- Словари
- Тайм-менеджмент: 15 методов эффективного управления временем
- Что такое тайм-менеджмент
- Принципы тайм-менеджмента
- Лучшие методы тайм-менеджмента
- 1. Подготовка с вечера
- 2. Хотя бы N минут
- 3. Дедлайны
- 4. Поедание «лягушки»
- 5. Мелкие задачи
- 6. Автофокус
- 7. Сделайте это завтра
- 8. Деление большой задачи
- 9. Одна задача в один промежуток времени
- 10. Методы фиксированного времени
- 11. Принцип девяти дел
- 12. Канбан
- 13. Хронометраж
- 14. Матрица Эйзенхауэра
- 15. Тайм-менеджмент по хронотипу
- Приложения для управления временем
- Книги по тайм-менеджменту
Словари
1. Официально установленная последовательность действий для осуществления или выполнения чего-либо.
отт. Ряд действий при выполнении чего-либо; протекание, ход чего-либо.
2. Лечебное мероприятие, обычно предписанное врачом (душ, ванны, массаж и т.п.).
ПРОЦЕДУ́РА — сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? процеду́ры, чему? процеду́ре, (вижу) что? процеду́ру, чем? процеду́рой, о чём? о процеду́ре; мн. что? процеду́ры, (нет) чего? процеду́р, чему? процеду́рам, (вижу) что? процеду́ры, чем? процеду́рами, о чём? о процеду́рах
1. Под процедурой оформления (осуществления и т. п.) чего-либо понимается официально установленная последовательность действий, необходимая для оформления.
Депутаты внесли поправки в процедуру голосования по данному вопросу.
2. Под процедурой какого-либо дела понимается определённая последовательность действий при выполнении этого дела.
Японские повара познакомили москвичей с процедурой приготовления экзотических блюд.
3. В медицине под процедурой понимается какое-либо лечебное мероприятие (как правило, физиотерапевтического характера), предписанное врачом.
Чтобы выздороветь, вам необходимо регулярно принимать все процедуры.
ПРОЦЕДУ́РА, процедуры, жен. (от лат. procedo — иду вперед).
1. Порядок выполнения, ряд последовательных действий, необходимых для выполнения чего-нибудь (книжн.). Процедура подписания договора. Судебная процедура. Сложная процедура.
2. Отдельный процесс, акт в лечении, которому подвергается больной, напр. инъекция, клизма, компресс и т.п. (мед.). Ходить на процедуры. В числе других процедур больному назначены грязевые ванны.
ПРОЦЕДУ́РА, -ы, жен.
1. Официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-н. (книжн.). П. составления акта.
2. обычно мн. Отдельный сеанс физиотерапии (напр., ванна, душ, массаж), закаливания, ухода за телом. Ходить в поликлинику на процедуры. Водные процедуры.
| прил. процедурный, -ая, -ое. П. кабинет.
ПРОЦЕДУРА — жен., лат. шествие, ход;
| всякое длительное, последовательное дело, порядок, обряд. Процессия жен. торжественный ход, шествие. Процесс муж. тяжба, судебный ход дела.
1) Официально установленная последовательность действий для осуществления или оформления чего-л.
Процедура подписания договора.
2) Ход, последовательность действий в каком-л. деле.
Процедура приготовления кофе.
3) (обычно мн.) Сеанс лечения, закаливания, ухода за телом.
процеду́рная сущ., процеду́рный
От французского procédure (← лат. procedere ‘продвигаться’, ‘проходить’, ‘протекать’).
ПРОЦЕДУ́РА 1́ , -ы, ж
Отдельный сеанс физиотерапии (например ванна, душ, массаж), закаливания, ухода за телом.
Меня везут на процедуру. На груди у меня лежит том Достоевского (Довл.).
ПРОЦЕДУ́РА 2́ , -ы, ж
Мероприятие, представляющее собой официально установленную последовательность действий для осуществления и оформления чего-л.
ПРОЦЕДУ́РА -ы; ж. [от лат. procedere — продвигаться]
1. Официально установленная последовательность действий для осуществления или оформления чего-л. П. голосования. П. подписания договора. П. переговоров. Суд начался с обычной процедуры.
