- «Очистка загрязненной поваренной соли» Аннотация
- Главная > Документ
- Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
«Очистка загрязненной поваренной соли» Аннотация
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Материал для учащихся
8 класс по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»
В дополнительном материале дана классификация основных методов разделения веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, действие магнитом или водой; инструкции по технике безопасности для учащихся.
В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества. Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности.
Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей:
Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.
Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой. В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке. Пример смеси — смесь речного песка с водой.
Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием (смотреть видео)
Разделение гетерогенных (неоднородных) смесей с помощью фильтрования основано на растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка. В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. Пример смеси — смесь песка и поваренной соли в воде.
Разделение смеси крахмала и воды фильтрованием (смотреть видео)
Этот способ используют для выделения твердых веществ из растворов. Выделить соль из фильтрата можно с помощью выпаривания , т.е. нагреть смесь и вода испарится, а соль останется на фарфоровой чашке.
Это процесс выделения твёрдой фазы в виде кристаллов из растворов или расплавов, в химической промышленности процесс кристаллизации используется для получения веществ в чистом виде. Кристаллизация из расплавов и растворов — основной способ образования кристаллов в природе. Так образуются из огненно-жидкого силикатного расплава (магмы) массивные кристаллические породы – граниты. На дне озер, заливов и в море отлагаются кристаллы солей. Из расплавов и растворов выращиваются искусственные кристаллы (например, технические и драгоценные камни: пьезокварц, карборунд, рубин, алмаз, сапфир и др.).
Это метод разделения жидких веществ с разной температурой кипения. Дистилляция применяется в промышленности и в лабораторной практике для разделения и рафинирования сложных веществ: для разделение смесей органических веществ (например, разделение нефти на бензин, керосин, соляр и др.; получение ароматических веществ в парфюмерии; получение алкогольного спирта) и для получения высокочистых неорганических веществ (например, металлов: бериллий, цинк, магний, кадмий и др.).
Пример смеси — раствор соли в воде
Разделение однородных смесей (смотреть видео)
Действие магнитом или водой
Если в смеси присутствует вещество, способное к намагничиванию, то его легко выделить в чистом виде с помощью магнита , т.е. воспользоваться разницей в физических свойствах веществ. Такими свойствами могут быть удельный вес, способность намагничиваться или смачиваться водой. Например, так можно разделить смесь порошков серы и железа. Еще один способ разделения смеси серы и железа основан на разнице в смачиваемости и плотности этих веществ. Сера тяжелее воды , но не смачивается ею, порошок серы всплывает на поверхность. Железо тяжелее воды и смачивается ею, поэтому остается на дне. Такой способ разделения смесей называется флотацией. («Флотация» — слово, родственное слову «флот») Флотация применяется в горном деле: с помощью флотации обогащают руды — отделяют лишнюю породу.
Пример смеси — смесь порошка железа и серы
Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды (смотреть видео)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.
Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам техники безопасности.
Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.
Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Перед проведением экспериментальной работы каждый учащийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).
Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.
Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собственноручно учащимися в тетрадях для практических работ. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.
Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук , так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.
Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.
По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.
Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.
При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.
Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.
Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учителю или лаборанту.
По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
ПРИ РАБОТЕ СО СПИРТОВКАМИ И СУХИМ ГОРЮЧИМ
Спиртовки широко распространены в химических кабинетах. Они просты по устройству, но требуют осторожности при эксплуатации.
Перед зажиганием спиртовки следует произвести внешний осмотр и удостовериться, что корпус ее исправен, фитиль вытащен на требуемую высоту и достаточно распушен, а горловина и держатель фитиля совершенно сухие. Если спиртом смочены держатель фитиля и горловина спиртовки, почти неизбежно произойдет взрыв паров внутри, следствием чего может быть нарушение целостности корпуса, выброс держателя, растекание спирта и пожар. Поэтому ни в коем случае нельзя зажигать спиртовку с остатками жидкости, а следует выждать некоторое время и дать ей обсохнуть.
