- Виды огранки драгоценных камней
- Круглая огранка
- Багет
- Изумруд
- Кабошон
- Груша
- Квадрат
- Принцесса
- Маркиз
- Триллион
- Сердце
- Виды ювелирной огранки камней и их особенности
- Цель огранки
- Ювелирная терминология
- Стили огранки
- Техника «Кабошон»
- Фацетная огранка
- Русская огранка
- Приспособление для огранки
- Многообразие разновидностей
- Изумруд
- Маркиз
- Груша
- Сердце
- Принцесса
- Багет
- Октагон
- Радиант
- Бриолет
- Кушон
- Квадрат
- Триллион
- Заключение
Виды огранки драгоценных камней
Чтобы придать драгоценному камню правильную форму и раскрыть его истинный цвет, блеск и игру, ювелиры прибегают к помощи такого технически сложного процесса, как огранка. Руководствуясь знаниями о виде, размере, твердости и чистоте минерала, мастера наносят на его поверхность геометрически правильные грани и создают тем самым из грубых и неотшлифованных камней великолепные образцы, которые займут центральное место в ювелирном украшении.
Круглая огранка
«Круглая» огранка – одна из самых популярных, ее стали использовать одной из первых. Существует несколько разновидностей этого вида, самая популярная – «бриллиантовая», количество граней в которой доходит до 57. «Круглая» огранка хорошо пропускает свет и красиво его преломляет, максимально передавая всю красоту и уникальность камня.
«Овал», появившийся в конце 1950-х – начале 1960-х годов, представляет собой разновидность «круглой» огранки, он имеет вытянутую форму и клиновидные грани, которые преломляют свет и отражают все сияние и блеск минерала. Удлиненный силуэт является дополнительным преимуществом – «овал» создает иллюзию более крупного драгоценного камня. К тому же, например, кольцо с камнем такой формы позволяет визуально сделать пальцы более длинными и изящными.
Багет
Эта разновидность огранки имеет прямоугольный контур, она появилась в 1920-1930-х годах, в период распространения стилей ар-деко и модерн. «Багет» сразу стал очень популярным благодаря простым линиям и стильной геометричной форме, которая сильно отличалась от традиционных. При изготовлении «багетов» требуется меньшее количество срезов, чем в других огранках, однако этот тип подойдет лишь для камней исключительной чистоты, иначе будут видны даже мельчайшие изъяны.
Изумруд
Изумрудная огранка имеет форму прямоугольника со срезанными углами. При такой обработке драгоценных камней акцент делается не столько на блеске, сколько на прозрачности и оттенке минерала, которые в этом случае проявляются особенно ярко. Изначально этот вид был разработан специально для обработки изумрудов, но позже стал использоваться и для работы с другими драгоценными камнями, имеющих крупную форму и высокую чистоту.
Кабошон
«Кабошон» представляет собой технику огранки, а также и сам камень с плоским основанием и полуокружностью правильной формы без каких-либо граней. Название впервые появилось во Франции и происходит слова «caboche», что переводится как «голова». Традиционный «кабошон» имеет овальную форму, но может быть круглым или грушевидным. И хотя большинство ювелиров предпочитают многогранные способы обработки минералов, некоторые драгоценные камни смотрятся выигрышно именно в таком виде. Сегодня этот вид чаще всего используется для полупрозрачных и непрозрачных минералов, имеющих изъяны или невысокие показатели преломления света.
Груша
Этот вид огранки произошел от классической круглой. Он имеет каплевидную форму, плоскую поверхность и клиновидные фасеты по краям, которые красиво отражают свет и дают великолепное сияние. При грушевидной обработке драгоценных камней важно стремиться к идеальной симметрии: заостренная вершина должна совпадать с центром закругленной стороны – только при этом условии концентрация блеска будет максимальной. Такая форма огранки особенно выигрышно смотрится в таком украшении, как кулон или длинные классические серьги.
