Бензиномоторные пилы МП-5 «Урал-2Т» и «Урал-2Т Электрон»
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
Настоящее руководство содержит краткое описание устройства бензиномоторных пил МП-5 «Урал-2Т» и «Урал-2Т Электрон», их техническую характеристику, принцип работы основных узлов, правила регулировки, приемы работы пилой, правила эксплуатации и технического обслуживания.
Гарантийные обязательства заводом выполняются только при соблюдении правил эксплуатации и технического обслуживания пилы, изложенных в настоящем руководстве.
Небольшие расхождения между иллюстрациями в руководстве и вашей пилой возможны в связи с совершенствованием ее конструкции.
Бензиномоторные пилы МП-5 «Урал-2Т» и МП-5 «Урал-2Т Электрон» являются механизированным инструментом и предназначены для индивидуального пользования, а также для предприятий, не ведущих промышленную заготовку леса.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
3.1. Пила в сборе МП-5 «Урал-2Т»; МП-5 «Урал-2Т Электрон»
Масса пилы сухая без стартера, кг, не более 11,6; 11,55
Производительность пиления при раскряжевке свежесрубленной (не мерзлой) или влажной ели диаметром 35—45 см на участке ствола без сучьев, см2/с, не менее 100; 100
Емкость топливного бака, л 1,6; 1,6
Тип двигателя внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный
Рабочий объем цилиндра, см3 109; 109
Диаметр цилиндра, мм. 55; 55
Ход поршня, ММ. 46; 46
Степень сжатия 7; 7
Мощность двигателя (после 25-часовой приработки) при частоте вращения коленчатого вала 6200 ±200 об/мин., квт (л. с.), не менее 3,68(5); 3,68(5)
Карбюратор беспоплавковый, мембранный КМП-100У ТУ 84-700-77
Топливо смесь одного из автомобильных бензинов А-72 или неэтилированного А-76 гю ГОСТ 2084-77 с автомобильным маслом М8А ГОСТ 10574-78 или маслом АС-9,5 ТУ 38.101511-74 в пропорций 20:1 по объему
Система зажигания от магнето контактн.; бесконтактн. МБ-1
Охлаждение воздушное, принудительное
Пуск двигателя съемным стартером
Остановка двигателя выключением зажигания (кнопкой Стоп)
3.3. Пильный аппарат унифицированный
Направляющая пильной цепи шина консольного типа
Рабочая длина шины, см. 46; 46
Пильная цепь ПЦП-15М или ПЦУ-10,26 или ПЦ-10
Шаг, мм. 15 или 10,26
Привод пильной цепи звездочкой через редуктор
Ведущая звездочка, зубьев 6; 6 или 9
Включение и выключение пильной цепи автоматически, центробежной фрикционной муфтой
Скорость резания при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, м/с, не менее 10,0; 10,0*/11
Емкость бака для смазки пильного аппарата, л. 0,24; 0,24
Система смазки пильного аппарата принудительная, автоматическая
Габаритные размеры пилы, мм
В числителе скорость резания с пильной цепью ПЦП-15М, в знаменателе скорость резания с цепями ПЦУ-10,26 и ПЦ-10,
УСТРОЙСТВО И РАБОТА БЕНЗИНОМОТОРНЫХ ПИЛ «УРАЛ-2Т» И «УРАЛ-2Т ЭЛЕКТРОН»
Основные узлы бензиномоторных пил: двигатель 2 внутреннего сгорания (рис. 1), рама 3 с рукоятками, муфта 4 сцепления, редуктор 5» пильный аппарат 9 и съемный стартер 1.
На мотопилах «Урал-2Т» установлено контактное магнето, на мотопилах «Урал-2Т Электрон» установлено бесконтактное (электронное) магнето МБ-1.
Двигатель. Основные узлы двигателя (рис. 2): картер 1, коленчатый вал 2, цилиндр 14, поршень 15, глушитель 7 (рис. 3, 4), системы зажигания, охлаждения, питания.
Корпусные литые детали, а также цилиндр и поршень выполнены из легких цветных сплавов. Внутренняя рабочая поверхность цилиндра хромирована. Трущиеся детали внутри картера и цилиндра смазываются смесью масла с топливом, на котором работает двигатель.
Мотопила «Урал-2Т». Магнето маховичного типа состоит из маховика 4 и основания 11 (см. рис. 2, 3). Маховик установлен на конусном конце коленчатого вала, зафиксировав шпонкой и закреплен гайкой. В ступице маховика на резьбе закреплен храповик 7, через который двигатель пускают стартером.
На основании 3 магнето (рис. 5) смонтирована катушка 2 зажигания, состоящая из сердечника с намотанными на него первичной и вторичной обмотками трансформатора. С первичной обмоткой катушки зажигания последовательно включен прерыватель. Для уменьшения искрения в контактах прерывателя йр-и. размыкании их в схему параллельно прерывателю включен конденсатор 6. Поверхность кулачка прерывателя смазывается пропитанной маслом фетровой щеткой 12. Основание магнето установлено в левой половине картера на двух шпильках с гайками 9 (см. рис. 3).