2. Разг. Ход, последовательность действий в каком-л. деле. Продемонстрировать процедуру заварки чая. Эта п. займёт много времени.
3. Лечебное мероприятие, предписанное врачом (ванны, массаж и т.п.). Грязевые процедуры. Принимать процедуры. Пойти на процедуру.
◁ Процеду́рный, -ая, -ое. П-ые правила. П. кабинет. П. вопрос. (вопрос по ведению какого-л. заседания). Процеду́рная, -ой; ж. Помещение, где производятся процедуры. Отвезти больного в процедурную.
процеду́ра (франц. procédure, от лат. procedo — продвигаюсь), 1) установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (например, судебная процедура).
2) Лечебное мероприятие, предписанное врачом (например, ванны).
ПРОЦЕДУРА — ПРОЦЕДУ́РА (от лат. procedo — продвигаюсь), установленный порядок ведения, рассмотрения дел. В конституционном праве (см. ПРАВО (система норм)) используется понятие согласительных процедур — совместных поисков общего решения при разногласиях между государственными органами в случаях и в порядке, установленных законом. Наиболее часто потребность в согласительной процедуре возникает в сфере федеративных отношений и в законодательном процессе при двухпалатной структуре парламента. Организационной формой проведения согласительной процедуры служат чаще всего согласительные комиссии, образуемые на паритетных началах.
ПРОЦЕДУРА (франц. procedure — от лат. procedo — продвигаюсь), 1) установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (напр., судебная процедура).
2) Лечебное мероприятие, предписанное врачом (напр., ванны).
1. Установленная, принятая последовательность действий для осуществления или оформления какого-л. дела.
Процедура голосования. Процедура подписания договора.
Началась обычная процедура: перечисление присяжных заседателей, рассуждение о неявившихся, наложение на них штрафов. Л. Толстой, Воскресение.
Здесь он [начальник станции] принимает, отмечает приезжих, — проверяет документы, заставляет расписываться — словом, проделывает всю немудрую процедуру управления станцией. Фурманов, Мятеж.
Ход, последовательность действий в каком-л. деле.
Перепрягать лошадей мы останавливались на постоялых дворах, и процедура эта занимала довольно много времени. Чернышевский, Письмо А. Н. Пыпину, [авг. 1861].
[Роджер] хотел показать нам всю процедуру приготовления австралийского чая. Гранин, Месяц вверх ногами.
2. Лечебное мероприятие, предписанное врачом (ванны, массаж и т. п.).
Грязевые процедуры. Ходить на процедуры.
[От лат. procedere — продвигаться]
ПРОЦЕДУРА (французское procedure, от латинского procedo — продвигаюсь),
1) установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (например, судебная процедура).
2) Лечебное мероприятие, предписанное врачом (например, ванны).
процедура (иноск.) — обряд, порядок, ход дела, — длительное, последовательное дело (процедура собств. — шествие, ход)
Ср. Началась обычная процедура: перечисление присяжных заседателей, рассуждение о неявившихся, наложении на них штрафов.
Гр. Л.Н. Толстой. Воскресение. 1, 8.
Ср. Бенни взял всю эту рискованную процедуру (выправления чужого паспорта) на себя и благополучно получил фальшивый паспорт.
Лесков. Загадочный человек. 30.
Ср. Вся эта процедура (устройство чтения романа) займет у него целую неделю: разъезды, приглашения.
Гончаров. Литературный вечер. 1.
Ср. Окончив «процедуру» ввода во владение, исправник потер себе руки особенным манером.
Тургенев. Степной Король Лир. 13.
Ср. Procedure (фр.) — ход дела (судопроизводство).
Ср. Procedere — выходить.
процеду́ра, процеду́ры, процеду́р, процеду́ре, процеду́рам, процеду́ру, процеду́рой, процеду́рою, процеду́рами, процеду́рах
сущ., кол-во синонимов: 32
процесс; церемония (разг. шутл.)
процедура — процесс деятельности; целенаправленный процесс;
определенная последовательность действий;
последовательность действий, отвечающая определенным требованиям
(# голосования. участвовать в процедуре. выполнять процедуру).