Квадрат
Ее название произошло от латинского слова «exquadra», что так и переводится – «квадратная форма». Драгоценные камни в виде квадрата выглядят необычно за счет сторон одинаковой длины и «ступенчатой» огранки, при которой все фасеты – грани – наносятся поэтапно и строго параллельно краям, образуя подобие пирамиды со срезанной вершиной. «Квадрат», как и другие геометричные и угловатые фигуры, чаще всего используется для изготовления вставок в кольца, браслеты, а также серьги.
Принцесса
Огранка «Принцесса» занимает второе по популярности место среди остальных видов после круга. В отличие от «квадрата», она имеет большее количество граней, которые отражают свет от поверхности минерала. Преимущества этого вида огранки особенно хорошо видны на прозрачных драгоценных камнях. К тому же, «принцесса» позволяет максимально сохранить первоначальный вес минерала.
Маркиз
По легенде столь необычный тип огранки появился во Франции во времена правления Людовика XV. Желая сделать своей возлюбленной подарок, король выбрал поистине роскошный и необычный способ. Удлиненный силуэт камня, по задумке, должен был напоминать великолепную улыбку его фаворитки, маркизы де Помпадур. Для этого типа главное – стремление к совершенной симметрии. Две конечные точки должны совпадать друг с другом, деля камень на две идеальные половины. Камни с огранкой «маркиз» чаще устанавливаются вертикально и, как правило, встречаются в кольцах, серьгах и ожерельях.
Триллион
Огранка с оригинальным названием «триллион» является самым молодым способом обработки минералов, возникшим в 1980-е годы в Амстердаме, и имеет интересную форму треугольника с ровными или закругленными краями. При такой обработке тоже очень важна симметрия и пропорции – для правильного рассеивания света. Только так удается наилучшим образом подчеркнуть блеск и цвет драгоценных камней в ювелирных изделиях.
Сердце
Сердцевидная огранка напоминает «грушу», но в отличие от нее имеет вырез в верхней части. Романтичная форма и изумительное сияние достигаются не только за счет искусной симметричной обработки, но и во многом благодаря интуиции ювелирного мастера при выборе камня. Две половинки сердца должны быть закругленными и совершенно одинаковыми, а вырез – четким и пропорциональным относительно всего камня. Сердце считается очень популярным выбором для сережек, подвесок и колец.
Источник
Виды ювелирной огранки камней и их особенности
Огранка драгоценных камней – один из важных этапов технической обработки камня, от которого зависит внешний вид, а значит и цена готового изделия. Причём, важна не столько форма, сколько качество работы – точность нанесения граней, а также умение мастера подобрать ту или иную технику к конкретному минералу. Будет ли камень блистать в дорогом украшении либо окажется негодным – зависит от квалификации ювелира.
Цель огранки
Огранка драгоценных и полудрагоценных камней – кропотливая и трудоёмкая работа. Главная задача ювелира – получить из невзрачного куска породы идеальный кристалл. Чтобы создать безупречный камень, необходимо добиться следующих целей:
- С помощью граней максимально раскрыть игру света.
- Сохранить или приумножить глубину цвета.
- Создать идеальную форму.
Достичь поставленных задач можно только тогда, когда учтены физические свойства конкретного минерала – твёрдость, хрупкость, чистота, оптические показатели. Эти моменты влияют на выбор способа огранки, количества граней, упор на сохранность цвета или же первоначальной массы самородка.
Ювелирная терминология
Прежде чем оценивать качество огранки, необходимо знать некоторые термины, которыми пользуются мастера при выполнении данного вида обработки самоцветов.
Для увеличения схемы кликните по ней.
Огранка минерала подразумевает разделения материала на такие зоны:
- Площадка или лицевой фацет – самая большая грань камня, верхнее плоское основание. Ширина площадки измеряется в процентном соотношении к общей ширине самородка.
- Павильон – нижняя часть камня.
- Рундист – линия, отделяющая павильон от верхней части самоцвета. Эта граница задаёт периметр камня. Рундист служит местом закрепления огранённого минерала в оправе изделия.
- Корона – верхняя часть камня, располагающаяся над рундистом и окружающая площадку.
- Калетта – нижняя точка огранённого самородка. Изредка каллета, как элемент огранки, отсутствует. Иногда отсутствие этой части говорит о повреждении минерала.
