благодаря гладкой текстуре на хлопчатобумажной ткани получаются более четкие рисунки.
  • Ненужное одеяло. Мягкая основа понадобится для создания более точного изображения.
  • Губка для посуды. Лучше применять куски губки размером около 2х2 см.
  • Посуда с бортиком. Чашка, тарелка или иная емкость, препятствующая вытеканию жидкости.
  • Утюг. Применяется на завершающем этапе для лучшего впитывания красок.
  • Зубная щетка. Необходима для мытья штампа.

Порядок набивки рисунка на ткань

  1. Постелите на жесткую поверхность старое одеяло или иную мягкую ткань, устраните помятости.
  2. Тщательно погладьте кусок ткани, на которой будет изображен рельефный рисунок, и наложите его на подкладку.
  3. В емкость с бортиком вылейте чайную ложку краски и смешайте с несколькими каплями разбавителя. Тщательно смешивайте жидкость до достижения однородной консистенции.
  4. Кусочек порезанной губки пропитайте краской с небольшим усилием, чтобы средство проникло в толщу на 3-4 мм. Не допускайте образования сгустков на поверхности губки, поскольку они сделают рисунок размытым.
  5. Для окрашивания штампа пройдитесь губкой по узору легкими нерезкими движениями с небольшим давлением, обязательно делайте это снизу вверх. Убедитесь в отсутствии сгустков и пузырей, которые могут привести к нечеткому рисунку.
  6. Окрашенную доску прислоните к поверхности ткани на 2 секунды с незначительной нагрузкой. Для большей точности изображения ударьте по печатке молотком. Снимайте штамп строго вертикально, чтобы не размазать краски и не оставить следы штампа. Перед последующим нанесением оттиска заготовка окрашивается повторно.
  7. По завершении комплекса работ оставьте полотно на 2-3 часа для естественной просушки, после чего закрепите результат с помощью утюга. Сначала ткань гладится с изнаночной стороны, а потом с лицевой. Если на подошву утюга перенеслась краска, значит она не до конца высохла на полотне.
  8. Промойте доску для набивания в теплой воде с помощью зубной щетки и моющего средства. Не следует очищать поверхность под большим усилием, чтобы не повредить элементы рельефа. Промытую печатку оставьте сохнуть на боку для отвода всей воды. Не сушите заготовку на батарее.

Изделия из набивных тканей нужно стирать в деликатном режиме как обычные текстильные изделия из натурального полотна.

Читайте также:  Способы устного счета умножение

Для покупки материала обращайтесь в компанию Vulkana. Мы занимаемся производством и продажей ткани из длинноволокнистого хлопка, выращенного на полях Индии.

Источник

Виды набивных тканей по способу нанесения рисунка и составу

Набивная ткань — текстильное полотно с напечатанным на лицевой стороне рисунком.

Техники нанесения набивного рисунка

В настоящее время техника ручной набивки применяется исключительно в кустарном производстве. Современные технологии позволяют создавать рисунки разнообразных форм, сложные градиентные переходы, а также переносить фотоизображения.

Обзор и описание технологий

В промышленных масштабах печатание, то есть нанесение красителей на определенные участки ткани, выполняют разными способами.

Сетчатый. Для нанесения набивного рисунка на ткань используют шаблон (рамку с натянутой капроновой сеткой). Определенные участки сетки покрывают пленкой, в результате получают изображение, соответствующее разработанному эскизу. Шаблон располагают на полотне, затем с помощью резиновой пластины продавливают краску через сетку.

Для многоцветного рисунка применяют несколько шаблонов. Последовательно перемещая рамку с сеткой, прокрашивают всю поверхность. Этот способ считается довольно трудоемким, но позволяет с максимальной точностью воспроизводить сложные картинки. Применяют для шелковых и креповых тканей.

Аэрографный. На ткани размещают шаблон с вырезанным рисунком. Краску наносят с помощью пульверизатора, плавно переходя от одного тона к другому. В результате получают цветные набивные узоры на ткани, имеющие различную степень яркости. Подходит для шелковых и ворсовых тканей.

Машинный. При этом способе текстиль пропускают между печатными валами и вращающимся цилиндром. На поверхности вала сначала высекают узор, затем наносят краску. При печатании вал прижимает полотно к цилиндру, в результате появляется четкий рисунок. Различают машины с одним валом (для одноцветного узора) и с несколькими (для многоцветных набивных принтов). Используют для синтетических и натуральных тканей.

Переводная печать (сублистатик). Перенос изображения делают через промежуточный носитель, то есть через бумагу или специальную пленку. Сначала на бумагу наносят нужное изображение, а затем прижимают ее к материалу термопрессом. Под воздействием высоких температур бумага сгорает, а узор прочно отпечатывается на полотне. На синтетике получают ярко выраженный фактурный рисунок, на натуральных материалах изображение будет более тусклым.

Способы нанесения изображения

По методу нанесения набивного рисунка различают следующие виды печати.

Прямая. Краску наносят на отбеленную или окрашенную в светлые тона основу. Если цветной рисунок занимает 30-40% общей площади, текстиль называют белоземельным. Полугрунтовые ткани — площадь картинки составляет от 40 до 60%, у грунтовых — более 60%.

Вытравная. На поверхности гладкокрашеного полотна путем нанесения специального вещества, разрушающего краситель, получают рисунки различной формы. Особенно эффектно смотрится белая вытравка на темном фоне, но бывают и цветные узоры. В этом случае используют вещества, в состав которых входят красители, устойчивые к действию вытравки.

Резервная. Перед окрашиванием определенные участки подвергают обработке специальным защитным веществом (резерв). В результате образуются набивные узоры, соответствующие заданному эскизу. Многократное повторение процедуры позволяет получить многоцветные изображения.