процедура чего, какая (# осмотра. # измерения. # купания).
комбинация — цепь объединенных единым замыслом действий.
пройти процедуру => действие, объект
упростить процедуру => изменение
Заимствование из французского, в котором procedure образовано от proceder от латинского глагола procedere, имеющего буквальное значение «двигаться вперед».
Из фр. яз. в XIX в. Фр. procedure — производное от procider < юрид. лат. procedere (буквально — «двигаться вперед»).
Процедура — это либо официально установленный порядок действий — процедура голосования, обсуждения, судебная процедура, или лечебное мероприятие — водные процедуры, массаж и тому подобное. В любом случае подразумевается последовательное продвижение от одного этапа к другому: например, при процедуре голосования сначала надо изучить список кандидатов, потом правильным образом заполнить бюллетень, потом опустить его в урну. Именно строгая последовательность действий и заложена в смысл слова: «procedere» на латыни — «продвигаться».
ПРОЦЕДУРА ы, ж. procédure <лат. procedere продвигаться.
1. Официально установленная последовательность действий для осуществления или выполнения чего-л. Процедура голосования. Процедура подписания договора. БАС-1. Началась обычная процедура: перечисление присяжных заседателей, рассуждение о неявившихся, наложение на них штрафов и решение о тех, которые отпрашивались, и пополнение не явившихся запасными. Толст. Воскресение. Устранение даже этого убого < 25 % > барьера явки вконец выхолащивает демократические процедуры и превращает народное волеизъявление в откровенную процедурщину. Социс 2002 6 129. || Ряд действий при выполнении чего-л.; протекание, ход чего-л. Процедура чего. БАС-1. Он морщился, грыз перо. выжимал из себя несколько строчек и снова начинал мучиться. На процедур его писания было смотреть тяжело. И. Панаев Литер. восп.
2. Лечебное мероприятие, обычно предписанное врачом ( душ, ванны, массаж и т. п.) Ходить на процедуры. Принимать процедуры. БАС-1. В числе других процедур больному назначены грязевые ванны. Уш. 1939. Процедуриться. разг. Принимать процедуры. Кот Маркиз, сущий аристократ по внешности и повадкам, вальяжничал в тени под сосной, а все отдыхающие подносили ему дань. В один из дней рыболовы, видимо, процедурились, и кот остался без рыбы. Москва 2003 4 18. — Лекс. Даль-1: процеду/ра.
ПРОЦЕДУРА (ново-лат., от лат. procedere — проистекать, происходить). 1) порядок, способ ведения дела в суде. 2) если говорят о медленности исполнения чего-либо, то употребляют выражение «длинная или долгая процедура»; вообще всякое длительное, последовательное дело.
Источник
Тайм-менеджмент: 15 методов эффективного управления временем
Что такое тайм-менеджмент
Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.
Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.
Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.
Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.
Принципы тайм-менеджмента
Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.
- Приоритизация. Чтобы выполнить задачу, нужно определить, насколько она срочная, сложная и важная, и только потом приступить к ее выполнению.
- Планирование. Чтобы выполнить задачу, нужно разобраться, когда ее следует сделать и сколько времени на это уйдет.
- Структурирование. Чтобы выполнить задачу, нужно понять, как отслеживать ее выполнение и результаты.
Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.
Лучшие методы тайм-менеджмента
1. Подготовка с вечера
Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.
2. Хотя бы N минут
Метод помогает справиться с прокрастинацией — откладыванием задач «на потом», даже если это важные или срочные дела. Если вы не хотите ничего делать, попробуйте начать хотя бы с нескольких минут на задачу: пять или десять. По мнению Джулии Мюллер, профессора Университета Лейпцига, так у человека останется право передумать, и оно повышает чувство контроля над ситуацией. Он перестает думать, что его принуждают делать что-то, чего он делать совершенно не хочет [2], поэтому дальнейшая работа идет легче.
3. Дедлайны
Ставьте четкие сроки сдачи работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с прокрастинацией. Исследователи Массачусетского технологического института выяснили, что даже самостоятельно установленные дедлайны помогают сдвинуть дела с мертвой точки [3]. При этом такие сроки работают хуже внешних дедлайнов, которые ставит руководитель или конкурсная комиссия. В личных делах внешним куратором может быть друг, коллега или родственник.