Фитиль должен плотно входить в направляющую трубу держателя, иначе не исключена возможность вспышки паров внутри спиртовки
Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом — накрывать пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Заполняются спиртовки только этиловым спиртом . В самом крайнем случае можно заливать в спиртовки керосин (но не бензин, не метанол!).
В нерабочем состоянии спиртовки хранят в металлических ящиках для ЛВЖ или под тягой (в изолированном от других реактивов отсеке).
Сухое горючее. При выполнении учениками опытов, связанных с нагреванием, из-за отсутствия спирта приходится пользоваться так называемым сухим горючим.
Прежде чем раздавать таблетки сухого горючего, учащимся нужно рассказать о правилах пользования ими, особенно о способе тушения.
Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками, а тушить — с помощью колпачка от спиртовок, керамическими тигельками, накрыв таблетку сверху. Недогоревшие таблетки издают довольно неприятный запах, поэтому их лучше сжигать до конца или сразу же убирать в вытяжной шкаф.
Источник
Способы разделения смеси. Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Раздел долгосрочного планирования:
7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси
Школа: общая средняя школа № 4 имени Халела Досмухамедова, г. Шымкент
ФИО учителя: Бабаян Елена Размиковна
Способы разделения смеси .
Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Учебные цели, достигнутые на этом уроке (ссылка на учебный план)
7.4.1.5 -знать виды смесей и способы их разделения
7.4.1.6 -уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей
Все учащиеся будут:
Знать виды смесей и способы их разделения.
Знать и соблюдать правила ТБ при выполнении эксперимента.
Большинство учащихся будут:
Уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смесей.
Определять состав смеси и описывать ее.
Некоторые учащиеся будут:
Обобщать и делать вывод после выполнения экспериментальной работы.
Уровни мыслительных навыков
знание, понимание, применение
навыки высокого порядка
Знают виды смесей, определяют состав и способы их разделения.
Знают предназначение лабораторного оборудования и соблюдают правила ТБ при выполнении эксперимента.
Планируют и проводят эксперимент по разделению смесей.
Делают вывод после выполнения экспериментальной работы.
выделять основную информацию, обмениваться мнением друг с другом, обобщать ответ, представлять материал
Основные слова и термины: химическое оборудование, фильтрование, отстаивание, дистилляция (перегонка), выпаривание, кристаллизация
Сочетания, используемые для диалога и письма:
Способы разделения гомогенных смесей .
Способы разделения гетерогенных смесей .
Сотрудничество, умение работать в паре, бережное отношение к школьному оборудованию.
7.4.1.2 -знать, что чистое вещество состоит из одинаковых атомов или молекул
7.4.1.3 -различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и соединение
7.4.1.4 -использовать знания о физических свойствах элементов, и соединений для распознавания незнакомых веществ в составе смеси
Запланирован ные этапы урока
Виды заданий, запланированных на урок
Приветствие, создание коллаборативной среды, эмоциональный настрой.
Учащимся раздаются стикеры, на которых они пишут свои ожидания от урока. Затем учащиеся крепят стикеры на лист ватмана, на котором нарисован контур колбы.
Я желаю вам удачи,
Чтоб решались все задачи,
Чтоб учились хорошо,
Чтоб урок успешно шел!
Деление на группы.
Учащиеся выбирают карточки с изображением химической посуды и делятся на группы по одинаковым изображениям:
2 группа – пробирочки
3 группа – стаканчики
5 группа — спиртовочки
Проверка домашнего задания :
Цель: выявить знания учащихся по предыдущей темы
прием «Великолепная десятка»
Что называют веществом?
Дайте определение понятию «свойства вещества».
Что относится к физическим свойствам вещества?
Что относится к химичесим свойствам вещества?
Какие бывают вещества по составу?
В чем отличие чистого вещества от смеси?
