Способ очистки поваренной соли от смеси ее с песком

Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком

1. Добавить к смеси немного воды, перемешать. Соль растворится, песок осядет на дно.

2. Профильтровать полученную смесь. Если нет фильтра, дать отстояться и слить верхнюю часть воды с растворенной солью.

(Здесь мы используем различную растворимость соли и песка в воде)

3. Выпарить соль из раствора в фарфоровой чашке.

Прекратить выпаривание при появлении кристаллов соли, иначе чашка может треснуть. С горячей чашкой обращаться осторожно. Спиртовку тушить, накрывая колпачком. Спички чиркать «от себя».

Билет № 12

Амфотерные гидроксиды, их химические свойства: взаимодействие с кислотами, щелочами, разложение при нагревании (на примере гидроксида цинка).

Амфотерные гидроксиды – вещества, состоящие из металла (цинка, алюминия и некоторых других) и гидроксогрупп OH.

Могут быть получены действием щелочей на растворы солей цинка:

Способны в зависимости от условий проявлять как основные, так и кислотные свойства. Т.е. реагируют как с кислотами, так и со щелочами.

С кислотами амфотерные гидроксиды реагируют так же, как и основания, с образованием соли и воды. Например, гидроксид цинка, нерастворимый в воде, взаимодействует с соляной кислотой и осадок исчезает:

(полученная соль – хлорид цинка)

Чтобы записать реакцию гидроксида цинка со щелочью, его удобно записать, как кислоту – водород в начале.

Осадок растворяется и в избытке щёлочи.

При взаимодействии гидроксида цинка со щелочами образуются соли – цинкаты:

Строго говоря, образование цинката натрия в водном растворе происходит при участии гидроксид-ионов, но обычно для простоты записывают это уравнение.

Нерастворимые гидроксиды разлагаются при нагревании, образуется оксид металла и вода:

Источник

Урок -практическая работа. Очистка поваренной соли.

Тема урока: Практическая работа № 3

«Очистка загрязненной поваренной соли».

Цели урока: сформировать практические умения разделения и очистки смесей: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.

Оборудование и реактивы: инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с речным песком, палочка для размешивания.

Тип урока : урок- практикум

1. Организационный этап урока. Вступительное слово учителя. Диалоговая беседа. (5 мин).

2. Представление лабораторий.

3. Тесты на знание правил техники безопасности. (5 мин)

4. Эксперимент.(15 мин)

5. Оформление отчёта о проделанной работе. (10 мин)

6. Итоги работы лабораторий. (1 мин)

7. Закрепление материала. (2 мин)

8. Рефлексия.(1 мин)

9. Домашнее задание. (1 мин)

1.Вступительное слово учителя : Диалоговая беседа. Здравствуйте ребята! На столе представлены несколько пачек с солью.

Демонстрирует пачки соли разных названий и марок: поваренная соль, пищевая соль, каменная соль, йодированная соль, соль «Экстра», морская соль. Какова формула пищевой соли?

Какую соль люди употребляют в пищу?

— поваренную соль, пищевую соль, каменную соль, йодированную соль.

Правильно, а вся ли соль чистая? Рассмотрим что написано на данных пачках соли: читают состав соли. Самая чистая соль «Экстра».

Сегодня на уроке мы выполняем практическую работу по очистке смеси речного песка и поваренной соли.

Учитель. Что мы знаем о соли? Где содержится соль на Земле? Зачем нужна соль? Сколько нужно соли человеку в сутки? Полезна ли соль?

Предполагаемые ответы обучающихся.

-Соли — сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка. Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан — это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.

Поваренная соль — минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В России, Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.

Читайте также:  Способ приготовления эпоксидного клея

(Показывая пачку соли) Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека – 6 г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.

Учитель. Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей, поэтому её очищают.

2. Представление лабораторий: у нас сегодня будут работать две лаборатории:

«Булочка» — лаборатория пекарни «Свежий хлеб»;

«Крепыш» — лаборатория молочного комбината «Починок молоко».

Задача каждой лаборатории: провести очистку соли от примесей и оформить отчёт о проделанной работе.

Контролировать качество выполнения работы будет «СЭС».

За урок получите две оценки. Первую – за правильность выполнения эксперимента и технику безопасности, вторую – за оформление отчёта.

Сейчас, вы в группах изучите инструкции по выполнению работы.

3. Тест: Перед экспериментом повторим технику безопасности в химической лаборатории. Сейчас выполним тесты на знание правил техники безопасности ( на столах у каждого учащегося находятся тесты). (3 мин)

Учитель: Проверим выполнение тестов в парах, сверьтесь с ответами на доске и поставьте оценку. 1-г,2-в, 3-б,4-б, 5-а.

4.Эксперимент: Проводится в каждой лаборатории, учитель следит за работой, заполняют листы оценивания.

5.Оформление отчёта о проделанной работе:

Образец оформления работы:

1. Растворили смесь соли с песком в воде

Кристаллики соли хорошо растворяются в воде, песок оседает на дно стакана

Смесь неоднородная, соль, растворилась, песок остался на дне стакана.