Свеча зажигания имеет резьбу М14Х1,25. Нормальный зазор в электродах свечи 0,6—0,7 мм. Искра между электродами свечи зажигания появляется в тот момент; когда поршень не доходит до в. м. т. на 3,4 мы, или на угол опережения зажигания 28°, который устанавливают на заводе-изготовителе и фиксируют нанесением риски на картере против риски 8 на основании магнето. При снятии и установке основания магнето риски совмещайте. Величина зазора между контактами прерывателя 0,2—0,4 мм в разомкнутом состоянии.
По мере износа пластмассовой пяты 11 рычага прерывателя (см. рис. 5) уменьшается зазор между контактами. Для регулирования зазора снимите крышку 6 картера (см. рис. 2) и крыльчатку маховика 5. Установите коленчатый вал так, чтобы пята 11 (см. рис. 5) упиралась на цилиндрический участок кулачка прерывателя. Через окно в стенке маховика отверткой ослабьте винт 10 и за специальный пазик 9 подвиньте пластину контакта 8. Передвижение пластины в сторону рычага 7 уменьшает зазор, передвижение в обратную сторону — увеличивает. Замеряйте величину зазора щупом, имеющимся в комплекте инструмента. По окончании регулирования закрепите пластину контакта винтом 10 и установите снятые детали.
Маховик с крыльчаткой при изготовлении подвергается статической балансировке,- после чего их взаимное положение фиксируется нанесением меток в виде цифры «0». Одна метка наносится на головку заклепки крепления ступицы маховика к ободу, а другая — против этой метки на крыльчатке. При установке крыльчатки на маховик метку совместите.
Правильно установленный зазор при »нормальных условиях эксплуатации нарушается редко, поэтому рекомендуется регулировать зазор только при профилактических работах.
Мотопила «Урал-2Т Электрон». Зажигание горючей смеси обеспечивает бесконтактное магнето маховичного типа, состоящее из специального четырехполюсного маховика 4 (рис. 2) и основания 11 (рис. 4).
Маховик устанавливается на конусном конце коленчатого вала, фиксируется шпонкой и закрепляется гайкой. В ступице маховика на резьбе крепится храповик 7, через который двигатель запускается стартером. Конструкция основания магнето показана на рис. 6;
Основание магнето устанавливается в левой половине картера на двух шпильках с гайками.
Свеча зажигания имеет резьбу М-14X1,25. Нормальный зазор в электродах свечи 0,6—0,7 мм.
Искра между электродами зажигательной свечи появляется в тот момент, когда поршень сне доходит до В. М. Т. на 3,4 мм и на угол 28° по окружности вращения коленчатого вала, называемый углом опережения зажигания.
Угол опережения зажигания устанавливается на заводе-изготовителе и фиксируется нанесением риски на картере, пробив риски 30 на основании магнето. В процессе эксплуатации при установке магнето (после снятия) необходимо указанные риски совместить.
ВНИМАНИЕ: На мотопилу «Урал-2Т Электрон» нельзя устанавливать маховик, имеющий три магнита, с выпускаемых мотопил «Урал-2Т» с контактным магнето. Искра на электродах »свечи, создаваемая магнето МБ-1, у мотопил «Урал-2Т Электрон» появляется с 400 оборотов в минуту маховика, поэтому проверять наличие искры, покручивая маховик рукой, не рекомендуется.
Для подавления радиопомех, возникающих при работе системы зажигания, в пластмассовый изолятор провода высокого напряжения, устанавливаемый на свечу, вмонтировано демпфирующее сопротивление 12 (см. рис. 2).
Система охлаждения двигателя. Воздух нагнетается вентилятором через защитную сетку на крышке картера, улитку 10 (см. рис. 3, 4) дефлектор 10 (см. рис. 2) и охлаждает нагретые стенки цилиндра.
Система питания у двигателя состоит из карбюратора (рис. 7), топливного бака 4 (рис. 8), отстойника 3, топливопровода 2. Карбюратор мембранного типа (беспоплавковый).
От механических примесей топливо очищается сетчатыми фильтрами. Один из них расположен в отстойнике 3, другой — под болтом, крепящим штуцер подсоедииения топливопровода к карбюратору.
Системы подогрева и защиты карбюратора. Для работы в особо тяжелых климатических условиях (глубокий снежный покров, отрицательная температура от минус 10°С до минус 40°С) бензиномоторные пилы комплектуются специальным устройством подогрева и защиты карбюратора от снега.
Система подогрева и защиты карбюратора состоит из кожуха 1 карбюратора (см. рис. 3, 4), крышки 2 и воздушного фильтра 5.
Карбюратор подогревается отработавшими газами. Часть газов из цилиндра отводится через отверстие над всасывающим окном. От отверстия по каналу во всасывающем патрубке горячие газы поступают в полость фланца и через отверстия в прокладках — в специальный канал в кожухе карбюратора. Из кожуха газы поступают в канал крышки карбюратора, подогревая его в зоне расположения подкачивающего насоса. По каналу в крышке карбюратора газы выбрасываются в атмосферу.
Работа карбюратора. Топливо из бензобака через отстойник по топливопроводу и каналу 1 подается в полость (см. рис. 7), затем к седлу 19 клапана топливного клапана. До пуска двигателя отверстие седла 1& перекрыто рычагом 20, чем преграждено поступление топлива в полость 21 регулятора давления, с началом, работы двигателя возникающее в диффузоре 10 разрежение воздуха воздействует на мембрану 4; при этом она прогибается вверх, отжимает рычаг 20 от. седла 19, и топливо поступает в полость 21 / По каналам, проходное сечение которых регулируется винтами 5 и 6, топливо из полости 21 поступает в распылители 9, 14 и 15. Распыленное топливо просасывается работающим двигателем и поступает в картер.