Какие важные правила мы должны знать, заходя в кабинет химии?
Назовите химическую посуду, изображен-ную на рисунке.
Назовите химическую посуду, изображен-ную на рисунке.
Назовите химическое оборудование, изображенное на рисунке.
владеют теоретическими знаниями;
знают и различают химическую посуду.
ФО – оценивание учителем, прием «Похвала»
Корректирование полученных знаний.
Цветные стикеры, флипчарт
Карточки с изображением химической посуды
Презентация, интерактивная доска (можно использовать готовые рисунки на листах А4)
Актуализация знаний: постановка проблемных вопросов
Слово учителя. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая одежда, чистая тетрадь. Но не все вещества бывают чистыми. Чаще мы используем в быту смеси веществ. Скажите, а что вы сегодня пили за завтраком?
Как вы считаете, чай, кофе, какао, молоко можно отнести к чистым вещестам? А можем ли мы увидеть состав этих напитков?
Изучение новой темы:
Работа в группах — прием «Догадайся сам».
Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание. Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из сахара и речного песка.
Задание. Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из сахара и воды.
Задание. Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из воды и речного песка.
Задание. Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из железных опилок и древесных опилок.
Задание. Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из этилового спирта и воды.
изучает материал в учебнике;
определяет способ разделения смеси;
кратко описывает выбранный способ.
После изучения материала на доске составляется общий кластер «Способы разделения смесей»
ФО. Взаимооценивание – группы оценивают друг друга за объяснение «смайликом».
Лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязнён-ной поваренной соли». Прием «Эксперимент».
Цель: уметь планировать и проводить эксперимент по разделению смеси, соблюдая правила ТБ.
Оборудование и реактивы: штатив, спиртовка, воронка, фарфоровая чашка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, дистиллированная вода, смесь повареной соли и песка.
Определите вид и состав смеси.
Составьте план работы по очистке загрязненной поваренной соли.
Проведите эксперимент по составленному плану.
Заполните таблицу результатов.
Что делал?
Сформулируйте вывод по проведенной работе, указав способы очистки поваренной соли от загрязнений.
определяет вид и состав смеси;
составляет план выполнения работы по очистке загрязненной повареной соли;
выполняет эксперимент в соответствии с планом;
формулирует вывод по проведенной работе.
ФО проводит учитель (обратная связь в тетрадях после проверки)
Карточки с заданиями, листы формата А4
Смайлики (в каждой группе по три смайлика)
Правильно определили и грамотно объяснили
Правильно определили, но не смогли полностью объяснить
Не смогли определить и объяснить
Карточки с заданиями
Сегодня на уроке я узнал (-а), что .
Для меня была полезной информация о .
Сложным для меня было .
Учащиеся на стикерах пишут ответы и крепят стикеры на лист ватмана, на котором нарисован контур колбы.
Домашнее задание: учебник химии 7 класс, автор Оспанова, параграф § 2, с. 100 – 102, ответить на вопросы.
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности
Работа с раздаточным материалом, на котором даны задания
Для всех (максимальная поддержка).
знают виды смесей и способы их разделения;
знают и соблюдать правила ТБ при выполнении эксперимента.
Для большинства (средняя поддержка).
умеют планировать и проводить эксперимент по разделению смесей;
определяют состав смеси и описывать ее.
обобщать и делать вывод после выполнения экспериментальной работы.
ФО — оценивание учителем, прием «Похвала».
ФО – письменные рекомендации учителя в тетрадях.
Использование на уроке
активных видов работы.
Соблюдение правил ТБ.
Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?
Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?
Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы
использовать при планировании следующего урока?
Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из сахара и речного песка.
Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из сахара и воды.
Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из воды и речного песка.
Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из железных опилок и древесных опилок.
Изучив материал в учебнике (стр. 14 — 16), определите способ разделения смеси, состоящей из этилового спирта и воды.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1127912
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник