- Действенные способы защиты прав на товарный знак
- Почему так важна защита
- Что дает регистрация
- Способы защиты товарного знака
- Методы защиты знака
- Гражданский метод
- Административный метод
- Защита через таможенные органы
- Уголовное преследование
- Другие методы
- Как защитить товарный знак в 2021 году?
- Нюансы регистрации товарного знака
- Способы защиты прав на товарные знаки
- Варианты судебной защиты товарного знака в 2020 году
- § 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (ст. 1477 — 1515)
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
Действенные способы защиты прав на товарный знак
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Защита прав на товарный знак нужна для предупреждения подделок, посягательств на нематериальную собственность. Наличие защиты позволяет получить полное право на выпуск продукции, которое нельзя нарушить. Если право фирмы будет нарушено, она может обратиться в суд.
Почему так важна защита
Определение товарного знака содержится в статье 1477 ГК РФ. Это обозначение, необходимое для индивидуализации фирмы и ее товаров. Товарный знак может быть самым разным: слова, изображения, комбинирование двух инструментов, объемные элементы, звук. Звуковой товарный знак обычно используют радиокомпании. В некоторых государствах можно в качестве товарного знака регистрировать даже ароматы. Подходит это парфюмерным фирмам.
Действительная необходимость в регистрации знака есть у межнациональных корпораций. Именно продукцию этих корпораций чаще всего подделывают. Но задуматься о регистрации следует и небольшим стартапам. Небольшая фирма может быстро набрать обороты в своей деятельности, и ее товар будут подделывать. Конкурирующая фирма будет зарабатывать на репутации, не вкладывая в рекламу ничего.
Что дает регистрация
Регистрация товарного знака дает следующие возможности:
- Использование знака практически на всех носителях: производимые товары, сайты, имя домена, документы.
- Возможность передачи права на использование товарного знака другому ЮЛ или ФЛ.
- Использование в качестве залога при кредитовании.
- Защита своего знака от посягательств конкурентов.
Если представители фирмы увидят, что знак используется другой компанией, они могут обратиться в суд.
Способы защиты товарного знака
Для защиты товарный знак нужно его зарегистрировать. Сделать это можно в ФГБУ «ФИПС» (это отделение Роспатента). Регистрировать знак нужно в той местности, где он будет эксплуатироваться. Длительность оформления занимает 12-15 месяцев. Срок действия знака – 10 лет. Его можно продлевать неограниченное число раз. Если фирма будет работать, в том числе за рубежом, нужно пройти международную регистрацию. Она нужна для защиты на территории других государств.
ВАЖНО! Если фирма оформила знак в России, это не станет автоматически гарантом защиты в других государствах. Право обладания действует только в той стране, в которой оно появилось.
Перед направлением заявки в Роспатент нужно проверить, не используется ли выбранный знак еще кем-то. Совпадения можно найти при помощи базы Роспатента. Эта база состоит из 500 000 знаков. Если права на знак принадлежат другой фирме, то регистрировать его нельзя. Проверка на совпадения выполняется патентным бюро. Его представители сравнивают логотип/название с базой данных. Это позволяет исключить все совпадения.
Правообладатель имеет полномочия для контроля применения знака третьими лицами при этих обстоятельствах:
- Нанесение маркировки на продукцию, упаковку, рекламные носители.
- Использование товарного знака в качестве знака обслуживания.
- Указание в документах, сопровождающих отпуск продукции в оборот.
- Использование товарного знака в продвижении продукции или услуг.
- Использование в социальных сетях, домене, электронной почте.
Лицо, имеющее права на знак, не может ограничивать использование знака, если это использование в личных целях ФЛ, которые не преследуют целей по извлечению прибыли. Наказание не может накладываться на лиц, которые используют знаки по согласованию с их обладателем.
К СВЕДЕНИЮ! Регистрация знака – не гарант того, что конкуренты не будут его использовать. Но если использование товарного знака обнаружено, предприниматель может оперативно отреагировать на правонарушение. Для этого имеет смысл сначала отправить письмо с претензией, а затем, если компания-правонарушитель никак не реагирует, отправиться в суд.
Методы защиты знака
Защита прав предполагает действия в том случае, если обнаружен факт использования зарегистрированного знака. Они могут лежать в различных плоскостях.