Высекаемые грани также называют фацетами. Зависимо от вида огранки на один кристалл наносится до 240 фацетов. Каждая грань должна быть идеально ровной и располагаться под конкретным углом. При соблюдении пропорций в итоге удаётся полностью раскрыть красоту минерала.
Стили огранки
Выбор техники обработки камня зависит от разновидности минерала. Для непрозрачных самородков используется техника «кабошон» или попросту шлифовка. Прозрачные и полупрозрачные самоцветы гранят фацетной (или фасетной) огранкой.
Техника «Кабошон»
Шлифовка считается самым древним стилем обработки минералов. Для придания куску породы привлекательных форм, мастера отсекали лишние части кристалла и с помощью шлифовки добивались гладкой, ровной, блестящей поверхности. Сегодня этот способ обработки, названный «кабошоном», применятся к непрозрачным или частично пропускающим свет самоцветам.
Форма кабошона предусматривает выпуклость поверхности, что выгодно отражает световой поток. С обратной стороны отшлифованные камни плоские. Этот стиль особенно хорошо подчёркивает красоту минералов с эффектом кошачьего глаза или звездчатых камней, на поверхности которых красуется рисунок лучевой звезды.
Фацетная огранка
Для обработки драгоценных и полудрагоценных самоцветов применяется фацетная огранка, которая заключается в нанесении на поверхность камня определённого количества плоских граней. Такой вид обработки предусматривает несколько стилей:
- Ступенчатый. Используя такой стиль, мастера делают боковые фацеты в форме равнобедренных треугольников либо трапеций. Площадка камня имеет вид многоугольника. Сами грани, имитируя ступеньки, наносятся друг над другом. Ступенчатая обработка также включает технику огранки таблицей – простая разновидность, предусматривающая всего две ступени (низ и верх).
- Клиньевидный. Техника предусматривает комбинацию треугольных граней, создающих четырёхгранные пирамиды с трапецевидным основанием.
- Фантазийный. Этот стиль объединяет в себе две техники – ступенчатую и клиньевидную.
Фантазийные формы огранок
Смешанная (фантазийная) огранка считается самой сложной, требующей от мастера высокой степени профессионализма. Стоимость такого камушка будет соответствовать проделанной работе. В итоге получают самоцвет, играющий всеми красками и бликами при разном освещении.
Русская огранка
Этот стиль стоит отдельным особняком среди всевозможных техник обработки драгоценных камней. Русская огранка, как самостоятельный вид, стала известна в те времена, когда западный мир увидел бриллианты, огранённые русскими ювелирами.
Отличительной особенностью этого стиля выступает первоочерёдность формы и симметрии, а не сохранность исходной массы минерала. Таким образом, русские мастера нещадно отсекали необходимое количество сырья, получая на выходе безупречно огранённый алмаз без малейших следов полировки или царапин. Этот совершенный стиль обработки используется сегодня повсеместно, а камни русской огранки считаются самыми дорогостоящими.
Приспособление для огранки
Многообразие разновидностей
Вставки из драгоценных камней в ювелирных украшениях пестрят разнообразием форм. Пытаясь раскрыть потенциал того или иного минерала, мастера годами придумывали различные способы нанесения фацетов, создавая шедевры привычных и необычных форм.
Основные виды огранок
Эту форму разработали ювелиры на заре XX века – эпоху, когда появились первые инструменты, с помощью которых стала возможной обработка самого твёрдого минерала на земле – алмаза. Классическая разновидность бриллиантовой огранки подразумевает нанесение 57 граней – 24 фацета располагают на павильоне и 33 фацета, включая площадку, наносят на корону. Некоторые алмазы обрабатывают проще, используя 17 или 33 фацета. Однако нанесение меньшего количества граней влечёт за собой значительную потерю исходной массы.
Круг
Изумруд
Эта форма ступенчатой огранки получила название благодаря элитному дорогостоящему самоцвету. Однако изумрудной огранкой обрабатывают не только одноимённый минерал, но и другие самородки, обладающие большими размерами и высокой степенью прозрачности. Выглядит такой камень, как прямоугольник со скошенными краями. «Изумруд» не предусматривает бриллиантового блеска или переливов, зато завораживает яркими вспышками света, отражающегося от поверхности камня.
