Способы защиты авторских и смежных прав
Для того чтобы возникли авторские или смежные с ними права, согласно российским законам, не требуется соблюдать формальности (то есть как-то их регистрировать). Достаточно создать произведение или, соответственно, исполнить его. Защищать права понадобится, если кто-то присвоит их или начнет использовать в своих целях — личных или коммерческих. Можно заранее (до обнародования) обозначить свои права, предъявить досудебную претензию нарушителю и обратиться в суд.
Способы защиты интеллектуальной собственности описаны в 4-й части Гражданского кодекса (ГК) достаточно подробно, но для успеха выбирать конкретный метод нужно в зависимости от того, какое именно право нарушено. Если вы хотите защитить что-то поважнее дизайна интернет-страницы или поста в соцсети, то лучше довериться юристу. Он представит ваши интересы и поможет:
- задепонировать авторство, заверить его у нотариуса (или подсказать иной, более подходящий вариант);
- составить авторский договор на опубликование;
- определить, какое именно нарушение произошло в вашем случае (и было ли оно вообще, ведь есть множество вариантов законного использования чужих произведений);
- заказать экспертизу;
- составить претензионное письмо или заявление в суд;
- рассчитать сумму пошлины и ущерба.
Разумеется, в этом случае нужен юрист именно по авторскому и смежному праву, а не общей практики. Специалистов такого профиля удобнее и быстрее искать через интернет-сервисы — вместо утомительного обзвона множества юридических компаний. На нашем портале вы без труда найдете подходящего специалиста, способного решить проблему — мы работаем только с проверенными компаниями, здесь нет частников.
Вы можете оставить заявку прямо в тот момент, когда обнаружили нарушение, ведь сервис круглосуточный. У нас есть возможность прикрепить к тексту разные документы. Такое обращение, кстати, тоже может быть косвенным подтверждением авторских прав, что немаловажно.
Что можно требовать
В России действуют две презумпции: авторства и вины того, кто нарушил его право или смежное с ним. При этом не важна степень значимости творения — все равно, литературный шедевр вы создали или дизайнерскую табуретку. И не имеет значения, обнародовали вы свое произведение или наслаждаетесь им в одиночку. Подробнее об авторском праве и случаях, на которые оно не распространяются, можно почитать в отдельной статье.
Защита правообладателей предполагает целый комплекс мер. По закону можно требовать:
- Указать авторство либо признать/восстановить его. С этим часто обращаются не только авторы, но и соавторы.
- Прекратить нарушение (в том числе устранить угрозу того, что право может быть нарушено). Это может быть, например, запрет распространять контрафакт. В случае с интернетом можно заблокировать страницу или полностью сайт.
- Изъять контрафакт и даже оборудование для его производства.
- Восстановить положение, которое было до нарушения — например, удалить изменения в произведении, сделанные без ведома автора.
- Опубликовать опровержение или решение суда, которым установлено ваше авторское право.
- Возместить убытки, если чьи-то действия без согласования с вами нанесли вам ущерб или вы в результате них упустили выгоду. В последнее время более популярно требование о компенсации морального вреда. Ее размер, в отличие от убытков, не требуется рассчитывать и подтверждать документами, здесь работает принцип разумности.
Конечно, большинство методов получится реализовать только в суде, но многое для защиты авторских прав можно сделать и вне его. У смежных похожая природа, и защитить их можно сходными методами.
Какие способы защиты используются
В зависимости от того, чего вы хотите добиться, надо выбирать и способ, которым будете защищаться. Надо сказать, что первые задачи автора чего бы то ни было: сохранить всевозможные исходные рабочие материалы и закрепить за собой приоритет.
Поэтому начинать защиту прав надо еще до того, как вы начнете использовать свое творение.
Предварительные
Есть несколько вариантов фиксации авторства и иного правообладания:
- Отправить самому себе произведение почтой (обычной или электронной). В первом случае нельзя вскрывать конверт до возможного судебного разбирательства. Во втором рекомендуется отправлять письмо непосредственно из браузера.
- Внести запись в реестр, соответствующий характеру вашего творения. Их много, все они негосударственные, кроме того, где записывают данные создателей программ для ЭВМ. Но и тот не обязательный, а факультативный.
- Зафиксировать существование произведения и имя автора нотариально. Нотариусы неохотно берутся это делать, поскольку единого реестра в стране нет, а за удостоверение они отвечают своим именем. Опытные люди советуют говорить, что такое заверение требуется, например, по договору с издательством, а не для фиксации прав автора. Если уговорите — железобетонное доказательство для суда вам обеспечено.