2. Приготовили фильтр и провели фильтрование

На фильтре остаются песчинки, не растворившиеся в воде, в стакане – прозрачный раствор соли (фильтрат)

Неоднородную смесь можно разделить фильтрованием.

В стакане однородная смесь воды и соли.

3. Провели выпаривание

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остались кристаллики соли

Однородную смесь можно разделить выпариванием

Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ.

Вывод . Учащиеся самостоятельно под руководством учителя делают вывод. Очистить загрязнённую поваренную соль можно фильтрованием раствора соли и затем выпариванием однородной смеси.

6. Итоги работы лаборатории:

Ученики показывают чистую соль на предметном стекле и сдают тетради.

7. Закрепление материала.

Учитель: закончите фразы:

1.Однородную смесь можно разделить …

2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки соли …

3. Метод разделения песка и соли основан.

8. Рефлексия. Всё выполнил и получил соль!

Получил соль, не полностью оформил отчёт! Не справился с задачей урока.

9. Домашнее задание. Знать правила техники безопасности; способы разделения однородных и неоднородных смесей. Составить план разделения смеси по вариантам: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, древесные опилки, сахарный песок.

И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.

Урок окончен. До свидания.

Инструкция по выполнению практической работы №3.

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель работы: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка, используя, способы разделения смесей .

Оборудование и реактивы: стакан, воронка, стакан с водой, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком, палочка для размешивания.

ТЕСТ на знание правил безопасного поведения во время проведения практической работы.

1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?

А) можно перекусить; Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

В) можно бегать и шуметь; Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок

2.Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А) тушить огонь колпачком; Б) зажигать спичками; В) зажигать от другой спиртовки

Г) заполнять этиловым спиртом

3.Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:

А) руками; Б) держателем; В) щипцами

4.Полученную в школьной лаборатории очищенную соль:

А) можно попробовать на вкус; Б) нельзя пробовать на вкус

5.Что нужно делать, если разлил раствор вещества:

Читайте также:  Способы построения обратных матриц

А) сообщить учителю; Б) самостоятельно убрать разлитое вещество; В) сделать вид, что ничего не случилось.

Ход работы. План.

Растворите смесь песка и соли в воде;

Приготовьте фильтр, вставить его в воронку, воронку поместить в чистый стакан.

Капните немного фильтрата на предметное стекло, проведите выпаривание, соблюдая осторожность;

Ответьте на вопросы:

а) каков характер разделяемой смеси?

б) на чем основаны методы разделения?

По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.

Образец оформления работы:

1. Растворили смесь соли с песком в воде

2. Приготовили фильтр и провели фильтрование

3. Провели выпаривание

1. Неоднородную смесь можно разделить …

2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки соли …

3. Метод разделения песка и соли основан.

Вывод: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка можно: растворением, фильтрованием, выпариванием. Данный метод основан на различной растворимости веществ.

Источник

Практическая работа «Очистка поваренной соли»
методическая разработка по химии (8 класс)

Разработка практической работы по теме «Очистка поваренной соли»

Скачать:

Вложение Размер
практическая 49.5 КБ
практическая 54.26 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель: Сформировать у учащихся знания о смесях и способах их разделения.

  • Обучить учащихся простейшим способам очистки веществ: фильтрование и выпаривание.
  • Формировать умение работать с инструкцией, оформлять отчет о химическом эксперименте.
  • Воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).
  • Развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи.
  • Развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать аналитические навыки мышления.

Оборудование: спиртовка, спички, воронка, фильтр, фарфоровая чашка для выпаривания, держатель, стеклянная палочка, стакан химический, загрязненная соль, вода, колба, мерный цилиндр, компьютер.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Актуализация знаний.
  4. Мотивация и целеполагание.
  5. Инструктаж по технике безопасности.
  6. Ознакомление с ходом работы и выполнение работы (по инструкционным картам).
  7. Оформление отчета о проделанной работе.
  8. Дополнительные задания.
  9. Подведение итогов и домашнее задание.

В природе чистые вещества не встречаются, они существуют в виде смесей.

  • Приведите примеры смесей.

СЛАЙД 2 Смесь

однородная смесь неоднородная смесь

  • С чем связано деление смесей на однородные и неоднородные?
  • Всегда ли людям нужны особо чистые вещества?
  • Где такие вещества просто необходимы?

Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества. Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности.

  • Какие способы разделения могут быть использованы для разделения неоднородных смесей? Однородных?

СЛАЙД 3 (на основании ответов учащихся формируем схему на доске)

Смесь

однородная смесь неоднородная смесь

Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

СЛАЙД 4 Предложите способ разделения смеси, состоящей из железных опилок и порошка серы (показ фрагмента).

  • На каких физических свойствах веществ основаны данные способы разделения смесей?

Мотивация и целеполагание.