Обратный клапан 17 препятствует проникновению воздуха в полость 21 через канал с распылителем 9 при работе двигателя на холостом ходу. Кнопка 2 служит для заполнения карбюратора топливом при первом пуске двигателя.
Работа карбюратора в режиме малой подачи топлива (холостой ход). Под действием разрежения воздуха, создаваемого за дроссельной заслонкой, происходит прогиб мембраны 4 вверх, отжатие рычага 20 от седла 19, наполнение полости 21 топливом и поступление его к отверстиям распылителя 14 и 15 системы малой подачи топлива.
Работа карбюратора в режиме полной подачи топлива (при пилении).
По мере открытия дроссельной заслонки 13 увеличивается расход воздуха через диффузор 10; при этом происходит увеличение разрежения в диффузоре и понижение разрежений за дроссельной заслонкой. При определенном положении дроссельной заслонки в работу вступает система полной подачи топлива с распылителем 9.
Регулирование карбюратора. К потребителю пила поступает с отрегулированным карбюратором. Однако после обкатки пилы, а также в эксплуатации при резком колебании температуры и работе в горах регулируйте карбюратор,
Перед регулированием убедитесь в исправности системы зажигания. Регулируется карбюратор тремя винтами, два из которых (5, 6, см. рис. 7) находятся на карбюраторе и один (18, рис. 8) на правой рукоятке рамы у рычага управления подачей топлива. Винтом 5 (см. рис. 7) (первым со стороны цилиндра) регулируется состав смеси при работе двигателя на холостых оборотах, винтом 18 (см. рис. 8) — количество рабочей смеси, поступающей в двигатель на холостом ходу. Вращением винтов 5 (см. рис. 7) и 18 (см. рис. 8) изменяется частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
Соотношение состава и количества смеси подбирается так, чтобы при работе на холостых оборотах не было излишнего дымления из глушителя, а пильная цепь не двигалась по шине; при этом двигатель должен иметь хорошую приемистость, т. е. при нажатии на рычаг управления подачей топлива двигатель мог бы быстро набирать частоту вращения.
При излишнем дымлении на холостых оборотах винт 5 (см. рис. 7) частично поверните в сторону завинчивания; при этом частота вращения двигателя увеличится, начнет двигаться пильная цепь. Для снижения частоты вращения и достижения неподвижности цепи частично выверните винт 18 (см. рис. 8). Если при резком нажатии на рычаг управления подачей топлива двигатель не развивает частоту вращения или глохнет, то винт 5 (см. рис. 7) частично выверните; при этом частота вращения на холостом ходу уменьшается. Для увеличения частоты вращения частично заверните винт 18 (см. рис. 8).
После регулирования минимальной частоты вращения на холостом ходу двигателя регулируют максимальную производительность пиления винтом 6 (см. рис. 7). Изменяя положение винта 6 частичным завинчиванием или вывинчиванием с последующими проверками пилы в работе, достигают максимальной производительности пиления.
В начальный период эксплуатации возможны случаи разрегулировки карбюратора. Для восстановления нормальной регулировки карбюратора винты 5, 8 и 18 (см. рис. 7, 8) установите в исходное положение. Винт 5 заверните до упора и затем выверните на один оборот. Винт 6 заверните до упора и выверни-
При расконсервации не допускайте попадания масла, бензина и грязи в вентилятор на контакты прерывателя магнето и провода зажигания. При попадании масла на контакты прерывателя зачистите их надфилем, для чего нажмите дефлектор, корпус вентилятора и маховик.
В холодное время года пилу до расконсервации занесите в теплое помещение, чтобы она приняла его температуру (18—20°С).
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
1. Заполните карбюратор топливом и выдержите не Менее 4 Ч. (то же самое сделайте при перерыве в работе более 10 дней).
2. Смажьте роликовый подшипник ведомой звездочки 13 (см. рис. 8) погружением конца шины на 5—10 мин, в подогретое масло, применяющееся для топливной смеси. Наденьте шину на шпильку 15 и наверните гайку 16 с ручкой, не закрепляя ее окончательно.
3. Поверните шину вокруг стержня шпильки свободным концом вверх, наденьте пильную цепь на ведомую звездочку 13 шины и ведущую звездочку 17 редуктора так, чтобы хвостовики звеньев нижней ветви цепи были расположены в пазу шины 11, а режущие кромки зубьев направлены в сторону двигателя пилы.
4. Шину с цепью поверните в сторону ее горизонтального положения и установите ее на шпонку редуктора.
5. Натяните пильную цепь вращением гайки натяжного устройства 10, проследите, чтобы цепь правильно расположилась на звездочках, а хвостовики ее звеньев попали в направляющий паз шины, после чего гайку 16 заверните до отказа. Правильно натянутая цепь должна свободно перемещаться по шине от руки. У новой цепи после непродолжительной работы натяжение подрегулируйте.
6. Наполните бак топливной смесью бензин-масло (см. раздел «Технические данные»). Смесь перед заправкой перемещайте и залейте в топливный бак пилы.