Изумруд
Овальная форма стала популярной после 50-х годов ХХ века. Самоцветы в виде овала гранят клиньями, нанося 57 фацетов, что наделяет готовый камень ярким блеском и переливами. Овал лучше всего подходит для колец, зрительно утончая женские пальчики.
Овал
Маркиз
Благородное название отображает вытянутый овальный камень с заострёнными краями. Считается, что это наименование дано в честь одной из фавориток французского короля Людовика XV – маркизы де Помпадур. Эта особа славилась страстной любовью к украшениям, а также обворожительной улыбкой. Этот вариант предполагает нанесение 55 граней, блики которых напоминают улыбку маркизы и выгодно смотрятся в разных видах ювелирных изделий.
Маркиз
Груша
Очертания граней грушевидных кристаллов схожи с камнями вида «Маркиз». Такие самоцветы также по форме напоминают каплю, заострённый конец которой закрепляют в оправе изделия. Для получения камня «Груша», мастера наносят 55 или же 56 граней. Такой самоцвет привлекателен в подвесках или колье, так как визуально удлиняет шею обладательницы украшения.
Груша
Сердце
Такая форма считается самой женственной и романтичной, равно как и наиболее дорогостоящей. Трудоёмкий процесс огранки требует соблюдения пропорций ширины и длины самоцвета 1:1. Технология создания «сердечек» напоминает огранку грушевидных кристаллов.
Сердце
Принцесса
Это кристаллы квадратной или прямоугольной формы, зависимо от которой наносится разное число фацетов – 49, 65 или 68. «Принцесса» использовалась с конца 70-х годов прошлого века, находя применение, как вставка для обручальных колец. При этом углы камня обязательно фиксировались оправой.
Принцесса
Багет
Этот вариант ступенчатой огранки подходит только для минералов безупречного качества, так как малейшие изъяны самородка просматриваются даже без увеличения. Тем не менее, прямоугольный «Багет» смотрится благородно и респектабельно.
Багет
Форма «Ашер» похожа на изумрудную огранку, только с большим числом уровней. Зависимо от размера исходного сырья, мастер наносит от 25 граней, увеличивая число фацетов до 49, 72 или больше для крупных самоцветов. Обретя популярность в 30-х годах ХХ века, «Ашер» и сегодня держит свои позиции.
Ашер
Октагон
Октагон представляет собой ступенчатый восьмигранник. Преимущества разновидности – раскрытие чистоты самоцвета, игры переливов, а также защита от всевозможных повреждений хрупкого самородка.
Октагон
Радиант
Радиант – результат совмещения форм огранки «Принцесса» и «Изумруд», раскрывающий цвет, блеск и чистоту кристалла. Такой восьмигранник создают из исходников больших размеров, чаще используя готовые вставки для мужских ювелирных изделий.
Радиант
Бриолет
Одна из первых форм обработки крупных вытянутых алмазов. Для создания «Бриолета» самоцвет вдоль диаметра покрывается треугольными гранями, которых в классическом случае 56 штук. Этот метод усиливает игру световых бликов камня.
Бриолет
Кушон
Огранка «Кушон» пришла со времён эпохи Барокко. В XVII – XVIII веках европейские бриллианты гранились «Кушоном», так как эта техника предполагала максимальную сохранность веса исходного сырья. Другое название формы – «Антик».
Кушон
Квадрат
Одна из форм ступенчатой огранки, предусматривающая одинаковую длину всех сторон самоцвета. Такие вставки выгоднее смотрятся в браслетах.
Квадрат
Триллион
Заключение
Качество огранки непосредственным образом влияет на красоту камня. Выбранная форма огранки, соблюдение пропорций, симметричность граней играют решающую роль при оценке приобретаемого изделия. Ведь от этих факторов зависит игра света, глубина и насыщенность цвета, чёткость форм самоцвета. Небрежность мастера приводит не только к утрате главных показателей качества, но и к повреждениям самородка, понижению стоимости, что автоматически переводит камень в категорию брака.
Источник