В интернете самое элементарное — поставить предусмотренные ГК значки охраны © (авторам) и ℗ («смежникам») с именем и датой обнародования. Они, конечно, не защитят от воровства ваши записи, фото и прочие материалы. Но вот если этот значок при копировании сознательно удалят, то это усугубит вину того, кто так поступит.
Закон (статьи 1299 и 1309 ГК) разрешает также использовать любые технические средства, защищающие доступ к произведениям. Это могут быть технологии или устройства, которые контролируют или ограничивают действия, запрещенные правообладателем. Подробнее о том, как предварительно защитить права на интеллектуальную собственность, можно почитать в этой статье.
Внесудебные
Будем откровенны: обращение к нарушителю, будь то человек или организация, сознательно использовавшие ваше произведение — малоэффективно. Этот метод сработает, только если нарушитель не знал, что берет чужое, и готов исправиться.
Можно написать претензионное письмо, оно составляется по типу искового заявления. Адресатом будет либо частное лицо, либо творческое объединение или организация.
Основное предназначение такого письма — уведомить нарушителя, что вы в курсе содеянного и готовы отстаивать свои интересы.
Вряд ли оно испугает массового распространителя контрафакта, но может помочь решить локальные проблемы. Скажем, прекратить исполнять музыку или использовать текст без согласия автора.
Иногда суды требуют, чтобы вы попытались уладить дело миром, но это ваше право, а не обязанность. Вам решать, писать такую петицию или сразу судиться с обидчиком.
Обращение в суд
Если кто-то присвоил результат вашего творчества и обнародовал его раньше вас, то, по закону, автором считается он — до тех пор, пока вы не докажете обратное. Поэтому в суде пригодится все: черновики, эскизы, негативы и те предварительные меры, которые вы приняли, чтобы защитить свои интеллектуальные права.
- административным (при незначительных нарушениях типа ошибки в имени автора);
- общегражданским (в большинстве ситуаций);
- уголовным (в случае явного плагиата, при большом размере ущерба или в рамках уголовного дела).
Общегражданские иски рассматриваются в районных судах. Или в арбитраже, когда нарушитель, правообладатель или оба сразу — ИП или юрлица, либо если спор имеет коммерческий характер. Если дело не ограничится первой инстанцией, то им займется специальный суд по интеллектуальным правам.
Пошлина за неимущественные иски (признать/восстановить авторство и т. п.) для граждан — 300 рублей. А если у вас материальные претензии к нарушителю, то расчет ведется в зависимости от их размера: минимум 400 рублей, максимум 60 000 рублей.
Заявление рассматривается около месяца, а потом начнется процесс. Его результат очень зависит от обоснованности претензий, правильности расчета ущерба или адекватности требуемой компенсации, а также от убедительности доказательств.
Определиться со способом защиты и грамотно написать заявление поможет найденный в нашем маркетплейсе специалист по авторским и смежным правам. В сравнении с другими подобными сервисами у нашего есть преимущества:
- в заявке вы сами указываете цену за услугу, и вам ответят лишь те, кто на нее согласен;
- после согласования окончательной цены с выбранным юристом она уже не изменится;
- ваши деньги отправятся к исполнителю только по окончании работы, а до этого будут зарезервированы.
Создать заявку у нас несложно — форма удобная, и в ней есть подсказки. Мы всегда на связи и поддержим вас на всех этапах.
Источники:
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Источник
Что такое смежные права
В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?
В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.
И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.
Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:
- результаты исполнительской деятельности (исполнения),
- на фонограммы,
- на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
- на содержание баз данных,
- на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:
- исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
- фонограммы;
- сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
- базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
- произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).
Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.
Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона.
Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.
Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).
Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.
Простыми словами: исполнение — это то, как исполнено произведение. Каждый раз, когда произведение перепевается, переигрывается или декламируется заново, возникает новое исполнение.
Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.
Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.
Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).
То есть фонограмма — это запись, содержащая исполнение.
Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.
Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.
Простыми словами: фонограмма — это отдельный объект смежных прав, содержащий исполнение. Каждая новая запись — новая фонограмма.
Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.
Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ.
Смежные права таких организаций связаны с правом сообщения в эфир созданных ими же передач. Однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.
Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.
Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.
Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.
Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.
Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.
Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.
Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.
Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.
Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.
На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.
© Андрей Макаров 2014г. — 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.
Источник