7. Выверните пробку бачка для смазки пильной цепи на корпусе редуктора и залейте смазку (см. раздел «Технические данные»).
8. Оботрите чистой тряпкой трубу рукояток, топливный бак.
9. Установите на пилу стартер.
ПУСК И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ
1. Откройте топливный кран отстойника 3 (см. рис. 8), повернув рычаг крана вниз.
2. При первом пуске или после длительного перерыва в работе заполните карбюратор топливом, нажимая кнопку 2 (см. рис. 7) до тех пор, пока топливо не будет вытекать из карбюратора при наклоне пилы в его сторону.
3. Закройте для подсоса воздушную заслонку 8 карбюратора, переводя рычаг в верхнее положение.
4. Возьмите пилу левой рукой за правую рукоятку, одновременно нажав рычаг управления подачей топлива. Сделав упор носком левой ноги в корпус пилы (или коленом левой ноги в рукоятку рамы), правой рукой за рукоятку стартера резкими рывками проверните коленчатый вал. После первой вспышки в цилиндре воздушную заслонку откройте и продолжите пуск.
5. Не отпуская полностью рычаг управления подачей топлива, снимите с пилы стартер. Удерживая пилу за рукоятки, прогрейте двигатель в течение 1—2 мин. и проверьте минимальные устойчивые обороты двигателя при отпущенном рычаге управления подачей топлива. Регулируйте частоту вращения винтом, ограничивающим поворот рычага 5 (см. рис. 8) в сторону закрытия дросселя. Нормальными холостыми оборотами считаются такие, при которых двигатель работает устойчиво и пильная цепь остается неподвижной.
Примечание. При переполнении двигателя топливом пуск затрудняется. Признаком переполнения служит отсутствие вспышек в цилиндре, а на электродах вывернутой свечи имеется наброс топливной смеси. Двигатель продуйте, прокручивая коленчатый вал стартером при вывернутой свече и открытых заслонках карбюратора.
Не повышайте частоту вращения до максимальной на холостом ходу.
После прогрева двигателя приступите к работе пилой.
Останавливайте двигатель выключением зажигания, для чего нажимайте кнопку 1 и держите ее до полной остановки двигателя или закрывайте воздушную заслонку карбюратора, если двигатель перегрелся и нажатием кнопки быстро не останавливается. После остановки двигателя закрытием заслонки — откройте ее.
Не пускайте двигатель при отсоединенном редукторе (приводит к поломке муфты сцепления) и не останавливайте двигатель снятием контакта провода высокого напряжения со свечи (может быть выведено из строя магнето).
В течение первых 25 ч. эксплуатации следите, чтобы не было перегрузок двигателя, перегрева, а также длительной пробуксовки муфты сцепления.
В течение указанного периода пила должна работать с повышенным содержанием масла в топливной смеси, т. е. в пропорции 15:1 по объему (топливная смесь с содержанием 6% масла). По окончании 25 ч. приработки (не раньше) можно перейти на топливную смесь в пропорции 20: 1 (топливная смесь с содержанием 5% масла).
Для бесперебойной работы и увеличения срока службы пилы при высокой производительности соблюдайте следующие правила:
— применяйте только незагрязненное и без воды топливо, оберегайте сосуды от попадания атмосферных осадков и других примесей;
— точно составляйте пропорцию топливной смеси, отмеряя мерным сосудом количество бензина и масла. Не работайте на чистом (без масла) бензине;
— своевременно пополняйте смазку в редукторе и бачке системы смазки пильного аппарата. Добавляйте смазку в бачок пильного аппарата одновременно с заправкой пилы топливом;
— следите за правильным натяжением пильной ;
— обтирайте насухо случайно облитые топливом при заливке топлива в бак поверхности пилы.
Работа пилой без смазки пильного аппарата с неправильным натяжением пильной цепи ведет к преждевременному износу цепи, ведущей звездочки и полотна шины, а также к заклиниванию цепи;
— не работайте затупившейся пильной цепью, со снятыми с пилы сборочными единицами и деталями;
— не разбирайте пилу без надобности;
— соблюдайте периодичность и объем профилактического технического обслуживания.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПИЛОЙ
Для валки деревьев должна быть подготовлена лесосека. Предварительно на лесосеке убирайте зависшие, сухостойные, с подгнившим стволом и сильно наклоненные деревья, высохшие пни. Перед началом валки каждого дерева вальщик должен осмотреть его и определить направление наклона ствола и эксцентричность кроны, наличие сучьев и т. п. С учетом этого, а также способа разработки лесосеки., направления ветра и назначается направление валки.
При подготовке рабочего места вокруг дерева вырубают топором или спиливают пилой подлесок и подрост, убирают валеж и крупные камни, мешающие валке. Для отхода вальщика при падении дерева расчищается дорожка длиной 4—5 м в направлении противоположном падению дерева под углом
При работе пилой положение вальщика должно быть устойчивое, пила должна крепко удерживаться за рукоятки рамы. Перед началам пиления упирают зубчатый упор 14 (рис. 8) на редукторе в ствол дерева, а затем, увеличив частоту вращения двигателя, плавно двигают пильный аппарат в рез.