Гражданский метод
Для инициирования дела о защите товарного знака нужно обращаться в арбитражные суды. Если дело хотят начать обе стороны, можно идти в третейский суд. Для обращения в орган нужно составить заявление. В нем должны содержаться требования. К примеру, это следующие требования:
- Прекращение неправомерного использования товарного знака.
- Возмещение убытка, возникшего вследствие незаконного использования знака.
Нужно учесть, что обычно установить размер ущерба, нанесенного вследствие неправомерного использования знака, очень сложно. А потому истец может обратиться к альтернативному способу защиты – требованию компенсации. Размер компенсации может варьироваться от 10 000 до 5 000 000 рублей. Соответствующее положение содержится в подпункте 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ. Если истец будет добиваться именно выплаты компенсации, определять размер убытков не требуется.
Еще один метод защиты – публикация решения суда в СМИ. Нужно это для восстановления деловой репутации фирмы.
Судов есть полномочия по решению этих вопросов:
- Защита исключительного права на товарный знак.
- Исполнение договора по передаче прав на использование товарного знака.
В арбитражный суд можно обращаться тогда, когда соглашениями, связанными с использованием товарного знака, предусмотрен именно такой порядок.
Административный метод
Существуют такие административные способы:
- Отправка возражения в Палату по патентным срокам.
- Направление заявления о нарушении норм конкуренции в Антимонопольный орган.
- Направление жалобы в структуру, которая управляет работой правонарушителя.
Административные методы достаточно продолжительны в реализации. К заявлению о нарушениях нужно приложить бумаги, подтверждающие права истца на знак.
Защита через таможенные органы
За помощью таможенных органов следует обращаться тогда, когда неправомерное использование знака связано с ввозом или вывозом продукции из РФ. Процедура в данном случае будет регламентироваться Положением о защите прав, установленным Приказом ГТК №1199 от 27 октября 2003 года.
Уголовное преследование
На нарушителя прав на чужой товарный знак может накладываться уголовная ответственность. Привлекают к ней на основании статьи 180 УК РФ. В пункте 1 предусмотрены эти наказания за неправомерное использование чужих товарных знаков:
- Штраф 100 000-300 000 рублей или исправительные работы до 2 лет.
- Лишение свободы до 24 месяцев с наложением штрафов до 80 000 рублей.
Если преступление совершалось группой лиц или организованной группой, ответственность будет серьезней.
Уголовная ответственность накладывается в том случае, если вследствие правонарушения образовался крупный ущерб. Размер его, согласно статье 169 УК РФ, составляет 1 500 000 рублей. Такой ущерб может быть причинен в следующих обстоятельствах:
- Реализация оптовых партий контрафакта.
- Компания, которой принадлежит товарный знак, утратила свое влияние на рынок сбыта.
- Упущенная выгода.
К СВЕДЕНИЮ! За использование товарного знака уголовная ответственность накладывается крайне редко. Отсутствует соответствующая судебная практика, сложно доказать величину ущерба.
Другие методы
Владелец знака имеет право на самостоятельную защиту. Однако инструменты для этой защиты должны быть соразмерны правонарушениям. К примеру, в качестве самозащиты могут использовать максимальное усложнение незаконного использования знака. Для этого используются голограммы, фигурные элементы и прочее.
Источник
Как защитить товарный знак в 2021 году?
Часть четвертая ГК РФ относит товарные знаки к средствам индивидуализации предприятий. Глава 76 ГК РФ позволяет установить режим правовой защиты товарного знака, для этого проводится процедура регистрации в ФИПС с выдачей охранного свидетельства. При наличии указанного свидетельства, предприятие может осуществлять защиту права на товарный знак способами, установленными ст. 1252 ГК РФ.
Нюансы регистрации товарного знака
Каждая компания, планирующая добиться успеха на рынке, должна использовать все законные способы повышения конкурентоспособности. Для индивидуализации фирмы, а также ее продукции, применяется торговый знак, который выражается в следующих видах:
- обозначения текстового характера, выраженные с помощью шрифтовых комбинаций (словоформы, аббревиатуры и т.д.);
- средства изобразительного характера — графические объекты без применения текстовых форм;
- обозначения комбинированного характера — комплекс текста и графики в едином объекте.
На товарный знак юрлицо может получить свидетельство о регистрации. Для этого необходимо подтвердить, что представленный знак обладает уникальными характеристиками.
Правообладателю предоставляется полный комплекс мер по защите товарного знака, однако для этого нужно пройти регистрацию через службу Роспатента. Процедура состоит из следующих этапов:
- проведение предварительной проверки товарного знака на предмет уникальности;
- направление регистрационной заявки в ФИПС;
- публикация информации о заявке в информационном вестнике Роспатента;
- формальная экспертиза, проводимая на предмет соответствия заявки законодательным актам;
- вынесение уведомления о положительном прохождении формальной экспертизы;
- экспертиза регистрируемого обозначения по существу;
- вынесение решения о регистрации знака в госреестре;
- регистрация товарного знака в госреестре, официальная публикация данных в вестнике Роспатента;
- выдача правообладателю свидетельства на товарный знак, прошедший регистрацию.
С этого момента владелец исключительного права на товарный знак может использовать весь комплекс действий по защите объекта индивидуализации.
Способы защиты прав на товарные знаки
В ст. 1252 ГК РФ перечислен перечень основных мер по защите товарного знака:
- заявление о признании права — при возникновении спора с участием третьих лиц, отрицающих или не признающих указанное право;
- направление требований о прекращении нарушений подтвержденных прав;
- судебная защита — направление иска о возмещении убытков или выплаты компенсации с лица, противоправно использующего чужие товарные знаки;
- требование о принудительном изъятии носителей, на которых нанесены знаки;
- направление требования о публикации акта судебного учреждения с указанием настоящего правообладателя.
Каждый правообладатель может реализовать все перечисленные варианты отстаивания своих интересов. Наиболее эффективным вариантом является судебная защита прав на товарные знаки, в ходе которой можно не только пресечь противоправные действия третьих лиц, но и добиться возмещения убытков или компенсационных выплат за использование чужого объекта интеллектуальной собственности.
На практике, до передачи документов в судебные инстанции, предъявляется требование о прекращении противоправного использования товарного знака с изъятием продукции из гражданского оборота.
Если этот вариант не приносит положительного результата, предстоит урегулирование спора в судебных учреждениях.
Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании
Условия наступления ответственности за противозаконные действия регламентированы ст. 1515 ГК РФ. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:
- под незаконным использованием чужого товарного знака понимается его размещение на товарах, этикетках, упаковках без разрешения правообладателя (закон допускает передачу исключительных прав на основании лицензионных договоров или иными способами);
- материальные носители, на которых незаконно размещены чужие товарные знаки, признаются контрафактными, а их использование в гражданском обороте является противоправным действием;
- право на товарный знак подлежит защите только в пределах территории, на которой он проходил регистрацию (например, при получении свидетельства о регистрации на территории РФ, автоматическая правовая охрана за пределами страны не возникает);
- исключительные права на товарный знак защищаются только в отношении группы товаров или услуг, которые были включены в заявку при регистрации.
Рассмотрим, как происходит защита зарегистрированного обозначения в судебном порядке.
Варианты судебной защиты товарного знака в 2020 году
Взыскание убытков или компенсации за нарушение прав на товарные знаки возможно только в судебном порядке.
Обращение в суд по защите прав на объекты интеллектуальной собственности может происходить по следующим направлениям:
- привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности;
- направление искового заявления в арбитражный суд;
- рассмотрение спора через Палату по патентным спорам;
- подача жалобы в ФАС;
- направление жалобы в органы Федеральной таможенной службы.
Выбор одного из перечисленных вариантов является правом владельца товарного знака. Например, если правоохранительными органами изъята единичная партия контрафактной продукции, целесообразно настаивать на возмещении ее двукратной стоимости, поскольку определить ее рыночную стоимость не составит труда.
Возмещение указанными способами может происходить в рамках уголовного или административного процесса, для этого предъявляется соответствующий гражданский иск. Нужно учитывать, что доказывание размера убытков и подготовка расчета суммы ущерба являются обязанностью правообладателя. По этой причине, наиболее оптимальным вариантом будет заявление требований о выплате компенсации в твердой сумме.
Одновременно с удовлетворением требований о выплате убытков или компенсации, суд обязан принять решение о конфискации контрафактной продукции.