СЛАЙД 5 Очистка загрязненной поваренной соли

  • Какие способы разделения смесей могут быть использованы сегодня для очистки поваренной соли?

Инструктаж по технике безопасности.

СЛАЙД 6 Правила техники безопасности

Ознакомление с ходом работы и выполнение работы (по инструкционным картам).

Вопросы к слайдам по ходу работы

СЛАЙД 7 Растворение загрязненной поваренной соли

  • Что наблюдаете
  • Какое свойство соли иллюстрирует данный опыт
  • Вывод: Смесь воды и поваренной соли ___________ смесь, потому что _________

СЛАЙД 8 Очистка полученного раствора при помощи фильтрования

  • Что наблюдаете
  • Каким способом можно отделить раствор соли от речного песка

СЛАЙД 9 Выпаривание

  • Что наблюдаете
  • Каким способом можно выделить растворённую поваренную соль из раствора

Оформление отчета о проделанной работе.

  • Составить план разделения смеси:

а) речной песок, бензин, соль

б) железные, медные опилки, сахарный песок

  • Какой способ очистки чайной заварки от чаинок вы используете, когда наливаете ее из чайника через ситичко?
  • Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи.

Подведение итогов и домашнее задание

Предварительный просмотр:

Тема: Практическая работа «Очистка загрязнённой поваренной соли »

· Активизировать интерес учащихся к предмету.

· Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.

· Развивать и укреплять навыки химического эксперимента.

· Развивать познавательную активность.

· Научить работать в группах.

· Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.

· Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.

· Лабораторный штатив с кольцом.

· Химический стакан (2шт).

· Загрязнённая поваренная соль.

1. Вступительное слово учителя.
2. Представление лабораторий.
3. Правила техники безопасности.
4. Эксперимент.
5. Оформление отчёта о проделанной работе.

  1. Организационный момент.
  2. Правила ТБ.
  3. Прочитайте работу.
  4. Приступить к работе по инструкции.

Практическая работа по теме «Очистка загрязнённой поваренной соли »

Инструкция по выполнению работы

Растворение смеси в воде

1. В химический стакан поместите 2-3 ложки загрязненной поваренной соли.

2. Налейте в тот же стакан воду так, чтобы стакан был заполнен приблизительно на ½ его объема.

3. Перемешайте стеклянной палочкой. Используйте ту часть палочки, на которой одето резиновое кольцо.

Подготовка бумажного фильтра

1. Сложите фильтр. Для этого сверните его пополам и, не разворачивая, еще раз пополам. Разверните полученный конус так, чтобы с одной стороны был один слой бумаги, а с другой – три слоя. Вложите фильтр в воронку.

2. Проверьте правильность положения фильтра в воронке: он должен плотно прилегать к стенкам воронки и не доходить до ее края примерно на 0,5 см.

3. Смочите фильтр водой.

1. Установите воронку в кольце штатива. Стебель воронки должен касаться стенки стакана – приемника.

2. Держите стеклянную палочку так, чтобы ее конец был направлен на тройной слой фильтровальной бумаги.

3. Аккуратно наливайте фильтруемую жидкость по палочке. Следите за тем, чтобы жидкость не доходила до края фильтра.

1.Перелейте фильтрат в фарфоровую чашку для выпаривания.

2.Поставьте чашку на кольцо штатива.

Название опыта. Рисунок.

(ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать)

(ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать)

1. Растворение смеси в воде. Отстаивание.

Что наблюдали? ______________________

Что произошло с речным песком, с поваренной солью?

Почему в данной работе необходимо использовать растворение в воде и отстаивание водной смеси?

Что наблюдали во время фильтрования?

Что получили в результате фильтрования?

3. Выпаривание (кристаллизация)

Сравните полученные кристаллы с выданной вам загрязнённой поваренной солью

Какое вещество получили в итоге?

Опишите физические свойства полученного вещества.

(Сформулируйте вывод из цели работы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в 7 классе на тему «Очистка поваренной соли»2

Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока — применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя.

Практическая работа: «Очистка загрязнённой поваренной соли»

Цель урока:•Активизировать интерес учащихся к предмету.•Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека. Задачи урока: •Развивать и укреплять навыки химическо.

Презентация практической работы по химии 8 класс «Очистка поваренной соли»

Практическая работа «Очистка поваренной соли»Цель: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умен.

Практическая работа «Очистка поваренной соли»

Предстарлен алгоритм работы по очистке \оли с рисунками.

Презентация практической работы по химии: » Очистка поваренной соли»

очистка поваренной соли .

Практическая работа 2: Очистка поваренной соли от загрязнений»

Последовательность выполнения практической работы, с картинками и заданиями.

Технологические карты к практическим работам: № 4 «Очистка поваренной соли» и № 6 «Определение РН среды».

Представленный материал является инструктивной карточкой при выполнении указанной работы. Они раздаются на каждый стол учащегося, помогая ему ориентироваться в выборе оборудования для конкретного дейс.

Источник

Читайте также:  Проверка качества товара является способом это
Оцените статью
Разные способы