Со стороны, куда намечена валка, ствол дерева подпиливают. Деревья диаметром у пня до 15—18 см подпиливайте одним резом (рис. 10, а). Наиболее распространена угловая форма подпила (рис. 10, б). Нижний рез подпила выполняется горизонтально по возможности ближе к земле, а верхний под углом 25—30°.
При валке деревьев диаметром у пня более 50 см применяется подпил двумя горизонтальными резами (рис. 10, в). Образовавшийся между резами ‘кусок древесины выбивается топором. Не удаляйте древесину из подпила выколачиванием полотном шины или зубчатым упором во избежание их поломки.
Глубина подпила зависит от направления и величины наклона ствола дерева. Для прямостойных и малонаклонных деревьев подпил выполняется на диаметра ствола. При наклоне ствола в сторону валки ‘глубина подпила увеличивается до 7з диаметра.
Спиливакие ствола дерева производится с противоположной стороны подпила горизонтальным резом на уровне верхней кромки подпила (рис. 10, б), а толстых деревьев несколько ниже (рис. 10, в).
Ствол дерева при валке перепиливается не полностью; во всех случаях оставляется узкий участок древесины, называемый недопилом. Ширина’ оставляемого недопила должна составлять:
Диаметр ствола дерева у пня, см 20—30 31—40 41—50 51—60 61 и более Средняя ширина недопила, см 1 2 3 4 5 и более
Ствол дерева в зависимости от его диаметра спиливают при двух и более положениях упора пилы. Для предотвращения зажима пильного аппарата в пропиле и придания дереву нужного направления валки (сталкивания дерева) применяют различные валочные приспособления: механизированные валочные клинья и домкраты и т. п.
Указания мер безопасности при валке:
— подпил выполнять с той стороны, в которую намечено сваливать дерево:
— обязательно оставлять недопил (см. рис. 10);
— у деревьев, имеющих боковой наклон по отношению к направлению валки, подпил должен иметь форму клина, вершина которого обращена в сторону наклона дерева.
При валке леса запрещается:
— начинать пиление концевой частью полотна пильной шины:
— освобождать полотно пильной шины с цепью, зажатое в пропиле, яри работающем двигателе;
— в период валки деревьев производить в пределах опасной зоны обрезку али обрубку сучьев и выполнение других работ.
— Раскряжевку хлыстов пилой проводят, двигаясь от корня к вершине, плоскость пропила должна быть перпендикулярна оси ствола.
Если диаметр ствола не превышает рабочей длины пильной шины, то раскряжевку ведут сверху вниз за три-четыре качательных движения пилы. Провисающий ствол раскряжевывают пилением снизу вверх при проведении предварительного верхнего реза на . диаметра ствола. Стволы диаметром более 45 см раскряжевывают с двух сторон.
Переход от реза к резу рекомендуется проводить при остановленной пильной цепи, т. е. при работе двигателя пилы на малых оборотах. При переходах на значительные расстояния следует останавливать двигатель пилы. При раскряжевке необходимо избегать зажима верхней ветви цепи, т. к. при этом пилу отбрасывает на моториста.
При работе пилой на всех операциях необходимо соблюдать следующие правила:
— при пилении первым должен касаться древесины зубчатый упор, затем приводится в движение пильная цепь и после этого начинают пиление;
— начало и конец пиления производят плавно без рывков;
— при разрыве пильной цепи немедленно сбросить газ и остановить двигатель;
— при зажиме пильного аппарата в резе необходимо остановить двигатель и освободить пильный аппарат.
Кроме указанных правил необходимо соблюдать «Правилу техники безопасности и производственной санитарии на лесозаготовках, лесосплаве и в лесном хозяйстве», а также в обращении с бензином.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПИЛЫ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ МИНУС 25°. МИНУС 40°С
При подготовке пилы для эксплуатации в условиях низких температур проверьте:
— состояние войлочного уплотнителя между маховиком и картером.. Загрязнившийся и загрубевший уплотнитель замените или промойте в бензине и
— состояние резиновых уплотнителей картера. Износившиеся и потерявшие эластичность уплотнители замените.
Установите на свечу зажигания резиновый колпачок из индивидуального комплекта для защиты ее от снега.
При эксплуатации пилы ежедневно перед началом работы:
— снимайте пробку отстойника топливного бака и сливайте отстой топлива с механическими примесями и льдом. Не используйте топливо с водой;
— очищайте от грязи фильтры отстойника и карбюратора.
При переноске пилы в. условиях глубокого снежного покрова предохраняйте пилу от заглубления в снег, что позволит исключить забивание снегом сетки вентилятора и, как следствие, перегрев двигателя.
— При глубине снежного покрова менее 60 см около спиливаемого дерева утаптывайте снег в диаметре 1,8—2 м, а при глубине 60 см и более — расчищайте от снега прикорневую зону в диаметре 1,8—2 м.
Если в процессе работы пила глохнет на рабочем режиме и плохо запускается при исправном зажигании, снимите карбюратор, разберите его в теплом помещении, удалите кристаллы льда или воду, продуйте и снова соберите, после чего установите на пилу.
Храните пилы в междусменное время в помещении, имеющем температуру не ниже минус 10 С. При отсутствии таких условий пилу перед пуском прогревайте в теплом помещении, что является обязательным при температуре воздуха ниже минус 25°С.