Передача указанных носителей действительному правообладателю не допускается, изъятая продукция подлежит уничтожению за счет нарушителя.
Источник
§ 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания (ст. 1477 — 1515)
§ 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
ГАРАНТ:
См. комментарии к параграфу 2
1. Основные положения
Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания
ГАРАНТ:
1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак
ГАРАНТ:
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1479 ГК РФ
На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1480 ГК РФ
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 настоящего Кодекса.
Статья 1481. Свидетельство на товарный знак
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1481 ГК РФ
1. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.
2. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Статья 1482. Виды товарных знаков
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1482 ГК РФ
1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
ГАРАНТ:
1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Абзац седьмой утратил силу с 1 октября 2014 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ статья 1483 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 октября 2014 г.
1.1. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 1483 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.
2. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые относятся к объектам, не подлежащим правовой охране в соответствии со статьей 1231.1 настоящего Кодекса, или сходны с ними до степени смешения.
3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
5. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в пункт 6 статьи 1483 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.
6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.
Положения, предусмотренные абзацем пятым настоящего пункта, не применяются в отношении обозначений, сходных до степени смешения с коллективными знаками.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 230-ФЗ
7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, охраняемыми в соответствии с настоящим Кодексом, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака, за исключением случая, если такое географическое указание или такое наименование либо сходное с ними до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования такого географического указания или такого наименования, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано такое географическое указание или такое наименование места происхождения товара.
8. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в пункт 9 статьи 1483 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.
9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:
1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
2) имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265 и подпункт 3 пункта 1 статьи 1315) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;
3) промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Положения настоящего пункта применяются также в отношении обозначений, сходных до степени смешения с указанными в нем объектами.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 10 статьи 1483 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.
10. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в пункте 9 настоящей статьи.
Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ статья 1483 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу с 1 октября 2014 г.
11. По основаниям, предусмотренным настоящей статьей, правовая охрана также не предоставляется товарным знакам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак
Статья 1484. Исключительное право на товарный знак
ГАРАНТ:
1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
ГАРАНТ:
См. справку по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров, утвержденную постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 марта 2014 г. N СП-21/4
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Статья 1485. Знак охраны товарного знака
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1485 ГК РФ
Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Статья 1486. Последствия неиспользования товарного знака
ГАРАНТ:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 147-ФЗ пункт 1 статьи 1486 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
1. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет.
Заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, направляет такому правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак либо заключить с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован (далее — предложение заинтересованного лица). Предложение заинтересованного лица направляется правообладателю, а также по адресу, указанному в Государственном реестре товарных знаков или в соответствующем реестре, предусмотренном международным договором Российской Федерации.
Предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю не ранее чем по истечении трех лет с даты государственной регистрации товарного знака.
Если в течение двух месяцев со дня направления предложения заинтересованного лица правообладатель не подаст заявление об отказе от права на товарный знак и не заключит с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, заинтересованное лицо в тридцатидневный срок по истечении указанных двух месяцев вправе обратиться в суд с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
Новое предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю товарного знака не ранее чем по истечении трехмесячного срока со дня направления предыдущего предложения заинтересованного лица.
Решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования принимается судом в случае неиспользования правообладателем товарного знака в отношении соответствующих товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в течение трех лет, непосредственно предшествующих дню направления правообладателю предложения заинтересованного лица.
Правовая охрана товарного знака прекращается с даты вступления в законную силу решения суда.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ в пункт 2 статьи 1486 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2014 г.
2. Для целей настоящей статьи использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 настоящего Кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
3. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.
При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.
4. Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак.
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений статьи 1487 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. N 8-П
Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак
ГАРАНТ:
Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
ГАРАНТ:
Об исчерпании исключительного права на товарный знак на территории Единого экономического пространства см. Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)
Статья 1488. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
ГАРАНТ:
1. По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне — приобретателю исключительного права.
2. Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 230-ФЗ
3. Отчуждение исключительного права на товарный знак, включающий в качестве неохраняемого элемента географическое указание или наименование места происхождения товара, которым на территории Российской Федерации предоставлена правовая охрана (пункт 7 статьи 1483), допускается только при наличии у приобретателя исключительного права на такое географическое указание или такое наименование.
Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
Источник