Хлопчатобумажные ткани

Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажными. Их популярность обусловлена высокими гигиеническими свойствами хлопкового волокна: гигроскопичность, воздухопроницаемость, гипоаллергенность. При этом они характеризуются низкой износостойкостью и высокой сминаемостью. Для повышения эксплуатационных свойств хлопок смешивают с синтетическими и искусственными волокнами. Из набивного хлопка шьют взрослую и детскую одежду, домашний текстиль.

Ситец. Легкая ткань полотняного переплетения. При производстве набивного ситца полотно не отбеливают, поэтому он отличается мягкостью. Благодаря современным технологиям не линяет, не выгорает на солнце. Хотя может дать усадку, сильно мнется. Шьют детскую одежду, женские сарафаны, платья, домашний текстиль в стиле пэчворк.

Сатин. Плотный с гладкой блестящей поверхностью. Вырабатывается сатиновым переплетением нитей, благодаря чему приобретает удивительную прочность. Гладкая ткань устойчива к загрязнениям, не выгорает на солнце, рисунок сохраняет яркость даже после многих стирок. Современные технологии позволяют переносить на поверхность полотна 3D изображения. В основном используется для изготовления постельного белья из сатина и полисатина.

Читайте также:  Способ передачи сообщения 6 букв

Поплин. Мягкая, приятная к телу, при этом очень плотная набивная ткань. Благодаря переплетению нитей разной толщины получают полотно с рельефным рисунком в рубчик. Не пилингуется, не дает усадку, легко гладится. Шьют летние платья и блузки, постельное белье, столовый текстиль, шторы для кухни.

Бязь. Прочный материал, характеризующийся высокой износостойкостью. Хлопковое волокно хорошо поддается окрашиванию, поэтому набивной узор сохраняет яркость цвета даже после многократных стирок. В зависимости от плотности, выбирают для пошива детской, женской одежды и домашнего текстиля, в основном постельного белья.

Батист. Легкая полупрозрачная ткань, полученная полотняным переплетением из тонких длинных волокон хлопка. Практически невесомая с гладкой поверхностью отлично драпируется. Натуральный набивной батист относится к дорогим материалам. Идеален для пошива летних платьев, сарафанов, постельного белья, штор в стиле прованс.

Вафельная ткань. Мягкая, немного рыхлая ткань с рельефной поверхностью. Производят вафельным переплетением нитей, благодаря чему полотно приобретает характерный узор из прямоугольных ячеек. Обладает высокой гигроскопичностью, поэтому быстро впитывает влагу. Чаще всего используют для производства кухонных полотенец.

Другие популярные виды

Кроме широко распространенных хлопковых, есть и другие виды набивных тканей.

Путем смешивания льна с химическими волокнами (полиэстер, вискоза, лавсан, эластан) добиваются повышения пластичности и мягкости. Шьют столовый текстиль, шторы, постельное белье, взрослую и детскую одежду.

Шелк. Прочный гладкий с матовым блеском. Шелк приятен к телу, нежно струится и легко закладывается в складки. Натуральный набивной материал с разнообразными узорами ярких расцветок смотрится нарядно. При этом отличается превосходными гигиеническими свойствами.

Искусственный (вискоза, ацетат) или синтетический шелк (полиэстер) уступает по гигиеническим показателям, зато отличается повышенной прочностью, малой сминаемостью и имеет невысокую стоимость. Шьют нарядную и домашнюю одежду, палантины, платки, постельное белье.

Атлас. Гладкая набивная ткань с глянцевым блеском. Ткут атласным переплетением нитей. Отличается высокой прочностью, имеет красивый внешний вид. На гладкое полотно можно нанести любой рисунок, включая 3D изображения. Выбирают для изготовления легкой одежды, домашнего текстиля: покрывала, декоративные наволочки, шторы, постельное белье.

Трикотаж. Мягкое эластичное полотно преимущественно натурального состава (хлопок). Благодаря рыхлой структуре трикотаж хорошо окрашивается. Большой популярностью пользуется тонкий материал с яркими мультяшными принтами (кулирка), из него шьют детскую одежду.

Более плотный интерлок, характеризующийся малой растяжимостью, популярен в пошиве домашней одежды. Нежный, мягкий и очень эластичный трикотаж-масло идеален для пошива женских платьев, юбок и топов.

Купонные. Материалы различного волокнистого состава с повторяющимся рисунком относят к разряду набивных тканей. Характерная особенность — уменьшение узора от края к центру. Шьют постельное белье, шторы, платья, блузки, сарафаны, юбки.

Как определить лицевую сторону

Прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону. В случае с набивными тканями сделать это не всегда просто. Если рисунок крупный и ярко выраженный, проблем возникнуть не должно. Но на материалах с размытым принтом бывает сложно понять, какая из сторон является лицевой.

Самый простой способ определить лицевую сторону — визуальный. У набивных тканей лицевая сторона более яркая, с четко выраженным рисунком, а изнаночная — блеклая, границы узора размытые. Мелкие узелки и утолщения всегда выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне такие дефекты отсутствуют или они менее выражены.

У текстиля атласного переплетения лицевая сторона всегда блестящая. Материалы, изготовленные саржевым переплетением нитей, имеют характерную особенность — рельефный рисунок в рубчик. На лицевой стороне узор более выпуклый, чем с изнанки.

Следующий способ определения лицевой стороны набивной ткани — по кромке (уплотненная полоса по краю). На ней можно разглядеть проколы, выполняемые ткацким станком. Иглы вводятся с изнанки, поэтому дырочки более четкие и выпуклые с лицевой стороны.

Выбирайте ткани с набивным рисунком для пошива одежды, домашнего текстиля, белья. Яркие рисунки поднимают настроение и вносят разнообразие в серые будни.

Источник

Оцените статью
Разные способы