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ПИЛЫ С СИСТЕМОЙ ПОДОГРЕВА КАРБЮРАТОРА
При работе пилой в летнее время и зимой при температуре до минус 10 С между прокладками должна быть установлена алюминиевая заслонка 6 (см. рис. 3, 4). Для работы зимой при температуре воздуха ниже минус 10 °С включайте подогрев карбюратора, для чего удаляйте алюминиевую заслонку.
При эксплуатации пилы во избежание попадания влаги и снега в полость защитного кожуха карбюратора следите за состоянием резиновых уплотнителей в кожухе в местах выхода валика воздушной заслонки, регулировочных винтов и штуцера.
ПОДГОТОВКА ПИЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ
На мотопилах «Урал-2Т» применяются пильные цепи марки ПЦП-15М, На мотопилах «Урал-2Т Электрон» применяются пильные цепи марки ПЦП-15М, ПЦУ-10,26 и ПЦ-10.
Заточка пильных цепей ПЦУ-10,26, ПЦ-10 (рис. 11) и ПЦП-15М (рис. 14) может производиться на заточных станках или вручную.
Круглыми цилиндрическими напильниками диаметром 5—6 мм затачиваются пильные цепи ПЦУ-10,26 и ПЦ-10 (рис. 11 и 12), при этом контроль угла и перепада осуществляется шаблоном. Рекомендуемые угловые параметры зубьев и занижение ограничительного выступа С в зависимости от твердости древесины приведены на рис. 11 и 13. Высота ограничительных выступов относительно зубьев должна быть одинаковой и проверяется через 3—4 заточки цепи.
Плоским или трехгранным напильником затачивается пильная цепь ПЦП-15М (рис. 15). Режущие звенья цепи ПЦГ1-15М затачиваются по передней грани. Углы заточки звеньев показаны на рис. 14 и 15.
При ручной заточке затачивайте цепи непосредственно на пильной шине, не отсоединяя ее от шины, или на снятой шине, зажатой в тисках. Ручная заточка пильных цепей напильниками менее производительна, но при овладении некоторыми навыками дает достаточно высокие результаты как в отношении производительности, так и по износостойкости цепи. При заточке цепь должна находиться в натянутом состоянии. Напильник двигайте в горизонтальной плоскости от себя. При обратном ходе напильник не должен касаться режущей кромки зуба. После заточки цепи направляющие пазы шины тщательно очищайте от металлических опилок.
Обычно пильная цепь теряет работоспособность из-за износа шарниров, поэтому следите, чтобы в бачке для смазки пильного аппарата всегда имелось масло, а также за работой масляного насоса.
В перерывах между работой и после заточки помещайте на некоторое о время пильную цепь в жидкую смазку, желательно подогретую.
— перед работой проверяйте герметичность топливной системы, плотность крепления глушителя и карбюратора, а также затяжку наружных крепежных деталей. Проверяйте исправность пилы наружным осмотром и пуском;
— чаще очищайте воздушный фильтр 5 карбюратора (см. рис. 3, 4). После работы воздушный фильттр, карбюратора промывайте в бензине;
— втулки шарнирного соединения рамы и ось рычага управления подачей топлива смазывайте двумя-тремя каплями жидкого масла;
— после работы очищайте межреберное пространство цилиндра и остальные узлы пилы от опилок и грязи. Пильную цепь промывайте в смеси бензина с маслом, удаляя с нее налипшую смолу и грязь.
Удаляйте опрессованные опилки из паза шины и впадин зубьев ведущей звездочки пильной цепи.
Засорение межреберного пространства опилками приводит к ухудшению охлаждения цилиндра, к перегреву и ускоренному износу хромового покрытия рабочей поверхности;
смазывайте ведомую звездочку шины погружением в подогретое масло;
— при эксплуатации пилы в зимнее время следите за работой системы подогрева карбюратора. Если при-работе пилы со снятой заслонкой отработавшие газы в систему подогрева карбюратора поступают мало или совсем не поступают, разберите систему защиты и подогрева карбюратора, прочистите в деталях каналы подвода газов. Очистите от нагара детали, промойте в бензине и просушите.
Порядок разборки приведен в разделе «Частичная разборка пилы и двигателя».
Через 25 ч. работы:
— отверните крышку отстойника бензобака, слейте отстой и промойте в бензине фильтр;
— смажьте автомобильным маслом пружину и трос стартера, для смазки пружины залейте в отверстие 5—10 капель жидкого масла, после чего проверните барабан несколько раз.
