Способ объяснения лексического значения

Способы толкования лексического значения

В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса.

Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения:

Сайт: Новгородская электронная школа
Курс: Дистанционный Репетитор » Русский язык» 9
Книга: Способы толкования лексического значения
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 20 ноября 2021, 11:19

Оглавление

1. Синонимический способ

Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге, оригинал — подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный.

Может использоваться синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:

Крахразорение, банкротство .

Каверзаинтрига, происки, подвох .

Реестрсписок, перечень .

Инертныйбездеятельный, неподвижный.

Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость.

2. Перечислительный способ

Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которое называет данное слово:

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.

Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.

Гнус – комары, мошки, слепни.

Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.

Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.

Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.

3. Описательный способ

Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например:

апологеттот , кто выступает с предвзятой защитой;

наперерез — так , чтобы пересечь чей-либо путь.

Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.

При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «словами» то, что, тот, кто (или который ); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др ., которые разграничивают лишь лица и предметы:

Источник – то , из чего берется, черпается что-либо ; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.

Наглядный – такой , который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.

4. Отрицательный

Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры .

Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами « отрицание, отсутствие, лишенный ».

Бескультурье – отсутствие культуры.

Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости

5. Комбинированный

Соединяет в себе несколько способов толкования.

6. Комментарий

Дав определение, необходимо его прокомментировать , т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Подбираем синонимы, ассоциации к слову . Они помогут нам дать определение слову и прокомментировать его. А если вы творческий человек, то сможете использовать в своём сочинении метафоры, эпитеты, иносказания, и может получиться такой тезис.

Вопросы – подсказки к комментарию

— Насколько актуально сегодня это понятие?

— Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

— Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

— Чем существенным я могу дополнить это определение? —

— Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

Читайте также:  Наиболее эффективными способами искусственного дыхания являются те которые

— Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Источник

Способы толкования лексического значения

Способы толкования лексического значения слова

Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения: синонимический, перечислительный, описательный, отрицательный, отсылочный.
Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих ЛЗ слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге.

Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которым называет данное слово: морфема — приставка, корень, суффикс.
Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например, апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой; наперерез — так, чтобы пересечь чей-либо путь.
Отрицательный — путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры. Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами «отрицание, отсутствие, лишенный».
Отсылочная дефиниция характерна для производных слов, так как содержит указание на мотивирующее слово: древность — см. древний; красавчик — ласк. к красавец.
Чтобы полнее раскрыть оттенки значения, составители прибегают к совокупности способов.

Синонимический способ определения. Существо этого способа заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом-синонимом:
Оригинал — подлинник. Коммерция — торговля. Зодчий — архитектор. Аморальный — безнравственный и т. п.
2. Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые именуются данным словом:
Морфема — это приставка, корень, суффикс, окончание. Приматы — это полуобезьяны, обезьяны, человек. Гнус — комары, мошки, слепни.
3. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков. Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесённость поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:
Дивиденд — доход (I), получаемый владельцем акций (II). Сапфир — драгоценный ка¬мень (I) синего или голубого цвета (II).
4. Описательный способ определения. Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами [4] .
При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «операторами» то, что; тот, кто (или который) ; все то, что; все (те) , кто; всякий, кто и др. , которые разграничивают лишь лица и предметы:
Апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой каких-либо идей, учения и т. п. Культура (в широком смысле) — все то, что создано человеческим обществом в отличие от природы. Ноша — то, что несут на себе.
5. Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положительной информации о предмете, необходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значений слов — путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значения слов, но в известной мере раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является в конце концов существенной характеристикой.
Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные определения, в которых отрицание относится лишь к описательной части определения. Они строятся по формуле: «Х — это У, который не имеет С» .
Азот — газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения. Суша — часть земли, не покрытая водой. Целина — не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля .

Источник

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Работаем с лексикой на уроках русского языка: приемы и способы

Работа по лексике на уроке русского языка имеет большое как общеобразовательное, так и практическое значение.

Читайте также:  Какие существуют способы клепок

Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение:

  • расширяет знание учащихся о языке,
  • показывает существующие связи между лексикой и другими уровнями языка: между лексикой и фонетикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой,
  • формирует лексико-семантический подход к слову (в противоположность грамматическому),
  • знакомит со сферами употребления слов,
  • знакомит с основными источниками пополнения словарного запаса языка, тем самым формируя взгляд на язык как развивающееся явление.

Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение:

  • раскрывает слово как элемент словарной системы,
  • положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка,
  • воздействует на овладение орфографическими навыками,
  • является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике.

Работаем с текстом

Стихотворение И.Токмаковой «Плим»

Что же такое плим?

Ребёнок придумал слово и сам признаётся в том, что оно ничего не значит. Нет такого слова в русском языке, не найдём это слово ни в одном словаре. А те слова, которые мы используем для того, чтобы выразить свою мысль, читаем в произведениях разных жанров, имеют свое объяснение. Но и эти слова сами по себе бывают только в словарях. А «живут и работают» они в предложении. Внимательное чуткое отношение к слову необходимо воспитывать с первых встреч ребёнка с книгой. Необходимо приучать ребёнка при встрече с незнакомым словом останавливаться и узнавать его лексическое значение. Для этого ученик должен знать приёмы объяснения лексического значения слова. В данной статье приведены примеры к некоторым из них.

1. Приём словесного объяснения, толкования.

Особое значение в использовании этого приёма выполняет толковый словарь. Применение словаря может оправдываться разными задачами, но одна из них научиться точному лаконическому определению. Это важное умение, которое трудно сформировать у ученика. Ребёнок может подолгу, бессвязно объяснять значение слова, но окружающие так его и не поймут. Так случается и на уроках. Пример такого объяснения в шуточном стихотворении «Плим». А как должно быть на самом деле?