4. Поедание «лягушки»
Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро [4]— делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.
5. Мелкие задачи
Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].
6. Автофокус
Метод «автофокуса» подойдет людям, которые часто работают с задачами без дедлайна. Два предыдущих принципа обязывают выбирать дело, и это чувство обязанности вызывает отторжение. Автор метода Марк Форстер считает [6], что сначала следует выписать все дела в единый список, а потом медленно его прочитать, пока не захочется остановиться на одной задаче. Объем задачи не имеет значения, важнее желание сделать ее прямо сейчас. Если получилось завершить дело сегодня — вычеркните его. Не получилось — перенесите в конец списка, и прочитайте его заново.
7. Сделайте это завтра
Автор книги «Сделай это завтра» [7] Марк Форстер рекомендует не браться за срочные задачи сразу, а откладывать их на завтра. Для этого нужно вести закрытые списки дел. В закрытый список невозможно добавить новую задачу, но можно занести в список на следующий день. Такой подход помогает сохранять фокус на текущих делах и делать только свою работу.
Форстер разделяет «свою настоящую работу» и «занятость». Настоящая работа помогает продвигаться в бизнесе или профессии. Здесь вы полноценно применяете свои навыки и знания. Часто выходите из зоны комфорта — делаете то, чего не делали раньше. Работать по-настоящему сложно, такая работа может вызывать небольшое сопротивление.
Занятость появляется, когда вы откладываете настоящую работу ради мелких задач. Деятельность — не то же самое, что действие. Если работа вызывает ощущение перегруженности, но не кажется сложной, — скорее всего, это занятость. Настоящая работа бывает сложной, но не заставляет чувствовать себя «белкой в колесе».
8. Деление большой задачи
Эту технику также называют поеданием салями или слона по кусочкам. Глобальная задача может испугать объемом. Чтобы к ней приступить, следует разложить большую задачу на небольшие этапы, декомпозировать. Например, «запуск нового проекта» звучит громко и давит ответственностью. Но когда в нем появляются конкретные шаги, становится проще: «начать исследование аудитории» → «поговорить с Сашей по пунктам анализа» → «изучить результаты» → «подготовить макет по результатам исследования». Задача «обрастает» конкретикой и уже не кажется невыполнимой миссией.
9. Одна задача в один промежуток времени
Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.
10. Методы фиксированного времени
Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.
Техника Pomodoro. Метод помидора — это «система 25 минут» Франческо Чирилло. «Помидором» называют отрезок времени в 30 минут — 25 минут на работу и пять минут на отдых. Вы работаете 25 минут, делаете пятиминутный перерыв, затем снова уходите в работу. Через каждые четыре повтора — перерыв 30 минут.
Кстати, таймер называется «помидорным» потому, что Франческо Чирилло вначале использовал небольшой кухонный таймер в виде помидора.
Метод «90 на 30» Тони Шварца [9] и метод «52 на 17», который появился в результате исследования сервиса The Muse [10], строятся по похожему принципу. Первое значение — время в минутах, которое нужно отводить для работы, второе — время для перерыва.
Можно сказать, что это модификация дедлайнов, но в них жестко ограничивается само время на работу. Обилие коротких перерывов помогает «разгружать мозг», сменить деятельность и отвлечься.
Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.
11. Принцип девяти дел
Этот метод основан на иерархии задач. Согласно принципу, в течение дня нужно «закрыть» одну крупную задачу, три задачи поменьше и пять мелких. Подходят дела вроде подготовки к встрече с будущими клиентами, и задачи попроще, например покупка корма питомцу. Так домашние дела не пропадают из вида и входят в расчет собственной нагрузки.
Вариация этого метода — «принцип трех дел» Криса Бейли [11]. Этот метод поможет тем, кто легко погружается в рутину и не уделяет должного внимания своим долгосрочным целям. По мнению Бейли, нужно завершать три дела в день, которые приближают вас к достижению глобальной цели. Например, час в день делать грамматические упражнения на английском или сформировать заявку на стипендию, если ваша глобальная цель — учеба за рубежом.