Через 50 ч. работы:
— частично разберите пилу и двигатель (см. раздел «Частичная разборка пилы и двигателя»);
— снимите крышку редуктора с плоскости присоединения привода клина и при необходимости добавьте в полость редуктора консталиновую смазку УТ-2 ГОСТ 1957—73. В полости редуктора должно быть 50—60 г смазки;
— выверните крышку и заполните смазкой УТ-2 полость червячной пары насоса смазки;
— промойте бензином рабочие поверхности ступицы редуктора, проверьте плотность затяжки гайки ее крепления, при необходимости подтяните;
— удалите нагар в камере сгорания, каналах в окнах цилиндра, с днища поршня, поршневых канавок и колец. Соскабливайте нагар с деталей осторожно, не допуская царапин, рисок и забоин на очищаемых поверхностях. Очищенные от нагара детали промойте в бензине. При проведении указанных работ не допускайте резкие удары поршня о шатун и картер; полость картера должна быть защищена салфеткой во избежание попадания в него частичек нагара и посторонних предметов. Несвоевременное удаление нагара приводит к преждевременному износу хромового покрытия цилиндра и износу канавок поршня;
— удалите нагар из каналов деталей системы подогрева карбюратора. После очистки от нагара детали промойте в бензине и просушите. Установите на-поршень кольца, смажьте тонким слоем автола зеркало цилиндра в зоне юбки, установите цилиндр на место;
— снимите крышку картера, крыльчатку маховика и маховик, зачистите надфилем контакты прерывателя магнето и проверьте зазор между ними. Зазор должен быть 0,2—0,4 мм;
— смажьте двумя-тремя каплями масла фетровую щетку магнето. Установите на место маховик, крыльчатку и крышку картера;
— проверьте состояние муфты сцепления и плотность ее крепления к коленчатому валу;
— зачистите электроды свечи зажигания и проверьте зазоры между ними зазор должен быть 0,6—0,7 мм. Регулируйте подгибкой бокового электрод После зачистки свечу промойте в бензине;
— проверьте состояние соединения пружин глушителя к корпусу;
— удалите заусенцы с полотна шины в местах ее износа хвостовиками пильной цепи.
Через 100 ч. работы удалите нагар из глушителя. Допускается кипячение глушителя в воде с каустической содой.
Через 425—500 ч. работы замените поршневые кольца и грузики, фрикционной муфты из индивидуального комплекта запасных частей.
Установка угла опережения зажигания на мотопилах «Урал-2Т Электрон».
Угол опережения зажигания у двигателя пилы после замены магнето устанавливать в такой последовательности:
1. Выверните свечу зажигания.
2. Установите основание магнето с высоковольтным проводом в картер двигателя и слегка закрепите гайками. Присоедините проводник 2 выключения зажигания к кнопке «стоп».
3. Маховик без крыльчатки установите на коленвал.
4. Коленчатый вал установите в положение, при котором поршень не доходит до в. м. т. на 3,4 мм.
5. Поворотом основания магнето в картере совместите установочную риску 1 с торцем полюсного наконечника магнита маховика.
6. Закрепите основание магнето и проверьте правильность установки опережения зажигания.
7. Снимите маховик, соберите с крыльчаткой и уплотнением.
8. Закрепите маховик на коленвале и произведите дальнейшие операции по сборке двигателя.
При установке храповика 7 рис. 2 выдержать размер А (от торца крышки картера 6 до торца зубьев храповика 7), равный 21,6—0,5 мм. за счет прокладок под храповик.
Уменьшение размера А ведет к поломке ребер крышки картера, увеличение ведет к неполному зацеплению храповиков двигателя и стартера и их износу.
В случае, если двигатель не запускается, или запускается, но работает с перебоями, необходимо убедиться в исправности свечи зажигания, высоковольтного провода в сборе и в отсутствии сильного загрязнения магнето. Неисправные детали заменить, сильно загрязненную поверхность магнето протереть тканью, смоченной в чистом бензине. Слабая искра или ее отсутствие при проверке указывают на выход из строя магнето.
Установка угла опережения зажигания на мотопилах «Урал-2Т».
Угол опережения зажигания у двигателя мотопилы после ремонта или замены магнето устанавливать при снятом маховике в следующей последовательности:
а) выверните свечу зажигания;
б) установите максимальный зазор между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии 0,2—0,4 мм;
в) установите коленчатый вал в положение, при котором поршень не доходит до В.М.Т. на 3,4 мм, что соответствует углу опережения зажигания 28°.
г) поворотом основания магнето установите контакты прерывателя на начало размыкания и закрепите основание магнето на картере в этом положении;
д) соберите двигатель.
ЧАСТИЧНАЯ РАЗБОРКА ПИЛЫ И ДВИГАТЕЛЯ
Частично разбирают, собирают и регулируют пилу, а также подтягивают крепежные детали и узлы инструментом, прилагаемым к каждой пиле, в следующем порядке:
— Отсоедините от карбюратора бензопровод и трос управления подачей топлива;
— снимите раму и отсоедините редуктор от двигателя; снимите детали карбюратора, карбюратор и кожух, колпачок со свечи, выверните свечу и снимите уплотнительное кольцо;
— отсоедините глушитель, дефлектор и, протянув в его резиновой втулке провод высокого напряжения до колпачка, отведите его в сторону;
— отверните гайки крепления цилиндра и осторожно снимите его без повреждения прокладки;
— снимите поршневые кольца. Снимайте кольцо и надевайте с помощью трех-четырех пластинок из латуни или меди. Если поршневые кольца закоксовались, то перед снятием их поршень поместите я бензин или керосин.
После выполнения профилактических работ собирайте двигатель в порядке, обратном разборке. Особенно осторожно устанавливайте цилиндр на двигатель, чтобы не поломать поршневые кольца. Поршневые кольца заправляйте в приемный конус юбки цилиндра и медленно, с легким пошатыванием, надевайте цилиндр.
Для разборки системы защиты и подогрева карбюратора:
— отверните винт 4 (см. рис. 3, 4) и снимите его вместе с фильтром 5;
— отверните гайки 3 и снимите крышку 2 кожуха;
— снимите карбюратор и кожух 1 с паронитовой прокладкой.