Конечно,не всегда ученик сможет дать чёткое грамотное определение какому-либо предмету, поэтому на уроках следует работать с толковым словарём и анализировать само определение.

Например, при объяснении лексического значения слова ложка объясняют, к какой группе предметов она относится (столовый прибор), обращают внимание на внешнее сходство с лопаткой. А при объяснении слова тряпка внимание обращается на то, что это часть ткани (кусок ткани), и назначение этой вещи.

2. Использование контекста для определения лексического значения слова
Часто ребёнок может самостоятельно понять лексическое значение незнакомых или малознакомых слов без разъяснений учителем, не обращаясь к толковому словарю, а понимая их значение по содержанию текста. Можно ли считать правильным такой подход? Считаю, что не всегда. Приведу пример отрывка из волшебной повести для детей А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители».
«Алёша поспешно надел свою красную бекешу на беличьем меху и зелёную бархатную шапочку с собольим околышком и побежал по двору» .

При чтении этой повести ученикам встретятся незнакомые слова: бекеша и околышком. Конечно, ученикам будет понятно, что это относится к предметам одежды. Для понимания смысла произведения совсем неважно, в какой одежде мальчик побежал по двору. Но если бекешу ученики смогут представить в виде пальто или куртки, то вряд ли догадаются, что такое околышек.

А разве не интересно младшим школьникам узнать, какую одежду носили их сверстники раньше?
Объяснив значения данных устаревших слов и увидев, как выглядят эти предметы одежды, дети могут сравнить свою современную одежду с одеждой сверстника «из прошлого».

Читайте также:  Способы лечения опухоли кишечника

3. Объяснение значение слова с помощью рисунка, предмета, действия, направления.
По названиям некоторых предметов ребята могут догадаться, почему так они названы, но фотография или рисунок даёт более чёткое представление об этом предмете (животном, растении, предмете быта и т.д.). Например, маслобойка.
Очень часто в основу названия предмета кладется какой-то признак предмета, самый яркий, который сразу бросается в глаза. По этому признаку и называется предмет. Например, горихвостка.

Подобное объяснение слов вызывает интерес у младших школьников, готовит учеников к овладению правильным способом морфемного разбора.
Кроме этого часто в текстах встречаются устаревшие слова, которые требуют для полного понимания лексического значения слова не только словесного пояснения, но и показа иллюстрации данного предмета. Многие слова мы не применяем в своей речи, так как в жизни нет уже тех предметов, которые они обозначают.

Именно поэтому для полного понимания смысла произведения необходима вдумчивая работа с каждым неизвестным словом.

4. Обращение к этимологии слова

В русском языке есть странные, интересные и не совсем понятные для младших школьников слова, которые вызывают вопросы об их значении. Например, слово катавасия.

Как объяснить лексическое значение данного слова?
Синонимами данного слова являются неразбериха, суматоха, беспорядок. Конечно, детям сразу всё станет понятно. Тогда почему такие понятные слова называют странным словом катавасия? Для этого нужно обратиться к этимологическому значению слова, и этот способ объяснения слова тоже должен быть известен ученикам. Оказывается, это слово было заимствовано из греческого и являлось церковным термином.

Так называли момент, когда певцы двух хоров сходились в центре храма и пели молитвы. Петь приходилось на ходу и на многие голоса. Иногда человек, видевший это, не понимал смысла и воспринимал как неразбериху. Так родилось современное значение этого слова.

5. Объяснение значения слова путем перечисления объектов, названных данным словом.
Данный приём применим в основном для детей дошкольного возраста. Но младший школьник, объясняя лексическое значение слова, часто использует это умение. Например, тарелка – это вид столовой посуды или это предмет посуды, который…
Птицы – это грач, сокол, воробей, чайка…
Посуда – это тарелка, чашка, кастрюля, блюдце….

6. Приём словообразовательного анализа.
Ярким примером будет служить отрывок из произведения Г.Остера.
– А твоя бабушка какая? – спросила мартышка
– Она такая…, такая – сказал удав, вглядываясь вдаль, – очень хвостливая?!
– Хвастливая? – удивилась мартышка.
– Нет! – обиделся удав. – Ничего она не хвастливая. Просто у нее хвост очень длинный.
– Как у тебя?
– Длиннее. И от этого она очень хвостливая.
Почему герои произведения не поняли друг друга? При объяснении лексического значения каждого слова понимаем:

  • любит хвастаться – хвастливая
  • имеет очень длинный хвост – хвостатая

В данном случае есть ошибка при образовании имени прилагательного с помощью суффикса.

Как объяснил удав? Он объяснил мартышке значение слова с помощью однокоренного слова хвост. Определение лексического значения слова через подбор родственного (однокоренного) слова – распространённый способ. На это нужно обращать внимание школьников. Ведь одно и то же слово можно объяснить по-разному. Часто можно подобрать слово, которое объясняет и его написание, и понимание, почему так назвали предмет. Например, слово ножовка:
1. Это узкая ручная пила.
2. Это пила, поминающая нож.

Считаю, что работа с лексическим значением слова обогащает пассивный и активный словарный запас ребенка, учит понимать смысл прочитанного и как следствие, развивает интерес к чтению, помогают воспитать у учеников привычку начинать морфемный разбор с толкования слова. Кроме этого, хорошее знание лексики – это не только ключ к формированию коммуникативной компетенции любого человека, но и средство для начального этапа становления орфографической грамотности маленького читателя.

Источник

Оцените статью
Разные способы