12. Канбан
Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.
Классический канбан — это таблица с тремя столбцами «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Но столбцов может быть и больше, например, по количеству этапов в вашем проекте или на производстве, а их названия также могут меняться по усмотрению компании.
Все дела по умолчанию заносятся в первый столбец отдельной строкой или на отдельном стикере, карточке. Потом они перетаскиваются из одного в другой, пока, не попадут в последний столбец. Благодаря такому «перетаскиванию» можно легко отследить прогресс отдельного человека и всей команды.
13. Хронометраж
Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.
- Зафиксировать. В течение нескольких недель раз в один-два часа фиксируйте выполненные задачи и время, которое понадобилось на их выполнение. Дела на две-три минуты можно опустить. Цель этапа — фиксация, стороннее наблюдение за собой.
- Найти важное. По прошествии этих недель отметьте в той же тетради, когда время было потрачено с пользой, когда можно было сделать задачу быстрее, а когда время пропало впустую.
- Планировать. Скорректируйте расписание и процесс работы на основе своей статистики.
14. Матрица Эйзенхауэра
Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.
- Важно и срочно — сделать. Это задачи с дедлайнами. Например, завершить проект для клиента, отправить черновик статьи, ответить на важные письма, забрать детей из школы. Если их не сделать, это чревато неприятными последствиями.
- Важные и несрочные — запланировать. Это дела без крайнего срока, которые, нужны для вашего роста. Например, сходить в спортзал, заняться изучением иностранного языка, пойти на нетворкинг-сессию. Такие дела нужно планировать заранее, чтобы не потерять.
- Неважные и срочные — делегировать. Рутина, которая не требует специфических навыков. Например, выложить посты в блог, приготовить еду, сделать рассылку для коллег, поставить одежду в стирку. Эти задачи стоит делегировать, чтобы освободить время для важных и срочных.
- Неважные и несрочные — удалить. Это занятия, которые не приносят пользы в работе и не помогают достигать цели. Например, листать ленту в соцсетях, играть в видеоигры, смотреть телевизор. Такие дела забирают много времени, поэтому их нужно контролировать или отказаться вовсе.
15. Тайм-менеджмент по хронотипу
Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:
- «Медведи». Им комфортно просыпаться с 7 до 11 утра, пик продуктивности приходится на период с 11 до 18 часов, а отход ко сну должен быть не позднее 23 часов.
- «Львы». Могут просыпаться без будильника с 5:30 до 10 утра, наиболее продуктивны с 10 до 17, уйти на боковую им лучше до 22:30.
- «Волки». Очень тяжело встают по утрам, их время с 7:30 до 12 часов, эффективно работают до 20 часов и легко уходят спать в 00:00.
- «Дельфины». Люди с беспокойным режимом сна, поэтому даже если они встают с 6 до 10, могут легко заснуть обратно. Чтобы уснуть к полуночи, им нужно убрать любые экраны за два часа до сна. Пик их активности — с 10 до 18 часов.
Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.
Приложения для управления временем
Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.
- Focus To-Do — таймер Pomodoro и таск-менеджер одновременно.
- Trello — канбан-доска для личных нужд и работы в команде.
- Forest — таймер для телефона: пока вы не трогаете свой смартфон, на его экране растет дерево. Стоит вам разблокировать его в неположенное время, дерево погибает.
- Notion — база данных для хранения и систематизации практически любой входящей информации.
- Todoist — планировщик, который можно настроить под разные методы планирования, в том числе матрицу Эйзенхауэра.
- SingularityApp — таск-менеджер, который умеет переделывать письма из электронной почты в задачи.
Книги по тайм-менеджменту
Эти книги дополняют статью и раскроют техники подробнее.
- Тео Компернолле, «Освободи мозг: Что делать, когда слишком много дел».
- Дэвид Андерсон, «Канбан. Альтернативный путь в Agile».
- Максим Дорофеев, «Джедайские техники».
- Марк Форстер, «Сделай это завтра».
- Майкл Бреус, «Всегда вовремя».
Читайте также на РБК Трендах:
Источник