Снимите паронитовую прокладку осторожно.
Собирайте систему защиты и подогрева в обратной последовательности.
Для разборки помехоподавляющего устройства:
— выверните провод высокого напряжения 1 (рис. 16);
— удалите из корпуса изолятора спиральную пружину 2 и сопротивление 3;
— выверните винт 4 контакта.
Внимание, Вывертывание винта контакта 4 при установленном сопротивлении приводит к излому сопротивления.
УКАЗАНИЯ ПО РЕМОНТУ
Подшипники и муфту сцепления снимайте с коленчатого вала и валиков шестерен специальными съемниками, изготовленными в ремонтных мастерских.
При искривлении шину выправляйте рихтованием, а при появлении неравномерной выработки или заусенцев на направляющих гранях зачищайте напильником или наждачным кругом.
Перед отвертыванием гайки крепления маховика снимите крыльчатку. Маховик с конуса коленчатого вала снимайте специальным вкладышем-съемником, поставленным заводом в комплекте инструмента. Для снятия маховика дополнительно используйте храповик двигателя, как показано на рис. 17.
При замене поршня обращайте внимание на правильное расположение стопоров поршневых колец. Поршень на шатун устанавливайте так, чтобы стопор в канавке под верхнее поршневое кольцо был расположен на стороне, обращенной к конусной части коленчатого вала.
Собирайте поршень с шатуном с использованием технологической втулки, которая может быть изготовлена согласно рис. 18, в следующем порядке:
— смажьте отверстие верхней головки шатуна и технологическую втулку по наружному диаметру консталином или солидолом, втулку установите в отверстие головки шатуна;
— установите ролики (30 шт.) в зазор между шатуном и технологической втулкой, верхнюю головку шатуна с технологической втулкой в поршень против отверстий для поршневого пальца;
— запрессуйте палец, удерживая поршень в таком положении, выталкивая в противоположное отверстие бобышки технологическую втулку.
Разбирайте карбюратор на чистом рабочем месте исправным инструментом. После разборки все детали очищайте от грязи и промывайте в неэтилированном бензине. Не прочищайте распылители и другие калиброванные отверстия проволокой и другими предметами, так как это может привести , к увеличению пропускной способности, карбюратор нормально работать не будет.
При разборке и сборке картера двигателя в. разъем половинок вставьте прокладки из бумаги для создания герметичности картера.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ПИЛОЙ
1. При пуске двигателя пильная цепь не должна касаться каких-либо предметов. Натяжение ее должно быть нормальным.
2. На холостом ходу двигатель во избежание разноса должен работать при отпущенном рычаге управления подачей топлива.
3. При начале пиления первым должен коснуться дерева зубчатый упор у основания пильной шины, а затем пильная цепь, иначе возможны удары пилы о дерево.
4. При раскряжевке хлыстов избегайте зажима верхней части цепи, опасного для моториста. Вследствие такого зажима пилу -отбрасывает на моториста.
5. При переходе с пилой цепь выключайте. При разработке завалов переходы опасны и требуют осторожности от моториста.
6. Не сваливайте дерево, на котором повисло другое дерево.
8. Перед концом пиления и при валке внимательно следите за направлением падения дерева, быстро удаляясь с пилой в сторону, но не против комля падающего дерева.
9. Начало и конец пиления, т. е. освобождение пилы из пропила, должны быть плавными, без рывков во избежание сбега и разрыва цепи.
10. При разрыве, или сбеге пильной цепи с шины немедленно выключите подачу топлива и остановите двигатель. Пильную цепь надевайте только при неработающем двигателе.
11. Не допускается валка сильно нависших (наклоненных) деревьев.
Не используйте этилированный бензин!
Кроме указанных правил, соблюдайте общие меры предосторожности, рекомендуемые при работе на лесозаготовках, а также в обращении с бензинам.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ПИЛЫ
Пилу храните в закрытом помещении или под навесом. Хранение пилы в лесу под открытым небом, в снегу не допускается.
Перед хранением пилу очистите от грязи и опилок; протрите насухо чистыми тряпками; слегка смоченными в бензине; горючее из бака слейте, пильную цепь снимите и уложите в масло, а все подвергающиеся коррозии места смажьте.
При длительном хранении законсервируйте пилу следующим образом:
— смажьте цилиндр и поршень автомобильным маслом АС-8. Залейте 10—15 г масла через свечное отверстие, после чего плавно проверните 3—4 раза коленчатый вал;
— в картер через патрубок всасывания цилиндра (сняв карбюратор) залейте 50—60 г масла и плавно проверните коленчатый вал 3—4 раза. Установите карбюратор на место;
— снимите крышку отверстия для смазки и наполните редуктор смазкой УТ-2 (50—60 г), провернув за звездочку 5—6 раз, чтобы смазать шестерни и подшипники.- Установите крышку на место;
— снимите редуктор и смажьте тонким слоем смазки УТ-2 все детали муфты; установите иа место редуктор;
— наружные стальные детали (гайки, хомуты, звездочки- и т. п.) смажьте тонким слоем пушечной смазки или технического вазелина.
Переконсервируйте пилу через 6 месяцев. Консервацию проводите в помещении. при температуре не ниже 10 °С и применяйте подогретые до температуры 40—60 С масла.
Источник